Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"
рабочая программа на тему
Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Вишневый сад» имеет эколого-биологическую направленность, способствует расширению знаний учащихся в области биологии, агрономии. За основу взята государственная программа под редакцией И.В. Костинской. В ходе обучения у детей формируется интерес к природе, любовь к земле и саду, воспитывается бережное отношение к окружающему миру, природе. Большую часть составляют практические занятия, поэтому программа составлена в соответствии с сезонной работой.
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. В настоящее время люди зачастую отдаляются от природы, заменяя общение с ней на пассивный отдых в своих комфортных квартирах перед экранами телевизоров или компьютеров. Такое отношение людей «человек отдельно, а природа отдельно» приводит к укоренению тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения: разрушения позитивных народных традиций разумного природопользования. Как известно все мы родом из детства и начинать учить пониманию ценности окружающей нас природы нужно именно с юного возраста. Необходимо показывать детям «незаметные» стороны жизнедеятельности растительного мира и ее необходимость для человечества. Залогом успешного обучения – является возможность дать детям самим исследовать изучаемый предмет: ощущать физически, чувствовать его запах, наблюдать за его ростом и развитием. Именно для этого и создана программа дополнительного образования «Вишневый сад». Дети в процессе изучения садовых культур знакомятся с растительным миром и природой в целом. Практические занятия на садовом участке помогают ребятам научиться взаимопомощи, а самое главное уметь ценить свой и чужой труд. Отличительная особенность данной образовательной программы: знакомство детей с азами садоводства плодово-ягодных культур, при изучении которых учащиеся расширяют свои знания в области биологии, экологии, агрономии через практические, лабораторные работы. Блоки экологического содержания для первого и второго года обучения дают возможность показать неразрывную связь между окружающей средой и человеком. «Творческие мастерские», игровые занятия на протяжении всего учебного года и в конце изучаемого темы-блока позволяют раскрепощать, делать учебный процесс интересным, разнообразным, легким для восприятия.
Программа предусматривает: 3 года обучения по 144 часа.
Программа рассчитана на обучающихся 7- 13 лет. Первый год обучения предусматривает возраст детей начального звена, соответственно этому программа насыщенна творческими занятиями, праздниками, изготовлением поделок, рисунков. Обучение направлено на приобретение детьми первоначальных и основных понятий о растительном мире, семени, элементарные способы ухода за садом. Изучение материала проходит на примере косточковых культур (вишня, слива, абрикос).
Второй год обучения дает более глубокие биологические, агрономические знания, а также включает более сложные практические работы по уходу за садовыми культурами (обрезка, прививка плодовых культур). Изучаются агротехнические, биологические особенности хозяйственная характеристика косточковых, плодово-ягодных культур (облепихи, малины, смородины и др.) Учащиеся второго года обучения принимают участие в «Научно-практической конференциях».
Программа третьего года обучения знакомит обучающихся с основами садового дизайна. Развивает способности детей к проектной деятельности, умение самостоятельно выявлять актуальность проблемы и решать поставленные задачи. На протяжении прохождения всей программы юный садовод учится вести фенологические наблюдения за изменениями в природе, заполнять дневники фенологических наблюдений.
Цель программы: Дать знания о разнообразии видов агротехники возделывания и выращивания плодово-ягодных культур в зависимости от сезонно-климатических условий.
Задачи:
Образовательная:
- Систематизировать биологические, агротехнические понятия, определенные данной учебной программой;
- Сформировать специальные и общеучебные умения и навыки;
Развивающая:
- Развивать в процессе обучения личные качества учащихся: тренировка памяти, внимательности и др.;
- Развитие технических умений и навыков по методам и различным видам агротехнических работ в саду;
- Развитие творческих способностей, мышления;
Воспитательная:
- Воспитание интереса к познанию окружающего мира;
- Воспитание бережного отношения к природе.
Формы и режимы проведения занятий
Формы организации занятий:
Лекция – используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений предмета (раздела);
Практическое занятие – форма организации обучения, при которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют практические работы;
Экскурсия – форма организации обучения в условиях производства, природного ландшафта с целью изучения учащимися различных объектов и явлений действительности;
Праздники;
Творческие мастерские.
Формы работы с детьми:
- Индивидуальная;
- Фронтальная;
- Групповая – при проведении лабораторно–практических занятий;
Методы работы с детьми:
По источнику знаний:
- Словесный метод – лекция, беседу;
- Практический метод – лабораторные и практические работы;
- Наглядный метод – схемы, таблицы, иллюстрации, наблюдения, гербарии, натуральные объекты.
По характеру познавательной деятельности используется:
- Репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Занятия в объединении «Вишневый сад» проводятся два раза в неделю продолжительностью - два часа (первый и второй год обучения).
Формы подведения итогов по реализации программы:
- Тестирование;
- Анкетирование;
- Вводная, промежуточная, итоговая диагностика;
- Итоговые занятия по блокам в игровых формах (викторины, «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.)
- Научно-практические конференции.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Для учебной программы первого года обучения:
Знать:
- назначение садового инвентаря;
- технику безопасности по применению садового инвентаря;
- основные понятия о растительном мире, его составляющих;
- основные элементы по уходу за садом в разное время года;
- садовые косточковые культуры, их различия по внешнему виду;
- понимать целостность природы и человека их взаимосвязь.
