Программа воспитательной работы МКУ ДО "ЦРТД и Ю" им. М.Х. Мокаева ЭМР на 2017-2021 гг.
материал на тему
Программа воспитательной работы МКУ ДО «ЦРТД и Ю» им. М.Х. Мокаева ЭМР на 2017-2021 гг. является основой системных, последовательных, преемственных преобразований совершенствования воспитательного процесса детей и юношества и включает в себя механизмы по реализации государственной политики в сфере воспитания.
Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для формирования у обучающихся творческих способностей и развития системного мышления, необходимых для успешной социализации в современном обществе, что соответствует приоритетам образовательной политики, Концепция развития дополнительного образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.
Реализация данной программы позволит создать единое воспитательное пространство, развить индивидуальные способности каждого ребенка с учетом его возможностей, повысить социальную защищенность обучающихся, предупредить рост правонарушений, решить проблемы личностного самоопределения, вовлечь родителей в совместную деятельность, развить активную гражданскую позиции и патриотического сознания обучающихся, как основы личности гражданина России.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели воспитания свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры является создание условий для целенаправленного воздействия на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, моральных норм.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:
- стимулированию познавательных процессов;
- развитию коммуникативных навыков;
- созданию социокультурной среды общения;
- развитию творческих способностей личности;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта детей и их семей.
Для достижения поставленной цели воспитательная деятельность педагогического коллектива Центра развивается как в рамках дополнительных общеобразовательных программ детских объединений, так и в рамках общих воспитательных подпрограмм (далее Программ). Таковыми Программами являются следующие:
· «Лидер здоровья»,
· «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД»,
· «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «ЭДЕЛЬВЕЙС»»
· «Мы достойная смена твоя, герой!»
· «Спешите делать добрые дела!»
· «Досуг»
Деятельность по программе предполагает участие других учреждений и организаций – это школы и дошкольные учреждения района, Дворцы и Дома культуры, Управление труда и социального развития, детская школа искусств и др.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.
Программа учитывает основные требования к организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» им. М.Х. МОКАЕВА ЭЛЬБРУССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете директор МКУДО «ЦРТД и Ю»
МКУДО «ЦРТД и Ю» Мисирова Ф.М.
«__» _______ 201 г. Приказ № ____
Протокол №___ от «___» _______ 201 г. от «__» _______________ 201 г.
Программа воспитательной работы МКУ ДО «ЦРТД и Ю»
на 2017-2021 гг.
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Концептуальные основы.
3. Воспитательные дела.
4. Содержание воспитательной деятельности.
4.1 Программа «Лидер здоровья»
4.2 Программа «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД»
4.3 Программа «Мы достойная смена твоя, герой!»
4.4 Программа «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «Эдельвейс»
4.5 Программа духовно-нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела!»
4.6. Программа «Досуг»
5. Структура воспитательной работы .
6. Этапы развития воспитательной системы .
7. Модель выпускника.
8. Социальное партнерство.
9. Прогнозируемые результаты.
Литература.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки России, органов управления образования субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех типов и видов.
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 ставит перед учреждениями дополнительного образования следующие задачи: развитие у детей мотивации к познанию и творчеству; укрепление здоровья; профессиональное самопознание; адаптация к жизни в обществе; формирование общей культуры; работа с семьей; организация содержательного досуга.
Главная ценность современного образования – личностный рост человека, его духовное, нравственное самосовершенствование, креативность, ответственность, способность к поступку. Необходимы специальные условия в образовательном процессе, которые бы определяли педагогическую значимость выбора содержания, методов форм работы с детьми. Это становится возможным, если у учреждения есть единая воспитательная система.
Сегодня государство предоставило возможность учреждению дополнительного образования самостоятельно определять спектр предлагаемых образовательных услуг и создавать для себя оптимальный вариант воспитательной системы.
Важнейшее требование к проектированию системы воспитательной и образовательной деятельности – максимально полное соответствие существующему социальному заказу, социально приемлемым запросам детей; одновременно система должна гибко и конструктивно реагировать на изменения культурно-образовательной среды. Это позволяет говорить о социально-открытой характеристике данной педагогической системы, способной к самообновлению и совершенствованию.
