Программа воспитательной работы МКУ ДО "ЦРТД и Ю" им. М.Х. Мокаева ЭМР на 2017-2021 гг.
материал на тему

Будаева Лиза Таукановна

Программа воспитательной работы МКУ ДО «ЦРТД и Ю» им. М.Х. Мокаева ЭМР на 2017-2021 гг. является  основой системных, последовательных, преемственных преобразований совершенствования воспитательного процесса детей и юношества и включает в себя механизмы по реализации государственной политики в сфере воспитания.  

 

Актуальность программы и ее новизна определяются ее направлен­ностью на создание условий для формирования у обучающихся творческих способностей и развития системного мышления, необходимых для успешной социализации в современном обществе, что соответствует приоритетам образовательной политики, Концепция развития дополнительного образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.

Реализация данной программы позволит создать  единое воспитательное пространство, развить индивидуальные способности каждого ребенка с учетом его возможностей, повысить социальную защищенность обучающихся, предупредить рост правонарушений, решить проблемы личностного самоопределения, вовлечь родителей в совместную деятельность, развить активную гражданскую позиции и патриотического сознания обучающихся, как основы личности гражданина России.

Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели воспитания свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры является создание условий для целенаправленного воздействия на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, моральных норм.

Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:
-         стимулированию познавательных процессов;
-         развитию коммуникативных навыков;
-         созданию социокультурной среды общения;
-         развитию творческих способностей личности;
-         поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
-         творческому использованию жизненного опыта детей и их семей.

Для достижения поставленной цели воспитательная деятельность педагогического коллектива Центра развивается как в рамках дополнительных общеобразовательных программ детских объединений, так и в рамках общих воспитательных подпрограмм (далее Программ). Таковыми Программами являются следующие:

·        «Лидер здоровья»,

·        «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД»,

·        «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «ЭДЕЛЬВЕЙС»»

·        «Мы достойная смена твоя, герой!»

·        «Спешите делать добрые дела!»

·        «Досуг»

Деятельность по программе предполагает участие других учреждений и организаций – это школы и дошкольные учреждения     района, Дворцы и Дома культуры, Управление труда и социального развития, детская школа искусств и др.

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, зада­чи и способы их достижения.

Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.

Программа учитывает основные требования к организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Содержание программы носит практический характер, соответству­ет современным достижениям педагогики и психологии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» им. М.Х. МОКАЕВА ЭЛЬБРУССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПРИНЯТА:                                                УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете                                      директор МКУДО «ЦРТД и Ю»

МКУДО «ЦРТД и Ю»                                            Мисирова Ф.М.

 «__» _______ 201   г.                                               Приказ № ____

Протокол №___ от «___» _______ 201  г.            от «__» _______________ 201  г.    

                                                                                                                             

Программа воспитательной работы МКУ ДО «ЦРТД и Ю»

на 2017-2021 гг.

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

2. Концептуальные основы.

3. Воспитательные дела.

4. Содержание воспитательной деятельности.

4.1 Программа «Лидер здоровья»

4.2 Программа «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД»

4.3 Программа «Мы достойная смена твоя, герой!»

4.4 Программа «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «Эдельвейс»

4.5 Программа духовно-нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела!»

4.6. Программа «Досуг»

5. Структура воспитательной работы .

6. Этапы развития воспитательной системы .

7. Модель выпускника.

8. Социальное партнерство.

9. Прогнозируемые результаты.

Литература.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки России, органов управления образования субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех типов и видов.

ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012   ставит перед учреждениями дополнительного образования следующие задачи: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству; укрепление здоровья; профессиональное самопознание; адаптация к жизни в обществе; формирование общей культуры; работа с семьей; организация содержательного досуга.

Главная ценность современного образования – личностный рост человека, его духовное, нравственное самосовершенствование, креативность, ответственность, способность к поступку. Необходимы специальные условия в образовательном процессе, которые бы определяли педагогическую значимость выбора содержания, методов форм работы с детьми. Это становится возможным, если у учреждения есть единая воспитательная система.