Уметь:
- осторожно обращаться с садовым инвентарем;
- производить элементарные работы по уходу за садом;
- производить пикировку всходов.
Для учебной программы второго года обучения:
Знать:
- биологические особенности и хозяйственную характеристику садовых плодово-ягодных культур;
- различные виды почв;
- основных представителей вредителей сада (различать по внешнему виду, по следам жизнедеятельности; меры борьбы с ними);
- самые распространенные болезни плодово-ягодных культур (способы борьбы с ними);
- разнообразные виды работ в саду по уходу за плодово-ягодными культурами;
- основные виды размножения плодово-ягодных культур;
- экология – понятие, ее основные задачи.
Уметь:
- определять механический состав почв;
- проводить фенологические наблюдения;
- определять по внешнему виду органические и основные минеральные удобрения;
- производить основные виды прививок;
- производить обрезку и формирование крон ягодных культур;
- работать с черенками (способы зеленого черенкования);
- проводить исследовательскую работу.
Для учебной программы третьего года обучения:
Знать:
- основные понятия садового дизайна; его исторического зарождения;
- классификации различных типов озеленения;
- структуру построения проектной деятельности;
- особенности посадки плодовых культур в осенний период;
- технику прививки саженцев яблони в приклад; в кору;
- технику прививки саженцев груши способом копулировки;
- основные понятия по экологии и воздействию человеческого фактора на экологию Земли.
Уметь:
- производить посадку саженцев; укрывать саженцы в зимний период;
- используя знания, проектировать модели садового дизайна;
- изготавливать макет и детали макета в ходе проектного моделирования;
- самостоятельно или при помощи педагогов производить прививки яблони и груши тремя способами: копулировкой, в приклад, в кору.
Формы проведения итогов осуществления программы
- тестирование;
-викторины, экскурсии, конкурсы, игровые программы;
-написание исследовательских работ, и их защита на городских научно-практических конференциях.
Методическое обеспечение программы
- Определители растений, коллекция насекомых – вредителей, «Красная книга», экспонаты музея «Охраны природы»;
- Экскурсии по малой экологической тропе «ДЭБЦ»;
- Занятие в игровой форме «В гостях у лесного царя Берендея»;
- Мини-опыт: «А пьют ли воду растения?» (на примере луковицы); Мини-опыт: «Солнце или вода?»
Учебные пособия и дидактический материал:
- Справочная литература;
- Таблицы;
- Муляжи;
- дидактические игры;
- оборудование для опытов;
- гербарии;
- ТСО;
- сельскохозяйственный инвентарь.
Тематическое планирование первого года обучения
Тема - блок | теория | практика | Всего часов |
Введение | 2 | 2 | |
Осень в саду | 3 | 11 | 14 |
Строение плодового дерева | 4 | 2 | 6 |
Косточковые культуры | 6 | 22 | 28 |
Я – юный исследователь | 5 | 7 | 12 |
Природа в зимнем саду | 5 | 11 | 16 |
Все в природе взаимосвязано | 2 | 8 | 10 |
Плоды сада для нашего здоровья | 3 | 3 | 6 |
Хлопоты в весеннем саду | 3 | 47 | 50 |
Итого | 31 | 113 | 144 |
Содержание программы первого года обучения
Введение – 2
Практика: Путешествие по стране «Юннатия».
Осень в саду – 14 (3-11)
Теория: Осенние работы в саду. Назначение и использование садового инвентаря. В гостях у графа Вишенки. Дары вишневого сада.
Практика: Уборка опавших листьев и мусора. Фенологическая экскурсия «Осень в саду». Осенние фантазии. Мульчирование приствольных кругов. Сбор зимующих вредителей. Подготовь сад к зиме! Побелка стволов плодово-ягодных культур. Чаепитие с вишневым вареньем.
Строение плодового дерева – 6 (4-2)
Теория: Как устроено дерево (корень, ствол, крона, цветок). Как деревья растут. Деревья, кустарники, травы: в чем различия?
Практика: Определение возраста по годичным кольцам. Интеллектуальная игра: «Загадки биологии».
Косточковые культуры – 28 (6-22)
Теория: Вишня, слива, абрикос – садовые косточковые культуры. Рассказ «старичка-лесовичка». С чего начинается дерево. Условия прорастания семян косточковых. Значение осеннего посева семян, их стратификация.
Практика: Установление различий между видами косточковых. Способы размножения косточковых культур. Изготовление буклета-гербария косточковых культур. Знакомство со строением семени на наглядном материале. Заготовка семян косточковых. Творческая мастерская. (Поделки из семян косточковых). Подготовка семян к стратификации. Подготовка почвосмеси для стратификации семян косточковых. Проведение стратификации семян сливы. Обобщающая игра-занятие «В гостях у лесного царя Берендея». «Операция Ель» - изготовление листовок. Промежуточная диагностика.
Я – юный исследователь – 12 (5-7)
Теория: «Исследование» сада. Свет и вода в жизни растений. Песок, земля, глина – выявляем лучшую почву. Из маленького семечка сад-огород. Подведем итоги исследований!
Практика: «Дневник» для опыта. Назначение, правила использования. Мини-опыт: «Солнце или вода?» (на примере Герани) Мини-опыт: «Какая почва лучше». Мини-опыт: «А пьют ли воду растения?» (на примере луковицы). «Звездный час».