Педагогическая воспитательная система как целостный инструмент воздействия на участников образовательного процесса определяет предполагаемый результат деятельности (модель выпускника), включает в себя цели, задачи и ресурсы для реализации Программы воспитания, а также нормативно - правовую базу (Программа развития учреждения, учебный план, дополнительные образовательные программы, Устав учреждения, локальные акты).
Основная идея организации образовательного процесса в Центре развития творчества детей и юношества – идея целостности, когда воспитание, обучение и развитие человека личностно - ориентированы и осуществляются в единой педагогической системе. На основе этой идеи в учреждении создана воспитательная программа.
- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
В отличие от обучения, главная задача которого состоит в том, чтобы дать учащимся определенный объем знаний, вооружить их соответствующими умениями и навыками, необходимыми для жизни и труда, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, моральных норм. Если обучение определяется такими ключевыми словами, как «сознание – мышление – знание - деятельность», то воспитание оперирует качественно иными: «ценности – отношение - поведение».
В ЦРТД и Ю общепризнанными системообразующими ценностями являются:
- ценность жизни;
- человеческое общение и взаимная поддержка;
- сопереживание, гуманность в человеческих отношениях;
- признание возможности успеха любого человека, ребенка и взрослого;
- культура, созидаемая человеком;
- творчество и сотворчество;
- созидательный труд;
- многообразие форм деятельности как одно из условий реализации свободы выбора;
- связь поколений, преемственность традиций;
- дополнительное образование как особый тип образовательной среды.
Реализация этих ценностей в практической деятельности является миссией ЦРТД и Ю. Она определяет цели его деятельности и специфику реализуемых дополнительных образовательных и воспитательных программ.
На основании вышеизложенного мы сформулировали следующую цель воспитательной работы - воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
При реализации воспитательной системы учреждения усилия педагогического коллектива направлены на решение следующих основных задач:
- Воспитание учащихся на основе духовных и общечеловеческих ценностей.
- Воспитание гражданина и патриота совей страны через изучение ее истории, культуры, традиций.
- Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.
- Воспитание правосознания.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Экологическое воспитание учащихся.
- Развитие познавательных способностей, интеллекта, мотивации к самообразованию.
- Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства; предоставление им возможностей участия в деятельности ЦРТД и Ю.
- Создание условий для творческой самореализации детей.
- Создание условий для участия семей в воспитательной деятельности ЦРТД и Ю.
- Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности.
- Помощь семье в преодоление трудных жизненных ситуаций.
При создании воспитательной системы использованы следующие подходы:
Личностно-деятельностный, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации ребенка, его самоопределению.
Личностно-ориентированный. Идея подхода в создании «ситуации успеха» для каждого ребенка в процессе освоения обучающимися социального опыта – знаний, умений, навыков, определенных дополнительными образовательными программами и во внеурочной деятельности.
Чтобы сделать воспитательную работу ЦРТД и Ю более результативной и эффективной, в основу ее организации заложены следующие принципы:
- принцип гуманности предполагает, что главной целью и ценностью программируемой деятельности является развивающаяся личность ребенка. Мера этого развития – это мера качества труда педагога и эффективности воспитательной системы.
- принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса: участие в нем самих воспитанников, педагогов и родителей.
- принцип комплексности предполагает взаимосвязь всех ступеней и форм образования и воспитания детей (семьи, школы, учреждений культуры и спорта и других социальных институтов).
- принцип развития, который требует учета природных задатков ребенка к организации воспитательной деятельности, дающей ребенку свободу выбора для максимальной реализации его возможностей с ориентацией на гуманизацию и общечеловеческие ценности.
- принцип коллективности, для реализации которого используются методики коллективного творческого воспитания личности.
- принцип технологичности вооружает исполнителей необходимыми методиками, формами, системами способов, применяемых в обучении и воспитании, предполагает использование традиционных и новых педагогических технологий, оптимизирующих воспитательный процесс.
Свое воспитательное воздействие мы осуществляем по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое;
- интеллектуальное;
- эстетическое;
- экологическое;
- нравственное;
- здоровьесберегающее;
- правовое
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА:
Учащиеся включаются в планирование воспитательных дел, так как в момент планирования они проходят хорошую школу плановой организации деятельности.