Сегодня государство предоставило возможность учреждению дополнительного образования самостоятельно определять спектр предлагаемых образовательных услуг и создавать для себя оптимальный вариант воспитательной системы.

Важнейшее требование к проектированию системы воспитательной и образовательной деятельности – максимально полное соответствие существующему социальному заказу, социально приемлемым запросам детей; одновременно система должна гибко и конструктивно реагировать на изменения культурно-образовательной среды. Это позволяет говорить о социально-открытой характеристике данной педагогической системы, способной к самообновлению и совершенствованию.

Педагогическая воспитательная система как целостный инструмент воздействия на участников образовательного процесса определяет предполагаемый результат деятельности (модель выпускника), включает в себя цели, задачи и ресурсы для реализации Программы воспитания, а также нормативно - правовую базу  (Программа развития учреждения, учебный план, дополнительные образовательные программы, Устав учреждения, локальные акты).

Основная идея организации образовательного процесса в Центре развития творчества детей и юношества – идея целостности, когда воспитание, обучение и развитие человека личностно - ориентированы и осуществляются в единой педагогической системе. На основе этой идеи в учреждении создана воспитательная программа.

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

В отличие от обучения, главная задача которого состоит в том, чтобы дать учащимся определенный объем знаний, вооружить их соответствующими умениями  и навыками, необходимыми для жизни и труда, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, моральных норм. Если обучение определяется такими ключевыми словами, как «сознание – мышление – знание - деятельность», то воспитание оперирует качественно иными: «ценности – отношение - поведение».

В ЦРТД и Ю общепризнанными системообразующими ценностями являются:

  • ценность жизни;
  • человеческое общение и взаимная поддержка;
  • сопереживание, гуманность в человеческих отношениях;
  • признание возможности успеха любого человека, ребенка и взрослого;
  • культура, созидаемая человеком;
  • творчество и сотворчество;
  • созидательный труд;
  • многообразие форм деятельности как одно из условий реализации свободы выбора;
  • связь поколений, преемственность традиций;
  • дополнительное образование как особый тип образовательной среды.

Реализация этих ценностей в практической деятельности является миссией ЦРТД и Ю. Она определяет цели его деятельности и специфику реализуемых дополнительных образовательных и воспитательных программ.

На основании вышеизложенного мы сформулировали следующую цель воспитательной работы  - воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.

При реализации воспитательной системы учреждения усилия педагогического коллектива направлены на решение следующих основных задач:

  • Воспитание учащихся на основе духовных и общечеловеческих ценностей.
  • Воспитание гражданина и патриота совей страны через изучение ее истории, культуры, традиций.
  • Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.
  • Воспитание правосознания.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни.
  • Экологическое воспитание учащихся.
  • Развитие познавательных способностей, интеллекта, мотивации к самообразованию.
  • Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства; предоставление им возможностей участия в деятельности ЦРТД и Ю.
  • Создание условий для творческой самореализации детей.
  • Создание условий для участия семей в воспитательной деятельности ЦРТД и Ю.
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности.
  • Помощь семье в преодоление трудных жизненных ситуаций.

При создании воспитательной системы использованы следующие подходы:

        Личностно-деятельностный, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации ребенка, его самоопределению.

        Личностно-ориентированный. Идея подхода в создании «ситуации успеха» для каждого ребенка в процессе освоения обучающимися социального опыта – знаний, умений, навыков, определенных дополнительными образовательными программами и во внеурочной деятельности.

