«Организация эффективного взаимодействия семьи и школы»
материал на тему

Общешкольный проект "Шаг навстречу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_asanova-vasileva_.doc560 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Е К Т

«Сегодня молодой учитель, завтра – лидер образования»

«Организация

 эффективного взаимодействия

семьи и школы»

Авторы:

Асанова Ирина Николаевна, учитель русского и литературы ГОУ СОШ № 424 Кронштадтского района Санкт - Петербурга,

Васильева Алла Александровна, ГОУ НПО Профессиональное училище № 48, преподаватель спец. предметов.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                  

Обоснование актуальности проблемы                                                   3                                                                                                                                      

Стратегия решения проблемы                                                        5                                                                                                                                                                                                                          

Управление проектом                                                                16                                                                

Заключение                                                                                23                                                                                

Глоссарий                                                                                24

Обоснование актуальности проблемы

 Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

 Социальный портрет современной семьи школ нашего района характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- низкий уровень социально-бытовых и экономических условий жизни семьи (70% из 320 семей)

- наличие неполных семей из-за увеличения количества разводов - 4-6 на 1000 семейных пар (Приложение № 1)

- недостаток общей культуры и образования родителей (высшее образование имеют 20 % из 452 опрошенных) (Приложение № 2)

- снижение морально-нравственного уровня семейных людей и молодежи.

Данные исследования  свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, как результат – снижение учебно-познавательной мотивации  и успешности школьников.

На сегодняшний день портрет современного родителя кронштадтского ученика  оставляет желать лучшего.

С какими родителями  школе приходится вступать в деловые отношения сегодня?  Какого  родителя педагогический коллектив мечтает  видеть  в школе?

Портрет современного родителя

Портрет идеального родителя

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи (ребенка)

Уделяющий  время воспитанию и расположенный к общению с ребенком

Пассивный

Активный участник – партнер ребенку  в учебном процессе

Неуверенный в успехе ребенка

Уверенный  в успехе ребенка

Имеющий низкую  общую культуру

Стремящийся повысить свой культурный уровень

Не обладающий педагогическими знаниями

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком

Перекладывающий воспитание на третье лицо

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения

Авторитарный, стремящийся к контролю

Родитель- наставник, советчик, друг

Эгоист

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка

      

Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучная семья, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такая семья требует постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

В наших  образовательных учреждениях района преобладают учащиеся 2,3,4 типа семей, а также имеют место  учащиеся из неблагополучных семей (5-й тип), поэтому возникает  особая необходимость вести масштабную и постоянную работу с родителями для эффективности образовательного процесса.

        Актуальность данного проекта обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания на государственном уровне, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников. Но не все родители понимают важность взаимодействия семьи и школы, поэтому трудно идут с ней на контакт. Данное противоречие определило проблему - отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках современного ОУ, для решения которой предлагается данный  проект.

Стратегия решения проблемы

Цель проекта – создать условия для эффективного взаимодействия семьи и школы.

Задачи проекта:

  1. Стимулировать родителей и учащихся  к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.
  2. Вовлечь родителей в образовательную деятельность своих детей.
  3. Использовать  как новые, так и традиционные формы и методы работы с семьей.
  4. Формировать позитивное отношение  родителей и учащихся к школе.
  5. Организовать творческую деятельность для реализации совместных проектов.

Концептуальные основы проекта

Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность - производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетнее пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.

Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это, и школа, и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.

Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.

Изучение научной литературы по вопросам взаимодействия школы и семьи позволило выявить степень проработанности отдельных аспектов исследуемой проблемы.

Семейному воспитанию посвящены труды К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. В педагогических трудах Н.К. Крупской нашла отражение идея педагогического просвещения родителей в процессе взаимодействия со школой. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы со средой, частью которой является семья школьника.

Основы организации взаимодействия школы и семьи отражены в трудах Н.И. Болдырева, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.С. Марьенко, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой.

Современные проблемы семейного воспитания освещены Ю.П.Азаровым, И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, В.А. Кан-Каликом, О.В. Морозовой, А.В. Петровским, А.С. Спиваковской.

Вопросы взаимодействия школы со средой, в том числе с семьей школьника исследованы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфовым, В.В. Дружининым, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, М.М. Плоткиным, В.Д.Семеновым.

Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:

- противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;

- противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;

- противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;

- противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике;

- противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике, что влечет за собой необходимость проектирования технологии взаимодействия школы и семьи.

Заявленная проблема определила тему исследования «Создание

модели эффективного взаимодействия учитель – ученик – родители».

Проект  «Шаг навстречу» основан на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей. В основе педагогической поддержки семьи лежит союз педагогов, учащихся и их родителей. Родителей  мы видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами. Только тройственный союз: школа – семья – ученик, будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника.

Основные направления работы школы с родителями:

  1. государственное общественное управление
  2. информационно- просветительское
  3. образовательное
  4. художественно-эстетическое
  5. хозяйственно-трудовое
  6. профориентационное
  7. спортивно-оздоровительное

Этапы проекта

I этап - Информационно-организационный (сентябрь)

Цель - знакомить родителей с основными направлениями совместной деятельности и предоставить выбор форм взаимодействия.

Содержание деятельности:

Определены формы взаимодействия:

- проведение классных и общешкольных родительских собраний;

- изучение отношения родительской общественности к школе, к предлагаемым направлениям деятельности и формам взаимодействия (информационные листы, информирование по телефону, работа школьного сайта, анкетирование);

- выбор представителей от школы и родительской общественности для совместной деятельности  в каждом направлении: государственное общественное управление, информационно-просветительское, образовательное,  художественно-эстетическое, профориентационное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное.

Например:

Представители родительской общественности

Представители школы

Государственное общественное управление

Петров Иван Иванович, родитель Петровой Ани, ученицы 3 класса

Иванова Ольга Ивановна, учитель  географии  

Информационно- просветительское

Горская Антонина Александровна, мама ученика 9 класса  Горского Славы

Горчакова Светлана Васильевна, учитель информатики

Результат этапа:  

- в каждом направлении совместной деятельности будут определены представители школы и родительской общественности для координации совместной работы;

- определены  родителями желаемые формы совместной деятельности  по  предложенным направлениям.