Природа в зимнем саду – 16 (5-11)
Теория: Растения зимой. Птицы зимой. Зимний лес и его обитатели.
Практика: «Пока дерево спит» Конкурс мини-сочинений. Зимняя фенологическая экскурсия в сад. «Где обедал воробей?» Изготовление кормушек. Изготовление совместного панно из подручного материала на тему: «Мой зимний сад». Отаптывание как принцип снегозадержания. «Что? Где? Когда? – в природе зимой.
Все в природе взаимосвязано – 10 (2-8)
Теория: Организм и окружающая среда. Человек и природа – кто главнее?
Практика: «Невидимые связи» (игра). Чем я могу помочь природе? (сюжетно-ролевая игра). Конкурс рисунков на тему: «Сохраним природу первозданной». Акция: «Скворецжилстрой».
Плоды сада для нашего здоровья – 6 (3-3)
Теория: Здоровый плод – экологически чистый сад. Витамины и их значение.
Практика: Сокровища из банки. (Угощение дарами нашего сада.) «Ягодный калейдоскоп».
Хлопоты в весеннем саду – 50 (3-47)
Теория: Виды весенних работ в саду по уходу за косточковыми. Назначение череночника. «Ясли в саду». Назначение питомника.
Практика: «Птичий КВН» посвященный к дню птиц. Проведение проверки стратификации семян сливы. Фенологическая экскурсия в весенний сад. Творческая мастерская (изготовление макета на тему : «Весна в нашем саду» из природного материала). Проверка садового инвентаря. Очистка сада. Весенняя ревизия в сад. «Поможем сломанному деревцу!». Праздник «День Земли». Пикировка всходов. Мульчирование приствольных кругов косточковых культур. Внесение удобрений. Значение зеленого черенкования. Подготовка череночника к высадке. Посев семян в парники. Экскурсия по плодово-ягодным питомникам нашего центра. Побелка стволов косточковых культур. Полив парников. Итоговая диагностика. Подведем итоги: «Кто же лучший садовод?»
Календарно-тематический план
Теория | часы | Практика | часы | |
Октябрь Введение (2) | ||||
1 | Встреча с юннатской станцией. Экскурсия по малой экологической тропе. | 2 | ||
Октябрь Осенние работы на участке 16 (3-13) | ||||
2 | Осенние работы на участке ягодников. | 1 | Уборка опавших листьев и мусора. | 1 |
3 | Биологические основы обрезки плодово-ягодных культур. | 1 | Техника обрезки и требования к качеству выполнения работ. | 1 |
4 | Обрезка малины. | 2 | ||
5 | Обрезка вишни. | 2 | ||
6 | Обрезка яблони и груши. | 2 | ||
7 | Побелка стволов. | 2 | ||
8 | Подготовка виноградника к зиме. | 1 | Укрытие винограда. | 1 |
9 | Круглый стол с угощениями. | 2 | ||
Ноябрь Опытная работа 6 (1-5) | ||||
10 | Выбор опыта на весеннюю научно-практическую конференцию. | 1 | Разработка плана опыта. Опытнический дневник | 1 |
11 | Закладка опыта (определение гербария). Работа со справочной литературой. | 2 | ||
12 | Осенняя «Научно-практическая конференция». | 2 | ||
Плодово-ягодные культуры и их биологические особенности 10(4-6) | ||||
13 | Образование семени и косточки плодово-ягодных культур. | 1 | Изготовление инструктивных карточек. | 1 |
14 | Смородина, облепиха: биологические особенности и хозяйственная характеристика. | 1 | Сбор облепихи. | 1 |
15 | Яблоки и груши – семечковые культуры. Биологические особенности и хозяйственная характеристика. | 1 | Рецепты наших бабушек. Угощение ранетом. | 1 |
16 | Ягодка-малинка. Биологические особенности и хозяйственная характеристика. | 1 | Чаепитие с малиновым вареньем. | 1 |
17 | Составление гербария ягодных культур. | 2 | ||
Декабрь Вредители и болезни плодово-ягодных культур. Меры борьбы с ними 18(4-14) | ||||
18 | Наиболее распространенные вредители ягодных культур. | 1 | Работа со справочной литературой. | 1 |
19 | Биологические, агротехнические меры борьбы с вредителями плодово-ягодных культур. | 1 | Составление календаря по борьбе с вредителями. | 1 |
20 | Сбор гнезд зимующих вредителей. | 2 | ||
21 | Болезни плодово-ягодных культур. | 1 | Составление таблицы болезней плодово-ягодных культур. | 1 |
22 | Как и чем лечить? | 1 | Народные и современные методы и приемы. | 1 |
23 | Фенологическая экскурсия «Зимний парк». | 2 | ||
24 | Отаптывание приствольных кругов – защита от грызунов. | 2 | ||
25 | «Операция Ель» изготовление листовок. | 2 | ||
26 | Промежуточная диагностика. | 2 | ||
Январь Плодородие почвы – основа высокого урожая 6 (1-5) | ||||
27 | Почва - одна, а какая разная! | 1 | Лабораторная работа: «Определение механического состава почвы». | 1 |
28 | Лабораторная работа: «Определение влагопроницаемости почвы». | 2 | ||
