Программа создания безопасной образовательной среды в школе.
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Усвоение материала обучающимися, а также развитие личности происходит в условиях психологического комфорта и безопасности. В связи с этим встает вопрос о способах создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.
Цель программы: создание психологически безопасной образовательной среды.
Задачи:
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей учащихся в вопросах создания благоприятного психологического климата в коллективе
- развитие у педагогов умения конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учащимися и их родителями
- формирование ценности здоровья и способов преодоления стресса
- формирование у учащихся способности конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sozdaniya_bezopasnoy_obrazovatelnoy_sredy.docx | 69.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
Программа создания безопасной
образовательнойсреды в школе.
Разработчики: Удовенко Л.В., педагог-психолог,
Нуртдинова О.А., педагог-психолог,
Дидич Т.В., заместитель директора по УВР
г. Советский
2015г.
Актуальность.
Модернизация современной системы российского образования, напрямую связанная с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения [14], закономерно ставит вопрос о факторах и условиях, необходимых для успешной реализации этой цели. Неоспоримым является то, что усвоение материала, а также развитие личности происходит в условиях психологического комфорта и безопасности. В связи с этим встает вопрос о способах создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.
Понятие «психологический климат» впервые ввел В.М. Шепель[15], определив его как эмоциональную окраску психологических связей всех членов коллектива, которая появляется благодаря их симпатиям, близости, совпадения интересов, характеров. Психологический климат является устойчивым состоянием группы, типичным для нее настроем и наиболее ярко отражает ситуацию взаимоотношений членов коллектива в группе. Педагогам известно, что эмоциональное (психологическое) состояние ребенка влияет на качество усвоение материала. Если у ученика сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной ценности, уникальности, если он нашел свое место в классе, то он сможет справиться с любой учебной трудностью. Если ученик тревожный, все время о чем-то беспокоится или если он находится в трудной жизненной ситуации, то процент усвоения материала урока заметно снижается. Возможны ситуации, при которых ученик пытается самореализоваться за счет других путем унижения, оскорбления, агрессии. Поэтому роль педагога заключается не только в передаче знаний, но и в поддержке личности каждого ученика. Так, доказано, что формирование мотивации у учащихся младших классов связано с особенностями взаимодействия в диаде «ученик-учитель». При положительном отношении ученика к педагогу интерес к учебной деятельности возрастает. При отрицательном – снижается. Если присутствует так называемое конфликтное (противоречивое) отношение к учителю, происходит задержка в формировании мотивации к обучению, поскольку двоякое отношение к учителю вызывает недоверие, как к нему, так и к его деятельности, временами вызывая боязнь и страх. В средней и старшей школе подросткам нужен неформальный контакт с учителями. Общение со старшими является непременным условием для полноценного нравственного развития подростка. Педагоги же являются не только учителями какой-либо дисциплины, а воспринимаются как носители жизненного опыта, нравственных ценностей, которые можно передать только при неформальном и непосредственном общении. В связи с вышесказанным возникает необходимость говорить не столько о благоприятном психологическом климате образовательного учреждения, но об ощущении психологической безопасности в целом участниками образовательного процесса. Плоскость рассмотрения психологической безопасности на уровне личности особенно важна с точки зрения развития ребенка, которому необходимы безопасные и стабильные условия для становления целостной гармоничной личностью. Таким образом, безопасность образовательной среды является фактором обеспечения психологически благоприятного климата.
Цель программы: создание психологически безопасной образовательной среды.
Задачи:
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей учащихся в вопросах создания благоприятного психологического климата в коллективе
- развитие у педагогов умения конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учащимися и их родителями
- формирование ценности здоровья и способов преодоления стресса
- формирование у учащихся способности конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми
Направления работы.
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностическое направление.
Диагностика (индивидуальная и групповая) – выявление особенностей психического развития ребёнка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное направление.
Консультирование (индивидуальное и групповое):
- оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
- информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) направлена на формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Формы работы.
Участники образователь-ного процесса | Задачи | Формы работы | Сроки |
Педагоги |
|
| ноябрь, январь 1раз в год сентябрь, февраль март, апрель декабрь |
Учащиеся |
|
| сентябрь, октябрь февраль апрель в течение года в течение года октябрь, апрель, май |
Родители |
|
| декабрь, февраль, апрель в течение года декабрь |
Предполагаемый результат: наличие психологически безопасной образовательной среды.
