Положение о экспертизе дополнительной общеобразовательной программы
методическая разработка на тему
Нормативный документ, регламентирующий порядок проведения экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ob_ekspertize_programm_tsdo.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании Педагогического совета протокол № ______ от « » ___________________ 20___ г. | Утверждаю Директор МБОУ ДО «Москаленский ЦДО» _______________ И.В. Гудзовский « » _________________ 20____ г. |
Положение об экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и образовательных проектов муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
Москаленского муниципального района Омской области
«Москаленский центр дополнительного образования»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения экспертизы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – Программа) и образовательных проектов, реализуемых в МБОУ ДО «Москаленский ЦДО» (далее – Учреждение).
1.2. Положение призвано способствовать обновлению учебных, методических и дидактических материалов, используемых в образовательном процессе дополнительного образования; повышению творческой активности и профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав Учреждения;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в МБОУ ДО «Москаленский ЦДО».
- Экспертиза Программ и образовательных проектов
2.1. Экспертиза осуществляется с целью системного анализа реализуемых в МБОУ ДО «Москаленский ЦДО» Программ на соответствие их требованиям нормативных документов, определяющих структуру Программы, уровень качества содержательного наполнения структурных элементов Программы, уровень прогнозируемого результата, заявленного в Программе. Экспертиза является основной формой контроля и оценки деятельности педагогических кадров МБОУ ДО «Москаленский ЦДО» по разработке и технологии реализации Программ и образовательных проектов.
2.2. Функции экспертизы - оценивание уровня программы на основе комплекса критериев с целью оказания методической помощи педагогам:
- по осознанию их деятельности в реализации Программы на основе современных требований к образовательному процессу;
- по четкому формулированию основного замысла реализуемой Программы;
- в поддержке инновационных решений в корректировке педагогом Программы;
- в стимулировании профессионального роста педагога и обеспечения эффективности реализации Программы.
2.3. Задачами экспертной оценки Программ являются:
- определение соответствия освоения Программ нормативным срокам;
- установление полного соответствия Программ локальному акту «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ ДО «Москаленский ЦДО»;
- определение соответствия Программы удовлетворению социального заказа государства, общества, родителей (законных представителей) обучающихся, миссии учреждения, целям и задачам программы развития.
Общим критерием экспертизы всех Программ является развитие ребенка как личности (личностный рост).
- Состав экспертной группы и содержание работы по проведению экспертизы
3.1. Экспертизу Программ и образовательных проектов на соответствие современным требованиям проводит экспертная группа, состоящая из 7-9 человек, в состав которой могут входить:
- заместитель директора,
- заместители директора по учебно-воспитательной работе;
- заведующие структурными подразделениями;
- руководители методических объединений педагогов;
- педагоги, имеющие высшее профессиональное образование:
- педагоги – победители и призеры конкурсов профессионального мастерства регионального уровня,
- педагоги, имеющие стаж работы свыше 5 лет в направлении, соответствующем направленности Программы.
Состав экспертной группы утверждается перед началом учебного года приказом директора МБОУ ДО «Москаленский ЦДО».
3.2. Экспертиза проводится для всех реализуемых Программ и разработанных образовательных проектов.
3.3. Представленные на экспертизу Программы должны соответствовать локальному акту «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ ДО «Москаленский ЦДО».
3.4. Директор учреждения проводит первичный анализ представляемых на экспертизу материалов, принимает решение о направлении материалов конкретному эксперту с учетом специализации, требующейся при проведении экспертизы.
3.5. Эксперты:
- осуществляют экспертизу материалов в соответствии с критериальной базой;
- готовят экспертные заключения на экспертируемые материалы;
- представляют результаты проведенной экспертизы на заседании Педагогического совета.
3.4. Экспертная оценка осуществляется, исходя из следующих критериев: новизна, оригинальность идеи, степень самостоятельности идей и решений, научная обоснованность, в том числе психолого-педагогическая, системность раскрытия содержания, комплексность структурных элементов, актуальность, возможность использования программы или отдельных её компонентов коллегами, стиль изложения, оформление текста.
3.5. При экспертизе Программ проводится анализ соответствия структуры Программы требованиям департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей». (Приложение 1. Лист экспертизы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы №1) и оценка содержательной части программы (Приложение 2 Лист экспертизы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы №2).
3.6. При наличии несоответствии Программы, представленной на экспертизу п.3.5; настоящего Положения, члены экспертной группы дают рекомендации педагогам по корректировке и доработке представленной Программы, определяют сроки доработки Программы и назначают новый срок проведения экспертизы.
3.9. По желанию педагога экспертной группой может учитываться внешняя рецензия Программы, которая проводится специалистами-профессионалами в данной области деятельности, не работающими в МБОУ ДО «Москаленский ЦДО».
3.10. Результатом экспертизы является экспертное заключение по всем критериям. Каждое экспертное заключение оформляется и подписывается тем специалистом, который оценивал данную Программу или образовательный проект.
Экспертное заключение распечатывается в двух экземплярах на каждый материал, прошедший экспертизу. Один экземпляр передается педагогу дополнительного образования или тренеру-преподавателю, второй хранится в течение года у заместителя директора по УВР.
3.11. На основании экспертного заключения утверждается статус Программы и делается вывод о возможности или невозможности реализации данной Программы в МБОУ ДО «Москаленский ЦДО».
3.12. По результатам проведенной экспертизы Программа передается для обсуждения на Педагогический совет, а затем на утверждение приказом директора МБОУ ДО «Москаленский ЦДО».
4. Заключительные положения
4.1. Положение обсуждается и принимается на заседании Педагогического совета; вводится в действие приказом директора Учреждения с указанием даты введения.
