Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"
рабочая программа на тему

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"

Скачать:


Предварительный просмотр:

титул

Пояснительная записка

Программа «Вишневый сад» имеет эколого-биологическую направленность, способствует расширению знаний учащихся в области биологии, агрономии. За основу взята государственная программа под редакцией И.В. Костинской. В ходе обучения у детей формируется интерес к природе, любовь к земле и саду, воспитывается бережное отношение к окружающему миру, природе. Большую часть составляют практические занятия, поэтому программа составлена в соответствии с сезонной работой.

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. В настоящее время люди зачастую отдаляются от природы, заменяя общение с ней на пассивный отдых в своих комфортных квартирах перед экранами телевизоров или компьютеров. Такое отношение людей «человек отдельно, а природа отдельно» приводит к укоренению тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения:  разрушения позитивных народных традиций разумного природопользования.  Как известно все мы родом из детства и начинать учить пониманию ценности окружающей нас природы нужно именно с юного возраста. Необходимо показывать детям «незаметные» стороны жизнедеятельности растительного мира и ее необходимость для человечества. Залогом успешного обучения – является возможность дать детям самим исследовать изучаемый предмет: ощущать физически, чувствовать его запах, наблюдать за его ростом и развитием. Именно для этого и создана программа дополнительного образования «Вишневый сад». Дети в процессе изучения садовых культур знакомятся с растительным миром и природой в целом. Практические занятия на садовом участке помогают ребятам научиться взаимопомощи, а самое главное уметь ценить свой и чужой труд. Отличительная особенность данной образовательной программы: знакомство детей с азами садоводства плодово-ягодных культур, при изучении которых учащиеся расширяют свои знания  в области биологии, экологии, агрономии через практические, лабораторные работы. Блоки экологического содержания для первого и второго года обучения дают возможность показать неразрывную связь между окружающей средой и человеком. «Творческие мастерские», игровые занятия на протяжении всего учебного года и в конце изучаемого темы-блока позволяют раскрепощать, делать учебный процесс интересным, разнообразным, легким для восприятия.

Программа предусматривает: 3 года обучения по 144 часа.

Программа рассчитана на обучающихся 7- 13 лет. Первый год обучения предусматривает возраст детей начального звена, соответственно этому программа насыщенна творческими занятиями, праздниками, изготовлением поделок, рисунков. Обучение направлено на приобретение детьми первоначальных и основных понятий о растительном мире, семени, элементарные способы ухода за садом. Изучение материала проходит на примере косточковых культур (вишня, слива, абрикос).

Второй год обучения дает более глубокие биологические, агрономические знания, а также включает более сложные практические работы по уходу за садовыми культурами (обрезка, прививка плодовых культур). Изучаются агротехнические, биологические особенности хозяйственная характеристика косточковых, плодово-ягодных культур (облепихи, малины, смородины и др.) Учащиеся второго года обучения принимают участие в «Научно-практической конференциях».

Программа  третьего года обучения знакомит обучающихся с основами садового дизайна. Развивает способности детей к проектной деятельности, умение самостоятельно выявлять  актуальность проблемы и решать поставленные задачи. На протяжении прохождения всей программы юный садовод учится вести фенологические наблюдения за изменениями в природе, заполнять дневники фенологических наблюдений.

Цель программы: Дать знания о разнообразии видов агротехники возделывания и выращивания плодово-ягодных культур в зависимости от сезонно-климатических условий.

Задачи:

Образовательная:

  • Систематизировать  биологические, агротехнические понятия, определенные данной учебной программой;
  • Сформировать специальные и общеучебные умения и навыки;

Развивающая:

  • Развивать в процессе обучения личные качества учащихся: тренировка памяти, внимательности и др.;
  • Развитие технических умений и навыков по методам и различным видам агротехнических работ в саду;
  • Развитие творческих способностей, мышления;

Воспитательная:

  • Воспитание интереса к познанию окружающего мира;
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Формы  и режимы проведения занятий

Формы организации занятий:

Лекция – используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений предмета (раздела);

Практическое занятие – форма организации обучения, при которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют практические работы;

Экскурсия – форма организации обучения в условиях производства, природного ландшафта с целью изучения учащимися различных объектов и явлений действительности;

Праздники;

Творческие мастерские.

Формы работы с детьми:

  1. Индивидуальная;
  2. Фронтальная;
  3. Групповая – при проведении лабораторно–практических занятий;

Методы работы с детьми:

По источнику знаний:

  1. Словесный метод – лекция, беседу;
  2. Практический метод – лабораторные и практические работы;
  3. Наглядный метод – схемы, таблицы, иллюстрации, наблюдения, гербарии, натуральные объекты.

По характеру познавательной деятельности используется:

  1. Репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  2. Частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  3. Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
  4. Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

Занятия в объединении «Вишневый сад» проводятся два раза в неделю продолжительностью -  два часа (первый и второй год обучения).

