Рябова Ю.В. Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды
статья
В статье рассматриваются вопросы использования образовательных дистанционных технологий в современном образовательном пространстве, их положительные и отрицательные стороны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды
Рябова Юлия Владимировна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №78»,
г. Кемерово
В связи с активным развитием в российском образовании информационно- коммуникационных технологий повсеместное распространение получила реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Главной ценностью дистанционного образования является то, что оно позволяет человеку повышать свой профессиональный уровень, получать новые знания, не нарушая свой привычный ритм жизни, а также экономить время и средства.
Внедрение новых образовательных технологий активно поддерживается государством, что закреплено нормативными документами федерального уровня. Так статья 16 закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. полностью посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Государственная программа РФ
«Развитие образования» на 2013-2020 годы электронное обучение выделяет как одно из основных направлений кардинальной модернизации российского образования.
Регулирует деятельность образовательных организаций, реализующих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказ устанавливает право образовательных организаций самостоятельно определять объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий. При этом, допуская полное отсутствие аудиторных занятий. Образовательные организации обязаны оказывать учебно- методическую помощь обучающимся и обеспечивать соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки кадров [1].
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей (преимущественно, это сеть Интернет), которые позволяют взаимодействовать обучающимся и педагогическим работникам на расстоянии. В образовательной организации при реализации образовательных программ с использованием ДОТ должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда должна включать в себя электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [2].
Сегодня в России дистанционные образовательные технологии нашли широкое применение в среднем и высшем профессиональном образовании, а также в сфере дополнительного образования взрослых. Многие техникумы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации предлагают возможность получения образования дистанционно, используя при этом как традиционные печатные материалы, так и инновационные разработки, связанные с применением телекоммуникаций и компьютерной техники. Так для слушателей подготавливается обучающий курс, состоящий из печатного лекционного материала, представленного в электронной форме, и контрольно-зачетного, позволяющего автоматизировано выставить отметки. Некоторые учебные заведения предлагают слушателям виртуально присутствовать на занятиях (используя программу Skype, сервисы для видеоконференций, и т.д.) либо выкладывают их видеозапись. При этом всегда продумана система взаимодействия с преподавателем в режиме off-line.
Такой способ обучения доступен всем желающим, не зависимо от места проживания, возраста, состояния здоровья.
В средних общеобразовательных организациях также существует практика организации дистанционного обучения. Используя широкие возможности видеоконференцсвязи, проводятся различные виды занятий (уроки, консультации, семинары и т.д.), на которых «присутствуют» обучающиеся и педагоги из разных школ, городов или районов. Либо педагоги создают предметные курсы (например, на базе системы Moodle) с помощью которых обучающиеся осваивают необходимый материал.
Кроме того, в России сформирована целая система дистанционного обучения детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении. Реализуется она на базе Центров дистанционного образования детей-инвалидов, созданных в каждом субъекте РФ в ходе выполнения Приоритетного Национального Проекта «Образование». При этом по решению региональных властей центры могут самостоятельно проводить обучение либо передать эти функции образовательным организациям, определенным муниципальными властями. В последнем случае, центры осуществляют методическую и техническую поддержку образовательного процесса.
Практика применения дистанционные образовательные технологий существует и в учреждениях дополнительного образования детей. Несмотря на особенности образовательного процесса, основанного на традиционных очных формах взаимодействия педагога и обучающегося, были проведены успешные эксперименты по организации и внедрению дистанционного обучения. К сожалению, данная технология обучения не всегда применима ко всем существующим направлениям дополнительного образования (хореография, вокал, театральное мастерство и т.д.) и требует тщательного подбора образовательных программ. Но использование ДОТ позволяет сделать более
доступными образовательные услуги, в частности, территориально удаленным детям из сельской местности, детям с особенностями развития и с ограниченными возможностями здоровья. Во всех этих случаях дистанционное обучение может стать достойной альтернативой очных занятий.
Но не следует рассматривать дистанционные образовательные технологии как универсальные, способные полностью заменить традиционное очное обучение. ДОТ сегодня выгодно дополняют и расширяют традиционные формы организации образовательного процесса. К тому же, образовательные организации часто практикуют совмещение очных и дистанционных занятий. Но дистанционное обучение, как и любой другой процесс, имеет как ряд весомых плюсов, так и минусов.
К плюсам можно отнести:
- независимость от географического местонахождения обучающегося и образовательной организации;
- индивидуальный темп и график обучения;
- круглосуточный доступ к учебным материалам;
- автоматизация учебного процесса;
- сокращение расходов на обучение за счет экономии на транспортных расходах;
- возможность вовлечения в образовательный процесс людей с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- повышение ИКТ-компетенций.
К минусам дистанционного обучения можно отнести:
- несоответствие материально-технической базы, отвечающей всем необходимым требованиям, у обучающихся;
- отсутствие прямого контакта педагога с обучающимся, что может препятствовать личностно-эмоциональной окраске при подаче материала;
- ограничение социализации и коммуникабельности обучающихся, особенно лиц с ОВЗ;
- затруднения в освоении ряда учебных дисциплин и профессий.
Таким образом, сегодня использование дистанционных образовательных технологий позволяет обучающимся любого возраста получить качественное образование с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Появление и распространение этой технологии стало следствием процессов всеобщей компьютеризации и информатизации современного российского общества. Дистанционное обучение явилось достойной альтернативой традиционным формам получения образования, и ее следует рассматривать как часть общей системы образования РФ.
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений.
Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений. Тема: «В гостях у ...
Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования
Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...
Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...