29 | Почвы нашего учебно-опытного участка. | 2 | ||
Удобрения для растения 6 (2-4) | ||||
30 | Требование ягодников к основным элементам питания. | 1 | Виды удобрений: распознавание органических удобрений. | 1 |
31 | Требования ягодников к основным элементам питания. | 1 | Виды удобрений: распознавание минеральных удобрений. | 1 |
32 | Викторина «Что они едят?» | 2 | ||
Февраль Декоративные и лекарственные деревья и кустарники 8 (3-5) | ||||
33 | Орехоплодные культуры. | 1 | Установление различий. Работа со справочной литературой. | 1 |
34 | Эмигранты в саду. Южные фрукты: хурма, гранат, айва. | 1 | Установление различий. Работа со справочной литературой. | 1 |
35 | Лекарственные свойства садовых культур. | 1 | Садовая аптечка. | 1 |
36 | Игра «В саду чудес». | 2 | ||
Зимние работы в саду 8 (1-7) | ||||
37 | Виды зимних работ в саду. | 1 | Зимняя прививка. Техника и сроки выполнения. | 1 |
38 | Освоение техники зимней прививки. | 2 | ||
39 | Снегозадержание. | 2 | ||
40 | «Кто работает, тот ест!» (чаепитие). | 2 | ||
Март Экология и сад 18 (4-14) | ||||
41 | Особенности взаимодействия растений со средой. | 1 | Составление схемы взаимодействия. | 1 |
42 | Светолюбивые и теневыносливые виды растений. | 1 | Составление графика по «светомобильности». | 1 |
43 | Как сберечь Землю чистой, цветы цветущими?» | 1 | Конкурс рисунков и сочинений. | 1 |
44 | Как долго живут растения и как определяют их возраст. | 1 | Работа с литературой. | 1 |
45 | Растения и животные «Красной книги». | 2 | ||
46 | Изготовление кормушек. Подкормим пернатых друзей. | 2 | ||
47 | Весенняя «Научно-практическая конференция». | 2 | ||
48-49 | Создание газеты «Эколята». | 4 | ||
Апрель – Май Весенние работы на участке плодово-ягодных культур 46 (5-41) | ||||
50 | Виды весенних работ в саду. | 1 | Техника обрезки смородины. | 1 |
51 | Биологические основы обрезки ягодных культур. | 1 | Техника обрезки крыжовника. | 1 |
52-53 | Проведение борьбы с насекомыми и вредителями. | 4 | ||
54 | Весенняя ревизия окулировок. Обрезка однолеток. | 2 | ||
55 | Прищипка и удаление побегов у двухлеток. | 2 | ||
56 | Весенняя прививка. | 1 | Заготовка черенков, прививки дички. | 1 |
57 | Прививка дички. | 2 | ||
58 | Составление дидактических материалов (способы прививок). | 2 | ||
59 | Условия сращивания подвоя и привоя. | 1 | Проверка сращивания весенних прививок. | 1 |
60 | Чистка сада. | 2 | ||
61-62 | Посадка семян в парниках | 4 | ||
63 | Побелка стволов плодовых деревьев. | 2 | ||
64 | Биологические особенности зеленого черенкования. | 1 | Подготовка черенков для посадки. | 1 |
65 | Проведение зеленого черенкования смородины. | 2 | ||
66 | Зеленое ченкование малины. | 2 | ||
67 | Зеленое черенкование вишни. | 2 | ||
68 | Полив и укрытие череночника. | 2 | ||
69-70 | Опрыскивание сада. | 4 | ||
71 | Итоговая диагностика. | 2 | ||
72 | Игровое, заключительное занятие : «Сад наш – дом наш!». | 2 |
Тематическое планирование второго года обучения
Тема - блок | теория | практика | Всего часов |
Введение | 2 | 2 | |
Осенние работы на участке | 3 | 13 | 16 |
Опытная работа | 1 | 5 | 6 |
Плодово-ягодные культуры и их биологические особенности | 4 | 6 | 10 |
Вредители и болезни плодово-ягодных культур. Меры борьбы с ними | 4 | 14 | 18 |
Плодородие почвы – основа высокого урожая | 1 | 5 | 6 |
Удобрения для растения | 2 | 4 | 6 |
Декоративные и лекарственные деревья и кустарники | 3 | 5 | 8 |
Зимние работы в саду | 1 | 7 | 8 |
Экология и сад | 4 | 14 | 18 |
Весенние работы на участке плодово-ягодных культур | 5 | 41 | 46 |
Итого | 28 | 116 | 144 |
Содержание программы второго года обучения
Введение – 2
Практика: Встреча с юннатской станцией. Экскурсия по малой экологической тропе.
Осенние работы на участке – 16 (3-13)
Теория: Осенние работы на участке ягодников. Биологические основы обрезки плодово-ягодных культур. Подготовка виноградника к зиме.
Практика: Уборка опавших листьев и мусора. Техника обрезки и требования к качеству выполнения работ. Обрезка малины. Обрезка вишни. Обрезка яблони и груши. Побелка стволов. Укрытие винограда. Круглый стол с угощениями.
Опытная работа – 6 (1-5)
Теория: Выбор опыта на весеннюю научно-практическую конференцию.
Практика: Разработка плана опыта. Опытнический дневник Закладка опыта (определение гербария). Работа со справочной литературой. Осенняя «Научно-практическая конференция».
