Методическая статья на тему : "Современный урок математики с позиций требований ФГОС"
статья по математике

Горина Любовь Викторовна

Современный урок математики с позиций требований ФГОС

Аналитическая статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_matematiki_v_svete_trebovaniy_fgos.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Горина Л.В., учитель математики

                                                    ГБОУ СОШ №83  Выборгского района Санкт-Петербурга

                                     Методическая статья

         Современный урок математики с позиций требований ФГОС

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Для решения данной задачи важен переход  к новой системно-деятельностной парадигме, изменяется технология обучения. Внедрение  информационных технологий открывает большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

При подготовке к современному уроку учитель должен учитывать требования, предъявляемые ФГОС. Современный урок имеет непосредственное отношение к интересам сегодняшнего ученика,  владеющего  современными информационными технологиями зачастую лучше учителя. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского.  Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

  1. Личностно-ориентированный характер воспитательно-образовательного процесса.
  2. Приоритет самостоятельной работы детей над деятельностью учителя.
  3. Превалирование практической части над теоретической, утверждение деятельностного характера обучения.
  4. Последовательное развитие и совершенствование УУД, способности к самооцениванию и саморазвитию.

Налаживание доверительного общения между учителем, который теперь выступает в роли наставника, и детским коллективом

Одним из наиболее знаковых этапов в подготовке школьных занятий является проектирование структуры комбинированного урока по ФГОС — формы образовательной деятельности, основанной на совмещении различных методов обучения, способствующих достижению ряда педагогических устремлений — повторения ранее изученного, освоение нового материала с последующим закреплением, осуществления промежуточного контроля. Комбинированные уроки способствуют достижению оптимальных учебных результатов, вместе с тем их проведение связано с необходимостью серьезной подготовки на этапе планирования, поддержанием высокой концентрации внимания школьников, точного расчета времени. Стоит отметить, что структура комбинированных уроков, проектируемых в соответствии с ФГОС, во многом созвучна с этапами модульных занятий, являющихся структурными единицами модульного обучения — модели организации образовательного процесса, базирующегося на идее разделения предметного содержания на блоки, освоение которых предусматривает высокий уровень вовлеченности учащихся. Занятия-модули  по сути являются комплексом учебного содержания и различных приемов, способствующих овладению этим содержанием, а потому в ходе их реализации решается ряд дидактических задач. В свете этого с целью улучшения качества школьного обучения целесообразно строить модули с элементами комбинирования или, напротив, переносить элементы модульного изложения материала в уроки смешанного типа, чтобы отслеживать уровень эффективности учащихся и определить оптимальный способ образовательной работы в классе.

 Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Под руководством  учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется  фронтальный метод организации деятельности

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Планирование

Под руководством   учителя учащиеся  выполняют ряд практических   задач (чаще применяется  фронтальный метод организации деятельности

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Под руководством  учителя учащиеся  выполняют ряд практических  задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность. Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.

: 

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет  мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

 В системе школьных занятий значительная доля отведена урокам, посвященным овладению новым программным материалом. Структура урока «открытия» нового знания по ФГОС является очень значимой, поэтому современным педагогам важно не только следовать ей, но и детально проработать план подготовки занятий такого типа, от которых во многом зависит уровень вовлеченности школьников в процесс обучения в целом, а также готовность участия во внеурочной деятельности, разработанной педагогом.

Структурные элементы урока

Содержание

Рекомендуемые педагогические приемы

Мотивационный этап.

Осознанное вступление ребенка в учебную деятельность, которое возможно только при условии инициативы педагога, направленной на формирование детского интереса, разъяснения требований и реализации установок на успех.

Цитирование высказываний великих мыслителей, психологический тренинг, проектирование отсроченной догадки, рифмованное или театрализованное начало, интеллектуальная мини-игра, эмоциональный вход.

Актуализация ранее изученного материала.

Самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксация проблем.