Чтобы сделать воспитательную работу ЦРТД и Ю более результативной и эффективной, в основу ее организации заложены следующие принципы:

  • принцип гуманности предполагает, что главной целью и ценностью программируемой деятельности является развивающаяся личность ребенка. Мера этого развития – это мера качества труда педагога и эффективности воспитательной системы.
  • принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса: участие в нем самих воспитанников, педагогов и родителей.
  • принцип комплексности предполагает взаимосвязь всех ступеней и форм образования и воспитания детей (семьи, школы, учреждений культуры и спорта и других социальных институтов).
  • принцип развития, который требует учета природных задатков ребенка к организации воспитательной деятельности, дающей ребенку свободу выбора для максимальной реализации его возможностей с ориентацией на гуманизацию и общечеловеческие ценности.
  • принцип коллективности, для реализации которого используются методики коллективного творческого воспитания личности.
  • принцип технологичности вооружает исполнителей необходимыми методиками, формами, системами способов, применяемых в обучении и воспитании, предполагает использование традиционных и новых педагогических технологий, оптимизирующих воспитательный процесс.

Свое воспитательное воздействие мы осуществляем по следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическое;
  • интеллектуальное;
  • эстетическое;
  • экологическое;
  • нравственное;
  • здоровьесберегающее;
  • правовое
  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА:

     Учащиеся включаются в планирование воспитательных дел, так как в момент планирования они проходят хорошую школу плановой организации деятельности.

     Цели и назначение определяют многие виды воспитательных дел:

  • Этические – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. (Например, такие  мероприятия как: «Приятная наука Вежливость» игровое театрализованное представление, «Гость в доме – хозяину радость» викторина о правилах гостеприимства для детей и их родителей, «Как вести себя за столом» беседа, этикет - турнир и др.).
  • Патриотические - выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувства национальной гордости и патриотизма; ответственность за судьбу страны. (Например такие мероприятия как: «Посещение ветеранов  ВОВ», «Солдатское поле» литературно - музыкальная композиция, «Вечер, посвященный военной песни», «Поздравления ветеранов», «Защитникам Родины посвящается» литературно-музыкальная композиция, «Конституция РФ» познавательная игра и др.).
  • Социально ориентированные - производственно-преобразующая деятельность, формирующая жизненную позицию (Например, такие мероприятия как: «Моя профессия» беседа, «Мы будущее общества» ролевая игра, «Куда пойти учиться?» дискуссия и др..
  • Эстетические – формирующие эстетическое  отношение к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению (Например, такие мероприятия как: «Что такое прекрасное?» беседа, «Встреча с красотой, грацией и обаянием» информационно-познавательная беседа для девочек с элементами театрализации, «Эстетика» информационно-познавательная программа с элементами театрализации и др.).
  • Спортивно-оздоровительные – направленные на укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, овладение физкультурно-спортивными знаниями, развитие двигательных качеств (силы, ловкости и др.), формирование гигиенических умений и навыков (Работа по программе «Лидер здоровья», «Клуб – 64»).
  • Экологические – цепь непрекращающихся  природоохранных действий в слиянии с трудовым воспитанием, формирование необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. (Например такие мероприятия как: «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя» КВН, «Давайте будем беречь планету!» (экологическая сказка с элементами театрализации, «Прости, Земля, мы ведь еще растем!» театрализованная экологическая викторина и др.).
  • Трудовые – направленные на воспитание психологической и практической готовности к труду (Например, такие мероприятия как: «Что такое труд?» беседа, работа в группах, «Без труда нет плода» театрализованное представление, «Сад на камне» практикум с элементами театрализации и др.).
  • Познавательные, коррекционные, художественно-творческие и др. (Например, такие мероприятия как:  тематические художественно – творческие выставки и конкурсы; интеллектуальные марафоны; конкурсы, викторины к  календарным праздникам; ежегодный праздник – конкурс «Звезды зажигают»; тематические КВН и др.).

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сфера дополнительного образования самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития ребенка. Демократичность дополнительного образования – отсутствие жесткой регламентации и субординации, возможность в наиболее полной мере осуществить свободу выбора, реализовать природные способности, неформальное общение, возможность адаптировать потребности отдельной личности к социальным потребностям общества – делают его очень привлекательным для ребенка.