Плодово-ягодные культуры и их биологические особенности – 10 (4-6)
Теория: Образование семени и косточки плодово-ягодных культур. Смородина, облепиха: биологические особенности и хозяйственная характеристика. Яблоки и груши – семечковые культуры. Биологические особенности и хозяйственная характеристика. Ягодка-малинка. Биологические особенности и хозяйственная характеристика.
Практика: Изготовление инструктивных карточек. Сбор облепихи. Рецепты наших бабушек. Угощение ранетом. Чаепитие с малиновым вареньем Составление буклета-гербария ягодных культур.
Вредители и болезни плодово-ягодных культур. Меры борьбы с ними – 18 (4-14)
Теория: Наиболее распространенные вредители ягодных культур. Биологические, агротехнические меры борьбы с вредителями плодово-ягодных культур. Болезни плодово-ягодных культур. Как и чем лечить?
Практика: Работа со справочной литературой. Составление календаря по борьбе с вредителями. Сбор гнезд зимующих вредителей. Составление таблицы болезней плодово-ягодных культур. Народные и современные методы и приемы. Фенологическая экскурсия «Зимний парк». Отаптывание приствольных кругов – защита от грызунов. «Операция Ель» изготовление листовок. Промежуточная диагностика.
Плодородие почвы – основа высокого урожая – 6 (1-5)
Теория: Почва - одна, а какая разная.
Практика: Лабораторная работа: «Определение механического состава почвы». Лабораторная работа: «Определение влагопроницаемости почвы». Почвы нашего учебно-опытного участка.
Удобрения для растения – 6 (2-6)
Теория: Требование ягодников к основным элементам питания. Требования ягодников к основным элементам питания.
Практика: Виды удобрений: распознавание органических удобрений. Виды удобрений: распознавание минеральных удобрений. Викторина «Что они едят?»
Декоративные и лекарственные деревья и кустарники – 8 (3-5)
Теория: Орехоплодные культуры. Эмигранты в саду. Южные фрукты: хурма, гранат, айва. Лекарственные свойства садовых культур.
Практика: Установление различий. Работа со справочной литературой. Садовая аптечка. Игра «В саду чудес».
Зимние работы в саду – 8 (1-7)
Теория: Виды зимних работ в саду.
Практика: Зимняя прививка. Техника и сроки выполнения. Освоение техники зимней прививки. Снегозадержание. «Кто работает, тот ест!» (чаепитие).
Экология и сад – 18 (4-14)
Теория: Особенности взаимодействия растений со средой. Светолюбивые и теневыносливые виды растений. Как сберечь Землю чистой, цветы цветущими?» Как долго живут растения и как определяют их возраст.
Практика: Составление схемы взаимодействия. Составление графика по «светомобильности». Конкурс рисунков и сочинений. Работа с литературой. Растения и животные «Красной книги». Изготовление кормушек. Подкормим пернатых друзей. Весенняя «Научно-практическая конференция». Создание газеты «Эколята».
Весенние работы на участке плодово-ягодных культур – 46 (5-41)
Теория: Виды весенних работ в саду. Биологические основы обрезки ягодных культур. Весенняя прививка. Условия сращивания подвоя и привоя. Биологические особенности зеленого черенкования.
Практика: Техника обрезки смородины. Техника обрезки крыжовника. Проведение борьбы с насекомыми и вредителями. Весенняя ревизия окулировок. Обрезка однолеток. Прищипка и удаление побегов у двухлеток. Заготовка черенков, прививки дички. Прививка дички. Составление дидактических материалов (способы прививок). Проверка сращивания весенних прививок. Чистка сада. Посадка семян в парниках Побелка стволов плодовых деревьев. Подготовка черенков для посадки. Проведение зеленого черенкования смородины. Зеленое ченкование малины. Зеленое черенкование вишни. Полив и укрытие череночника. Опрыскивание сада. Итоговая диагностика. Игровое, заключительное занятие:«Сад наш – дом наш!».