Цели и назначение определяют многие виды воспитательных дел:
- Этические – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. (Например, такие мероприятия как: «Приятная наука Вежливость» игровое театрализованное представление, «Гость в доме – хозяину радость» викторина о правилах гостеприимства для детей и их родителей, «Как вести себя за столом» беседа, этикет - турнир и др.).
- Патриотические - выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувства национальной гордости и патриотизма; ответственность за судьбу страны. (Например такие мероприятия как: «Посещение ветеранов ВОВ», «Солдатское поле» литературно - музыкальная композиция, «Вечер, посвященный военной песни», «Поздравления ветеранов», «Защитникам Родины посвящается» литературно-музыкальная композиция, «Конституция РФ» познавательная игра и др.).
- Социально ориентированные - производственно-преобразующая деятельность, формирующая жизненную позицию (Например, такие мероприятия как: «Моя профессия» беседа, «Мы будущее общества» ролевая игра, «Куда пойти учиться?» дискуссия и др..
- Эстетические – формирующие эстетическое отношение к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению (Например, такие мероприятия как: «Что такое прекрасное?» беседа, «Встреча с красотой, грацией и обаянием» информационно-познавательная беседа для девочек с элементами театрализации, «Эстетика» информационно-познавательная программа с элементами театрализации и др.).
- Спортивно-оздоровительные – направленные на укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, овладение физкультурно-спортивными знаниями, развитие двигательных качеств (силы, ловкости и др.), формирование гигиенических умений и навыков (Работа по программе «Лидер здоровья», «Клуб – 64»).
- Экологические – цепь непрекращающихся природоохранных действий в слиянии с трудовым воспитанием, формирование необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. (Например такие мероприятия как: «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя» КВН, «Давайте будем беречь планету!» (экологическая сказка с элементами театрализации, «Прости, Земля, мы ведь еще растем!» театрализованная экологическая викторина и др.).
- Трудовые – направленные на воспитание психологической и практической готовности к труду (Например, такие мероприятия как: «Что такое труд?» беседа, работа в группах, «Без труда нет плода» театрализованное представление, «Сад на камне» практикум с элементами театрализации и др.).
- Познавательные, коррекционные, художественно-творческие и др. (Например, такие мероприятия как: тематические художественно – творческие выставки и конкурсы; интеллектуальные марафоны; конкурсы, викторины к календарным праздникам; ежегодный праздник – конкурс «Звезды зажигают»; тематические КВН и др.).
- СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сфера дополнительного образования самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития ребенка. Демократичность дополнительного образования – отсутствие жесткой регламентации и субординации, возможность в наиболее полной мере осуществить свободу выбора, реализовать природные способности, неформальное общение, возможность адаптировать потребности отдельной личности к социальным потребностям общества – делают его очень привлекательным для ребенка.
Системообразующей деятельностью в ЦРТД и Ю является работа детских объединений, которая осуществляется на основе дополнительных общеобразовательных программ по пяти направленностям:
- художественная;
- техническая;
- туристско-краеведческая;
- социально-педагогическая;
- естественнонаучная.
Воспитательная деятельность педагогического коллектива Центра развивается как в рамках дополнительных общеобразовательных программ детских объединений, так и в рамках общих воспитательных подпрограмм (далее Программ). Таковыми Программами являются следующие:
- «Лидер здоровья»,
- «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД»,
- «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «ЭДЕЛЬВЕЙС»»
- «Мы достойная смена твоя, герой!»
- «Спешите делать добрые дела!»
- «Досуг»
Деятельность по программе предполагает участие других учреждений и организаций – это школы и дошкольные учреждения района, Дворцы и Дома культуры, Управление труда и социального развития, детская школа искусств и др.
- Программа «Лидер здоровья»
Программа предполагает разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей, повышению ценности здоровья для каждого человека средствами общественного объединения.
Различные исследования показали снижение заболеваемости у детей и молодежи, повышение физической работоспособности и интеллектуальных возможностей в результате целенаправленного применения комплекса:
обучение привитие навыков создание условий.
Основные направления деятельности:
- Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей.
- Профессиональное совершенствование и личностное развитие детей.
- Милосердие: привлечение внимания общества к проблемам здоровья, прежде всего детей.
- Информирование о негативном влиянии алкоголизма, табакокурения, наркомании.
- Информирование о сохранении здорового образа жизни детей путем предотвращения террористических актов.