II этап - Практический (октябрь – апрель)

Цель - вовлечь родителей в различные виды деятельности по направлениям.

Содержание деятельности: взаимодействие школы с семьей  по различным направлениям: государственное общественное управление, информационно-просветительское, образовательное,  художественно-эстетическое, профориентационное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное.

Государственно-общественное управление

Цель – обеспечить условия для постоянного и ответственного взаимодействия в управлении образованием с одной стороны, образовательного учреждения, с другой стороны, родительской общественности.

Содержание деятельности: привлечение родительской общественности к управлению образовательным учреждением.

Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) – один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. Государственно-общественное управление в сфере образования  - это постоянное ответственное  взаимодействие в управлении  образованием:

- с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений);

-  с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

Общественность - структурное явление, отражающее интересы социальных групп в области образования, не подчиненные органам  управления образованием. К общественности могут быть отнесены  структуры:

  1. объединяющие  участников образовательного процесса (родителей, учащихся);
  2. объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей);
  3. непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения и т.д.);
  4. обеспечивающие систему образования определенными ресурсами (за счет внебюджетных источников).

Содержание  государственно-общественного управления образованием  включает:

1) деятельность по обеспечению функционирования образовательной сферы:

  1. участие в подготовке, принятие и реализация нормативно-правовой базы образования;
  2. определение направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств;
  3. оценку рациональности использования выделяемых государством ресурсов;
  4. организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования;
  5. обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полнотой реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательных учреждений;
  6. создание условий для  гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса;
  7. привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов сферы образования и др.,

2) содействие совершенствованию деятельности и развитию сферы образования:

  1. разработка  и реализация соответствующих проектов, программ, в том числе направленных на модернизацию и демократизацию образования;
  2. совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности в сфере управления (изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, общества и государства);
  3. проведение экспертизы проектов, обсуждение предлагаемых идей реформирования и модернизации сферы образования;
  4. выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие;
  5. разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах сферы образования;
  6. изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений.

Направления развития  системы государственно-общественного управления

Идеи и принципы государственно-общественного управления школой значимы не только с точки зрения решения глобальной задачи - поиска возможных путей повышения качества образования и выстраивания маршрутов следования им. Важными задачами, решению которых также может способствовать складывающаяся в школах Санкт-Петербурга система государственно-общественного управления, могут являться:

- организация в образовательных учреждениях новых социально ориентированных проектов;

- изучение удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования, которое предлагают образовательные учреждения;

- повышение информационной открытости образовательных учреждений потребителям образовательных услуг и ряд других.

Открытое ОУ, участниками образовательного процесса которого являются социальные партнеры, родители, педагогический коллектив, учащиеся для создания  эффективного взаимодействия семьи и школы.  На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях существуют только школьные родительские комитеты, которые осуществляют формальную функцию управления. Эффективность управленческого направления зависит от того, насколько будет обеспечено право родителя участвовать в решении финансового, кадрового и содержательного вопроса  и принимать участие в школьном соуправлении.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые формы взаимодействия

Родительский комитет школы

Попечительский совет школы

Совет школы

Рабочие группы по разработке и реализации конкретных задач управления школой

Совет Отцов

Информационно-просветительское направление

Цель - создать единое информационное пространство для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

Содержание деятельности:

  1. информирование родителей о деятельности ОУ;
  2. сопровождение родителей  в решении возникающих проблем;
  3. организация образовательной деятельности родителей;
  4. вовлечение родителей в информационное пространство ОУ.

Существующие  формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Сайт (Приложение № 8)

Письмо родителям.

Информационные стенды

Телефон Доверия

Оформление выставок творческих работ

Горячая линия

Электронный дневник

Скайп-чаты

Родительские конференции, семинары, круглые столы

Индивидуальные беседы с родителями

В школе существует информационное пространство для эффективного взаимодействия с родительской общественностью:

  1. ежедневно обновляется информация на информационном стенде;
  2. ведется работа по развитию школьного сайта;
  3. заносятся сведения в единую базу данных «Параграф»;
  4. проводятся общешкольные родительские тематические собрания с привлечением социальных партнеров;
  5. организуются консультации и беседы с родителями.

Но на сегодняшний день информационное направление недостаточно востребовано родителями. Необходимо вводить новые формы информационного взаимодействия с родителями.

Вся воспитательная система школы, субъектами которой являются учителя, учащиеся и их родители, строится на принципах гуманно-демократических воспитательных отношений, один из которых гласит: единое информационное пространство является основой процесса взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.

Образовательное направление

Цель -  способствовать активному участию родителей в обучении и воспитании ребенка.

Содержание деятельности:

  1. привлечение родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
  2. обеспечение родителей актуальной  информацией  о достижениях ребенка;
  3. организация, при необходимости, просвещения родителей  о способах  адекватного взаимодействия с ребенком и  возможностях его развития.

Для реализации данного направления  предлагается систематически проводить:

  1. «День открытых  дверей», где будут демонстрироваться  достижения ребенка, учителя и родителя, которые  должны быть партнерами в образовательном процессе.
  2. Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых им будет предоставляться информация о возможностях и способностях  ребенка.
  3. Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.

 Урок-соревнование детей и родителей.

Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

Урок - практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения. (Приложение № 6)

Бинарные уроки - совместное изучение информационных технологий. Знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Учитель использует информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет, организует промежуточный и итоговый контроль знаний с помощью компьютерных программ.

 Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района, области.

Семейная олимпиада, в рамках которой  учащиеся и их родителя являются участниками конкурсов по разным предметам.

День открытых дверей - это праздник класса, где демонстрируются только положительные достижения учителя и ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей, учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников. (Приложение № 6)

Неделя «На отлично» (Приложение № 7), где родитель является экспертом достижений своего ребенка.

Спортивно-оздоровительное направление

Цель - формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие школы, учащегося и его семьи.