Формы подведения итогов по реализации программы:

  1. Тестирование;
  2. Анкетирование;
  3. Вводная, промежуточная, итоговая диагностика;
  4. Итоговые занятия по блокам в игровых формах (викторины, «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.)
  5. Научно-практические конференции.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Для учебной программы первого года обучения:

Знать:

  • назначение садового инвентаря;
  • технику безопасности по применению садового инвентаря;
  • основные понятия о растительном мире, его составляющих;
  • основные элементы по уходу за садом в разное время года;
  • садовые косточковые культуры, их различия по внешнему виду;
  • понимать целостность природы и человека их взаимосвязь.

Уметь:

  • осторожно обращаться с садовым инвентарем;
  • производить элементарные работы по уходу за садом;
  • производить пикировку всходов.

Для учебной программы второго года обучения:

Знать:

  • биологические особенности и хозяйственную характеристику садовых плодово-ягодных культур;
  • различные виды почв;
  • основных представителей вредителей сада (различать по внешнему виду, по следам жизнедеятельности; меры борьбы с ними);
  • самые распространенные болезни плодово-ягодных культур (способы борьбы с ними);
  • разнообразные виды работ в саду по уходу за плодово-ягодными культурами;
  • основные виды размножения плодово-ягодных культур;
  • экология – понятие, ее основные задачи.

Уметь:

  • определять механический состав почв;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • определять по внешнему виду органические и основные минеральные удобрения;
  • производить основные виды прививок;
  • производить обрезку  и формирование крон  ягодных культур;
  • работать с черенками (способы зеленого черенкования);
  • проводить исследовательскую работу.

Для учебной программы  третьего года обучения:

Знать:

  • основные понятия садового дизайна; его исторического зарождения;
  • классификации различных типов озеленения;
  • структуру построения проектной деятельности;
  • особенности посадки плодовых культур в осенний период;
  • технику прививки саженцев яблони в приклад; в кору;
  • технику прививки саженцев груши способом копулировки;
  • основные понятия по экологии и воздействию человеческого фактора на экологию Земли.

Уметь:

  • производить посадку саженцев; укрывать саженцы в зимний период;
  • используя знания, проектировать модели садового дизайна;
  • изготавливать макет и детали макета в ходе проектного моделирования;
  • самостоятельно или при помощи педагогов производить прививки яблони и груши тремя способами: копулировкой, в приклад, в кору.

Формы проведения итогов осуществления программы

- тестирование;

-викторины, экскурсии, конкурсы, игровые программы;

-написание исследовательских работ, и их защита на городских научно-практических конференциях.

Методическое обеспечение программы

  1. Определители растений, коллекция насекомых – вредителей, «Красная книга», экспонаты музея «Охраны природы»;
  2. Экскурсии по малой экологической тропе «ДЭБЦ»;
  3. Занятие в игровой форме «В гостях у лесного царя Берендея»;
  4. Мини-опыт: «А пьют ли воду растения?» (на примере луковицы); Мини-опыт: «Солнце или вода?»

Учебные пособия и дидактический материал:

  • Справочная литература;
  • Таблицы;
  • Муляжи;
  • дидактические игры;
  • оборудование для опытов;
  • гербарии;
  • ТСО;
  • сельскохозяйственный инвентарь.

Тематическое планирование первого года обучения

Тема - блок

теория

практика

Всего часов

Введение

2

2

Осень в саду

3

11

14

Строение плодового дерева

4

2

6

Косточковые культуры

6

22

28

Я – юный исследователь

5

7

12

Природа в зимнем саду

5

11

16

Все в природе взаимосвязано

2

8

10

Плоды сада для нашего здоровья

3

3

6

Хлопоты в весеннем саду

3

47

50

Итого

31

113

144

Содержание программы первого года обучения

Введение – 2

Практика: Путешествие по стране «Юннатия».

Осень в саду – 14 (3-11)

Теория: Осенние работы в саду. Назначение и использование садового инвентаря. В гостях у графа Вишенки. Дары вишневого сада.

Практика: Уборка опавших листьев и мусора. Фенологическая экскурсия «Осень в саду». Осенние фантазии. Мульчирование приствольных кругов. Сбор зимующих вредителей. Подготовь сад к зиме! Побелка стволов плодово-ягодных культур. Чаепитие с вишневым вареньем.

Строение плодового дерева – 6 (4-2)

Теория: Как устроено дерево (корень, ствол, крона, цветок). Как деревья растут. Деревья, кустарники, травы: в чем различия?

Практика: Определение возраста по годичным кольцам. Интеллектуальная игра: «Загадки биологии».

Косточковые культуры – 28 (6-22)

Теория: Вишня, слива, абрикос – садовые косточковые культуры. Рассказ «старичка-лесовичка». С чего начинается дерево. Условия прорастания семян косточковых. Значение осеннего посева семян, их стратификация.