- Усиление контроля за состоянием окружающей среды.
- Обновление содержания дополнительного образования.
Цель программы: Формирование у обучающихся мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни.
Задачи:
- создание системы непрерывного физического воспитания на всех возрастных этапах развития;
- создание здоровье сберегающей среды;
- профилактика детских заболеваний;
- проведение мониторинга здоровья обучающихся, - осознание здоровья как ценности.
Ожидаемые результаты:
- Удовлетворение потребностей семьи. Её укрепление.
- Подготовка и издание методических материалов, распространение опыта работы.
- Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Воспитание ответственного за свое здоровье поколения и общества в целом.
- Повышение общей культуры в направлении сохранения и развития
физического здоровья.
- Сформированность потребностей физического самовоспитания.
- Программа «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД»
Цель: приобщение детей к народной культуре, воспитание духовно-нравственных качеств на основе изучения народных традиций, ремесел, любви к своей малой Родине.
Задачи:
1. Воспитание личности активно взаимодействующей с окружающим миром.
2. Воспитание юных граждан многонациональной республики, носителей и продолжателей родной энокультурной традиции.
3. Развитие у воспитанников способности к самоопределению в мировой цивилизации.
4. Сохранение и возрождение этноса.
5. Формирование у воспитанников национального самосознания в духе гражданского и национального патриотизма.
6. Приобщение воспитанников к народным идеалам, к искусству, к народным промыслам.
7. Сохранить социальное здоровье нации, традиционных семейных отношений.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- Создание этнокультурного пространства ЦРТД и Ю, способствующего развитию ребенка.
- Повышение этнического самосознания воспитанников.
- Закрепление «регионального содержания» как компонента государственной политики и практики работы системы образования и образовательных учреждений района.
- Создание гибкой системы обучения и воспитания с учетом специфики региональных условий.
- Воспитание нравственного человека.
4.3 Программа «Мы достойная смена твоя, герой!»
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, подчеркивается, «что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; уважающих права и свободы личности, законы; обладающих высокой нравственностью; проявляющих национальную и религиозную терпимость»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитание понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у ребенка чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным традициям прошлого.
Программой предусмотрены следующие основные направления работы:
– приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
– воспитание у обучающихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;
– формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время;
- вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.
Программой предусмотрен следующий метод воспитания - совокупность способов и приемов однородного педагогического воздействия на обучающихся в целях формирования у них нравственности и патриотизма.
Целью деятельности коллектива Центра, ведущего работу по патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
Содержание воспитательной работы:
- изучение детьми правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
- организация и проведение мероприятий, направленных на умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения детей;
- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;
- организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
- создание условий для проявления истинного патриотизма детей, любви к Родине, семье, городу в котором ребенок растет;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции детей.
Формы работы:
- конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
- тематические часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
- посещение музеев, мемориальных комплексов;
- викторины по правовой и патриотической направленности;
- игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематике.
Прогнозируемым результатом реализации программы является духовное здоровье воспитанников, воспитание у них патриотических чувств, обучение пониманию смысла человеческого существования, формирование у воспитанников понимания и осознания исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.
4.4 Программа «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «ЭДЕЛЬВЕЙС»»
В концепции модернизации образования указывается, что в условиях к постиндустриальному обществу резко повышается значимость сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Экономическая нестабильность провоцирует курение, рост употребления алкоголя и наркотиков среди подростков и молодежи.
Система профилактической деятельности в настоящее время находится в стадии становления, продолжает оставаться наиболее уязвимым местом.
Эти обстоятельства определяют актуальность создания и реализации программы.
Практическая значимость
Данная программа способствует:
- Профилактике асоциальных явлений (наркомании, беспризорности, алкоголизма, табакокурения) среди подростков и молодежи;
- Созданию условий для раскрытия творческих способностей и самореализации человека, гармонизации его потребностей;
- Созданию единого воспитательного пространства;
- Удовлетворению разнообразных дополнительных запросов подростков во внеурочное время;
- Уменьшению факторов риска, приводящих к правонорушениям, злоупотреблениям ПАВ;
- Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Цель программы:
- Профилактика асоциальных явлений, социальная поддержка детей - сирот, и детей изгоев;
- Реализация принципов гуманизации и демократизации и создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации человека, гармонизация его потребностей.