Содержание деятельности:

  1. привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;
  2. проведение бесед с родителями о важности  и необходимости вести здоровый образ жизни;
  3. обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей  за счет создания безопасных и комфортных условий обучения.

Предлагается в течение года проводить следующие мероприятия:

  1. «День здоровья» совместно с родителями;
  2. соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»;
  3.  тематические родительские собрания «За здоровый образ жизни» с привлечением специалистов, которые раскрывают особенности организации питания и закаливания школьников;
  4.  «День туриста» с привлечением родственников для кратковременных походов и длительных экскурсий;
  5. «День лыжника», в рамках которого будут проводиться семейные  соревнования;
  6.  встречи семейного оздоровительного клуба с организацией совместного выезда на природу.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Туристические походы совместно с родителями

Семейный физкультурно-оздоровительный клуб

Клуб как социально-педагогическое явление представляет собой единство разнообразия, интеграцию познавательной, развивающей, коммуникативной деятельности родителей и детей, в основе которой лежит свободный поиск путей формирования здорового стиля жизни, интереса к физической культуре, творчеству

«Дни здоровья» совместно с родителями

Конкурс «Лучший спортивный класс школы»

Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

Тематические дни, например, «День туриста», «День лыжника»

Тематические родительские собрания, конференции

Декада «За здоровый образ жизни»

Профориентационное направление

Цель - привлечь родителей  к активному участию в профессиональной ориентации детей.

Содержание деятельности:

  1. организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;
  2. проведение родителями встреч с интересными людьми;
  3.  создание семейных проектов.

Данное направление сегодня в школе не развито.

           В выборе профессии для детей родители ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице.

Практика показывает, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений об интересах своих детей, либо, не учитывая их интересы и увлечения, принуждают их  к выбору нелюбимой профессии. (Приложение № 3)

Существующие  формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Проведение тематических родительских собраний (общешкольных, классных)

Беседа родителей со школьниками о будущей профессии.

Лектории для родителей

Родитель-руководитель кружка, спортивной секции, художественной студии, школьного театра.  


Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников

Родитель-консультант по организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

Анкетирование родителей учащихся

Семейный проект (Приложение № 4)

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Родитель-экскурсовод (в учебные заведения, на предприятия, по городу и т.д.)

Художественно-эстетическое направление

Цель - формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.

Содержание деятельности:

  1. приобщение к национальному и мировому наследию;
  2. стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;
  3. организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.

        В художественно-эстетическом направлении участие родителей позволит

неформально подойти к  организации экскурсий на выставки в музеи, театры,  концерты.  В этом направлении предлагается организация выставок работ родителей, концерта с участием родителей, спектакля, где родители и учащиеся играют главные и второстепенные роли.

Существующие  формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Экскурсии

Участие в выставках и конкурсах художественной самодеятельности

Посещение музеев

Организация кружков, секций, клубов родителями

Просмотр спектаклей, кинофильмов

Коллективные творческие дела

Хозяйственно-трудовое направление

Цель - приобщить учащихся с родителями к трудовой деятельности, которая способствует социализации личности.

Содержание деятельности:

  1. организация совместных с родителями трудовых десантов и субботников;
  2. проведение «Ярмарки семейных дел»;
  3. организация и проведение для учащихся трудовой практики на предприятиях их родителей.

Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых дети будут жить и работать. Наибольшую ценность представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы в восстановлении семейных традиций. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно–нравственных ценностей.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые  формы взаимодействия

Трудовые десанты, рейды, субботники

Ярмарки, аукционы поделок, выставки предметов художественного промысла, выполненных совместно с родителями

Благотворительность, спонсорство, ремонт

Трудовая практика на предприятиях родителей

Результаты деятельности II этапа:

Предполагается, что родители будут не только взаимодействовать со школой в новых предлагаемых формах, но и активизируются в рамках совместной деятельности по следующим направлениям:

  1. государственное общественное управление
  1. информационно- просветительское
  2. образовательное
  3. художественно-эстетическое
  4. хозяйственно-трудовое
  5. профориентационное
  6. спортивно-оздоровительное

III этап Рефлексивный (май-июнь)

Цель - проанализировать эффективность взаимодействия семьи и школы.

Содержание деятельности:

- изучение  опыта взаимодействия;

- определить эффективность использованных форм и направлений;

- систематизация форм и методов;

- оформление результата деятельности.

Результаты этапа: установлен  уровень эффективности взаимодействия семьи и школы с использованием определенных направлений и форм.

Ожидаемые  результаты

Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, которое проявляется

  1. в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;
  2. во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;
  3. в расширении  форм взаимодействия семьи и школы;
  4. в позитивном отношении  родителей и учащихся к школе;
  5. в реализации совместных творческих проектов учащихся, родителей и педагогов.

   Реализация «Модели эффективного взаимодействия «ученик – родитель - учитель» обеспечит создание учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни.

Управление проектом

        В основе управления проектом лежат следующие принципы:

  1. ориентация на заказчика-родителя, которая учитывает его настоящие и будущие потребности  для удовлетворения его ожиданий;
  2. принцип системности, который предполагает управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, на основе системного анализа и синтеза в каждом управленческом  решении;
  3. принцип партисипативности,  вовлекающий участников в управление для использования их способности на благо реализации цели;
  4. делегирование полномочий - передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

                

Условия реализации проекта  

                                                                                                                                                                 Для успешной реализации проекта необходимы:

  1. средняя общеобразовательная школа, в которой только формально существует школьный родительский комитет и отсутствует эффективное взаимодействие между участниками образовательного и воспитательного процесса;
  2. заинтересованный руководитель и профессиональный педагогический коллектив - грамотные специалисты, способные заинтересовать и вовлечь во взаимодействие со школой учащихся и их родителей;
  3. учащиеся и их родители, характеризующиеся нормальными отношениями, уделяющие достаточно внимания  обучению и воспитанию детей;
  4. психолого-педагогическое сопровождение, которое будет осуществлять психолог, социальный         педагог, медицинская служба, руководитель физического воспитания, педагог-организатор, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь;
  5. благоприятный психологический климат, предполагающий  взаимное доверие. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между ними возникает взаимопонимание. Значит, чтобы привлечь родителей к совместному творчеству,  необходима доброжелательная атмосфера;
  6. современные технологии обучения и воспитания: бинарный урок, диспут, мастерская, проектная         деятельность, игра и т.д., которые должны применять педагоги для формирования тройственного союза: школа-семья-ученик;
  1. обеспечение современной интерактивной техникой и выход в Интернет, являющиеся  единым информационным пространством в процессе  взаимодействия педагогов, родителей и учащихся;        
  1. установленные связи с социальными партнерами, в качестве которых  могут выступать работники поликлиники, педагоги  дома творчества юных, сотрудники научно-методического центра, специалисты районного социального и психологического  центров,  инспекторы ОДН и др.;         
  2. нормативно-правовое обеспечение:

        Конституция РФ1 

        Семейный кодекс РФ2

        Закон РФ «Об образовании»3 

        Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 3 июля 1998         года

        Конвенция о правах ребенка. Конвенция ООН4

        Устав ОУ (действующий) 

1  Издательство: АСТ, 2010, Серия: Новейшее российское законодательство

2 Издательство: Омега-Л , 2010 Серия: Кодексы Российской Федерации

3 Издательство: Омега-Л , 2009 Серия: Законы Российской Федерации

4 Издательство: РИОР , 2006

месяц

Управленческое

Образовательное

Информационно-просветительское

Спортивно-оздоровительное

Хозяйственно-трудовое

Художественно-эстетическое

Профориентационное


I этап   Информационно – организационный

сентябрь

Установление связей с общественностью Выбор родительского комитета ОУ, создание Попечительского

совета, планирование деятельности.

Горячая линия

Родительские собрания

Совместный поход

Ярмарка поделок

Экскурсия

Деятельность руководителя

Организация деятельности - создание творческой группы, делегирование полномочий: руководитель по внедрению проекта - зам. директора по УВР, организаторы по направлениям: зам.директора по ВР, психолог, соц.педагог, председатели МО, библиотекарь, врач, руководитель физ.воспитания,

Контроль за деятельностью осуществляют - руководитель физ. воспитания, который  предоставляет отчет о походе, зам.директора по ВР – о ярмарке поделок и экскурсиях , о проведении  горячей  линии- зам.директора по УВР отчитывается напрямую директору. Отчеты руководители деятельности по направлениям сдают координатору по реализации проекта зам. директора по УВР

Анализ результатов деятельности - возможные трудности - нежелание общественных организаций идти на контакт с учреждением, нежелание некоторых родителей приходить в школу из-за некорректной работы учителей (Приложение № 5), невысокий процент посещения мероприятий по причине занятости родителей.

Коррекция деятельности - организация массовых мероприятий в официальные выходные дни, например, в субботу.

Для установления связей с общественными организациями повышать престиж  школы через СМИ, телевидение.

Провести индивидуальные беседы с учителями, привлечь специалистов НМЦ для повышения коммуникативной компетентности.

II этап  Практический

 « Н е д е л  я        на       о т л и ч н о»  (Приложение № 7)

октябрь

Открытые уроки

Родительский лекторий

Субботник

Посещение театра

Тематические классные часы силами родителей

Д е н ь        о т  к р ы т ы х         д в е р е й (Приложение № 6)


Конференция «Партнерские отношения семьи и школы»

Урок-соревнование, совместное изучение, практическое участие и т.д.

Индивидуальные беседы с психолого-педагогической службой, педагогами, администрацией

Мастерские и практикумы.

Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья»

Выставка творческих работ учащихся и родителей

ноябрь

Участие родительского комитета  в организации, проведении и анализе  мероприятий

Консультации  педагогов родителям

Тренинг «Семейные ценности»

Тематическая лекция «Формирование здорового образа жизни»

Работа кружков

под руководством родителей

Экскурсии в музеи.

Выбор семейных проектов по направлениям

декабрь

Участие родительского комитета  в организации, проведении и анализе  мероприятий

Семейные олимпиады

Скайп-чат,

телефон доверия,

письмо родителям

День здоровья совместно с родителями

Подготовка к  Новому году (украшение, изготовление поздравлений и т.д.)

Экскурсии на предприятия, где работают родители.

Консультации педагогов по учебным семейным проектам выполняется по графику

январь

Создание семейных проектов

февраль

Участие родительского комитета  в организации, проведении и анализе  мероприятий

Урок–совместное изучение инф. технологий

Горячая линия,

индивидуальные беседы с родителями

День лыжника

Трудовой десант- помощь ДОУ

Экскурсии  по индивидуальному проектному маршруту

Оформление семейных проектов

март

Участие родительского комитета  в организации, проведении и анализе  мероприятий

Консультации по проектам выполняются по  графику

Лекция для родителей (Приложение № 10,11,12)

Спортивные состязания между сборными командами родителей, учащихся и учителей

Выставка  работ, выполненных совместно с папами «Подарок маме»

Совместная подготовка и участие в празднике «Дорогая мама»

Заочная ярмарка профессий

Защита  семейных проектов, оценивание результатов, аттестация по предмету, рефлексия.

Деятельность руководителя

Организация деятельности – корректировка состава творческой группы, делегирование полномочий: ответственные за организацию семейной проектной деятельности зам. директора по УВР, организаторы по направлениям (психолог, соц.педагог, председатели МО, библиотекарь, учителя- предметники, руководитель физ.воспитания, классные руководители, родители-участники образовательного и воспитательного процесса, зам.директора по АХЧ, школьный врач, учитель информатики)

Контроль за деятельностью осуществляют руководитель физ.воспитания, который  предоставляет отчет о спортивных мероприятиях, зам.директора по ВР – о мероприятиях эстетической направленности, классные руководители и родители – лидеры о работе кружковой деятельности и об организации профориентационной работы, за проведение  скайп-чатов отчитывается учитель информатики, за  организацию горячей линии и телефона доверия - психолог, за организацию деятельности по учебным семейным проектам - председатели метод. объединений, за организацию и проведение семейных олимпиад  зам.директора по УВР отчитывается напрямую директору. Отчеты руководители деятельности по направлениям сдают координатору по реализации проекта зам.директора по УВР

выборочное посещение заявленных мероприятий осуществляет сам директор, а также лично  участвует в  работе горячей линии.