Системообразующей деятельностью в ЦРТД и Ю является работа детских объединений, которая осуществляется на основе дополнительных общеобразовательных программ по пяти направленностям:

  • художественная;
  • техническая;
  • туристско-краеведческая;
  • социально-педагогическая;
  • естественнонаучная.

Воспитательная деятельность педагогического коллектива Центра развивается как в рамках дополнительных общеобразовательных программ детских объединений, так и в рамках общих воспитательных подпрограмм (далее Программ). Таковыми Программами являются следующие:

  • «Лидер здоровья»,
  •  «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД»,
  • «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «ЭДЕЛЬВЕЙС»»
  • «Мы достойная смена твоя, герой!»
  •  «Спешите делать добрые дела!»
  •  «Досуг»

Деятельность по программе предполагает участие других учреждений и организаций – это школы и дошкольные учреждения     района, Дворцы и Дома культуры, Управление труда и социального развития, детская школа искусств и др.

  1. Программа «Лидер здоровья»

Программа предполагает разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей, повышению ценности здоровья для каждого человека средствами общественного объединения.

       Различные исследования показали снижение заболеваемости у детей и молодежи, повышение физической работоспособности и интеллектуальных возможностей в результате целенаправленного применения комплекса:

обучение              привитие навыков                  создание условий.

Основные направления деятельности:

  1. Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей.
  2. Профессиональное совершенствование и личностное развитие детей.
  3. Милосердие: привлечение внимания общества к проблемам здоровья, прежде всего детей.
  4. Информирование о негативном влиянии алкоголизма, табакокурения, наркомании.
  5. Информирование о сохранении здорового образа жизни детей путем предотвращения террористических актов.
  6. Усиление контроля за состоянием окружающей среды.
  7. Обновление содержания дополнительного образования.

Цель программы: Формирование у обучающихся мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни.

Задачи:

  • создание системы непрерывного физического воспитания на всех возрастных этапах развития;
  • создание здоровье сберегающей среды;
  • профилактика детских заболеваний;
  • проведение мониторинга здоровья обучающихся, -    осознание здоровья как ценности.

Ожидаемые результаты:

  1. Удовлетворение потребностей семьи. Её укрепление.
  2. Подготовка и издание методических материалов, распространение опыта работы.
  3. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Воспитание ответственного за свое  здоровье поколения и общества в целом.
  5. Повышение общей культуры в направлении сохранения и развития

физического здоровья.

  1. Сформированность потребностей физического самовоспитания.

  1. Программа «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД»

Цель: приобщение детей к народной культуре, воспитание духовно-нравственных качеств на основе изучения народных традиций, ремесел, любви к своей малой Родине.

Задачи: 

1. Воспитание личности активно взаимодействующей с окружающим миром.

2. Воспитание юных граждан многонациональной республики, носителей и продолжателей родной энокультурной традиции.

3. Развитие у воспитанников способности к самоопределению в мировой цивилизации.

4. Сохранение и возрождение этноса.

5. Формирование у воспитанников национального самосознания в духе гражданского и национального патриотизма.

6. Приобщение воспитанников к народным идеалам, к искусству, к народным промыслам.

7. Сохранить социальное здоровье нации, традиционных семейных отношений.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • Создание этнокультурного пространства ЦРТД и Ю, способствующего развитию ребенка.
  • Повышение этнического самосознания воспитанников.
  • Закрепление «регионального содержания» как компонента государственной политики и практики работы системы образования и образовательных учреждений района.
  • Создание гибкой системы обучения и воспитания с учетом специфики региональных условий.
  • Воспитание нравственного человека.

4.3 Программа «Мы достойная смена твоя, герой!»

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, подчеркивается, «что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; уважающих права и свободы личности, законы; обладающих высокой нравственностью; проявляющих национальную и религиозную терпимость»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитание понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у ребенка чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным традициям прошлого.  