Практика: Установление различий между видами косточковых. Способы размножения косточковых культур. Изготовление буклета-гербария косточковых культур. Знакомство со строением семени на наглядном материале. Заготовка семян косточковых. Творческая мастерская. (Поделки из семян косточковых). Подготовка семян к стратификации. Подготовка почвосмеси для стратификации семян косточковых. Проведение стратификации семян сливы. Обобщающая игра-занятие «В гостях у лесного царя Берендея». «Операция Ель» - изготовление листовок. Промежуточная диагностика.

Я – юный исследователь – 12 (5-7)

Теория: «Исследование» сада. Свет и вода в жизни растений. Песок, земля, глина – выявляем лучшую почву. Из маленького семечка сад-огород. Подведем итоги исследований!

Практика: «Дневник» для опыта. Назначение, правила использования. Мини-опыт: «Солнце или вода?» (на примере Герани) Мини-опыт: «Какая почва лучше». Мини-опыт: «А пьют ли воду растения?» (на примере луковицы). «Звездный час».

Природа в зимнем саду – 16 (5-11)

Теория: Растения зимой. Птицы зимой. Зимний лес и его обитатели.

Практика: «Пока дерево спит» Конкурс мини-сочинений. Зимняя фенологическая экскурсия в сад. «Где обедал воробей?» Изготовление кормушек. Изготовление совместного панно из подручного материала на тему: «Мой зимний сад». Отаптывание как принцип снегозадержания. «Что? Где? Когда? – в природе зимой.

Все в природе взаимосвязано – 10 (2-8)

Теория: Организм и окружающая среда. Человек и природа – кто главнее?

Практика: «Невидимые связи» (игра). Чем я могу помочь природе? (сюжетно-ролевая игра). Конкурс рисунков на тему: «Сохраним природу первозданной». Акция: «Скворецжилстрой».

Плоды сада для нашего здоровья – 6 (3-3)

Теория: Здоровый плод – экологически чистый сад. Витамины и их значение.

Практика: Сокровища из банки. (Угощение дарами нашего сада.) «Ягодный калейдоскоп».

Хлопоты в весеннем саду – 50 (3-47)

Теория: Виды весенних работ в саду по уходу за косточковыми. Назначение череночника. «Ясли в саду». Назначение питомника.

Практика: «Птичий КВН» посвященный к дню птиц. Проведение проверки стратификации семян сливы. Фенологическая экскурсия в весенний сад. Творческая мастерская (изготовление макета на тему : «Весна в нашем саду» из природного материала). Проверка садового инвентаря. Очистка сада. Весенняя ревизия в сад. «Поможем сломанному деревцу!». Праздник «День Земли». Пикировка всходов. Мульчирование приствольных кругов косточковых культур. Внесение удобрений. Значение зеленого черенкования. Подготовка череночника к высадке. Посев семян в парники. Экскурсия по плодово-ягодным питомникам нашего центра. Побелка стволов косточковых культур. Полив парников. Итоговая диагностика. Подведем итоги: «Кто же лучший садовод?»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Календарно-тематический план

Теория

часы

Практика

часы

Октябрь

Введение (2)

1

Встреча с юннатской станцией. Экскурсия по малой экологической тропе.

2

Октябрь

Осенние работы на участке 16 (3-13)

2

Осенние работы на участке ягодников.

1

Уборка опавших листьев и мусора.

1

3

Биологические основы обрезки плодово-ягодных культур.

1

Техника обрезки и требования к качеству выполнения работ.

1

4

Обрезка малины.

2

5

Обрезка вишни.

2

6

Обрезка яблони и груши.

2

7

Побелка стволов.

2

8

Подготовка виноградника к зиме.

1

Укрытие винограда.

1

9

Круглый стол с угощениями.

2

Ноябрь

Опытная работа 6 (1-5)

10

Выбор опыта на весеннюю научно-практическую конференцию.

1

Разработка плана опыта. Опытнический дневник

1

11

Закладка опыта (определение гербария). Работа со справочной литературой.

2

12

Осенняя «Научно-практическая конференция».

2

Плодово-ягодные культуры и их биологические особенности 10(4-6)

13

Образование семени и косточки плодово-ягодных культур.

1

Изготовление инструктивных карточек.

1

14

Смородина, облепиха: биологические особенности и хозяйственная характеристика.

1

Сбор облепихи.

1

15

Яблоки и груши – семечковые культуры. Биологические особенности и хозяйственная характеристика.

1

Рецепты наших бабушек. Угощение ранетом.

1

16

Ягодка-малинка. Биологические особенности и хозяйственная характеристика.

1

Чаепитие с малиновым вареньем.

1

17

Составление  гербария ягодных культур.

2

Декабрь

Вредители и болезни плодово-ягодных культур.

 Меры борьбы с ними 18(4-14)

18

Наиболее распространенные вредители ягодных культур.

1

Работа со справочной литературой.

1

19

Биологические, агротехнические меры борьбы с вредителями плодово-ягодных культур.

1

Составление календаря по борьбе с вредителями.