Календарно-тематический план
Теория | часы | практика | часы | |
Октябрь Введение (2) | ||||
1 | Путешествие по стране «Юннатия». | 2 | ||
Осень в саду 14 (3-11) | ||||
2 | Осенние работы в саду. Назначение и использование садового инвентаря. | 1 | Уборка опавших листьев и мусора. | 1 |
3 | Фенологическая экскурсия «Осень в саду». | 2 | ||
4 | Осенние фантазии. | 2 | ||
5 | В гостях у графа Вишенки. | 1 | Мульчирование приствольных кругов. | 1 |
6 | Сбор зимующих вредителей. | 2 | ||
7 | Подготовь сад к зиме! Побелка стволов плодово-ягодных культур. | 2 | ||
8 | Дары вишневого сада. | 1 | Чаепитие с вишневым вареньем. | 1 |
Ноябрь-Декабрь Строение плодового дерева 6 (4-2) | ||||
9 | Как устроено дерево (корень, ствол, крона, цветок). | 2 | ||
10 | Как деревья растут. | 1 | Определение возраста по годичным кольцам. | 1 |
11 | Деревья, кустарники, травы: в чем различия? | 1 | Интеллектуальная игра: «Загадки биологии». | 1 |
Косточковые культуры 28 (6-22) | ||||
12 | Вишня, слива, абрикос – садовые косточковые культуры. | 1 | Установление различий между видами косточковых. | 1 |
13 | Рассказ «старичка-лесовичка». | 1 | Способы размножения косточковых культур. | 1 |
14 | Изготовление буклета-гербария косточковых культур. | 2 | ||
15 | С чего начинается дерево. | 1 | Знакомство со строением семени на наглядном материале. | 1 |
16 | Условия прорастания семян косточковых. | 2 | ||
17-18 | Заготовка семян косточковых. | 4 | ||
19 | Творческая мастерская. (Поделки из семян косточковых). | 2 | ||
20 | Значение осеннего посева семян, их стратификация. | 1 | Подготовка семян к стратификации. | 1 |
21 | Подготовка почвосмеси для стратификации семян косточковых. | 2 | ||
22 | Проведение стратификации семян сливы. | 2 | ||
23 | Обобщающая игра-занятие «В гостях у лесного царя Берендея». | 2 | ||
24 | «Операция Ель» - изготовление листовок. | 2 | ||
25 | Промежуточная диагностика. | 2 | ||
Январь Я – юный исследователь 12 (5-7) | ||||
26 | «Исследование» сада. | 1 | «Дневник» для опыта. Назначение, правила использования. | 1 |
27 | Свет и вода в жизни растений. | 1 | Мини-опыт: «Солнце или вода?» (на примере Герани) | 1 |
28 | Песок, земля, глина – выявляем лучшую почву. | 1 | Мини-опыт: «Какая почва лучше». | 1 |
29 | Из маленького семечка сад-огород. | 1 | Мини-опыт: «Семечко клюет». | 1 |
30 | Мини-опыт: «А пьют ли воду растения?» (на примере луковицы). | 2 | ||
31 | Подведем итоги исследований! | 1 | «Звездный час». | 1 |
Февраль Природа в зимнем саду 16 (5-11) | ||||
32 | Растения зимой. | 1 | «Пока дерево спит» Конкурс мини-сочинений. | 1 |
33 | Зимняя фенологическая экскурсия в сад. | 2 | ||
34 | Птицы зимой. | 2 | ||
35 | «Где обедал воробей?» Изготовление кормушек. | 2 | ||
36 | Зимний лес и его обитатели. | 2 | ||
37 | Изготовление совместного панно из подручного материала на тему: «Мой зимний сад». | 2 | ||
38 | Отаптывание как принцип снегозадержания. | 2 | ||
39 | «Что? Где? Когда? – в природе зимой. | 2 | ||
Март Все в природе взаимосвязано 10 (2-8) | ||||
40 | Организм и окружающая среда. | 1 | «Невидимые связи» (игра). | 1 |
41 | Человек и природа – кто главнее? | 1 | Чем я могу помочь природе? (сюжетно-ролевая игра). | 1 |
42 | Конкурс рисунков на тему: «Сохраним природу первозданной». | 2 | ||
43 | Акция: «Скворецжилстрой». | 2 | ||
44 | «К нам врывается весна – пробуждается Земля! Провожаем зиму – встречаем весну!» | 2 | ||
Плоды сада для нашего здоровья 6 (3-3) | ||||
45 | Здоровый плод – экологически чистый сад. | 2 | ||
46 | Витамины и их значение. | 1 | Сокровища из банки. (Угощение дарами нашего сада.) | 1 |
47 | «Ягодный калейдоскоп». | 2 | ||
Апрель – Май Хлопоты в весеннем саду 50 (3-47) | ||||
48 | «Птичий КВН» посвященный к дню птиц. | 2 | ||
49 | Проведение проверки стратификации семян сливы. | 2 | ||
50 | Фенологическая экскурсия в весенний сад. | 2 | ||
51 | Творческая мастерская (изготовление макета на тему : «Весна в нашем саду» из природного материала). | 2 | ||
52 | Виды весенних работ в саду по уходу за косточковыми. | 1 | Проверка садового инвентаря. | 1 |
53-54 | Очистка сада. | 4 | ||
55-56 | Весенняя ревизия в сад. «Поможем сломанному деревцу!». | 4 | ||
57 | Праздник «День Земли». | 2 | ||
58-59 | Пикировка всходов. | 4 | ||
60-61 | Мульчирование приствольных кругов косточковых культур. | 4 | ||
62 | Внесение удобрений. | 2 | ||
63 | Назначение череночника. | 1 | Значение зеленого черенкования. | 1 |
64 | Подготовка череночника к высадке. | 2 | ||
65-66 | Посев семян в парники. | 4 | ||
67 | «Ясли в саду». Назначение питомника. | 1 | Экскурсия по плодово-ягодным питомникам нашего центра. | 1 |
68-69 | Побелка стволов косточковых культур. | 4 | ||
70 | Полив парников. | 2 | ||
71 | Итоговая диагностика. | 2 | ||
72 | Подведем итоги: «Кто же лучший садовод?» | 2 |
Тематическое планирование третьего года обучения
Тема - блок | теория | практика | Всего часов |
Введение | - | 2 | 2 |
Осенние работы в саду | 5 | 21 | 26 |
Опытная работа | 4 | 2 | 6 |
Экология и человек | 12 | 6 | 18 |
Зима в саду | 1 | 11 | 12 |
Садовый дизайн | 8 | - | 8 |
Проектная деятельность | 14 | 10 | 24 |
Опытная работа | 2 | 4 | 6 |
Весенние работы в саду | 6 | 36 | 42 |
Итого: | 51 | 93 | 144 |
Содержание программы третьего года обучения
Введение -2
Практика: Встреча старых друзей!