Анализ деятельности - возможные трудности – низкий процент явки родителей на тематические лекции, протест некоторых педагогов участвовать в спортивных соревнованиях.

Коррекция деятельности - целесообразно изменить традиционную форму лекций на более эффективные формы работы: мастерские, мозговой штурм, практикумы и т.д. Провести индивидуальные беседы с учителями, пропагандировать здоровый образ жизни в коллективе личным примером (участие в спортивных мероприятиях) и мотивировать отгулом.

месяц

Управленческое

образовательное

Информационно-просветительское

Спортивно-оздоровительное

Хозяйствеенно-трудовое

Художественно-эстетическое

Профориентационное

апрель

Участие родительского комитета  в организации, проведении и анализе  мероприятий

Посещение уроков родителями,

Родитель-эксперт на уроке

Скайп - чат,

Вопрос-ответ на сайте  школы

День здоровья

Субботник по облагораживанию территории

Экскурсии, посещение  музеев, театра, кинотеатра



III этап  Рефлексивный

май

Отчет о работе Попечительского совета и школьного родительского комитета

Фотовыставка-отчет о совместной работе школы-ученика и родителя

Туристический слет

Выставка лучших творческих работ родителей, учащихся и учителей

Помощь родителей в организации трудоустройства учащихся на каникулах

Общешкольный праздник - подведение итогов «Школьные искорки»  

Деятельность руководителя

Организация деятельности - ответственные за организацию итогового праздника зам.директора по УВР, организаторы по направлениям: психолог, соц.педагог, председатели МО, библиотекарь, классные руководители, руководитель физ.воспитания, учитель информатики, председатели родительского комитета и Попечительского совета.

Контроль за деятельностью осуществляют руководитель физ.воспитания, который  предоставляет отчет о спортивных мероприятиях, зам.директора по ВР – о мероприятиях эстетической направленности и о совместной выставке, отчеты председателей родительского комитета и Попечительского совета напрямую директору,  председатели МО о мероприятиях  образовательного направления, учитель информатики и зам.директора по ВР отчитываются по мероприятиям  информационно-просветительского направления, отчет и анализ праздника « Школьные искорки» предоставляет координатор проекта - зам.директора по УВР.

 По завершении реализации проекта составляется сводный анализ направлений деятельности координатором проекта - зам.директора по УВР, на основе этого  анализа  корректируется и планируется последующая работа по взаимодействию с семьей.

Анализ деятельности – увеличился процент участия родителей в мероприятиях учреждения, а значит,  сформирована активная позиция большинства родителей во взаимодействии со школой и ребенком– но имеют место семьи, которые уклоняются от своих родительских обязанностей, перекладывая весь воспитательный процесс на школу;.

Коррекция деятельности - семьи все разные: полные, неполные, благополучные, неблагополучные, многодетные, обеспеченные, малообеспеченные, поэтому надо продолжать работу по дальнейшему поиску новых, более эффективных форм  работы с ними.

Критерии и показатели  эффективности реализации проекта

Ожидаемые  результаты

Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, которое проявляется

  1. в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;
  2. во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;
  3. в расширении  форм взаимодействия семьи и школы;
  4. в позитивном отношении  родителей и учащихся к школе;
  5. в реализации совместных творческих проектов.


Критерии

Показатели

Высокий

свыше 75%

Средний

до 50%

Низкий

ниже 40%

Активная позиция учащихся и их родителей по отношению к школе

Внимательное отношение родителей к достижениям учащихся

Расширение   форм взаимодействия семьи и школы

Позитивное отношение  родителей и учащихся к школе

Реализация   совместных творческих проектов

Активная позиция учащихся и их родителей по отношению к школе - количество детей и родителей, изъявивших желание участвовать в совместных мероприятиях.

Внимательное отношение родителей к достижениям учащихся  количество  родителей, принимающих участие  в учебной и внеучебной  деятельности своего  ребенка.

Расширение   форм взаимодействия семьи и школы – уровень востребованности новых форм взаимодействия.

Позитивное отношение  родителей и учащихся к школе - степень удовлетворенности родителей участием в различных совместных делах по направлениям.

Реализация   совместных творческих проектов - степень участия родителей в создании проектов и успешности их защиты.  

Заключение

В рамках реализации проекта предлагается  «Модель  эффективного взаимодействия семьи и школы: «ученик-родитель-учитель», которая ориентирована на создание партнерских отношений детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.

Осознание педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремление достигнуть максимальной эффективности в образовании учащихся стало мотивом создания проекта.

        При успешной реализации проекта «Организация эффективного взаимодействия семьи и школы»,   появятся общие интересы у ребенка, родителей и учителей, а их более тесное общение укрепит взаимопонимание между ними и сделает их партнерами в образовательном и воспитательном процессе. Совместная деятельность изменит отношение родителей не только к достижениям своих детей, но и к школе в целом,  которое проявится  в реализации семейных проектов. Данный проект является одним из вариантов решения проблемы - отсутствия эффективного взаимодействия семьи и школы.  

        Перспективность данного проекта определит результат его реализации. Если позитивные отношения участников образовательного процесса приведут к совместной творческой деятельности учащихся, родителей и педагогов, то можно будет подобный опыт распространять в школах района в рамках ресурсного центра.

Глоссарий

Проект - (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Деструктивный - направленный на разрушение, нарушение функционирования чего-либо. Деструктивный процесс - разрушительный, сопровождающийся распадом структурных отношений, организационных связей, функциональных зависимостей.

Дезадаптированный - трудновоспитуемый.

Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) - один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем.