1

20

Сбор гнезд зимующих вредителей.

2

21

Болезни плодово-ягодных культур.

1

Составление таблицы болезней плодово-ягодных культур.

1

22

Как и чем лечить?

1

Народные и современные методы и приемы.

1

23

Фенологическая экскурсия «Зимний парк».

2

24

Отаптывание приствольных кругов – защита от грызунов.

2

25

«Операция Ель» изготовление листовок.

2

26

Промежуточная диагностика.

2

Январь

Плодородие почвы – основа высокого урожая 6 (1-5)

27

Почва - одна, а какая разная!

1

Лабораторная работа: «Определение механического состава почвы».

1

28

Лабораторная работа: «Определение влагопроницаемости почвы».

2

29

Почвы нашего учебно-опытного участка.

2

Удобрения для растения 6 (2-4)

30

Требование ягодников к основным элементам питания.

1

Виды удобрений: распознавание органических удобрений.

1

31

Требования ягодников к основным элементам питания.

1

Виды удобрений: распознавание минеральных удобрений.

1

32

Викторина «Что они едят?»

2

Февраль

Декоративные и лекарственные деревья и кустарники 8 (3-5)

33

Орехоплодные культуры.

1

Установление различий. Работа со справочной литературой.

1

34

Эмигранты в саду. Южные фрукты: хурма, гранат, айва.

1

Установление различий. Работа со справочной литературой.

1

35

Лекарственные свойства садовых культур.

1

Садовая аптечка.

1

36

Игра «В саду чудес».

2

Зимние работы в саду 8 (1-7)

37

Виды зимних работ в саду.

1

Зимняя прививка. Техника и сроки выполнения.

1

38

Освоение техники зимней прививки.

2

39

Снегозадержание.

2

40

«Кто работает, тот ест!» (чаепитие).

2

Март

Экология и сад 18 (4-14)

41

Особенности взаимодействия растений со средой.

1

Составление схемы взаимодействия.

1

42

Светолюбивые и теневыносливые виды растений.

1

Составление графика по «светомобильности».

1

43

Как сберечь Землю чистой, цветы цветущими?»

1

Конкурс рисунков  и сочинений.

1

44

Как долго живут растения и как определяют их возраст.

1

Работа с литературой.

1

45

Растения и животные «Красной книги».

2

46

Изготовление кормушек. Подкормим пернатых друзей.

2

47

Весенняя «Научно-практическая конференция».

2

48-49

Создание газеты «Эколята».

4

Апрель – Май

Весенние работы на участке плодово-ягодных культур 46 (5-41)

50

Виды весенних работ в саду.

1

Техника обрезки смородины.

1

51

Биологические основы обрезки ягодных культур.

1

Техника обрезки крыжовника.

1

52-53

Проведение борьбы с насекомыми и вредителями.

4

54

Весенняя ревизия окулировок. Обрезка однолеток.

2

55

Прищипка и удаление побегов у двухлеток.

2

56

Весенняя прививка.

1

Заготовка черенков, прививки дички.

1

57

Прививка дички.

2

58

Составление дидактических материалов (способы прививок).

2

59

Условия сращивания подвоя и привоя.

1

Проверка сращивания весенних прививок.

1

60

Чистка сада.

2

61-62

Посадка семян в парниках

4

63

Побелка стволов плодовых деревьев.

2

64

Биологические особенности зеленого черенкования.

1

Подготовка черенков для посадки.

1

65

Проведение зеленого черенкования смородины.

2

66

Зеленое ченкование малины.

2

67

Зеленое черенкование вишни.

2

68

Полив и укрытие череночника.

2

69-70

Опрыскивание сада.

4

71

Итоговая диагностика.

2

72

Игровое, заключительное занятие : «Сад наш – дом наш!».

2

Тематическое планирование второго года обучения

Тема - блок

теория

практика

Всего часов

Введение

2

2

Осенние работы на участке

3

13

16

Опытная работа

1

5

6

Плодово-ягодные культуры и их биологические особенности

4

6

10

Вредители и болезни плодово-ягодных культур. Меры борьбы с ними

4

14

18

Плодородие почвы – основа высокого урожая

1

5

6

Удобрения для растения

2

4

6

Декоративные и лекарственные деревья и кустарники

3

5

8

Зимние работы в саду

1

7

8

Экология и сад

4

14

18

Весенние работы на участке плодово-ягодных культур

5

41

46

Итого

28

116

144

Содержание программы второго года обучения

Введение – 2

Практика: Встреча с юннатской станцией. Экскурсия по малой экологической тропе.

Осенние работы на участке – 16 (3-13)

Теория: Осенние работы на участке ягодников. Биологические основы обрезки плодово-ягодных культур. Подготовка виноградника к зиме.

Практика: Уборка опавших листьев и мусора. Техника обрезки и требования к качеству выполнения работ. Обрезка малины. Обрезка вишни. Обрезка яблони и груши. Побелка стволов. Укрытие винограда. Круглый стол с угощениями.