Осенние работы в саду- 26 (5-21)
Теория: Вводная диагностика. Особенности посадки саженцев яблони в осенний период. Требования к качеству посадочного материала. «Школа сеянцев».
Практика: Подготовь сад к зиме! Уборка опавших листьев и мусора. Подготовка почвы для посадки саженцев яблони. Посадка саженцев яблони. Ревизия весенних прививок дички. Чистка парников. Посев семян полукультурки. Фенологическая экскурсия «Золотая осень».
Опытная работа- 6 (4-2)
Теория: Разработка плана опыта. Работа с литературой. Работа с опытническим дневником.
Практика: Осенняя «Научно-практическая конференция».
Экология и человек – 18 (12-6)
Теория: Экология души. Человек и Биосфера. «Планета Земля в опасности». Проблемы мирового океана. Природа – вечный источник красоты. Здоровый образ жизни. Наше здоровье от чего оно зависит. Человек и природа: этика взаимоотношений. Семинар: «Природа как универсальная ценность».
Практика: Игра: «Экологический суд». Игра: «Что? Где? Когда?». Игра «Умницы и умники»: «Мир прекрасный, мир живой». Конкурс знатоков: «Крестики – нолики».
Зима в саду- 12 (1-11)
Теория: Промежуточная диагностика.
Практика: Фенологическая экскурсия в зимний сад. Укрытие саженцев груши. «Операция Ель»: театрализованная акция-выступление. Сбор зимующих вредителей. Изготовление праздничных открыток к «Новому году».
Садовый дизайн – 8
Теория: История появления садового дизайна. Классификация различных типов озеленения: парк, сквер, бульвар. Зеленые изгороди их классификация. Кустарники зеленых изгородей: спирея, сирень, боярышник и др. Газоны, их разнообразие и особенности применения.
Проектная деятельность – 24 (14-10)
Теория: Парки, скверы нашего города. Выбор объекта. Плодово-ягодные культуры в сквере! Декоративные кустарниковые и древесные культуры (ель, кедр, серебристый тополь, бузина и др.) Цветы для сквера! Многолетние цветы их классификация и особенности. Цветы для сквера! Однолетние цветы их классификация и особенности.
Практика: Работа с деталями макета. (Изготовление макетов плодово-ягодных культур). Работа с деталями макета. (Изготовление макетов цветочных культур). Изготовление общего макета. Защита проекта.
Опытная работа – 6 (4-2)
Теория: Выбор опыта. Работа с литературой.
Практика: Работа с опытническим дневником. Весенняя «Научно-практическая конференция».
Весенние работы в саду – 42 (6-36)
Теория: Весенние работы в саду. Весенняя прививка плодовых деревьев. Яблоня: прививка в приклад; в кору. Груша: прививка копулировкой.
Практика: Составление плана весенних работ в саду. Птичий «КВН» посвященный дню птиц. Подготовка садового инвентаря к работе. Инструктаж по ТБ. Закладка парников. Чистка сада. Посадка семян в парниках. Побелка штамбов плодовых деревьев. Праздник: «День Земли». Заготовка черенков для весенней прививки. Проведение прививки в приклад; в кору. Проведение прививки копулировкой. Мульчирование приствольных кругов плодовых культур. Итоговая диагностика. Фенологическая экскурсия в цветущий сад. Итоговое занятие: выставка работ юннатов.
Календарно-тематическое план
Теория | часы | Практика | часы | |
Сентябрь-Октябрь Введение (2) | ||||
1 | Встреча старых друзей! | 2 | ||
Осенние работы в саду 26 (5-21) | ||||
2-3 | Подготовь сад к зиме! Уборка опавших листьев и мусора. | 4 | ||
4 | Вводная диагностика. Особенности посадки саженцев яблони в осенний период. | 2 | ||
5 | Требования к качеству посадочного материала. | 2 | ||
6-7 | Подготовка почвы для посадки саженцев яблони. | 4 | ||
8-9 | Посадка саженцев яблони. | 4 | ||
10 | Ревизия весенних прививок дички. | 2 | ||
11-12 | Чистка парников. | 4 | ||
13 | «Школа сеянцев». | 1 | Посев семян полукультурки. | 1 |
14 | Фенологическая экскурсия «Золотая осень». | 2 | ||
Ноябрь-Декабрь Опытная работа 6(4-2) | ||||
15 | Разработка плана опыта. Работа с литературой. | 2 | ||
16 | Работа с опытническим дневником. | 2 | ||
17 | Осенняя «Научно-практическая конференция». | 2 | ||
Экология и человек 18(12-6) | ||||
18 | Экология души. | 2 | ||
19 | Человек и Биосфера. «Планета Земля в опасности». | 2 | ||
20 | Проблемы мирового океана. | 1 | Игра: «Экологический суд». | 1 |
21 | Природа – вечный источник красоты. | 2 | ||
22 | Здоровый образ жизни. Наше здоровье от чего оно зависит. | 2 | ||
23 | Человек и природа: этика взаимоотношений. | 1 | Игра: «Что? Где? Когда?». | 1 |
24 | Семинар: «Природа как универсальная ценность». | 2 | ||
25 | Игра «Умницы и умники»: «Мир прекрасный, мир живой». | 2 | ||
26 | Конкурс знатоков: «Крестики – нолики». | 2 | ||
Декабрь Зима в саду 12 (1-11) | ||||
27 | Фенологическая экскурсия в зимний сад. | 2 | ||
28 | Укрытие саженцев груши. | 2 | ||
29-30 | «Операция Ель»: театрализованная акция-выступление. | 4 | ||
31 | Сбор зимующих вредителей. | 2 | ||