Общественно-государственное управление - управленческая деятельность, осуществляемая структурами гражданского общества - добровольно сформировавшимися объединениями, ассоциациями и организациями граждан, проводящих общественную образовательную политику на основе демократических процедур самоуправления и соуправления.

Общественность - структурное явление, отражающее интересы социальных групп в области образования, не подчиненные органам  управления образованием. К общественности могут быть отнесены  структуры:

  1. объединяющие  участников образовательного процесса (родителей, учащихся);
  2. объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей);
  3. непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения и т.д.);
  4. обеспечивающие систему образования определенными ресурсами (за счет внебюджетных источников).

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. 

Гармонизация – приведение в состояние гармонии.

Модернизация - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.

Скайп-чат - является одним из способов общения  участников образовательного процесса с помощью  информационных систем в режиме реального времени.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

                         Cтатистика разводов и браков в России

 

Кол-во браков

Кол-во разводов

Браков на 1000 чел.

Разводов на 1000 чел.

2000

897327

627703

6.2

4.3

2001

1001589

763493

6.9

5.3

2002

1019762

853647

7.1

5.9

2003

1091778

798824

7.6

5.5

2004

979667

635835

6.8

4.4

2005

1066366

604942

7.5

4.2

2006

1113562

640837

7.8

4.5

2007

1262500

685910

8.9

4.8

2008

1179007

703412

8.3

4.9

Причины разводов, статистика причин разводов

Причины разводов

%

Алкоголизм, наркомания

51

Отсутствие квартиры

41

Сами супруги

31

Материальное неблагополучие

29

Родственники

18

Отсутствие детей

10

Долгая разлука

8

Физические недуги

2

Как видно из таблицы, более половины опрошенных главной причиной разводов называют алкоголизм и наркоманию. Эта цифра растет с каждым годом. Так, в 1990 году эту причину разводов назвали 33%.

Статистика разводов по времени, прожитому вместе

Кол-во лет

%

До 1 года

3.6

1-2 года

16

3-4 года

18

5-9 лет

28

10-19 лет

22

Более 20 лет

12.4

Наибольшее количество разводов происходит в возрастном диапазоне 18 - 35 лет. Таким образом, в зону максимального риска попадают молодые пары.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

По результатам опроса, группа родителей, которая считает себя ответственной за профессиональный выбор детей, или вопросы профессиональных намерений должны находиться в поле зрения родителей, составляет 31,7%; 49,2% респондентов допускают, что после профессиональной подготовки трудоустройство возможно по выбранной специальности по месту жительства; 40,1% уверены, что нет; к сожалению, 10,8% не задумываются о том, что могут возникнуть проблемы с трудоустройством.

Родители, осуществляющие выбор профессии ребенка самостоятельно

31,7 %

Выбор профессии по месту жительства

49,2 %

Родители, не задумывающиеся о проблемах с трудоустройством

10,8 %

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Семейное проектирование как одно из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Данный проект  включает в себя ряд семейных проектов, направленных на формирование коммуникативной компетентности учащихся, на всестороннее развитие личности, осознание ребенком своей значимости в этом обществе, а также раскрытие потенциала каждого родителя и использование их опыта, творческих способностей, профессиональных навыков для участия в образовательном и воспитательном процессе.

Но прежде чем внедрять семейное проектирование, нами был проведен мониторинг по определению уровня взаимодействия детей и родителей.

Результаты диагностик можно увидеть в данной диаграмме. В классе обучается 22 ученика, проанализировав участие родителей в жизни класса с точки зрения посещение родительских собраний, участие в классных мероприятиях (праздниках) показало, что из 100% родителей родительские собрания посещают 72%, на классных мероприятиях присутствует 14%, а вот о жизни и участии каждого ребенка во внеклассных мероприятиях (классные часы, часы общения, беседы, коллективно-творческие дела..) и тем более оказание помощи при подготовке данных мероприятий могут похвалиться лишь 3% родителей, что свидетельствует о том, что родители «случайные гости» в школьной жизни своего ребенка. А ведь именно они составляют первую общественную среду ребенка. Ведь каждодневная родительская забота, участие, любовь—источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и духовного здоровья.

Цель проекта: создать условия для плодотворного взаимодействия детей, родителей, учителей, а также активное участие родителей в обучении и воспитании ребенка, через внедрение в практику школы семейного проектирования.

Задачи:

  1. привлечь родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
  2. научить плодотворному взаимодействию (родители, школа, ученик);
  3. показать детям творческий потенциал, опыт, профессиональные умения и навыки родителей через участие в совместной деятельности, применяя деятельностный подход;
  4. добиться максимальной самостоятельности творческого мышления и проявления творческих способностей каждого ученика

 Основные положения проекта.

 Исходными в теоретическом обосновании проекта по внедрению семейного проектирования в воспитательный и образовательный процесс школы стали педагогические идеи, высказывания в работах Л. И. Кулик, Н. И. Берестова, а также исследования психологов А.А. Бодалева и А.И. Захарова. Особый интерес привлекли публикации статей Е. Зачесовой, методиста кафедры открытых технологий Московского института открытого образования по теме «Семья и проектно-исследовательская деятельность».

В условиях проходящих в стране реформы образования повышается роль семьи в обучении и воспитании своих детей, нельзя не согласиться, что этому направлению в школе в ближайшее время предстоит уделить пристальное внимание, потому что, учитывая весь накопленный опыт педагогики, именно школа станет связующим звеном между ребенком и родителем.

Одним из способов привлечения семьи к проблемам образования детей является семейное проектирование, которое рассматривается в настоящее время как всесторонняя помощь семьи в выполнении школой заказа общества, а именно формирование всесторонне развитой и успешно адаптированной в обществе личности.

В области семейного проектирования можно выделить два вида проектов.

           Первый вид включает в себя совместную работу учителя, детей и родителей нескольких семей.

