БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКТУАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья (9 класс)

Утарбаева Диана Нуровна

 Статья напечатана в сборнике «КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» Материалы

III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) под редакцией ИРО РБ. В статье рассматриваются аспекты информационной, национальной безопасности в образовательном пространстве, проанализировано содержание информационной, национальной безопасности.The article is devoted to the aspects of information and national security within the educational area.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_bezopasnaya_obrazovatelnaya_sreda.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.1

БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКТУАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ

К СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN URGENT REQUIREMENT IN MODERN RUSSIAN SCHOOL WITHIN THE CONDITIONS OF FORMING HEALTHY FUTURE GENERATION

Утарбаева Диана Нуровна

учитель МОАУ лицей № 4

г. Баймак, Республика Башкортостан, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты информационной, национальной безопасности в образовательном пространстве, проанализировано содержание информационной, национальной безопасности.

Abstract. The article is devoted to the aspects of information and national security within the educational area.

Ключевые слова: информационная безопасность, национальная безопасность, образовательная среда.

Keywords: information security, national security, educational area.

В условиях модернизации современной российской системы образования особую актуальность приобретает вопрос создания безопасной образовательной среды. С переходом на новые государственные образовательные стандарты к образовательным учреждениям предъявляются новые требования. В Приказах Министерства Просвещения России № 286, № 287 от 31 мая 2021 года в числе прочего утвержден вопрос о необходимости создания успешной реализации безопасной образовательной среды [2].

Безопасность образовательного учреждения, несомненно, является основным требованием для защиты жизни и здоровья обучающихся, персонала для сохранения образовательного учреждения от возможных аварий, пожаров, травм и других чрезвычайных ситуаций.

Однако под безопасной средой понимается не только обеспечение физической безопасности, материально-технической базы, безопасного и устойчивого личностного поведения ребенка в

образовательном пространстве, но и прежде всего психологическая и информационная безопасность.

Под психологической безопасностью И.А. Баева понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1, с. 271]. Возрастающее количество угроз и опасностей в информационнообразовательной среде требует значительных мер по реализации ее безопасности и расширению ее функциональных и содержательных свойств.

В определении Н.Л. Шлыковой отражается позиция деятельностного подхода к изучению проблемы безопасности. Автор отмечает, что безопасность – это «динамически устойчивое состояние с точки зрения негативного воздействия и защищенности от внутренних и внешних угроз…» [5, с. 151].

В политологии под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», как это определено в Законе Российской Федерации «О безопасности Российской Федерации» [4, с. 520].

Психологическая безопасность личности и окружающая среда неразрывно связаны между собой и составляют модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии с окружающей средой [3, с. 440]. Кто отвечает за безопасность обучающихся в информационно-образовательной среде? Это, конечно, общая задача и ответственность общества в целом: правительства, школы и семьи. Каждый должен нести ответственность за безопасную деятельность обучающихся при освоении и функционировании информационного пространства. Сегодня успешно функционирует регулируемая государством нормативно-правовая база по        обеспечению        безопасности        обучающихся        в информационнообразовательной среде. В последние годы издано несколько правовых документов по защите детей от вредоносной информации в сети Интернет: «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Стратегия развития информационного общества в России», Федеральный закон «О безопасности», Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» и др. Федеральные законы

ограничивают распространение информации, угрожающей психическому здоровью детей.

Наряду с правоохранительными структурами ответственность за проведение профилактической работы с учащимися для достижения положительных результатов следует возложить и на педагогов общеобразовательных учреждений. Сегодня в Интернете существует множество сайтов по защите детей:

Данные информационно-развлекательные ресурсы направлены на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов, данных, методов и средств защиты от распространения и использования негативной информации. Для того чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая негативно на них влияет, в школах установлены специальная система фильтрации контента, а также антивирусные программы.

Следует отметить, что информационная безопасность напрямую связана с национальной безопасностью, так как является ее неотъемлемой частью.

Ответственность за реализацию лежит, в том числе и на школе. С 1 сентября 2022 года в школах России стартовал масштабный проект: цикл внеклассных занятий «Разговоры о важном». Непосредственно во всех школах страны каждая новая учебная неделя начинается с гимна России и уроков «Разговоры о важном», посвященных самым разным темам, актуальным на сегодня. Центральными темами «Разговоров о важном» являются патриотизм и гражданско-патриотическое воспитание, историческое образование, нравственность, экология, культура, культурное наследие и др. Главной целью таких занятий является воспитание ценностного отношения школьников к своей Родине, истории и культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции учащегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Методические материалы для организации цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент, разработаны на федеральном уровне для обучающихся всех классов, и размещены на портале «Единое содержание общего образования».

Таким образом, бесспорно, сегодня очень важно говорить о комплексном подходе к безопасности обучающихся в информационной образовательной среде и организации работы со всеми: учащимися, педагогами и родителями. Формирование информационной культуры в области безопасности – процесс долгий и сложный, и от того, как эффективно будет организована работа в данном направлении, зависит будущее наших детей.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: Союз, 2002. – 271 с.
  2. Приказ Министерства Просвещения России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта от 31 мая 2021 года № 286, № 287»
  3. Проблемы     психологической     безопасности     /     отв.     ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. – М.: Инт психологии РАН, 2012. – 440 с.
  4. Общая   теория   права   и   государства:    учебник   /    под   ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
  5. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: автореф. дис. док. псих. наук. – Москва, 2004. –51 c.

© Д.Н. Утарбаева, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Актуальность создания экологически безопасной образовательной среды.

Переход образовательных учреждений на образовательные стандарты нового поколения задаёт новые требования. В Федеральном государственном образовательном стандарте закономерно актуализируется вопрос о ф...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становит...

Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"

Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...

Программа конференции ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА...