Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
материал
Круглый стол на тему:
«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Б. Колояр
имени Николая Михайловича Ащеулова
Круглый стол на тему:
«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
с. Б. Колояр, 2021
Содержание методической разработки
Цель: просвещение и осведомление родителей по проблеме профилактики негативных проявлений среди учащихся.
Участники: директор школы, педагоги, родители.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады вас приветствовать на заседании нашего “круглого стола”. А речь на нём пойдет о наших детях и пагубных привычках. Какую же дорогу выберут наши дети? Ту, где царит здоровье и молодость, или же окажутся в жизненном тупике?
Сегодня у каждого из вас будет возможность высказать свою точку зрения по теме круглого стола. А тема наша звучит так: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимает психологическое здоровье учащихся. Психологическое здоровье – это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личным благополучием. Психологически здоровый человек разумен, внутренне гармоничен, способен справляться с жизненными вызовами.
Социально-психологическое сопровождение охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.
Теперь давайте дадим определение понятия «профилактика», и что мы понимаем под «негативными проявлениями».
К сожалению, различные негативные проявления среди молодежи, в том числе среди учащихся, продолжают оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Поэтому в настоящее время очень важно уделить внимание профилактике (предупреждению) таких явлений.
Именно профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению появившихся устойчивых асоциальных и антисоциальных явлений и процессов.
Выделяют следующие негативные проявления в детской и подростковой среде, требующие профилактической работы:
-безнадзорность, беспризорность и правонарушения;
-жестокое обращение и насилие в отношении несовершеннолетних;
-семейное неблагополучие;
-употребление ПАВ (психоактивные вещества) (алкоголизм, табакокурение, токсикомания, наркотическая зависимость, курительные смеси);
-нехимическая зависимость (азартные игры, интернет-зависимость);
-фанатизм во всех его проявлениях (религиозный, спортивный, национальный);
-терроризм;
-антивитальные (против жизни) переживания (размышления о бессмысленности, ненужности жизни, без четких представлений о собственной смерти).
Уже давно отмечено, что негативные явления проявляются в тех семьях, где царствуют неблагоприятные условия семейного воспитания, к которым относятся:
1. Асоциальное поведение родителей.
Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3. Гиперопека.
В условиях чрезмерной опеки, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека: заботливости, желания добра и блага во спасение - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Несколько советов, вам, дорогие родители:
-не используйте нравоучения;
-не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах;
- конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой (иногда можно и уступить);
-действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой;
-выслушивайте все, не реагируя тотчас, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное;
-старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями;
-не ставьте на ребенке крест;
-беседу всегда начинайте с дружеского тона;
-в процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных;
-умейте смотреть на вещи глазами ребенка и ПОМНИТЕ - дети учатся жить у жизни.
А теперь давайте вместе с вам проанализируем несколько ситуаций о том, как проявляются негативные явления и как в таких ситуациях поступать нам -взрослым?
Родительский практикум
Ситуация1. ''Ваш ребёнок вернулся домой «навеселе». Что делать?
(ответ родителей)
Ситуация 2: Вы узнали, что ваш ребёнок курит. Как вы поступите?
(ответ родителей)
Ситуация 3. Приятели, ведут разговоры о приятном, «улетном» состоянии после употребления пива и утверждают, что это безвредно.
(ответ родителей)
Ситуация 4. Торговцы наркотиками утверждают, что, приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы. (ответ родителей)
Обсуждение данных ситуаций
Наша встреча подходит к завершению. Как вы думаете, что может предложить семья взамен пагубным привычкам и антисоциальным явлениям?
Присутствующие предлагают:
Крепкие семейные узы, крепкая семейная связь родители –дети –родители;
Активная роль родителей в жизни детей;
Ведение здорового образа жизни;
Совместные семейные походы и праздники;
Семейные традиции;
Вовлечение ребенка в разные кружки, секции.
Учитель: Очень надеюсь, что вы продолжите наш разговор в семье. А мне хочется пожелать вам успехов и напомнить, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи.
Профилактика наркомании...
Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"
Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....
Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"
Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...
Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в детско-подростковом возрасте
Рассматриваются актуальные проблемы подростков в современном мире и даются советы родителям как преодолеть трудности...
«Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся» - материал к родительскому собранию
К сожалению, различные негативные проявления среди молодежи, в том числе среди учащихся, продолжают оставаться одной их тревожных характеристик современного российского общества. Поэтому, в настоящее ...
Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся
В презентации рассматриваются вопросы интернет-безопасности, интернет-зависимости, вовлечения в деструктивные организации экстремистского и религиозного профиля, химических зависимостей, аутоагре...