Они коллективно определяют тематику проекта, цели и пути достижения этой цели. Проект будет более удачным, если в основу положена проблема и решение данной проблемы через проектную деятельность, позволяет почувствовать себя и детям, и родителям, и учителю одной командой, так как в ходе решения данной проблемы объединяются знания, опыт, творческие способности и мышление всей команды. Все участники проекта учатся взаимодействовать, находить выход из проблемных ситуаций, учатся слушать, слышать и понимать, учатся видеть и ценить профессиональные умения и навыки своих родителей, при этом приобретая бесценный жизненный опыт. Примером таких семейных проектов могут стать проекты «Школьный двор», «Проект реконструкции школы», которые направлены на решение жизненно-важных проблем, связанных с повседневной жизнью.

В свою очередь,  второй вид проектов не менее перспективен, как и первый. В них сама семья определяет тематику проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением, передавая при этом ребенку свои знания, умения, навыки. Такую деятельность можно назвать домашним обучением через семейное проектирование. Это новый канал дополнительного образования школьника, который позволяет привлечь педагогический, знаниевый и компетентностный потенциал родителей к обучению и воспитанию своих детей.

Вместе с индивидуализацией учебного плана школьника, успешно работающего над серьезным проектом, этот вид семейного проектирования приближается к модели профильного и предпрофильного обучения для старшеклассников и является весьма актуальным в свете стоящих перед школой задач.

Изучив данные работы, я считаю деятельность по этому направлению перспективной и нужной, так как родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка и совместная деятельность дает реальную возможность поучаствовать в этой жизни.

Когда говорится о взаимодействии, о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение проблем и ситуации, общность в направлении действий, все то, что является составляющим метода семейного проектирования. Ребенок становится не объектом воспитательных воздействий, а союзником в совместной деятельности по разрешению той или иной проблемы. Когда ребенок участвует в совместной деятельности с родителями, разделяя ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Очень важно соблюсти равенство позиций-то есть признание активной роли ребенка в той или иной деятельности, а родитель выступает в роли помощника, консультанта.

Анализ литературных источников по проблеме изучения и внедрения семейного проектирования позволил сделать следующие теоретические выводы:

Ключевой фигурой в семейном проектировании является ребенок. Проект объединяет все три звена, участвующих в воспитании: родителей, школу, ученика. Но на верху пирамиды находится ребёнок.

Семейный проект - очень хороший способ вовлечь детей и родителей в совместную деятельность.

Получается, что увеличивается период «акклиматизации» ребенка в трудной жизни. Проектная деятельность позволяет ему адекватно включиться в трудовую деятельность.

Семейный проект может дать толчок к выбору профессии, появится потомственная специальность.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА В РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

 

В беседе с родителями учащихся

  1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.
  2. Начать разговор о ребенке обязательно с хорошего. Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
  3. Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что неизвестно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
  4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.
  5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
  6. Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.

ПРИЛОЖЕНИЯ № 6.

День открытых дверей.

Дни открытых дверей для родителей проводятся с различными задачами, основываясь на ключевых, базовых аспектах деятельности образовательного учреждения.

Дни открытых дверей для родителей направлены на согласование с родителями целей и условий обучения в учебном заведении. На «Дне открытых дверей: где и как будет учиться ваш ребенок» представляется образовательная программа школы, презентуется информационный сборник для родителей «Диалог с родителями: где и как будет учиться ваш ребенок», ведется открытый диалог с родителями по волнующим их вопросам. В декабре родители вместе с детьми готовятся к новогоднему празднику и участвуют в «Дне открытых дверей: приглашаем на праздник», а в марте родители уже посещают открытые занятия, встречаются с администрацией ОУ, учителями во время «Дня открытых дверей: учитесь с нами, учитесь лучше нас». «День открытых дверей: решаем проблемы вместе» подводит своеобразный итог года: обсуждение результатов общей работы, выявленных проблем и достижений, определяются образовательные перспективы каждого ребенка.

Таким образом, серия «Дней открытых дверей» для родителей учащихся имеет целенаправленный и системный характер.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

НЕДЕЛЯ “НА ОТЛИЧНО”

В настоящее время отмечается большой подъем активности школьников, но, к сожалению, далеко не всегда положительно направленной. Многие подростки и родители потеряли веру в школу, стремятся меньше в ней находиться.

Успешно занимающиеся учащиеся лучше относятся друг к другу, к учителям, к родителям. И родители в ответ испытывают положительные эмоции к школе и к своим детям. Неделя "На отлично" помогает получить положительные эмоции и удовлетворение учащихся и их родителей. Учителя поощряют учеников, пишут похвалу в дневник за знания, за старания, примерное поведение, за умения и достижения, за успехи в учебе. У учащихся с низкими учебными возможностями надо воспитывать любовь к школе, повышать самооценку, давая возможность участвовать в разных школьных мероприятиях, приобщать и заинтересовывать их родителей, дать родителям возможность почувствовать гордость за своего ребенка. Ученики и их родители ответят добром и благодарностью.

За неделю до праздника вывешивается объявление о предстоящем мероприятии. В нем сообщается всем учащимся о конкурсе “Неделя "на отлично" или «Подарок для родителей”. Все учащиеся могут принять участие в этом конкурсе. Кто больше соберет за неделю пятерок в дневник и похвальных записей, те учащиеся и победители конкурса. Победителям - благодарственное письмо родителям.

В конце недели подводятся итоги и на линейке объявляются победители.

Приглашаются на сцену родители для вручения благодарственных писем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Школьный сайт.

Стремительно меняется жизнь, также стремительно меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные потери у них интереса к школе. Наступило время переосмысления, расширения традиционных направлений обучения, поиск новых методов и приёмов заинтересовать детей к учёбе, в чём “плюс” Интернета для учителя, а для родителей учащихся – каждый день – “Дни открытых дверей” в школе. Таким образом, сегодня является актуальным вопрос о необходимости и перспективах создания школьного сайта, сайта как “визитка”, PR-инструмента школы, сайта как инструмент внутри- и внешкольного взаимодействия. Иметь школе собственную страничку в мировой сети не только престижно, но и удобно. Сайт связывает в единую цепь учеников, родителей и учителей школы, сближая всех общими интересами.

