статья в журнал "Педагогический совет "Анализ урока с позиций ФГОС"
учебно-методический материал
Сценарий педагогического совета построен по принципу ФГОСовского урока...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ped_soveta_analiz_uroka_s_pozitsiy_fgos.doc | 613 КБ |
analiz_uroka_s_pozitsiy_fgos.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Поздеева Ирина Владимировна,
зам.директора по УВР МАОУ Красногорской гимназии УР
«Анализ урока с позиций ФГОС»
(методическая разработка педагогического совета)
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Данный педагогический совет задумывался как осмысление готовности перехода педагогического коллектива к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Для организации и проведения данного педагогического совета была образована комиссия, в которую вошли заместители директора и учителя начальных классов, первыми внедрявшими ФГОСы. Дело в том, что педагогический совет «Анализ урока с позиций ФГОС» планировался в форме методической недели.
Комиссия посещала уроки педагогов, работающих на средней и старшей ступенях обучения. Все уроки были тщательно проанализированы, выявлены проблемы, даны рекомендации. Кроме этого, в период подготовки к педсовету администрацией гимназии проведена анкета по выявлению трудностей при подготовке и проведению уроков на основе системно-деятельностного подхода. По результатам анкетирования самым сложным этапом оказался мотивационно-целевой и поисково-исследовательский. Сам педагогический совет также разработан по принципу системно-деятельностного подхода.
Подготовительная работа.
1. Заседание методического совета по планированию, организации и проведению педагогического совета.
2. Анкетирование педагогов.
Ход педагогического совета.
В основном, работа педагогических советов организуется по группам. Принципы образования групп всегда разные. В данном случае избран такой способ, как формирование группы по выбору цвета (на столе у входа в кабинет разложены разноцветные листочки бумаги-жетоны, выбрав который участник педсовета определяет для себя группу участия).
1 этап – мотивационно-целевой:
На данном этапе использован методический прием «Нестандартный вход в урок»:
Начинаем наш урок, соответствующий ФГОС,
Мотивация – пора! Встали, подтянулись!
Пожелали настроенья, друг другу улыбнулись!
Актуализация – слово непростое!
Подскажите мне, друзья, что это такое?
Это – вспомнили, что знали, обобщить сумели
И отправились скорей к достиженью цели.
Построим путь решения,
Составим карту, схему!
Первичное воспроизведение
Закрепит вашу тему.
Проект – какое слово!
Похожее на дом!
Дети все, как архитекторы!
Учитель – управдом?
Почти попали в точку,
Ведь цели есть везде,
А план построить прочный
Помогут УУДэ!
Учитель, воспитатель – наставники в пути,
На первых этапах подскажут лишь они!
Учить будут по-иному!
Теперь от личности идем,
Урок, открытие, законы
И метод деятельностный в нем!
Далее использован прием «Ключевые характеристики». Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Это бывает после урока;
- Связано с осмыслением деятельности;
- Бывает самостоятельный, но реже (в среднем, раз в 5 лет);
- Бывает со стороны, но чаще;
- Чаще его проводят заместители директора;
- Обычно его оформляют в письменном виде;
Так как звучит тема нашего педагогического совета?
(ответы педагогов: например, как организовать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода, как проанализировать урок с позиций ФГОС).
(демонстрируется слайд с темой педагогического совета): «Анализ урока с позиций ФГОС».
2 этап – ориентировочный:
Вопрос к участникам педагогического совета: «Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем совете?»
(ответы педагогов: что получилось, что не получилось, над чем нужно работать).
3 этап – поисково - исследовательский этап (актуализация знаний): член комиссии по подготовке к педсовету (у нас это был учитель начальных классов) проанализировала посещенные уроки. При подготовке к педагогическому совету мы просили каждую предметную кафедру (их было 7) показать 1 урок в системно-деятельностном подходе. Анализируя урок, член комиссии отметила положительные стороны занятий, показала, что не получилось. Дала рекомендации. Пришла к выводу, что, на взгляд комиссии, самыми сложными оказались мотивационно-целевой и поисково-исследовательский этапы.
Заместитель директора по УВР, курирующий методическую работу проанализировала итоги анкетирования педагогов.
Анализ анкеты:
Предложено проранжировать 5 этапов урока в системно-деятельностном подходе, исходя из личных затруднений в процессе подготовки урока (от наиболее сложного к наиболее простому): Этап мотивационно-целевой; Ориентировочный этап; Поисково-исследовательский; Практический; Рефлексивно-оценочный
Мотивационно-целевой этап (проблематизация – создание учителем проблемной ситуации; актуализация знаний – мотивация на деятельность, осмысление мотивов своей деятельности;)
Ориентировочный этап – формулирование учебной задачи, совместная постановка целей деятельности; совместное планирование своей деятельности, собственных действий; в случае необходимости учитель осуществляет корректировку целей.
Поисково-исследовательский этап – организация учителем процесса самостоятельного постижения учащимися нового материала (недостающих знаний); совместное с учителем или самостоятельное конструирование нового знания
Практический этап – первичное закрепление знаний, применение полученных знаний
Рефлексивно-оценочный этап – анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе; самооценка степени достижения запланированного результата
Общий свод по итогам анкетирования:
Кафедры | Мотивационно-целевой | Ориентировочный | Поисково-исследовательский | Практический | Рефлексивно-оценочный |
Английского языка (4 чел.) | 4 | ||||
Русского языка и литературы (5 чел.) | 4 | ||||
ИТНК (инновационных технологий начальных классов) (7 из 8 чел.) | 3 | ||||
Обществознания (5 чел.) | 2 | ||||
Математики и информ. (5 чел.) | 4 | ||||
«Экология человека» (5 чел.) | 3 | ||||
ИЗО и творчества(4чел.) | 2 |
ОБЩИЙ СВОД
Таким образом, можно увидеть, что итоги анкетирования совпали с мнением комиссии: самыми сложными этапами при подготовке и проведении урока в соответствии с ФГОС, оказались мотивационно-целевой и поисково-исследовательский.
4 этап – практический: на данном этапе педагоги работали в группах. Каждой группе предложен один методический прием («Отсроченная отгадка», «Удивляй», «Да-нет», «Фантастическая добавка», «Нестандартный вход в урок»). Т.к. в группах оказались учителя, преподающие разные предметные дисциплины, им было предложено «найти» примеры использования данных методических приемов на своих уроках.
Выступления групп.
Выступление заместителя директора; «Что мешает эффективному построению урока в СД?»:
1.Поверхностное знакомство с системно-деятельностной технологией.
2. Недоверие к инновациям, как эффективным способам обучения.
3. Предпочтение стереотипных стратегий в своей деятельности.
4. Недостаточная информированность в области новой дидактики, возрастной и педагогической психологии.
5.Уровень развития у педагогов рефлексивных навыков (нет потребности к самоанализу своей деятельности – «отвел уроки и все»).
5 этап – рефлексивно-оценочный:
Использован прием «Чужие мокасины» - на листочке пишем, выбрав один из предложенных тезисов:
Моя соседка (мой сосед):
- теперь знает, что…;
- трудно ещё….;
- удивилась тому,…;
- еще раз…;
- недовольна тем, что..
Проект решения педагогического совета:
- Провести семинар о разработке рабочих программ учителями-предметниками 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС.
- Разработать схемы анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС.
- Продолжить взаимопосещение уроков с целью преемственности при переходе от ФГОС НОО к ФГОС ООО.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Начинаем наш урок, соответствующий ФГОС , Мотивация – пора! Встали, подтянулись! Пожелали настроенья, друг другу улыбнулись! Актуализация – слово непростое! Подскажите мне, друзья, что это такое? Это – вспомнили, что знали, обобщить сумели И отправились скорей к достиженью цели .
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Построим путь решения , Составим карту, схему! Первичное воспроизведение Закрепит вашу тему . Проект – какое слово! Похожее на дом! Дети все, как архитекторы! Учитель – управдом? Почти попали в точку, Ведь цели есть везде, А план построить прочный Помогут УУДэ !