Программой предусмотрены  следующие основные направления работы:

– приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

– воспитание у обучающихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;

– формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время;

- вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.

Программой предусмотрен следующий метод воспитания - совокупность способов и приемов однородного педагогического воздействия на обучающихся в целях формирования у них нравственности и патриотизма.

Целью деятельности коллектива Центра, ведущего работу по патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».

Содержание воспитательной работы:

  • изучение детьми правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
  • организация и проведение мероприятий, направленных на умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения детей;
  • развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
  • изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;
  • организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
  • посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
  • создание условий для проявления истинного патриотизма детей, любви к Родине, семье, городу в котором ребенок растет;
  • активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции детей.

Формы работы:

  • конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
  • тематические часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
  • посещение музеев, мемориальных комплексов;
  • викторины по правовой и патриотической направленности;
  • игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематике.

Прогнозируемым результатом реализации программы является духовное здоровье воспитанников, воспитание у них патриотических чувств, обучение пониманию смысла человеческого существования, формирование у воспитанников понимания и осознания исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.

4.4 Программа «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «ЭДЕЛЬВЕЙС»»

В концепции модернизации образования указывается, что в условиях  к постиндустриальному обществу резко повышается значимость сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Экономическая нестабильность провоцирует курение, рост употребления алкоголя и наркотиков среди подростков и молодежи.

    Система профилактической деятельности в настоящее время находится в стадии становления, продолжает оставаться наиболее уязвимым местом.

    Эти обстоятельства определяют актуальность создания и реализации программы.

Практическая значимость

Данная программа способствует:

  • Профилактике асоциальных явлений (наркомании, беспризорности, алкоголизма, табакокурения) среди подростков и молодежи;
  • Созданию условий для раскрытия творческих способностей и самореализации человека, гармонизации его потребностей;
  • Созданию единого воспитательного пространства;
  • Удовлетворению разнообразных дополнительных запросов подростков во внеурочное время;
  • Уменьшению факторов риска, приводящих к правонорушениям, злоупотреблениям ПАВ;
  • Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

Цель программы:  

  • Профилактика асоциальных явлений, социальная поддержка детей - сирот, и детей изгоев;
  • Реализация принципов гуманизации и демократизации и создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации человека, гармонизация его потребностей.

Структура программы:

  • Комплекс социальных, образовательных, психологических и волонтерских мероприятий, направленных на:
  • формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие подростков и молодежи нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенный отказ от приема психоактивных веществ.
  • формирование активной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.  

Ожидаемый результат:

  •  Организую разнообразную по формам  и по содержанию деятельности коллектива при реализации программы, педагогический отряд создает условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств подростков и молодежи проявлялось, активизировалось и развивалось, формировалось негативное отношение к ассоциационным явлениям нашего общества.
  •      При работе с аддитивными,  малообеспеченными, изгоями, инвалидами педагогический коллектив создает условия для того, чтобы каждый ребенок был положительно оценен и принят коллективом (а в последствии – обществом), чтобы чувствовал себя нужным.

4.5. Программа духовно-нравственного воспитания детей

«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!»

Программа нравственно-эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования  «Спешите делать добрые дела!» рассчитана на 5 лет. Участники – дети,  обучающиеся  в различных детских объединениях ЦРТД и Ю. Возраст детей от 5 до 18 лет.

 В рамках данной программы каждый ребенок в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может реализовывать себя как личность.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и развития личности  с ориентацией на общечеловеческие ценности:  Здоровье, Семья, Отечество, Творчество, Культура, Милосердие, Экология.