Структура программы:
- Комплекс социальных, образовательных, психологических и волонтерских мероприятий, направленных на:
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие подростков и молодежи нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенный отказ от приема психоактивных веществ.
- формирование активной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Ожидаемый результат:
- Организую разнообразную по формам и по содержанию деятельности коллектива при реализации программы, педагогический отряд создает условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств подростков и молодежи проявлялось, активизировалось и развивалось, формировалось негативное отношение к ассоциационным явлениям нашего общества.
- При работе с аддитивными, малообеспеченными, изгоями, инвалидами педагогический коллектив создает условия для того, чтобы каждый ребенок был положительно оценен и принят коллективом (а в последствии – обществом), чтобы чувствовал себя нужным.
4.5. Программа духовно-нравственного воспитания детей
«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!»
Программа нравственно-эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования «Спешите делать добрые дела!» рассчитана на 5 лет. Участники – дети, обучающиеся в различных детских объединениях ЦРТД и Ю. Возраст детей от 5 до 18 лет.
В рамках данной программы каждый ребенок в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может реализовывать себя как личность.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и развития личности с ориентацией на общечеловеческие ценности: Здоровье, Семья, Отечество, Творчество, Культура, Милосердие, Экология.
Задачи:
- поддерживать у детей интерес к различным видам деятельности через привлечение к занятиям в объединениях Центра;
- обучать детей способам безопасного поведения и жизнедеятельности;
- стимулирование детей к бескорыстному совершению добрых дел, поступков;
- вызывать у детей желание организовывать, проводить и участвовать в благотворительных мероприятиях;
- привлечь детей к изучению истории своей семьи, Центра, республики;
- развивать творческое воображение и фантазию детей;
- сформировать у детей культуру поведения;
- способствовать становлению чувства гражданственности, патриотизма у детей;
- воспитывать доброе и заботливое отношение к природе;
- привлечь детей к здоровому образу жизни;
- стимулировать активность детей через поощрение и награждение;
- приобщить детей к традициям учреждения;
- способствовать формированию общения со сверстниками на основе доброго, уважительного отношения;
- организовать полезный и познавательный досуг в каникулы;
- сформировать лидерские качества;
- способствовать развитию детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося;
- стимулировать самостоятельность и инициативность детей;
- воспитывать ответственность за порученные дела;
- привлечь детей в разработку бренда учреждения.
В организации воспитательной деятельности с детьми используются следующие формы: игровая программа; коллективно-творческие дела; благотворительная акция; акция; беседа; праздник; торжественная линейка; презентация; фестиваль; выставка; смотр; встреча; экскурсия; выезд; конкурс; интеллектуальная игра; день здоровья; дизайн-конкурс; фоторепортаж; тематическая неделя; театрализованное представление; выпуск стенгазет и открыток; почта; учеба лидеров; концертно-творческая программа; чаепитие.
Структура программы
I. Реализация направлений
1.1 «Я и Центр»
1.2 «Я и Добро»
1.3 «Я и Семья»
1.4 «Я и Творчество»
1.5 «Я и Культура»
1.6 «Я и Отечество»
1.7 «Я и Экология»
1.8 «Я и Здоровье»
1.9 «Я и Достижения»
II. Организация и проведение мероприятий
- Традиционные;
- Календарные;
- Каникулярные
Условия эффективной реализации программы
- Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию воспитанников на становление ребенка как нравственной личности.
- Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения ребенка в Центре.
- Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного и эстетического развития личности; Разнообразие форм и методов.
- Поиск новых путей развития личности ребенка.
4.6. Программа «Досуг»
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.
В результате деятельности по данной программе обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».
Для реализации программы необходимы определенные условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся ЦРТД и Ю.
Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
- досуговые мероприятия внутри объединений ЦРТД и Ю (игры-знакомства, участие в конкурсах, соревнованиях, викторины, беседы, акции и др.);
- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся ЦРТД и Ю и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
- конкурсные, игровые программы для отдельных объединений.
В реализации программы принимают непосредственное участие все обучающиеся Центра.
Цель: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывая ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи:
- Содействовать расширению у детей и юношей диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей.
- Помочь детям актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы; укрепить самоуважение, уверенность в себе.
- Дать возможность как можно большему количеству ребят показать себя с положительной стороны, продемонстрировать свои
возможности, помочь им завоевать авторитет и самоутвердиться
на основе положительного в их жизни. - Удовлетворение интересов, потребностей ребят.
- Целенаправленное введение в социальную среду и адаптацию к ней личности подрастающего Гражданина своего Отечества.
- Повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений.
- Пропаганда интересного, здорового образа жизни детей и юношества.
- Сохранение истории родного края, народных традиций, фольклорных сюжетов, народного поэтического творчества и др.
- Организация интересного, содержательного досуга.
- Обеспечение каждому ребенку возможности проявить свои склонности, удовлетворить свой интерес.
Программа «Досуг» состоит из трех модулей: «Досуг, общение, творчество», «Семья», «Думай о будущем».
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания детей и юношества.
- Улучшение физического здоровья молодого поколения.
- Снижение уровня преступности среди молодежи.
- Повышение уровня воспитанности и общей культуры.
- Наличие системы традиционных воспитательных мероприятий, связанных с традиционными праздниками.
- Наличие эстетического вкуса.
- СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Чтобы воспитательная система была действенна и успешна, необходимо понять и осознать, что воспитание – это не только формирование знаний, умений и навыков, воспитание – это становление психологически зрелой, социально адаптированной личности (по модели выпускника). Для этого необходимо осуществлять подготовку педагогов, принимать определенные управленческие решения, обеспечить педагогов научно-методическими разработками.
Таким образом, для последовательного решения воспитательных задач нужно создать следующие условия:
- организационно-управленческие;
- научно-методические;
- учебно-методические;
- нормативно-правовые.
Создание данных условий будет проходить через следующие этапы:
I этап – 2016-2017 уч. г. | |
Организационно-управленческие | - осмысление теоретических и методологических подходов к изучению темы исследования; - создание творческой группы и организация режима деятельности |
Научно-методические | - анализ документов и практического опыта создания единого воспитательного пространства в условиях учреждения дополнительного образования; - определение специфики воспитательной деятельности в учреждении; - определение приоритетов в воспитательной деятельности ЦРТД и Ю; |
Учебно-методические | - создание системы обучения педагогов учреждения; - обобщение и анализ опыта воспитательной работы ЦРТД и Ю. |
Нормативно-правовые | - разработка Концепции воспитательной работы учреждения; - разработка внутренних воспитательных подпрограмм |
II этап – 2017-2018 уч. г. | |
Организационно-управленческие | - создание модели управления воспитательной системы ЦРТД и Ю |
Научно-методические | - разработка методологической основы единой воспитательной системы в условиях учреждения дополнительного образования; - разработка диагностики эффективности функционирования единой воспитательной системы; - разработка модели выпускника ЦРТД и Ю; - апробация диагностического материала для исследования эффективности воспитательной системы |
Учебно-методические | - обеспечение педагогов научно-методическими разработками. - внедрение в практику воспитательных технологий |
III этап – 2017– 2018, 2018 – 2019, 2019 – 2020, 2020-2021 уч. г.г. | |
Организационно-управленческие | - создание творческой исследовательской группы с целью разработки измерительных технологий по результативности воспитательной деятельности педагогического коллектива; - разработка критериальной базы воспитательной деятельности – определение форм и способов поощрения педагогов, достигших высоких воспитательных результатов; - создание условий для участия семей в воспитательном процессе |
Научно-методические | - создание психологической службы ЦРТД и Ю; - определение форм и способов взаимодействия педагогов дополнительного образования с социумом; - разработка методических рекомендаций по осуществлению воспитательной деятельности в детских объединениях; - разработка рекомендаций по созданию органов ученического соуправления в детских объединениях ЦРТД и Ю; - составление совместных с социумом города воспитательных проектов |
Учебно-методические | - реализация воспитательных программ «Лидер здоровья», «Этнокультурное пространство, как среда воспитания ребенка в УДОД», «Мы достойная смена твоя, герой!», «Социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей «Эдельвейс», «Спешите делать добрые дела!», «Досуг»; - организация обучающих методических объединений, тематических педсоветов; - внедрение в деятельность учреждения новых комплексных программ и проектов; - включение элементов системной диагностики в воспитательно - образовательный процесс; - создание видео- и аудиотеки необходимых для реализации воспитательных программ |
Нормативно-правовые | - разработка методических рекомендаций по составлению совместных комплексных программ и проектов; |
IV этап – 2019 – 2020 уч.г. | |
Организационно-управленческие | - организация мониторинга по программе |
Научно-методические | - определение процедуры измерения и отслеживания результативности воспитательной системы через организационно-управленческие, социально-диагностические, педагогические технологии; |
Нормативно-правовые | - составление сборника методических материалов по обобщению и распространению опыта по созданию воспитательной системы |
V этап – 2020-2021 уч.г. | |
Организационно-управленческие | - подготовка к обновлению и перестройке воспитательной системы; - создание творческой группы и организация режима деятельности |
Научно-методические | - переработка воспитательных программ; |
Нормативно-правовые | - составление сборника методических материалов по обобщению и распространению опыта по созданию воспитательной системы |
- МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
1-я ступень (до 7 лет)
2-я ступень (7-14 лет)
3-я ступень (15-18 лет)
8. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Воспитательная система ЦРТД и Ю – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.
