Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"
календарно-тематическое планирование по теме
Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года обучения детей от 11до 16лет. предлагается: вариант тематического планирования, тематика творческих и исследовательских работ для учащихся, литература для педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа (адаптированная) для объединения "Юный натуралист" | 510.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«РЕКОМЕНДОВАНО» заседанием педагогического совета №____ от «____»__________2009г | «СОГЛАСОВАНО» Председателем профкома ДДТ ________________ Н.А.Маркова «____»__________2009г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ДДТ ________________ Е.В.Смирнова «____»__________2009г |
Министерство образования Саратовской области
Управление образования Духовницкого муниципального района
МОУ ДОД «Дом детского творчества»
р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области
Программа
дополнительного
образования
эколого-биологической направленности
адаптированная
педагогом дополнительного образования Трошкиной Еленой Анатольевной
Объединение «Юный натуралист»
Руководитель – Трошкина Е.А.
педагог дополнительного образования
Срок реализации программы: 3года
Возраст детей: 11-15 лет
2009-2012гг
Пояснительная записка
Работа объединения «Юный натуралист» охватывает учащихся с разными знаниями, умениями, навыками и творческими способностями; в состав группы входят дети из семей разного социального уровня: малообеспеченных, многодетных, социально-неблагополучных.
Для реализации образовательной программы объединения эколого-биологической направленности «Юный натуралист» создаётся группа из 6-12 обучающихся в возрасте от 11 до 15 лет (5-8классы).
Возрастные рамки обусловлены следующими факторами: успешная учебно-исследовательская работа эколого-биологического направления возможна только при хорошем владении навыками чтения, письма и рисования; умении работать с литературой, техническими устройствами.
Численность группы обусловлена следующими факторами: исследовательская и практическая работа эколого-биологической направленности требует во многом индивидуальной работы с ребёнком или групповой, при этом не исключается массовость участия, например в акциях, конкурсах, праздничных мероприятиях, организуемых в рамках программы.
Учебно-тематическое планирование составлено на основании образовательной программы дополнительного образования детей «Юный натуралист» автор Г.М.Пилинчук г.Сургут Тюменской области. Данная программа дополнительного образования адаптирована мною под условия работы учебно-воспитательного процесса ДДТ.
Срок реализации программы – 3 учебных года. Объём учебного курса за каждый год (в расчёте на 36 недель обучения): 180 занятий, 216 учебных часов. За весь курс: 540 занятий, 648 учебных часов. 1-й учебный год программа реализуется в рамках кружка «Юный натуралист», 2-й год обучения – «Зелёный дом», 3-й год – «Человеку о человеке». В соответствии с планированием на каждый год обучения набирается разная возрастная группа, с учётом преемственности.
Цель программы: углубление, расширение и развитие системы представлений обучающихся о естественных науках: экологии и биологии, о методах исследования природы и окружающего мира - как важных компонентах формирования биологически и экологически грамотной личности.
Задачи программы:
- развитие самостоятельности при ведении учебно-познавательной деятельности;
- сформировать представление о принципах построения экологических и биологических ЗУН;
- познакомить обучающихся с основными вопросами охраны природы, методах наблюдения, экспериментирования, исследования;
- освоение навыка работы со справочной научно-популярной литературой;
- развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы;
- поднять рейтинг значимости природы в системе ценностей подростка.
Учебно-тематический план
объединения эколого-биологической направленности
«Юный натуралист»
1-й год обучения «Юный натуралист»
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1.Введение | 8 | 5 | 13 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Кто такие «юннаты» | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Из истории юннатского движения | 1 | 1 | 2 |
1.4 | Любите ли вы природу? О естественных науках: биология, экология | 5 | 2 | 7 |
2.Домашние животные | 35 | 13 | 48 | |
2.1 | Животные рядом | 25 | 3 | 28 |
2.1 | О ценности и необходимости животных | 5 | 5 | 10 |
2.2 | Занимательная зоология | 5 | 5 | 10 |
3.Растения рядом с человеком | 25 | 20 | 45 | |
3.1 | Всё ли мы знаем о жизни растений | 10 | 5 | 15 |
3.2 | Комнатные и садовые растения | 10 | 10 | 20 |
3.3 | Занимательная ботаника | 5 | 5 | 10 |
4.Охрана природы | 16 | 17 | 33 | |
4.1 | Что нужно охранять? Основные вопросы экологического мониторинга | 3 | 5 | 8 |
4.2 | Красная книга | 3 | 2 | 5 |
4.3 | Редкие и охраняемые животные и растения | 5 | 5 | 10 |
4.4 | Саратовская область. Экологические проблемы | 5 | 5 | 10 |
5.Человек: друг или враг? | 20 | 17 | 37 | |
5.1 | О профессиях: врач, эколог, биолог и др. | 5 | 5 | 10 |
5.2 | Влияние окружающей среды на организм человека | 5 | 5 | 10 |
5.3 | О здоровом образе жизни | 5 | 5 | 10 |
5.4. | Занимательная анатомия | 5 | 2 | 7 |
6.Полевой практикум | 5 | 10 | 15 | |
6.1 | Экскурсия на водоём | 1 | 2 | 3 |
6.2 | Экскурсия в лес | 1 | 2 | 3 |
6.3 | Экскурсия в поле | 1 | 2 | 3 |
6.4 | Самостоятельные полевые исследования | 2 | 4 | 6 |
7.Праздничные мероприятия | 13 | 12 | 25 | |
7.1 | Торжественная линейка «Войди в природу другом» | - | 1 | 1 |
7.2 | Праздник «Посвящение в юннаты» | 2 | 1 | 3 |
7.3 | Праздник «Экспедиция в страну Котландию» | 5 | 5 | 10 |
7.4 | День здоровья | 2 | 2 | 4 |
7.5 | Акции «Спасём планету от мусора» | 3 | 2 | 5 |
7.6 | Отчётное итоговое собрание | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 122час | 94час | 216час |
2-й год обучения «Зелёный дом»
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1.Введение | 4 | 5 | 9 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Кто такие «юннаты». Из истории юннатского движения | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Как спасти «Зелёный дом» - мониторинг | 2 | 3 | 5 |
2.Мир растений | 35 | 13 | 48 | |
2.1 | О происхождении растений, истории открытия, возделывания | 5 | 3 | 8 |
2.1 | Экология растений | 20 | 5 | 25 |
2.2 | Познавательная ботаника или о чём не узнаешь на уроке | 10 | 5 | 15 |
3.Фитодизайн | 25 | 25 | 50 | |
3.1 | Дизайнерские основы формирования композиций | 10 | 10 | 20 |
3.2 | Пластика природных форм | 5 | 5 | 10 |
3.3 | Комнатное и садовое цветоводство | 10 | 10 | 20 |
4.Охрана природы | 18 | 15 | 33 | |
4.1 | Сохраним и приумножим | 5 | 3 | 8 |
4.2 | Красная книга | 3 | 2 | 5 |
4.3 | Редкие и охраняемые животные и растения | 5 | 5 | 10 |
4.4 | Саратовская область – всё ли у нас в порядке в «доме»? | 5 | 5 | 10 |
5.Человек – это звучит гордо! | 20 | 17 | 37 | |
5.1 | О профессиях | 5 | 5 | 10 |
5.2 | Влияние окружающей среды на организм человека | 5 | 5 | 10 |
5.3 | О здоровом образе жизни | 5 | 5 | 10 |
5.4. | Занимательная анатомия | 5 | 2 | 7 |
6.Полевой практикум | 5 | 11 | 16 | |
6.1 | Экскурсия на водоём | 1 | 2 | 3 |
6.2 | Экскурсия в лес | 1 | 2 | 3 |
6.3 | Экскурсия в поле | 1 | 2 | 3 |
6.4 | Самостоятельные полевые исследования | 2 | 5 | 7 |
7.Праздничные мероприятия | 13 | 11 | 24 | |
7.1 | Игровая программа «Необыкновенные пришельцы» (о тропических растениях) | 2 | 1 | 3 |