32 | Промежуточная диагностика. | 1 | Изготовление праздничных открыток к «Новому году». | 1 |
Январь-Февраль-Март Садовый дизайн 8 (8) | ||||
33 | История появления садового дизайна. | 2 | ||
34 | Классификация различных типов озеленения: парк, сквер, бульвар. | 2 | ||
35 | Зеленые изгороди их классификация. Кустарники зеленых изгородей: спирея, сирень, боярышник и др. | 2 | ||
36 | Газоны, их разнообразие и особенности применения. | 2 | ||
Проектная деятельность 24 (14-10) | ||||
37 | Парки, скверы нашего города. Выбор объекта. | 2 | ||
38 | Плодово-ягодные культуры в сквере! | 2 | ||
39 | Декоративные кустарниковые и древесные культуры (ель, кедр, серебристый тополь, бузина и др.) | 2 | ||
40 | Работа с деталями макета. (Изготовление макетов плодово-ягодных культур). | 2 | ||
41-42 | Цветы для сквера! Многолетние цветы их классификация и особенности. | 4 | ||
43-44 | Цветы для сквера! Однолетние цветы их классификация и особенности. | 4 | ||
45 | Работа с деталями макета. (Изготовление макетов цветочных культур). | 2 | ||
46-47 | Изготовление общего макета. | 4 | ||
48 | Защита проекта. | 2 | ||
Опытная работа 6 (2-4) | ||||
49 | Выбор опыта. Работа с литературой. | 2 | ||
50 | Работа с опытническим дневником. | 2 | ||
51 | Весенняя «Научно-практическая конференция». | 2 | ||
Апрель-Май. Весенние работы в саду42 (6-36) | ||||
52 | Весенние работы в саду. | 1 | Составление плана весенних работ в саду. | 1 |
53 | Птичий «КВН» посвященный дню птиц. | 2 | ||
54 | Подготовка садового инвентаря к работе. Инструктаж по ТБ. | 2 | ||
55-56 | Закладка парников. | 4 | ||
57-58 | Чистка сада. | 4 | ||
59-60 | Посадка семян в парниках. | 4 | ||
61-62 | Побелка штамбов плодовых деревьев. | 4 | ||
63 | Праздник: «День Земли». | 2 | ||
64 | Весенняя прививка плодовых деревьев. | 1 | Заготовка черенков для весенней прививки. | 1 |
65 | Яблоня: прививка в приклад; в кору. | 2 | ||
66 | Проведение прививки в приклад; в кору. | 2 | ||
67 | Груша: прививка копулировкой. | 2 | ||
68 | Проведение прививки копулировкой. | 2 | ||
69-70 | Мульчирование приствольных кругов плодовых культур. | 4 | ||
71 | Итоговая диагностика. Фенологическая экскурсия в цветущий сад. | 2 | ||
72 | Итоговое занятие: выставка работ юннатов. | 2 |
Список используемой литературы
- «Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных культур» - К.А. Мамаев,Ленинград: изд. «Колос» 1981;
- «Ваша коллекция» - М.Козлов, Е. Нинбург, Москва: изд. «Просвещение», 1979;
- «Использование растений диких видов для борьбы с вредителями садовых и овощных культур» - А.К. Васина, Нижний Новгород: изд. «Времена»,1986;
- «Лесные плодовые растения» - С.И. Ивченко, Москва: изд. «Просвещение»,1976;
- «Мир растений» - А. Смирнов, Москва: изд. «Лесная промышленность», 1988;
- «И.В. Мичурин. Сочинения» - Т.Д. Лысенко: Москва, 1948;
- «Облепиха» - Т.Ф. Царьков, 1987;
- « Опыт иркутских садоводов» - В.С. Семинас, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985;
- «Почва СССР» - Г.В. Добровольский, Москва: изд. «Просвещение»,1979;
- «Почвоведение» В.Р. Видямс, Минск: изд. «Харвест»,1975;
- «Сезонные работы в саду» - А.А, Ильинский, Москва, Колос, 1977;
- «Экология растений» - Н.М. Черновой, Москва: изд.«Кураре», 2004;
- «Сибирская дача» - период. изд.
- «Сибрский садовник» - период. изд.
- «Справочник садовода – любителя» В.Д. Мухин, Московская правда, 1900.
Литература для детей:
- «Занимательная биология» - И. М, Акимучикин, Москва:«Просвещение», 1993;
- «Школьный сад» - Е. С. Черленко, Санкт-Петербург: изд. «Кристал», 1989;
- «Юному плодоводу» - В. Ф. Коваленко, Москва: изд. «Просвещение»,1985;
- «Ягоды на даче» - А.В. Пантеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"
Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...
Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "
Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...
Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»
Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...
Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения "Семицветик" (художественная напрвленность).
Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения "Семицветик" рассчитана на 4 года обучения для детей начального и среднего школьного возраста.В основе программы лежат нес...
Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"
Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...
Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг"
Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг" для среднего школьного возраста используется ежегодно в работе учителя в системе дополнительного образования и актуальн...
Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"
Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...