Задачи:

  • поддерживать  у детей интерес  к различным  видам деятельности  через  привлечение  к занятиям  в   объединениях  Центра;
  • обучать детей способам безопасного поведения и жизнедеятельности;
  • стимулирование детей к  бескорыстному совершению добрых дел, поступков;
  • вызывать у детей желание организовывать, проводить и  участвовать в благотворительных мероприятиях;
  • привлечь детей к изучению  истории своей семьи, Центра, республики;
  • развивать творческое воображение и фантазию детей;
  • сформировать у детей культуру поведения;
  • способствовать становлению чувства гражданственности, патриотизма  у детей;
  • воспитывать доброе и заботливое отношение к природе;
  • привлечь детей к здоровому образу жизни;
  • стимулировать активность детей через поощрение  и награждение;
  • приобщить детей к традициям учреждения;
  • способствовать формированию общения со сверстниками на основе доброго, уважительного отношения;
  • организовать полезный и познавательный досуг в каникулы;
  • сформировать лидерские  качества;
  • способствовать развитию детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
  • стимулировать самостоятельность и инициативность детей;
  • воспитывать ответственность за  порученные дела;
  • привлечь детей в разработку бренда учреждения.

В организации воспитательной деятельности с детьми используются следующие формы: игровая программа; коллективно-творческие дела; благотворительная акция; акция; беседа; праздник; торжественная линейка; презентация; фестиваль; выставка; смотр; встреча; экскурсия; выезд; конкурс; интеллектуальная игра; день здоровья; дизайн-конкурс; фоторепортаж; тематическая неделя; театрализованное представление; выпуск стенгазет и открыток; почта; учеба лидеров; концертно-творческая программа; чаепитие.

Структура программы

I. Реализация направлений  

1.1 «Я и Центр»

1.2 «Я и Добро»

1.3 «Я и Семья»

1.4 «Я и Творчество»

1.5 «Я и Культура»

1.6 «Я и  Отечество»

1.7 «Я и Экология»

1.8 «Я и  Здоровье»

1.9 «Я и Достижения»

II. Организация и проведение мероприятий

  1. Традиционные;
  2. Календарные;
  3. Каникулярные

Условия эффективной реализации программы

  • Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию воспитанников  на становление ребенка как  нравственной  личности.
  • Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения ребенка в Центре.
  • Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного и эстетического развития личности; Разнообразие форм и методов.
  • Поиск новых путей развития личности ребенка.

4.6. Программа «Досуг»

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами,  с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей  не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера -  отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно  всестороннее развитие личности.

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.

В результате деятельности по данной программе  обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии  приводит  к самореализации собственного « Я».

 Для реализации программы необходимы определенные условия:

1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.

3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся ЦРТД и Ю.

Данная  программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными  в этом отношении являются:

- досуговые мероприятия внутри объединений  ЦРТД и Ю (игры-знакомства,  участие в конкурсах, соревнованиях, викторины, беседы, акции и др.);

- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся ЦРТД и Ю и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

- конкурсные, игровые программы для отдельных объединений.

В реализации программы принимают непосредственное участие все обучающиеся Центра.

Цель: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывая ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Задачи:

  1. Содействовать расширению у детей и юношей диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей.
  2. Помочь детям актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы; укрепить самоуважение, уверенность в себе.
  3. Дать возможность как можно большему количеству ребят показать себя с положительной стороны, продемонстрировать свои
    возможности, помочь им завоевать авторитет и самоутвердиться
    на основе положительного в их жизни.
  4. Удовлетворение интересов, потребностей ребят.
  5. Целенаправленное введение в социальную среду и адаптацию к ней личности подрастающего Гражданина своего Отечества.
  6.  Повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений.
  7. Пропаганда интересного, здорового образа жизни детей и юношества.
  8. Сохранение истории родного края, народных традиций, фольклорных сюжетов, народного поэтического творчества и др.
  9. Организация интересного, содержательного досуга.
  10. Обеспечение каждому ребенку возможности проявить свои склонности, удовлетворить свой интерес.

Программа «Досуг» состоит из трех модулей: «Досуг, общение, творчество», «Семья», «Думай о будущем».