7.2 | Конкурсная программа «Мозаика нашего творчества» (итоги фитодизайнерства) | 5 | 5 | 10 |
7.3 | День здоровья | 2 | 2 | 4 |
7.4 | Акции «Спасём планету от мусора» | 3 | 2 | 5 |
7.5 | Отчётное итоговое собрание | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 119час | 97час | 216час |
3-й год обучения «Человеку о человеке»
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1.Введение | 4 | 5 | 9 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Кто такие «юннаты». Из истории юннатского движения | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Здоровье населения. Мониторинг | 2 | 3 | 5 |
2.Здоровье и наследственность | 25 | 9 | 34 | |
2.1 | Является ли человек совершенным существом | 5 | 3 | 8 |
2.1 | Наследственные болезни и их предупреждение | 10 | 1 | 11 |
2.2 | Познавательная анатомия или о чём не узнаешь на уроке | 10 | 5 | 15 |
3.Среда жизнедеятельности человека | 25 | 25 | 50 | |
3.1 | Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Ландшафт и здоровье | 10 | 10 | 20 |
3.2 | Экстремальные условия жизни | 5 | 5 | 10 |
3.3 | Профессиональные заболевания. Среда жилого и рабочего помещений. | 8 | 8 | 16 |
3.4 | Образ природы в культуре России. | 2 | 2 | 4 |
4.Окружающая среда должна быть чистой | 18 | 15 | 33 | |
4.1 | Виды загрязнений среды | 5 | 3 | 8 |
4.2 | Шум и здоровье. Стресс. | 3 | 2 | 5 |
4.3 | Радиация. Химические вещества | 5 | 5 | 10 |
4.4 | Защита организма от загрязнений. Гигиена и санитария. | 5 | 5 | 10 |
5.Здоровый образ жизни | 17 | 17 | 34 | |
5.1 | О профессиях. Труд и здоровье. | 5 | 5 | 10 |
5.2 | Мать и дитя в искусстве (создание альбома «Моё счастье…») | 2 | 3 | 5 |
5.3 | О здоровом образе жизни. | 5 | 5 | 10 |
5.4. | Физическая и духовная красота человека в русском искусстве | 5 | 4 | 9 |
6.Заботы эколога | 2 | 2 | 4 | |
6.1 | О профессии эколога | 2 | 2 | 4 |
7.Полевой практикум | 7 | 13 | 20 | |
7.1 | Экскурсии в природу | 2 | 2 | 4 |
7.2 | Экскурсия в ЦРБ | 1 | 2 | 3 |
7.3 | Экскурсия в Хвалынский национальный парк | 1 | 2 | 3 |
7.4 | Самостоятельные исследования | 3 | 7 | 10 |
8.Праздничные мероприятия | 11 | 9 | 20 | |
8.1 | Познавательное мероприятие «Стрессы современного человека» | 2 | 1 | 3 |
8.2 | Конкурсная программа «И вся наша жизнь…» | 3 | 3 | 6 |
8.3 | День здоровья | 2 | 2 | 4 |
8.4 | Акции «Спасём планету от мусора» | 3 | 2 | 5 |
8.5 | Окончание занятий в объединении. Торжественная линейка «О результатах нашей работы за 3 года» | 1 | 1 | 2 |
Всего: | 112час | 104час | 216час |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для достижения хороших результатов при реализации программы предусматривается применение следующих дидактических форм и методов:
1.Аудиторно-лабораторные:
- тематические лекции, рассказы, эвристические беседы
- консультации преподавателя
- работа учащихся с определителем, научно-популярной литературой
- биологическая графика учащихся
- выступления и доклады учащихся
- цифровая фотосьёмка
- викторины и конкурсы
- обучающие игры
- посещение биологических музеев, выставок
- совместные занятия с другими учебными группами
- работа с компьютерными программами (по индивидуальному графику)
2.Полевые:
- экскурсии в природу
- полевые исследования
- взятие образцов биологических объектов для дальнейшего изучения
3.Комплексные:
- индивидуальные и групповые полевые исследовательские работы учащихся (наблюдения, опыты)
Формы подведения итогов:
- викторины по разделам
- проверочный тест
- написание исследовательской работы и её защита на итоговых занятиях
Примеры тем для самостоятельных исследовательских работ:
Плесневые грибы на кухне.
Пчела – общественное насекомое.
Полевые цветы.
Лекарственные растения Духовницкого района.
Экологические проблемы посёлка.
Стресс – как фактор формирования здоровья.
Эколог – профессия современности.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
В здоровом теле – здоровый дух.
Методы биологических исследования.
Экология – как наука и т.д.
Итоговая аттестация обучавшегося по программе проводится на основе анализа аттестационных показателей за три учебных года. Далее пример аттестационного листа по итогам обучения (оформляется каждый учебный год)
Аттестационный лист
учебной группы
«Юный натуралист»
за _1_ год обучения (2009 - 2010 уч. год)
№ п/п | Фамилия, имя | Аттестационный блок (максимально 5 баллов) | ||||||
введение | Домашние животные | Растения рядом с человеком | Охрана природы | Человек: друг или враг? | Полевой практикум | Участие в мероприятиях | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
Литература для учителя
№ п/п | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1 | А.И.Никишов, В.Н.Кузнецов, Д.Л.Теплов | «Экология» | Москва «Устойчивый мир» | 2000г |
2 | Н.Пожарицкая | «Путешествие к домашним животным» | Москва «Детская литература» | 1998г |
3 | Б.Т.Величковский | «Здоровье человека и окружающая среда» | Москва «Новая школа» | 1997г |
4 | Д.В.Колесов | «Основы гигиены и санитарии» | Москва «Просвещение» | 1989г |
5 | Е.Ю.Колбовский | «Экология для любознательных» | Ярославль «Академия холдинг» | 2003г |
6 | Ю.И.Буланный | «Педагогический опыт. Экология» | Саратов «Педобщество» | 2004г |
7 | Ю.И.Буланный | «Экологическое образование в Саратовской области» | Саратов «Педобщество» | 2003г |
8 | Л.А.Лебедева | «Увлекательные страницы зоологии» | Региональное Приволжское издательство «Детская книга» | 2000г |
9 | Т.А.Попова | «Экологический мониторинг природной среды» | Москва «Творческий центр» | 2005г |
10 | И.Н.Пономарёва | «Экология» | Москва «Вентана-Граф» | 2001г |
11 | А.Теремов, В.Рохлов | «Занимательная зоология» | Москва «АСТ-пресс» | 1999г |
12 | А.Теремов, В.Рохлов | «Занимательная ботаника» | Москва «АСТ-пресс» | 1999г |
13 | Библиотечка журнала «Биология в школе» | 1998-2006г | ||
14 | А.Тамбиев | «Живые пути планеты» | Москва «Детская литература» | 1994г |
15 | Д.Б.Кудрявец | «Как вырастить цветы» | Москва «Просвещение» | 1993г |
16 | С.М.Мартынов | «Овощи+фрукты+ягоды=здоровье» | Москва «Просвещение» | 1993г |
17 | А.В.Фисюнов | «Сорные растения» | Москва «Колос» | 1984г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"
Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей культурологической направленности "Привет, Британия!
Дополнительная образовательная программа культурологической направленности рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю...
Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...
Образовательная программа дополнительного образования детей эколого-биологического направления. «Юный эколог».
Учебная программа дополнительного образования...
Образовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности « Через решение задач к математическим открытиям»
Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности...
Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"
Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"...
Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"
Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...