Взаимодействие ЦРТД и Ю с различными учреждениями образования, культуры, здравоохранения, общественными организациями, органами местного самоуправления, семьями учащихся предоставляет дополнительные возможности для развития воспитательной системы ЦРТД и Ю, реализации ее задач и достижения цели.
Взаимодействие ЦРТД и Ю с социумом:
- МУ «Управления образования»
- Образовательные учреждения Эльбрусского муниципального района
- КДН, ПДН
- Комитет по культуре и спорту
- Отдел по делам молодежи
- Совет ветеранов войны и тружеников тыла
- ДОСААФ, Военно-патриотическое общественное движение «Юнармия».
- Женсовет
- МУ «Управление культуры»
- Библиотеки
- Средства массовой информации
- Коммерческие структуры
9. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации данной программы мы ожидаем получить следующие результаты:
- Создание единого воспитательного пространства.
- Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей.
- Повышение социальной защищенности учащихся.
- Предупреждение роста правонарушений.
- Формирование индивидуализированного здоровье сберегающего обоснованного образа жизни.
- Повышение правовой грамотности учащихся.
- Решение проблемы личностного самоопределения.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность.
- Развитие активной гражданской позиции и патриотического сознания обучающихся, как основы личности гражданина России.
ЛИТЕРАТУРА
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
- Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
- Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012.
- Авилов, В.И. Игрища, борьба, кулачный бой на Великой Руси. Древние традиции физического воспитания / В.И. Авилов, С.Е. Харахордин. - М.: Профит Стайл, 2012.
- Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и в школе / М.А. Андрианов. - Мн.: Букмастер, 2012.
- Алиева Л.В., Нефедова Н.А. Дополнительное образование в школе – инновационный блок общего образования и социального воспитания детей. – М.: ООО «ДОД», 2007
- Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) 1/2007, 6/2006
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – С-Петербург: Каро, 2007
- Дереклеева Н.И. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. – М.: «ВАКО», 2006
- Иванова Л.И. Забота об окружающей среде – забота о здоровье. – М.: Педагогика, 2003
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: 2003
- Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. – Волгоград: Учитель, 2006
- Куминицкая Т.М., Жиренко О.Е. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. – М.: ООО «ВАКО», 2008
- Куминицкая Т.М., Жиренко О.Е. Юности честное зеркало: Программы по нравственному воспитанию школьников. – М.: ООО «5 за знания», 2005
- Маскин В.В., Меркулова Т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2005
- Нечаев М.П. Адаптивная воспитательная система в современной школе. - М.: УЦ «Перспектива», 2008
- Нечаев М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе. – М.: ООО «5 за знания», 2007
- Нечаев М.П. Экспертное оценивание воспитательной деятельности в аккредитации образовательного учреждения и аттестации управленческих кадров. Воспитание в школе. – М.: УЦ «Перспектива», 2008
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006
- Прохорова О.Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении. – С-Петербург, «Каро», 2007
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. – М.: Глобус, 2007
- Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
- Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. – М.: «Перспектива», 2008
- Тисленкова И.А. Эстетическое воспитание в средней школе. – Волгоград: «Учитель», 2007
- Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. – М.: «Перспектива», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"...