Средства мониторинга:
- методика Э.М.Александровской (шкалы:«Успешность социальных контактов», «Эмоциональное благополучие»);
- анкета «Изучение психологического климата в коллектива»
- социометрическое исследование
- методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд
Механизм выявления детей, имеющих проблемы в эмоционально-волевой сфере.
Цель: выделение детей, требующих психолого-педагогической поддержки.
Схема 1.
1кл. |
2кл. |
3кл. |
4кл. |
5кл. |
6кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. |
10кл. |
11кл. |
Схема 2.
Схема 3.
Группы детей, нуждающиеся в особом внимании
(карты кл.руководителей)
Механизм работы с детьми, требующими особого внимания
1кл. |
2кл. |
3кл. |
4кл. |
5кл. |
6кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. |
10кл. |
11кл. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕТОДИКА АЛЕКСАНДРОВСКОЙ Э.М.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ
I критерий.ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Баллы | Учебная активность | Усвоение знаний |
5 | Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно | Безошибочное усвоение школьных заданий. |
4 | На уроке работает, отрицательные и положительные ответы чередуются. | Небольшие помарки, единичные ошибки. |
3 | Редко поднимает руку, но отвечает правильно. | Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой. |
2 | Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается. | Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок. |
1 | На уроке пассивен, даёт отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски. | Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, непостоянство оценок. |
0 | Учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс) | Плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество. |
II критерий. УСВОЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ.
Баллы | Поведение на уроке | Поведение на перемене |
5 | Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя. | Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх. |
4 | Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока. | Активность выражена в малой степени: предпочитает чтение книг, спокойные игры. |
3 | Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с детьми. | Активность ограничивается подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, принадлежности и т.п.) |
2 | Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряжённость в ответах. | Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой. |
1 | Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия. | Пассивный, движения скованные, избегает других детей. |
0 | Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами. | Часто нарушает норму поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, своего поведения после замечания не меняет. |
III. критерий. УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ.
Баллы | Взаимоотношения с одноклассниками | Отношение к учителю |
5 | Общительный, легко контактирует с детьми. | Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после уроков часто подходит, общается с ним. |
4 | Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети. | Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, сам обращается к нему за помощью в случае необходимости. |
3 | Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами. | Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам. |
2 | Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. | Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным. |
1 | Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие равнодушны к нему). | Избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается. |
0 | проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят). | Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет, даже при малейшем замечании учителя. |
IV критерий. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Баллы | Эмоции |
5. | Хорошее настроение, часто улыбается, смеётся. |
4. | Спокойное эмоциональное состояние. |
3. | Эпизодические проявления сниженного настроения. |
2. | Отрицательные эмоции: а. тревожность, огорчение, иногда страх; б. обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос. |
1. | Депрессивное настроение, плач без веских на то причин. |
0 | Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать), и в отношениях с учителем. |
Общий интегральный показатель адаптации вычисляется суммированием баллов по всем перечисленным шкалам и находится в пределах от 0 до 35 баллов.
от 21 до 35 баллов - зона адаптации;
от 15 до 20 баллов - зона неполной адаптации;
от 0 до 14 баллов - зона дезадаптации( или отсутствие адаптации).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Инструкция: оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. На континууме от психологического климата типа А до психологического климата типа В определите ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком оценку слева или справа относительно нуля.
Оценки:
3 - свойство проявляется в группе всегда;
2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
1 - свойство проявляется нередко;
0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№ | свойство психологического климата А | оценка | свойство психологического климата В |
1 | Преобладает бодрое жизнерадостное настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Преобладает подавленное настроение |
2 | Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | 3 2 1 0 1 2 3 | Конфликтность в отношениях, антипатии |
3 | В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание | 3 2 1 0 1 2 3 | Группировки конфликтуют между собой |
4 | Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | 3 2 1 0 1 2 3 | Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
5 | Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы | 3 2 1 0 1 2 3 | Успех или неудача товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
6 | С уважением относятся к мнению других | 3 2 1 0 1 2 3 | Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
7 | Достижения и неудачи группы переживаются как собственные | 3 2 1 0 1 2 3 | Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов |
8 | В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, "один за всех и все за одного" | 3 2 1 0 1 2 3 | В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
9 | Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство | 3 2 1 0 1 2 3 | К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно |
10 | Группа активна, полна энергии | 3 2 1 0 1 2 3 | Группа инертна, пассивна |
11 | Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе | 3 2 1 0 1 2 3 | Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12 | В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в защиту | 3 2 1 0 1 2 3 | Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым |
13 | Современные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | 3 2 1 0 1 2 3 | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
Обработка
Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 - сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма В; найти разницу С = А - В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если сумма менее 25 - климат неустойчиво благоприятен.