Анализ домашнего задания, демонстрация видеоряда, проигрывание ролевых сюжетов, создание проблемной ситуации, смена ролей участников образовательного процесса, игры в ассоциации, мозговой штурм.

Подготовка к преодолению затруднений. 

Выделение точечных проблемных моментов в ходе выполнения заданий по алгоритму — конкретных знаний или умений, без которых невозможно достижение учебной цели. Все действия учащихся проговариваются вслух, что способствует максимальному осознанию детьми особенностей реализации конкретного образовательного момента.

Прием «Знаю. Хочу. Умею», разыгрывание подводящего диалога, группировка информации, коллективное проговаривание ключевой информации хором, тематический кластерный блок.  

Конструирование проекта решения проблемы.

Обсуждение будущих учебных действий, в ходе которых при консультативной поддержке педработника ученики формируют тему, цели и задачи занятия, определяют приоритетные формы исследовательской или поисковой активности.

Экспериментирование, деловая игра, создание «цепочки целей» или проблемного ряда, проведение пресс-конференции.

Реализация проекта.

В ходе продуктивной дискуссии выбирается наиболее рациональный метод из числа тех, что были предложены участниками образовательного процесса, и осуществляется решение исходного проблемного задания. Задача педагога — подведение учеников к оптимальной форме активности, акцентирование внимание на способе решения трудности и возможности его дальнейшего использования.

Короткие доклады, постановка конструктивных вопросов, творческий поиск, «фантастическая добавка», деловые игры, интеллектуальный мини-марафон.

Закрепление учебного опыта.

Учащиеся решают стандартизированные задания по представленному алгоритму, проговаривая действия вслух или осуществляя коллективную проверку. Оптимальные формы деятельности — фронтально, в группах, попарно.

Чтение с комментированием, игра на сообразительность «Лови ошибку», подготовка мини-презентаций, рассказ с элементами эстафеты, игровые приемы «Аукцион», «Снежный ком», «Реклама».

Самостоятельная работа.

Индивидуальное выполнение заданий нового типа с последующей самопроверкой. В ходе данного вида активности усилия педработника нацелены на проектирование ситуаций успеха для каждого ребенка.

Быстрые опросы (с составлением мгновенных (да-нет) или развернутых ответов), поиск соответствий, прохождение творческих тестов, работа с ИКТ, написание фактологических или цифровых диктантов, проведение блиц-контроля, мини-исследований.

Закрепление.

В ходе обсуждения урочной деятельности учащиеся при поддержке педагога определяют место новых знаний в системе изученного, пути их применения в дальнейшем обучении и жизненных ситуациях.

Прием «Реконструктор», чтение текста с восстановлением, метод «шести шляп», составление кроссвордов, короткое тестирование, поиск ошибок, подготовка своих примеров по теме.

Рефлексия.

Проговаривание школьниками нового содержания, которое оценивается через призму личного опыта, впечатлений. Фиксирование достижение цели и задач урока, обсуждение домашнего задания.

«Свободный микрофон», самоанализ с использованием цветотехники, создание «лестницы успеха», анкетирование, прием «Шкатулка».


Построение содержательной структуры современного урока «открытия» новых знаний по ФГОС невозможна без тщательной подготовки.

 В условиях введения в практику работы  школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята  учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Не сложно заметить, что обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности  главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к  справочникам формирует у учащихся информационные  познавательные УУД.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения  планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: - учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; -используются эффективные методы работы с информацией; -организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; -обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Заключение. 
Так что же для  нас современный урок? 
Это урок-познание, урок- открытие, урок-развитие, ступенька  новым  знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение вс...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...

Методический семинар "Современный урок математики с учетом требований ФГОС в 5 классе"

Описание опыта профессиональной деятельности о используемых технологий и  методик, направленных на реализацию требований ФГОС...

Методический семинар "Современный урок математики с учетом требований ФГОС в 5 классе"

Описание опыта профессиональной деятельности о используемых технологий и  методик, направленных на реализацию требований ФГОС...

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО"....