Опытная работа – 6 (1-5)

Теория: Выбор опыта на весеннюю научно-практическую конференцию.

Практика: Разработка плана опыта. Опытнический дневник Закладка опыта (определение гербария). Работа со справочной литературой. Осенняя «Научно-практическая конференция».

Плодово-ягодные культуры и их биологические особенности – 10 (4-6)

Теория: Образование семени и косточки плодово-ягодных культур. Смородина, облепиха: биологические особенности и хозяйственная характеристика. Яблоки и груши – семечковые культуры. Биологические особенности и хозяйственная характеристика. Ягодка-малинка. Биологические особенности и хозяйственная характеристика.

Практика: Изготовление инструктивных карточек. Сбор облепихи. Рецепты наших бабушек. Угощение ранетом. Чаепитие с малиновым вареньем Составление буклета-гербария ягодных культур.

Вредители и болезни плодово-ягодных культур. Меры борьбы с ними – 18 (4-14)

Теория: Наиболее распространенные вредители ягодных культур. Биологические, агротехнические меры борьбы с вредителями плодово-ягодных культур. Болезни плодово-ягодных культур. Как и чем лечить?

Практика: Работа со справочной литературой. Составление календаря по борьбе с вредителями. Сбор гнезд зимующих вредителей. Составление таблицы болезней плодово-ягодных культур. Народные и современные методы и приемы. Фенологическая экскурсия «Зимний парк». Отаптывание приствольных кругов – защита от грызунов. «Операция Ель» изготовление листовок. Промежуточная диагностика.

Плодородие почвы – основа высокого урожая – 6 (1-5)

Теория: Почва - одна, а какая разная.

Практика: Лабораторная работа: «Определение механического состава почвы». Лабораторная работа: «Определение влагопроницаемости почвы». Почвы нашего учебно-опытного участка.

Удобрения для растения – 6 (2-6)

Теория: Требование ягодников к основным элементам питания. Требования ягодников к основным элементам питания.

Практика: Виды удобрений: распознавание органических удобрений. Виды удобрений: распознавание минеральных удобрений. Викторина «Что они едят?»

Декоративные и лекарственные деревья и кустарники – 8 (3-5)

Теория: Орехоплодные культуры. Эмигранты в саду. Южные фрукты: хурма, гранат, айва. Лекарственные свойства садовых культур.

Практика: Установление различий. Работа со справочной литературой. Садовая аптечка. Игра «В саду чудес».

Зимние работы в саду – 8 (1-7)

Теория: Виды зимних работ в саду.

Практика: Зимняя прививка. Техника и сроки выполнения. Освоение техники зимней прививки. Снегозадержание. «Кто работает, тот ест!» (чаепитие).

Экология и сад – 18 (4-14)

Теория: Особенности взаимодействия растений со средой. Светолюбивые и теневыносливые виды растений. Как сберечь Землю чистой, цветы цветущими?» Как долго живут растения и как определяют их возраст.

Практика: Составление схемы взаимодействия. Составление графика по «светомобильности». Конкурс рисунков  и сочинений. Работа с литературой. Растения и животные «Красной книги». Изготовление кормушек. Подкормим пернатых друзей. Весенняя «Научно-практическая конференция». Создание газеты «Эколята».

Весенние работы на участке плодово-ягодных культур – 46 (5-41)

Теория: Виды весенних работ в саду. Биологические основы обрезки ягодных культур. Весенняя прививка. Условия сращивания подвоя и привоя. Биологические особенности зеленого черенкования.  

Практика: Техника обрезки смородины. Техника обрезки крыжовника. Проведение борьбы с насекомыми и вредителями. Весенняя ревизия окулировок. Обрезка однолеток. Прищипка и удаление побегов у двухлеток. Заготовка черенков, прививки дички. Прививка дички. Составление дидактических материалов (способы прививок). Проверка сращивания весенних прививок. Чистка сада. Посадка семян в парниках Побелка стволов плодовых деревьев. Подготовка черенков для посадки. Проведение зеленого черенкования смородины. Зеленое ченкование малины. Зеленое черенкование вишни. Полив и укрытие череночника. Опрыскивание сада. Итоговая диагностика. Игровое, заключительное занятие:«Сад наш – дом наш!».

Календарно-тематический план

Теория

часы

практика

часы

Октябрь

Введение (2)

1

Путешествие по стране «Юннатия».

2

Осень в саду 14 (3-11)

2

Осенние работы в саду. Назначение и использование садового инвентаря.

1

Уборка опавших листьев и мусора.

1

3

Фенологическая экскурсия «Осень в саду».

2

4

Осенние фантазии.

2

5

В гостях у графа Вишенки.

1

Мульчирование приствольных кругов.

1

6

Сбор зимующих вредителей.

2

7

Подготовь сад к зиме! Побелка стволов плодово-ягодных культур.

2

8

Дары вишневого сада.

1

Чаепитие с вишневым вареньем.

1

Ноябрь-Декабрь

Строение плодового дерева 6  (4-2)

9

Как устроено дерево (корень, ствол, крона, цветок).

2

10

Как деревья растут.

1

Определение возраста по годичным кольцам.

1

11

Деревья, кустарники, травы: в чем различия?

1

Интеллектуальная игра: «Загадки биологии».

1

Косточковые культуры 28 (6-22)

12

Вишня, слива, абрикос – садовые косточковые культуры.

1

Установление различий между видами косточковых.

1

13

Рассказ «старичка-лесовичка».

1

 Способы размножения косточковых культур.

1

14

Изготовление буклета-гербария косточковых культур.

2

15

С чего начинается дерево.

1

Знакомство со строением семени на наглядном материале.

1

16

Условия прорастания семян косточковых.

2

17-18

Заготовка семян косточковых.

4

19

Творческая мастерская. (Поделки из семян косточковых).

2

20

Значение осеннего посева семян, их стратификация.

1

Подготовка семян к стратификации.

1

21

Подготовка почвосмеси для стратификации семян косточковых.

2

22

Проведение стратификации семян сливы.

2

23

Обобщающая игра-занятие «В гостях у лесного царя Берендея».

2

24

«Операция Ель» - изготовление листовок.

2

25

Промежуточная диагностика.

2

Январь

Я – юный исследователь 12 (5-7)

26

«Исследование» сада.

1

«Дневник» для опыта. Назначение, правила использования.

1

27

Свет и вода в жизни растений.

1

Мини-опыт: «Солнце или вода?» (на примере Герани)

1

28

Песок, земля, глина – выявляем лучшую почву.

1

  Мини-опыт: «Какая почва лучше».

1

29

Из маленького семечка сад-огород.

1

 Мини-опыт:  «Семечко клюет».

1

30

Мини-опыт: «А пьют ли воду растения?» (на примере луковицы).

2

31

Подведем итоги исследований!

1

«Звездный час».

1

Февраль

Природа в зимнем саду 16 (5-11)

32

Растения зимой.

1

«Пока дерево спит» Конкурс мини-сочинений.

1

33

Зимняя фенологическая экскурсия в сад.

2

34

Птицы зимой.

2

35

«Где обедал воробей?» Изготовление кормушек.

2

36

Зимний лес и его обитатели.

2

37

Изготовление совместного панно из подручного материала на тему: «Мой зимний сад».

2

38

Отаптывание как принцип снегозадержания.

2

39

«Что? Где? Когда? – в природе зимой.

2

Март

Все в природе взаимосвязано 10 (2-8)

40

Организм и окружающая среда.

1

«Невидимые связи» (игра).

1

41

Человек и природа – кто главнее?

1

Чем я могу помочь природе? (сюжетно-ролевая игра).

1

42

Конкурс рисунков на тему: «Сохраним природу первозданной».

2

43

Акция: «Скворецжилстрой».

2

44

«К нам врывается весна – пробуждается Земля! Провожаем зиму – встречаем весну!»

2

Плоды сада для нашего здоровья 6 (3-3)

45

Здоровый плод – экологически чистый сад.

2

46

Витамины и их значение.

1

Сокровища из банки. (Угощение дарами нашего сада.)

1

47

«Ягодный калейдоскоп».

2

Апрель – Май

Хлопоты в весеннем саду 50 (3-47)

48

«Птичий КВН» посвященный к дню птиц.

2

49

Проведение проверки стратификации семян сливы.

2

50

Фенологическая экскурсия в весенний сад.

2

51

Творческая мастерская (изготовление макета на тему : «Весна в нашем саду» из природного материала).

2

52

Виды весенних работ в саду по уходу за косточковыми.

1

Проверка садового инвентаря.

1

53-54

Очистка сада.

4

55-56

Весенняя ревизия в сад. «Поможем сломанному деревцу!».

4

57

Праздник «День Земли».

2

58-59

Пикировка всходов.

       4

60-61

Мульчирование приствольных кругов косточковых культур.

4

62

Внесение удобрений.

2

63

Назначение череночника.

1

Значение зеленого черенкования.

1

64

Подготовка череночника к высадке.

2

65-66

Посев семян в парники.

4

67

«Ясли в саду». Назначение питомника.

1

Экскурсия по плодово-ягодным питомникам нашего центра.

1

68-69

Побелка стволов косточковых культур.

4

70

Полив парников.

2

71

Итоговая диагностика.

2

72

Подведем итоги: «Кто же лучший садовод?»

2

Тематическое планирование третьего года обучения

Тема - блок

теория

практика

Всего часов

Введение

-

2

2

Осенние работы в саду

5

21

26

Опытная работа

4

2

6

Экология и человек

12

6

18

Зима в саду

1

11

12

Садовый дизайн

8

-

8

Проектная деятельность

14

10

24

Опытная работа

2

4

6

Весенние работы в саду

6

36

42

Итого:

51

93

144

Содержание программы третьего года обучения

Введение -2

Практика: Встреча старых друзей!