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания детей и юношества.
  • Улучшение физического здоровья молодого поколения.
  • Снижение уровня преступности среди молодежи.
  • Повышение уровня воспитанности и общей культуры.
  • Наличие системы традиционных воспитательных мероприятий, связанных с традиционными праздниками.
  • Наличие эстетического вкуса.

  1.  СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1.  ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Чтобы воспитательная система была действенна и успешна, необходимо понять и осознать, что воспитание – это не только формирование знаний, умений и навыков, воспитание – это становление психологически зрелой, социально адаптированной личности (по модели выпускника). Для этого необходимо осуществлять подготовку педагогов, принимать определенные управленческие решения, обеспечить педагогов научно-методическими разработками.

Таким образом, для последовательного решения воспитательных задач нужно создать следующие условия:

  • организационно-управленческие;
  • научно-методические;
  • учебно-методические;
  • нормативно-правовые.

Создание данных условий будет проходить через следующие этапы:

I этап – 2016-2017 уч. г.

Организационно-управленческие

- осмысление теоретических и методологических подходов к изучению темы исследования;

- создание творческой группы и организация режима деятельности

Научно-методические

- анализ документов и практического опыта создания единого воспитательного пространства в условиях учреждения дополнительного образования;

- определение специфики воспитательной деятельности в учреждении;

- определение приоритетов в воспитательной деятельности ЦРТД и Ю;

Учебно-методические

- создание системы обучения педагогов учреждения;

- обобщение и анализ опыта воспитательной работы ЦРТД и Ю.

Нормативно-правовые

- разработка Концепции воспитательной работы учреждения;

- разработка внутренних воспитательных подпрограмм

II этап – 2017-2018 уч. г.

Организационно-управленческие

- создание модели управления воспитательной системы ЦРТД и Ю

Научно-методические

- разработка методологической основы единой воспитательной системы в условиях учреждения дополнительного образования;

- разработка диагностики эффективности функционирования единой воспитательной системы;

- разработка модели выпускника ЦРТД и Ю;

- апробация диагностического материала для исследования эффективности воспитательной системы

Учебно-методические

- обеспечение педагогов научно-методическими разработками.

- внедрение в практику воспитательных технологий

III этап – 2017– 2018, 2018 – 2019, 2019 – 2020, 2020-2021 уч. г.г.

Организационно-управленческие

- создание творческой исследовательской группы с целью разработки измерительных технологий по результативности воспитательной деятельности педагогического коллектива;

- разработка критериальной базы воспитательной деятельности – определение форм и способов поощрения педагогов, достигших высоких воспитательных результатов;

- создание условий для участия семей в воспитательном процессе

Научно-методические

- создание психологической службы ЦРТД и Ю;

- определение форм и способов взаимодействия педагогов дополнительного образования с социумом;

- разработка методических рекомендаций по осуществлению воспитательной деятельности в детских объединениях;

- разработка рекомендаций по созданию органов ученического соуправления в детских объединениях ЦРТД и Ю;

- составление совместных с социумом города воспитательных проектов

Учебно-методические

- реализация воспитательных программ «Лидер здоровья», «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД», «Мы достойная смена твоя, герой!», «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «Эдельвейс», «Спешите делать добрые дела!», «Досуг»;

- организация обучающих методических объединений, тематических педсоветов;

- внедрение в деятельность учреждения новых комплексных программ и проектов;

- включение элементов системной диагностики в воспитательно - образовательный процесс;

- создание видео- и аудиотеки необходимых для реализации воспитательных программ

Нормативно-правовые

- разработка методических рекомендаций по составлению совместных комплексных программ и проектов;

IV этап – 2019 – 2020 уч.г.

Организационно-управленческие

- организация мониторинга по программе

Научно-методические

- определение процедуры измерения и отслеживания результативности воспитательной системы через организационно-управленческие, социально-диагностические, педагогические технологии;

Нормативно-правовые

- составление сборника методических материалов по обобщению и распространению опыта по созданию воспитательной системы

V этап – 2020-2021 уч.г.