4.2. В случае необходимости в настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения. Изменения и дополнения, вносимые в Положение, вступают в силу в том же порядке.
4.3. После утверждения текст Положения размещается на информационном стенде, официальном сайте Учреждения.
Приложение 1
Лист экспертизы программы дополнительного образования детей № 1
(соответствие программы требуемой структуре)
Автор(ы)-составитель(и) программы ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Название программы ____________________________________________________________________
Направленность программы *техническая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, художественная, интеллектуальные игры
Форма реализации программы ____________________________________________________________
Целевая группа* ________________________________________________________________________
*дошкольники, обучающиеся начальной школы, обучающиеся 5-9 классов, обучающиеся старших классов, обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды
Срок реализации программы ______________________________________________________________
ФИО эксперта_____________________________________________________________________
Дата проведения экспертизы _________________________________________________________
№ п/п | Разделы программы | Наличие | ||
1 | 0,5 | 0 | ||
1. | Титульный лист | |||
наименование Учреждения | ||||
где, когда и кем утверждена программа; | ||||
направленность, название программы; | ||||
возраст обучающихся, на которых рассчитана программа; | ||||
срок реализации программы; | ||||
ФИО, должность разработчика(ов) программы, название населенного пункта, в котором реализуется программа, год разработки | ||||
2. | Пояснительная записка | |||
- новизна, актуальность для целевой группы (условия набора и добора обучающихся при наличии) | ||||
- цель программы | ||||
- задачи | ||||
- адресат программы (краткая характеристика, возрастные особенности целевой группы) | ||||
- объем и срок реализации (трудоемкость программы) | ||||
- форма обучения (очная, очно-заочная или сочетание) и режим занятий | ||||
- планируемые результаты по годам освоения программы личностные метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) предметные | ||||
3. | Учебно-тематическое планирование | |||
- название раздела (модуля), перечень тем учебных занятий и количество часов на их освоение с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; | ||||
- общее количество часов на освоение раздела (модуля), программы по годам освоения Примечание: если программа реализуется более одного года, учебно-тематическое планирование представляется на каждый год освоения после планируемых результатов | ||||
4. | Содержание программы | |||
- указан раздел (модуль) программы | ||||
- указаны темы учебных занятий в рамках раздела (модуля) с разбивкой на теорию и практику | ||||
- указаны формы проведения учебного занятия | ||||
- перечислены последовательно виды учебной деятельности обучающихся при освоении темы учебного занятия | ||||
- указаны понятия, термины, которые должны освоить | ||||
5. | Контрольно-оценочные средства | |||
- представлены формы подведения итогов реализации программы и формы фиксации результата | ||||
- указаны критерии и показатели определения уровня освоения обучающимися планируемых результатов | ||||
- представлен перечень диагностического материала для осуществления мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов | ||||
6. | Условия реализации программы | |||
- представлен перечень учебно-методического обеспечения программы | ||||
- представлен перечень презентационного материала (мультимедийные презентации, учебные фильмы) | ||||
- представлен перечень дидактического обеспечения программы | ||||
- представлен перечень материально-технического обеспечения программы | ||||
- представлен перечень информационных ресурсов (в т.ч. список литературы) для обеспечения программы | ||||
7. | Приложения | |||
- представлены диагностические материалы | ||||
- мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов | ||||
- другое |
Рекомендации по корректировке программы _________________________________________
________________________________________________________________________________
Оценочные баллы:
1 балл - оценочный элемент есть
0,5 балла - оценочный элемент присутствует частично, фрагментарно
0 баллов - оценочный элемент отсутствует
Итоговые показатели:
26-28 баллов – программа допускается к реализации
23-25 балла – программа требует частичной корректировки
ниже 23 баллов – программа требует значительной доработки и не допускается к реализации
Приложение 2
Лист экспертизы программы дополнительного образования детей № 2
(оценка содержательной части программы)
№ | Критерии оценки | Оценка | ||
1 | 0,5 | 0 | ||
Соответствие цели программы социальному заказу, общественно-государственным потребностям | ||||
Комплексность цели программы | ||||
Соответствие планируемых результатов программы ее целям и задачам | ||||
Обоснованность срока реализации программы | ||||
Соответствие программы заявленному возрасту детей | ||||
Соответствие содержания программы заявленной цели | ||||
Интегративность содержания программы, взаимосвязь с другими предметами | ||||
Преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образования (дошкольным, основным, профессиональным) | ||||
Соответствие форм организации деятельности по программе цели и содержанию | ||||
Обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических технологий | ||||
Возможность построения индивидуального образовательного маршрута в рамках программы | ||||
Обоснованность условий реализации программы (материально-технических, методических, информационных, временных) | ||||
Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов программы | ||||
Значимость программы для ребенка, социума, системы образования |
Оценочные баллы:
1 балл - оценочный элемент есть
0,5 балла - оценочный элемент присутствует частично, фрагментарно
0 баллов - оценочный элемент отсутствует
Итоговые показатели:
13-14 баллов – программа допускается к реализации
11-12 баллов – программа требует частичной корректировки
ниже 11 баллов – программа требует значительной доработки и не допускается к реализации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Данные методические рекомендации по разработке и экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ подготовлены в целях реализации единого подхода к проектированию программного об...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...
Экспертиза дополнительных общеразвивающих программ с помощью Google форм
Настоящая методическая разработка «Экспертиза дополнительных общеразвивающих программ с помощью приложения «Google Формы», создана для анализа дополнительных общеразвивающих пр...
Список экспертов для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ в Смоленской области
Список экспертов для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ в Смоленской области ...