Среднегрупповую оценку психологического климата рассчитывают по формуле
C = сумма С / N,
где N - число членов группы.
Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле
n (C-) / N . 100 %,
где n (C-) - количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный;
N - число членов группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Определение характеристик социальной адаптации школьников.
Шкала СПА разработана в 1954г. К.Роджерсом и Р. Даймондом. Данная шкала, по мнению Т.В. Снегиревой, обнаружила высокую дифференциальную способность в диагностике не только состояний школьной дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьников к переоценке себя и своих возможностей.
Критерии дезадаптированности:
- неприятие себя и других
- наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта
- кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном уровне, а в действительности, негибкость психических процессов.
Критерии адаптированностисовпадают с критериями личностной зрелости. В их числе:
- чувство собственного достоинства
- умение уважать других
- открытость реальной практике деятельности и отношений
- понимание своих проблем и стремление совладать, справиться с ними.
Таким образом, с помощью этой шкалы СПА изучаются:
- особенности формирования самосознания подростков в процессе адаптации к новым условиям обучения
- возрастная динамика «образования» (детей не рубеже младшего школьного и подросткового возрастов)
- изменение школьной адаптации-дезадаптации
- структура эмоционально-поведенческих нарушений.
ИНСТРУКЦИЯ:
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить Ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по Вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6.
ШКАЛА ОТВЕТОВ:
0 – это ко мне совершенно не относится;
2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
3 – не решаюсь отнести его к себе;
4 – это похоже на меня, но нет уверенности;
5 – это на меня похоже
6 – это точно про меня.
Выбранный ответ отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
ОПРОСНИК СПА.
- Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
- Нет желания раскрываться перед другими.
- Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
- Предъявляет к себе высокие требования.
- Часто ругает себя за сделанное.
- Часто чувствует себя униженным.
- Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
- Свои обещания выполняет всегда.
- Теплые, добрые отношения с окружающими.
- Человек сдержанный, замкнутый, держится от всех чуть в стороне.
- В своих неудачах винит себя.
- Человек ответственный на него можно положиться.
- Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, что все усилия напрасны.
- На многое смотрит глазами сверстников.
- Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
- Собственных убеждений и правил не хватает.
- Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня с трудом возвращается от мечты к действительности.
- Всегда готов к защите и даже нападению. «Застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
- Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе. Самоконтроль для него не проблема
- Часто портится настроение. Нападает уныние, хандра.
- Все, что касается других, не волнует. Сосредоточен на себе, занят собой.
- Люди, как правило, ему нравятся.
- Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
- Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
- Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
- С окружающими обычно ладит.
- Всего труднее бороться с самим собой.
- Настораживает незаслуженное, доброжелательное отношение окружающих.
- В душе – оптимист, верит в будущее.
- Человек не податливый, упрямый. Таких называют трудными.
- К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
- Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
- Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
- Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
- Человек с привлекательной внешностью.
- Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
- Приняв решение, следует ему.
- Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других.
- Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
- Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
- Всем доволен.
- Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
- Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
- Уравновешен, спокоен.
- Разозлившись, нередко выходит из себя.
- Часто чувствует себя обиженным.
- Человек порывистый, нетерпеливый, горячий. Не хватает сдержанности.
- Бывает, что сплетничает.
- Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
- Довольно трудно быть самим собой.
- На первом месте рассудок, а не чувство: прежде, чем что-либо сделать, подумает
- Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего… Словом – не от мира сего.
- Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
- Старается не думать о своих проблемах.
- Считает себя интересным человеком.
- Человек стеснительный, легко тушуется.
- Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
- В душе чувствует превосходство над другими.
- Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое я.
- Боится того, что думают о нем другие.
- Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале. В том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
- Человек, у которого в настоящее время много достойно презрения.
- Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
- Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
- Себя просто недостаточно ценят.
- По натуре вожак и умеет влиять на других.
- Относится к себе в целом хорошо.
- Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
- Не любит когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
- Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
- Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
- Доволен собой.
- Невезучий.
- Человек приятный, располагающий к себе.
- Лицом, может и не пригож, но может нравиться как человек, как личность.
- Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
- Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
- Легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно бы тревожило.