Организационно-управленческие

- подготовка к обновлению и перестройке воспитательной системы;

- создание творческой группы и организация режима деятельности

Научно-методические

- переработка  воспитательных программ;

Нормативно-правовые

- составление сборника методических материалов по обобщению и распространению опыта по созданию воспитательной системы

        

  1.  МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1-я ступень (до 7 лет)

        

 2-я ступень (7-14 лет)

3-я ступень (15-18 лет)

8. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Воспитательная система ЦРТД и Ю – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.

Взаимодействие ЦРТД и Ю с различными учреждениями образования, культуры, здравоохранения, общественными организациями, органами местного самоуправления, семьями учащихся  предоставляет дополнительные возможности для развития воспитательной системы ЦРТД и Ю, реализации ее задач и достижения цели.

Взаимодействие ЦРТД и Ю  с социумом:

  • МУ «Управления образования»
  • Образовательные  учреждения Эльбрусского муниципального района
  • КДН, ПДН
  • Комитет по культуре и спорту
  • Отдел по делам молодежи
  • Совет ветеранов войны и тружеников тыла
  • ДОСААФ, Военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». 
  • Женсовет
  • МУ «Управление культуры»
  • Библиотеки
  • Средства массовой информации
  • Коммерческие структуры

9. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе реализации данной программы мы ожидаем получить следующие результаты:

  • Создание  единого воспитательного пространства.
  • Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей.
  • Повышение социальной защищенности учащихся.
  • Предупреждение роста правонарушений.
  • Формирование индивидуализированного здоровье сберегающего обоснованного образа жизни.
  • Повышение правовой  грамотности учащихся.
  • Решение проблемы личностного самоопределения.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность.
  • Развитие активной гражданской позиции и патриотического сознания обучающихся, как основы личности гражданина России.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
  2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
  3. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012.
  4. Авилов, В.И. Игрища, борьба, кулачный бой на Великой Руси. Древние традиции физического воспитания / В.И. Авилов, С.Е. Харахордин. - М.: Профит Стайл, 2012.
  5. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и в школе / М.А. Андрианов. - Мн.: Букмастер, 2012.
  6. Алиева Л.В., Нефедова Н.А. Дополнительное образование в школе – инновационный блок общего образования и социального воспитания детей. – М.: ООО «ДОД», 2007
  7. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) 1/2007, 6/2006
  8. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – С-Петербург: Каро, 2007
  9. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. – М.: «ВАКО», 2006
  10. Иванова Л.И. Забота об окружающей среде – забота о здоровье. – М.: Педагогика, 2003
  11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: 2003
  12. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. – Волгоград: Учитель, 2006
  13. Куминицкая Т.М., Жиренко О.Е. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. – М.: ООО «ВАКО», 2008
  14. Куминицкая Т.М., Жиренко О.Е. Юности честное зеркало: Программы по нравственному воспитанию школьников. – М.: ООО «5 за знания», 2005
  15. Маскин В.В., Меркулова Т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2005
  16. Нечаев М.П. Адаптивная воспитательная система в современной школе. - М.: УЦ «Перспектива», 2008
  17. Нечаев М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе. – М.: ООО «5 за знания», 2007
  18. Нечаев М.П. Экспертное оценивание воспитательной деятельности в аккредитации образовательного учреждения и аттестации управленческих кадров. Воспитание в школе. – М.: УЦ «Перспектива», 2008
  19. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006
  20. Прохорова О.Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении. – С-Петербург, «Каро», 2007
  21. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. – М.: Глобус, 2007
  22. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
  23. Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. – М.: «Перспектива», 2008
  24. Тисленкова И.А. Эстетическое воспитание в средней школе. – Волгоград: «Учитель», 2007
  25. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. – М.: «Перспектива», 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"...