Осенние работы в саду- 26 (5-21)

Теория: Вводная диагностика. Особенности посадки саженцев яблони в осенний период. Требования к качеству посадочного материала. «Школа сеянцев».

Практика: Подготовь сад к зиме! Уборка опавших листьев и мусора. Подготовка почвы для посадки саженцев яблони. Посадка саженцев яблони. Ревизия весенних прививок дички. Чистка парников. Посев семян полукультурки. Фенологическая экскурсия «Золотая осень».

Опытная работа- 6 (4-2)

Теория: Разработка плана опыта. Работа с литературой. Работа с опытническим дневником.

Практика: Осенняя «Научно-практическая конференция».

Экология и человек – 18 (12-6)

Теория: Экология души. Человек и Биосфера. «Планета Земля в опасности». Проблемы мирового океана. Природа – вечный источник красоты. Здоровый образ жизни. Наше здоровье от чего оно зависит. Человек и природа: этика взаимоотношений. Семинар: «Природа как универсальная ценность».

Практика: Игра: «Экологический суд». Игра: «Что? Где? Когда?». Игра «Умницы и умники»: «Мир прекрасный, мир живой». Конкурс знатоков: «Крестики – нолики».

Зима в саду- 12 (1-11)

Теория: Промежуточная диагностика.

Практика: Фенологическая экскурсия в зимний сад. Укрытие саженцев груши. «Операция Ель»: театрализованная акция-выступление. Сбор зимующих вредителей. Изготовление праздничных открыток  к «Новому году».

Садовый дизайн – 8

Теория: История появления садового дизайна. Классификация различных типов озеленения: парк, сквер, бульвар. Зеленые изгороди их классификация. Кустарники зеленых изгородей: спирея, сирень, боярышник и др. Газоны, их разнообразие и особенности применения.

Проектная деятельность – 24 (14-10)

Теория: Парки, скверы нашего города. Выбор объекта. Плодово-ягодные культуры в сквере! Декоративные кустарниковые и древесные культуры (ель, кедр, серебристый тополь, бузина и др.) Цветы для сквера! Многолетние цветы их классификация и особенности. Цветы для сквера! Однолетние цветы их классификация и особенности.

Практика: Работа с деталями макета. (Изготовление макетов плодово-ягодных культур). Работа с деталями макета. (Изготовление макетов цветочных культур). Изготовление общего макета. Защита проекта.

Опытная работа – 6 (4-2)

Теория: Выбор опыта. Работа с литературой.

Практика: Работа с опытническим дневником. Весенняя «Научно-практическая конференция».

Весенние работы в саду – 42 (6-36)

Теория: Весенние работы в саду. Весенняя прививка плодовых деревьев. Яблоня: прививка в приклад; в кору. Груша: прививка копулировкой.

Практика: Составление плана весенних работ в саду. Птичий «КВН» посвященный дню птиц. Подготовка садового инвентаря к работе. Инструктаж по ТБ. Закладка парников. Чистка сада. Посадка семян в парниках. Побелка штамбов плодовых деревьев. Праздник: «День Земли». Заготовка черенков для весенней прививки. Проведение прививки в приклад; в кору. Проведение прививки копулировкой. Мульчирование приствольных кругов плодовых культур. Итоговая диагностика. Фенологическая экскурсия в цветущий сад. Итоговое занятие: выставка работ юннатов.

Календарно-тематическое план

Теория

часы

Практика

часы

Сентябрь-Октябрь

Введение (2)

1

Встреча старых друзей!

2

Осенние работы в саду 26 (5-21)

2-3

Подготовь сад к зиме! Уборка опавших листьев и мусора.

4

4

Вводная диагностика. Особенности посадки саженцев яблони в осенний период.

2

5

Требования к качеству посадочного материала.

2

6-7

Подготовка почвы для посадки саженцев яблони.

4

8-9

Посадка саженцев яблони.

4

10

Ревизия весенних прививок дички.

2

11-12

Чистка парников.

4

13

«Школа сеянцев».

1

Посев семян полукультурки.

1

14

Фенологическая экскурсия «Золотая осень».

2

Ноябрь-Декабрь

Опытная работа 6(4-2)

15

Разработка плана опыта. Работа с литературой.

2

16

Работа с опытническим дневником.

2

17

Осенняя «Научно-практическая конференция».

2

Экология и человек 18(12-6)

18

Экология души.

2

19

Человек и Биосфера. «Планета Земля в опасности».

2

20

Проблемы мирового океана.

1

Игра: «Экологический суд».

1

21

Природа – вечный источник красоты.

2

22

Здоровый образ жизни. Наше здоровье от чего оно зависит.

2

23

Человек и природа: этика взаимоотношений.

1

Игра: «Что? Где? Когда?».

1

24

Семинар: «Природа как универсальная ценность».

2

25

Игра «Умницы и умники»: «Мир прекрасный, мир живой».

2

26

Конкурс знатоков: «Крестики – нолики».

2

Декабрь

Зима в саду 12 (1-11)

27

Фенологическая экскурсия в зимний сад.

2

28

Укрытие саженцев груши.

2

29-30

«Операция Ель»: театрализованная акция-выступление.

4

31

Сбор зимующих вредителей.

2

32

Промежуточная диагностика.

1

Изготовление праздничных открыток  к «Новому году».

1

Январь-Февраль-Март

Садовый дизайн 8 (8)

33

История появления садового дизайна.

2

34

Классификация различных типов озеленения: парк, сквер, бульвар.

2

35

Зеленые изгороди их классификация. Кустарники зеленых изгородей: спирея, сирень, боярышник и др.

2

36

Газоны, их разнообразие и особенности применения.

2

Проектная деятельность 24 (14-10)

37

Парки, скверы нашего города. Выбор объекта.

2

38

Плодово-ягодные культуры в сквере!

2

39

Декоративные кустарниковые и древесные культуры (ель, кедр, серебристый тополь, бузина и др.)

2

40

Работа с деталями макета. (Изготовление макетов плодово-ягодных культур).

2

41-42

Цветы для сквера! Многолетние цветы их классификация и особенности.

4

43-44

Цветы для сквера! Однолетние цветы их классификация и особенности.

4

45

Работа с деталями макета. (Изготовление макетов цветочных культур).

2

46-47

Изготовление общего макета.

4

48

Защита проекта.

2

Опытная работа 6 (2-4)

49

Выбор опыта. Работа с литературой.

2

50

Работа с опытническим дневником.

2

51

Весенняя «Научно-практическая конференция».

2

Апрель-Май. Весенние работы в саду42 (6-36)

52

Весенние работы в саду.

1

Составление плана весенних работ в саду.

1

53

Птичий «КВН» посвященный дню птиц.

2

54

Подготовка садового инвентаря к работе. Инструктаж по ТБ.

2

55-56

Закладка парников.

4

57-58

Чистка сада.

4

59-60

Посадка семян в парниках.

4

61-62

Побелка штамбов плодовых деревьев.

4

63

Праздник: «День Земли».

2

64

Весенняя прививка плодовых деревьев.

1

Заготовка черенков для весенней прививки.

1

65

Яблоня: прививка в приклад; в кору.

2

66

Проведение прививки в приклад; в кору.

2

67

Груша: прививка копулировкой.

2

68

Проведение прививки копулировкой.

2

69-70

Мульчирование приствольных кругов плодовых культур.

4

71

Итоговая диагностика. Фенологическая экскурсия в цветущий сад.

2

72

Итоговое занятие: выставка работ юннатов.

2

Список используемой литературы

  1. «Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных культур» - К.А. Мамаев,Ленинград: изд. «Колос» 1981;
  2. «Ваша коллекция» - М.Козлов, Е. Нинбург, Москва: изд. «Просвещение», 1979;
  3. «Использование растений диких видов для борьбы с вредителями садовых и овощных культур» - А.К. Васина, Нижний Новгород: изд. «Времена»,1986;
  4. «Лесные плодовые растения» - С.И. Ивченко, Москва: изд. «Просвещение»,1976;
  5. «Мир растений» - А. Смирнов, Москва: изд. «Лесная промышленность», 1988;
  6. «И.В. Мичурин. Сочинения» - Т.Д. Лысенко:  Москва, 1948;
  7. «Облепиха» - Т.Ф. Царьков, 1987;
  8. « Опыт иркутских садоводов» - В.С. Семинас, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985;
  9. «Почва СССР» - Г.В. Добровольский, Москва: изд. «Просвещение»,1979;
  10. «Почвоведение» В.Р. Видямс, Минск: изд. «Харвест»,1975;
  11. «Сезонные работы в саду» - А.А, Ильинский, Москва, Колос, 1977;
  12.  «Экология растений» - Н.М. Черновой, Москва: изд.«Кураре», 2004;
  13. «Сибирская дача» - период. изд.
  14. «Сибрский садовник» - период. изд.
  15. «Справочник садовода – любителя» В.Д. Мухин, Московская правда, 1900.

Литература для детей:

  1. «Занимательная биология» - И. М, Акимучикин, Москва:«Просвещение», 1993;
  2. «Школьный сад» - Е. С. Черленко, Санкт-Петербург: изд. «Кристал», 1989;
  3. «Юному плодоводу» - В. Ф. Коваленко, Москва: изд. «Просвещение»,1985;
  4. «Ягоды на даче» - А.В. Пантеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "

Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...

Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения "Семицветик" (художественная напрвленность).

Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения "Семицветик" рассчитана на 4 года обучения для детей начального и среднего школьного возраста.В основе программы лежат нес...

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и  актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...

Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг"

Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг" для среднего школьного возраста используется ежегодно в работе учителя в системе дополнительного образования и актуальн...

Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"

Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...