Основная цель школьного сайта — связать между собой учеников, родителей и учителей обменом информацией по различным направлениям школьной жизни. Например, в связи с занятостью родители не всегда могут прийти в школу лично, и лучше ввести их в курсе дела школы посредством объявления на сайте. С помощью школьного сайта, на котором отражена вся школьная жизнь, подростки будут больше вовлечены в социальную деятельность, смогут получать дополнительное образование дистанционно, учителя получат удобную доску объявлений о проводимых конференциях, смогут публиковать свои методические наработки и многое, многое другое. Школьные сайты должны быть по существу виртуальной школой. Это в значительной степени сможет облегчить выбор школы, класса для ребенка, так как родители получают большое количество разноплановой информации. Также школьные сайты — это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся и способы самореализации подростков, отразить атмосферу в школьном коллективе.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9.

Информация для родителей.

Содержание информации для родителей

Способы и формы предъявления информации

для родителей

Устав учреждения

Перечень (или небольшие рекламные проспекты) образовательных программ, реализуемых школой

Возможные образовательные маршруты учащихся

Содержание обучения в школе (то есть учебный план)

Папка для родителей «Родителям о школе», которая постоянно находится в месте, доступном для родителей, например в канцелярии школы

Информирование на индивидуальных консультациях

Проведение открытых уроков для родителей

Перспективы развития школы

Деятельность службы сопровождения

Деятельность кружков и факультативов

Организация внеклассной работы (программы экскурсий, годовой круг праздников, программа посещения музеев и театров и т.д.)

Режим работы образовательного учреждения

Расписание уроков, консультаций служб сопровождения, созданных в школе (психологической, социальной, валеологической и т.д.)

Сведения о платных образовательных услугах, предоставляемых школой

О дополнительном образовании (бесплатном) на базе школы

О работе школы в вечернее время

Информационный стенд о школе, помещенный в доступном для родителей месте, например в вестибюле школы

Памятки, листовки, буклеты

Объявления об изменениях в рас писании уроков, общих и индивидуаль- ных консультациях

Устное информирование на родительских собраниях

Пресс-клуб при родительском комитете школы

Проведение Дней открытых дверей

Вечер вопросов и ответов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10.

Анкета «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим вас оценить,

выбрав одно из утверждений: -2,-1,0,+1,+2

Вопросы

-2

-1

0

+1

+2

1 . Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

– уровнем преподавания;

– организацией школьного быта;

– питанием в школе;

– состоянием школьных помещений;

– оформлением классов;

– материально-техническим обеспечением школы;

– отношениями между школьниками в классе;

– вашими отношениями с педагогами и администрацией;

– отношениями вашего ребенка с педагогами;

– отношением вашего ребенка к школе в целом

2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

5. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»?

6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?

7. Напишите, что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше? Напишите.

Благодарим за ваши ответы!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11.

Анкета «Задачи школы»

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой школа. Ваше мнение поможет сделать работу более эффективной!

1. Какие ценности вы назвали бы в числе приоритетных ДЛЯ ВАС?

(Пожалуйста, отметьте в табл. по степени значимости: самую важную обо значьте цифрой 1, далее — цифрой 2 и т.д. в порядке убывания.)

Таблица

Ценности

Место

Здоровье

Семья

Дружба

Творчество

Карьера, профессиональный рост

Образование

Нравственность

Допишите свой вариант, если у нас вы его не нашли.

2. Известно, что результат полноценного образования — это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам кажется, на чем должна делать акцент школа?

 на обучении

 на воспитании (пожалуйста, отметьте ОДИН вариант)

3. Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что входит в обязанность семьи и родителей?

Школа должна: ___________________

Семья должна: ____________________

4. Нужно ли юридически при составлении договоров между шко лой и родителями закреплять эту ответственность?

Да    Нет    Договор вообще не нужен 

5. Как вы думаете, в какой помощи от вас нуждается школа больше всего? (отметьте нужное):

 В материальной

 В физической

 В информационной

 Ни в какой

Ваш вариант:  ___________________

Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе?  _____________________

А в какой помощи от школы нуждаетесь вы? ______________________________

8. Пожалуйста, укажите некоторые данные о себе. В каком классе учится ваш ребенок (дети)? (отметьте нужное)

  1–3   5–9    10–11

Спасибо за ответы!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12.

Изучение информационных запросов родителей

Уважаемые родители!

С вашей помощью мы хотели бы сделать нашу школу лучше! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов. В какой информации, связанной с образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь больше всего? В какой форме она может быть вам представлена?

Характер информации или о ком информация

Кто ее должен представлять (кл. рук., психолог, завуч и т.д.)

Устная (собрание, беседа и т.д.)

Письменная (информ. листок и т.д.)

О ребенке

 

 

 

 

Достижения

Затруднения (проблемы)

Отношения со сверстниками

Отношения с учителями

Особенности характера, ценности, интересы

О школе

 

 

 

Достижения (в масштабах района, города)

Мероприятия, проводимые в школе и вне школы («круглые столы», собрания, конкурсы, праздники, акции и т.д.)

Инновационная деятельность, связанная с обучением: новые образовательные программы, городские проекты, в которых участвует школа, и т.д.)

Профессиональная компетентность и достижения учителей

О городе (стране, мире)

Достижения города (страны) в области образования

Новости в области образования (нормативные акты, открытия, результаты исследований, интересный опыт других и т.д.)

Психологическая информация

О проблемах воспитания и развития детей (Далее укажите, пожалуйста, несколько проблем, наиболее актуальных именно для вас)

Пожалуйста, укажите форму, в которой вы хотели бы получить ответы на свои вопросы (семинар, лекция специалиста, «круглый стол» и т.д.)

1.

2.

Не забудьте указать класс, в котором учится ваш ребенок (обведите нужную цифру): 123456789 10 11

Благодарим за сотрудничество!

Модель

эффективного взаимодействия

 «ученик – родитель-учитель»

        Принципы управления, положенные в основу данного проекта

4.Делегирование полномочий

             

                     Управление моделью эффективного взаимодействия «ученик – родитель-учитель»

Уровень образованности населения

3.Партисипативность

2.Системность

1.Ориентация на родителя ученика

принципы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...