- Умеет упорно работать.
- Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
- Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
- Всегда говорит только правду.
- Встревожен, обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять и тогда он уступит.
- Чувствует неуверенность в себе.
- Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
- Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
- Человек толковый, любит размышлять.
- Иной раз любит прихвастнуть.
- Принимает решения и тут же их меняет, презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
- Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-либо помощь.
- Никогда не оправдывается.
- Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
- Выделяется среди других.
- Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
- В себе все ясно, хорошо понимает.
- Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
- Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
- Себя не ценит. Никто его всерьез не воспринимает, в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
- Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают его мысли.
- Все свои привычки считает хорошими.
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КЛЮЧИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
«адаптация»
А=а:(а+в)*100%
«принятие других»
L=1,2а:(1,2а+в)*100%
“интернальность” (контроль)
I=а:(а+1,4+в)*100%
«самопринятие»
S=а:(а+1,6в)*100%
«эмоциональная комфортность»
Е=а:(а+в)*100%
«стремление к доминированию»
D=2а:(2а+в)*100%
№ | показатели | номера высказываний | нормы |
1 | а адаптивность в дезадаптивность | 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42,43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 | (68 – 170) 68 – 136 (68 – 170) 68 - 136 |
2 | а лживость (сумма) в | 34, 45, 48, 81, 89 8, 82, 92, 101 | (18 – 45) 18 - 36 |
3 | а приятие себя в неприятие себя | 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 | (22-52) 22-42 (14-35) 14-28 |
4 | а приятие других в неприятие других (конфликт с другими) | 9, 14, 22, 26, 53, 97 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 | (12-30) 12-24 (14-35) 14-28 |
5 | а эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) в эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство) | 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 | (14-35) 14-28 (14-35) 14-28 |
6 | а внутренний контроль (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцент на личную ответственность и компетентность) ввнешний контроль (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач) | 4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98, 13 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 |
(18-45) 18-36 |
7 | а доминирование в ведомость (зависимость от других) | 58, 61, 66 16, 32, 38, 69, 84, 87 | (6-15) 6-12 (12-30) 12-24 |
8 | эскапизм (уход от проблем) | 17, 18, 54, 64, 86 | (10-25) 10-20 |
Зона неопределенности в интерпретации результатов на каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок.
Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.
- Адаптация - приспособление к успешному функционированию в новых условиях. Дезадаптация - не способность приспособиться к изменившимся условиям, необходима работа, направленная на выявление и возможное устранение причин дезадаптации или изменение отношения к ситуации.
- Принятие других- показатель взаимоотношений с окружающими. Если он высокий, то можно говорить, что данный человек не конфликтен, общителен. Если низкий - частые конфликты с одноклассниками, изолированность от других, постоянные недовольства.
- Локус контроля – устойчивое свойство индивида, формируемое в ходе социализации.
Локус контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности:
- внешним силам – экстернальный, внешний локус контроля. Проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность подозрительность, конформность и агрессивность;
- собственным способностям и усилиям – интернальный, внутренний локус контроля; такие люди более уверенны в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, и более популярны, а также проявляют большую терпимость. Показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью, идеальному Я всегда приписывается внутренний локус контроля. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации. У интерналов обнаружена более активная позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью. Они менее склонны подчинятся давлению других, сопротивляться, когда чувствуют , что ими манипулируют, и реагируют сильнее. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи.
- Самоприятие- восприятие себя, своего тела, влюбленность. Проявление данного критерия показательно , т.к. данный возраст - это критичный возраст для различных психопатий, резко проявляется характер, а некоторые его свойства могут усиливаться сложившимися ситуациями и условиями.
Высокий показатель - подросток принимает себя таким какой он есть, любит себя.
низкий показатель - возможен внутриличностный конфликт, неприятие своего тела.
- Эмоциональная комфортность - показатель преобладающих эмоций.
- Стремление к доминированию - желание преобладать, господствовать.
высокий уровень- стремление управлять другими, оказывать влияние, быть лидером.
низкий уровень - не стремятся управлять другими, настаивать на своем мнении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция. По технике безопасности и обеспечению безопасности образовательного процесса при проведении тренировок на скалодроме с использыванием страховочной веревки.(высотой от пяти метров)
данная статья предназночается для пидогогов дополнительного образования трениров и инструктаров по скалалазанию...
Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)
Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)...
Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения
Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Работа по профилактике ДДТТ в районе...
Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...