Безопасность образовательной среды школы
презентация к уроку на тему

Стреж Ольга Семеновна

Обеспечение и поддержание безопасности школьной среды является составляющей частью важнейшей задачи , касающейся важнейшей задачи обеспечения качественного и доступного образования для всех детей нашей страны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Кодинская СОШ №4» Безопасность образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС Стреж О.С., социальный педагог

Слайд 2

« Именно хорошая среда является для организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья ». А. Маслоу

Слайд 3

Актуальность темы: Исследование проблем безопасности в образовании, обеспечения и поддержания безопасности школьной среды является составляющей частью важнейшей задачи, касающейся обеспечения качественного и доступного образования для всех детей Российской Федерации. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, в обязанности образовательной организации входит создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся (ст. 28, п.2).

Слайд 4

Актуальность темы: п.1 ФГОС включает в себя требования: - к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; - к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Слайд 5

п. 20 Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды : - обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; - гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; - преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

Слайд 6

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угрозы - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства и исходящих от внутренних и внешних источников опасности. Безопасность (как педагогическая категория) - защищенность жизненно важных образовательных потребностей и интересов субъектов образования, в нашем случае учащихся и учителей общеобразовательной школы, в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество педагогического образования.

Слайд 7

Определение понятия образовательная среда : Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно — предметном окружении. Образовательная среда -совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат и др. Образовательная среда - есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.

Слайд 8

Безопасная среда общеобразовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений и позиций: безопасность противопожарную, антитеррористическую, экономическо-финансовую, информационную, техногенную, технологическую, охрану труда, радиационную, экологическую, взрывобезопасность, электротехническую и др

Слайд 9

Безопасность образовательной среды общеобразовательного учреждения зависит от психологического климата школы (психологическая безопасность), безопасной педагогической среды школы и строится на уважении прав и свобод участников образовательного процесса. Безопасная образовательная среда это система психологической и педагогической безопасности учебно-воспитательного процесса. Образовательная среда школы является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что школа, должна стать способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Слайд 10

Организация безопасной среды образовательной организации. Соблюдение прав участников образовательного процесса. Права человека – совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо. В общем виде они представляют собой комплекс прав и свобод, существенных для характеристики правового статуса личности. (Экономический словарь)

Слайд 11

Права участников образовательного процесса . Участниками образовательного процесса являются - обучающиеся ; педагогические работники и служащие школы; родители (законные представители) обучающихся. Права и обязанности участников образовательного процесса определяются законодательством Российской Федерации, в частности Конституцией РФ, ФЗ Законом «Об Образовании в Российской Федерации», Международными документами: Конвенцией о правах ребенка, Рекомендациями о положении учителей (05.10.66) специальной межправительственной конференции по вопросу о статусе учителей ЮНЕСКО, Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Слайд 12

Федеральный Закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»: прописывает и раскрывает подходы к обеспечению безопасности в образовательных учреждениях основанных на принципах, установленных в соблюдении и защиты прав и свобод человека и гражданина; законности; системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Слайд 13

Федеральным Законом от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию, при этом положение о лицензировании утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральный Закон 2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» требует дополнительных мер по мониторингу обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Слайд 14

Нормативно-правовая база: Международные документы : Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.66 и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19.12.66; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принято Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, наций и культуры от 14.12.66) , «Конвенция о правах ребенка. Федеральные Законы : Конституция РФ, Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ; "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденные Верховным Советом РФ от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 25.11.2009); Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 21.12.1996 № 559-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 22.08.2004); Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», 2011 г.

Слайд 15

Угрозы психологического характера : Психологическое насилие в процессе взаимодействия (физическое, психическое, духовное воздействие на человека) Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательной организации. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды. Неразвитость системы психологической помощи в образовательной организации. Эмоциональное выгорание педагогов образовательной организации.

Слайд 16

Угрозы педагогического характера : формирование ложных целей развития отдельно взятых образовательных систем и системы образования государства; полное отвержение инновационных подходов в развитии образования (застой педагогической науки); внедрение подробно неизученных инноваций в процесс обучения и воспитания; непроанализированное прожектерство (увлечение неосуществимыми, необоснованными проектами) педагогических технологий с других образовательных систем как отечественных, так и зарубежных; частая смена нормативно-правовых требований к образовательному процессу; использование антипедагогических (способных разрушить фундамент педагогической науки) методов, форм и способов обучения (воспитания).

Слайд 17

Угрозы педагогического характера: неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой; пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (некоторые педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые); представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности; пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения; не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественного образования); распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).

Слайд 18

Демократический уклад: Обучение в школе строится на демократических началах. Ученики и учителя соавторы процесса. На уроках создаются доверительные отношения. В школе развивают в учениках компетенции и навыки, необходимые для жизни. На уроках уделяется особое внимание развитию познавательной активности, самостоятельности и внутренней мотивации к самообучению учащихся. На уроках создаются возможности для самореализации.

Слайд 19

Демократический уклад: Школа поддерживает и поощряет инициативу учащихся Учителя проявляют самостоятельность и инициативу в выборе средств и методов обучения Школа поддерживает инициативы членов сообщества В школе созданы условия для диалога

Слайд 20

Вопросы: 1. Деятельность ОО строится на принципах уважения прав человека? 2. В деятельность по управлению ОО вовлекаются учащиеся, родители, общественность? 3. Гарантировано ли в ваших ОО безопасное пространство для обучения, свободное от насилия и жестокости, где обучение строится на демократических началах, где на уроках создаются доверительные отношения, а учащиеся и учителя соавторы процесса?

Слайд 21

Мониторинг уровня организации безопасной образовательной среды школы: (здоровьесбережение, психолого-педагогический климат школы, правовое пространство школы и т.д.), другие аспекты деятельности общеобразо-вательной организации. Цель мониторинга : постоянное отслеживание деятельности школы по обеспечению безопасной среды; разработка прогноза ее развития. Задачи мониторинга : осуществление анализа состояния безопасности ОО (сбор информации); выявление основных проблем в организации обеспечения безопасности ОО; создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов; совершенствование технологии обеспечения безопасности в школе.

Слайд 22

СПАСИБО за общение !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»

Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»...

Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становит...

Программа создания безопасной образовательной среды в школе.

Усвоение материала обучающимися, а также развитие личности происходит в условиях психологического комфорта и безопасности. В связи с этим встает вопрос о способах создания и поддержания психоло...

БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКТУАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья напечатана в сборнике «КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» МатериалыIII Всероссийской научно-пр...