SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога
статья по теме
SWOT-анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые стороны; opportunities – возможности; threats – угрозы. Цель SWOT – анализа – изучение сильных и слабых сторон в деятельности педагога с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.
Автор статьи: Федотенко Анастасия Сергеевна, методист ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
swot-analiz_professionalnyh_kompetentsiy_pedagoga.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога
Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены
в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания педагога. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному педагогу. Одно из таких понятий компетентность.
Компетентность - это способность педагога действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма педагога, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом педагогу приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности
и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает
6 компетенций:
- Компетентность в области личностных качеств;
- Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
- Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников)
на осуществление учебной (воспитательной) деятельности; - Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
- Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
- Компетентность в организации педагогической деятельности.
Свои профессиональные компетенции на основе профессионального стандарта педагога попытаюсь представить через SWOT-анализ.
SWOT-анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:
- strengths – сильные стороны;
- weaknesses – слабые стороны;
- opportunities – возможности;
- threats – угрозы.
Цель SWOT – анализа – изучение сильных и слабых сторон в деятельности педагога с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.
SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога
Сильная сторона | Слабая сторона |
Высшее образование | Отсутствие педагогического образования |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одарённые дети, асоциально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты и др.), дети с ОВЗ, дети с зависимостью |
Планирование и проведение учебных занятий | Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно- развивающую работу |
Умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы | Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития |
Умение использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; учеников, для которых русский язык не является родным; одарённых учеников; учеников с ограниченными возможностями | Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные |
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики | Владение приёмами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребёнка. |
Формирование навыков, связанных | |
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися | |
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий | |
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении | |
Владение формами и методами воспитательной работы, используя | |
Умение общаться с детьми. Признавая | |
Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции | |
Умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. | |
Умение эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя | |
Умение строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных | |
Возможности | Угрозы |
Участие в открытых уроках, мастер – классах, семинарах, конференциях. | Снижение интереса обучающихся к учебно– познавательной деятельности |
Прохождение курсов профессиональной переподготовки | Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий |
Повышение квалификации | Негативное влияние средств массовой информации |
Online – обучение |
Вывод
SWOT – анализ – это прекрасный способ нащупать точку отсчета и изучить себя.
Он позволяет посмотреть правде в глаза, пусть иногда и неприятной. SWOT дает возможность фокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избегать угроз
и пользоваться представившимися возможностями.
По итогам SWOT – анализа выявлены проблемы в работе с одарёнными детьми, асоциально уязвимыми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутистами и др.), детьми с ОВЗ, детьми с зависимостью. На низком уровне владение приёмами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся.
Для устранения слабых сторон необходимо профессиональное саморазвитие,
в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Развитие профессиональной компетентности это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и профессиональной компетенции педагога ДОУ. Презентация. Материалы к педсовету . 2017 год
Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и профессиональной компетенции педагога ДОУПрофессиональная компетентность уч...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования
Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....
Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...