Статья" Проектирование урока с позиций требований ФГОС "
статья на тему
Тема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых в среде тех людей, которые имеют отношение к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлия Зеноновна Пиворова, учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
ГБОУ школы № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Проектирование урока с позиций требований ФГОС.
Тема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых в среде тех людей, кто имеет отношение к школе. И это естественно... С введением ФГОС ООО принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода к обучению является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
На традиционном уроке главным действующим лицом является учитель, он объявляет тему и цели урока, объясняет материал, организует опрос или работу учащихся, оценивает их действия, подводит итоги, задаёт всем одинаковое домашнее задание.
Современный урок отличается от традиционного, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Суть сегодняшнего урока отражают слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять управление процессом обучения, стать консультантом.
Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС ?
1.Четко определить и сформулировать для себя тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок, выделить ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем .
2.Определить и четко сформулировать для себя для учащихся целевую установку урока (зачем он вообще нужен).
3. Спланировать учебный материал, подобрать задания, целью которых является:
узнавание нового материала,
воспроизведение,
применение знаний в новой ситуации,
применение знаний в незнакомой ситуации,
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-задания, способствующие осмыслению материала учеником;
-задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
5.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
6.Разработать структуру урока
7.Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля
8.Разработать домашнее задание, : оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
9. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, продумать вид классной доски.
Как же строится современный урок русского языка ?
Структурные элементы урока.
1.Мобилизующий этап (организационный) – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
2.Целеполагание - формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
3.Момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя.
4.Коммуникация (любой вид исследовательской работы чаще всего проходит коллективно).
5.Взаимопроверка и взаимоконтроль ( реализация коммуникативности современного урока).
6. Рефлексия - осознание учеником и воспроизведении в речи того, чему научился, что нового узнал, в каких своих навыках он продвинулся дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ урока с позиций требований ФГОС.
Анализ урока с позиций требований ФГОС....
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения
В настоящее время все чаще говорится о необходимости введения новых форм организации учебного процесса. Среди них называют межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок-презентация, урок-м...
Доклад на тему "Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения"
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколенияФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и ...
анализ урока с позиций требований ФГОС
Данный материал использую при подготовке учебного занятия...
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения...
Структура урока английского языка с позиции требований ФГОС .
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и лично...
Проектирование урока с позиций требований ФГОС
Изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем дея...