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Учитель, воспитатель – наставники в пути, На первых этапах подскажут лишь они! Учить будут по-иному! Теперь от личности идем, Урок, открытие, законы И метод деятельностный в нем!
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Это бывает после урока; Связано с осмыслением деятельности; Бывает самостоятельный, но реже (в среднем, раз в 5 лет); Бывает со стороны, но чаще; Чаще его проводят заместители директора; Обычно его оформляют в письменном виде; Приём «Ключевые характеристики»
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Тема нашего педагогического совета?
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Анализ урока с позиций ФГОС»
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра ». Джон Дьюи
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Теория деятельности
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Потребность Мотив Цель Средства Действие Результат
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Теория деятельности по Леонтьеву
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Кулемина С.В.
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Анализ анкеты Предложено проранжировать 5 этапов урока в системно- деятельностном подходе, исходя из личных затруднений в процессе подготовки урока (от наиболее сложного к наиболее простому): Этап мотивационно-целевой Ориентировочный этап Поисково-исследовательский Практический Рефлексивно-оценочный
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Мотивационно-целевой этап ( проблематизация – создание учителем проблемной ситуации; актуализация знаний – мотивация на деятельность, осмысление мотивов своей деятельности;)
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Ориентировочный этап – формулирование учебной задачи, совместная постановка целей деятельности; совместное планирование своей деятельности, собственных действий; в случае необходимости учитель осуществляет корректировку целей
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Поисково-исследовательский этап – организация учителем процесса самостоятельного постижения учащимися нового материала (недостающих знаний); совместное с учителем или самостоятельное конструирование нового знания
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Практический этап – первичное закрепление знаний, применение полученных знаний
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Рефлексивно-оценочный этап – анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе; самооценка степени достижения запланированного результата
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg КАФЕДРЫ МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ Английского языка (4 чел.) 4 Русского языка и литературы (5 чел.) 4 ИТНК (7 из 8 чел.) 3 Обществознания (5 чел.) 2 Математики и информ . (5 чел.) 4 «Экология человека» (5 чел.) 3 ИЗО и творчества(4чел.) 2
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Общий свод
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Работа в группах
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg 1. Поверхностное знакомство с системно- деятельностной технологией. 2. Недоверие к инновациям, как эффективным способам обучения. 3. Предпочтение стереотипных стратегий в своей деятельности . 4 . Недостаточная информированность в области новой дидактики, возрастной и педагогической психологии. 5.Уровень развития у педагогов рефлексивных навыков (нет потребности к самоанализу своей деятельности –отвел уроки и все.). Что мешает эффективному построению урока в СДП:
МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Чужие мокасины» Моя соседка (мой сосед): теперь знает, что…; трудно ещё….; удивилась тому,…; еще раз…; недовольна тем, что..
2013-2014 учебный год МАОУ Красногорская гимназия директор: Жуйкова Таисия Васильевна 427650, Удмуртия, с.Красногорское , ул. Советская д. 2 тел .: 8 (341-64) 2-19-93 е -mail: krasn_gimnaz@mail.ru официальный сайт: http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Красногорская гимназия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ урока с позиций требований ФГОС.
Анализ урока с позиций требований ФГОС....
Разработка урока "Имя прилагательное" с позиции ФГОС
Урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка урока содержит технологическую схему, отражающую деятельность учителя и ученика. Содержит описание УУД....
Анализ урока с позиции ФГОС
Представляю аналихз урока с позиции ФГОС, котороый использую при подготовке к своим урокам....
Статья" Проектирование урока с позиций требований ФГОС "
Тема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых в среде тех людей, которые имеют отношение к школе....
Методическая статья на тему : "Современный урок математики с позиций требований ФГОС"
Современный урок математики с позиций требований ФГОСАналитическая статья...
«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...
СТАТЬЯ Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения
СТАТЬЯ Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения...