Программа наставнической работы
статья на тему

Биктимерова Фанзиля Фагимовна

Программа ориентирована для работы руководителя по наставничеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по наставничеству39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Наставник.Наставничество…

Легко правильно следовать за тем,

кто правильно идет впереди (Я. А. Коменский)

Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А.С.Макаренко

     Существенную роль в обеспечении качественного обучения играет наставник, который вместе с трудовым коллективом вводит молодого учителя  в профессию, консультирует, оказывает ему поддержку и даёт оценку.

      Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего образования требуют и нового подхода к профессиональной компетентности педагогических работников во внедрении ФГОС НОО и инклюзивного образования. В законе «Об образовании» уделяется  огромное внимание на инклюзивное обучение, с 1 сентября 2016 года оно вошло во все школы Республики. Понимая это, я прошла переподготовку на базе кафедры дефектологии  и клинической психологии Института психологии и образования КФУ. Тем самым получила право на ведение нового вида профессиональной деятельности в сфере «Образование и педагогика» по направлению «Специальное ( дефектологическое) образование». Методической службой отдела образования и администрацией школы , где я работаю , передо мною была поставлена задача по обучению коллег – учителей начальных классов по данному направлению. Я стала наставником для многих учителей начальных классов района. Мною составлен план работы по развитию наставничества.

      Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования креативных здоровых детей и детей с ОВЗ.

     Приоритетным направлением деятельности методической службы  является создание условий для развития личности педагога, самореализации его возможностей, повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете, совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития учащихся.

     Обновление образования сегодня требует от педагогов знания инновационных изменений в системе современного образования, знание отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения, понимание сущности педагогической технологии, знания интерактивных форм и методов обучения, владение технологии диагностирования, умение анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также эффективность применяемых технологий, вопросы формирования информационной культуры личности, т.е. компьютерной грамотности и т.д. Современный педагог так же должен участвовать в составлении АООП для детей с ОВЗ и знать медико – биологические основы дефектологии. Но все таки задачи школы не выявление отклонения, а реализация потребностей ребенка с ОВЗ.

     Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние.
  • опасения педагогов даже старшего поколения к внедрению ИО
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями здоровых детей и детей с ОВЗ.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. 

Параметры

Программа  должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры

Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств  профессионала  и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности

Цели наставничества Целью педагогического наставничества в школе является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении в соответствии со всеми требованиями современного образования

Задачами педагогического наставничества:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в школе, не допуская профессионального «выгорания»
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • формировать у начинающих учителей потребность в непрерывном самообразовании;
  • способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания и  учащихся с ОВЗ;
  • ознакомить с нормативно-правовой документацией при составлении
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающих учителей;
  • выявить ведущие потребности начинающих специалистов в учебном процессе и  выбрать соответствующую форму организации методической работы

Планируемые результаты:

  1. Привитие молодым специалистам (коллегам) интереса к педагогической деятельности (инклюзивному образованию) и закрепление учителей в школе
  2. формировать у начинающих учителей потребность в непрерывном самообразовании
  3. способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающих учителей

Используемые формы и методы:

 1. анализ посещенных уроков, с последующим самоанализом;

2. анкетирование, микроисследование;

3.обучающие семинары - практикумы;

4. теоретические выступления;

5. встречи с психологом, опытными учителями;

 6. открытые уроки;

7. собеседование

 Основные идеи:

  • используя возможности организации методической работы в школе создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов
  • используя возможности методического совета создать условия для формирования у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
  • самосовершенствованию и работе над собой.

                     

Обязанности наставника:

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений с требованиям к коррекционно – развивающей среде;

- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;

2. Планирование и анализ деятельности;

3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;

4. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы со здоровыми детьми и детьми с ОВЗ;

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во вне учебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.);

7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей по формированию УУД;

8. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности;

9. Посещением уроков учителей – стажеров;

Этапы

Этап 1. Адаптация молодого специалиста

Сроки: 2016 учебный год. ( сентябрь- декабрь)

Цель этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью ОУ и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс.

Мероприятия по адаптации проводится в первые шесть месяцев работы молодого специалиста.

Работа с молодым специалистом на этапе адаптации строится по направлению:

  • Введение в должность.

Введение в должность – мероприятия, направленные на знакомство молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе.

Основными функциями учителя-наставника являются:

Планирование производственной деятельности молодого специалиста;

Консультирование молодого специалиста по составления рабочих программ ( по ситуации участвовать в составлении адаптированных образовательных программ или коррекционной части программы)

Оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем.

Учитель-наставник  совместно с молодым специалистом не позднее 1 недели со дня начала кураторства составляет индивидуальный план адаптации  молодого специалиста (на 5 месяцев).

По результатам выполнения молодым специалистом индивидуального плана учитель-наставник совместно с молодым специалистом не позднее, чем за 2 недели до окончания 1-го этапа составляет проект индивидуального плана профессионального развития  до конца первого года работы молодого специалиста (на 3 месяцев).

Оценка адаптации молодого специалиста проводится не позднее, чем за 1 неделю до окончания этапа адаптации.

Организация работ по оценке адаптации молодого специалиста осуществляется  зам. директора по методической работе.

На процедуру оценки предоставляются следующие документы:

Анкета, заполненная молодым специалистом ;

Отзыв куратора о результатах адаптации молодого специалиста ;

Индивидуальный план адаптации молодого специалиста;

Проект индивидуального плана профессионального развития молодого специалиста.

Зам. директора по методической работе совместно с учителем-наставником рассматривают представленные документы и делают выводы о результатах адаптации молодого специалиста и при необходимости корректируют проект индивидуального плана профессионального развития.

Результаты оценки адаптации молодого специалиста оформляются в виде заключения об адаптации молодого специалиста .

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки могут быть приглашены молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по методической работе, в ходе которого:

Сообщает молодому специалисту результаты оценки;

Обсуждает и согласовывает способы улучшения работы молодого специалиста;

Согласовывает и вносит изменения в индивидуальный план профессионального развития молодого специалиста;

При необходимости вносит изменения в процесс кураторства.

Знакомит с заключением об адаптации.

Все материалы, представленные на оценку, и ее результаты в течение двух рабочих дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста

Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста

Сроки: 2017 учебный год( январь-май)

Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.

Мероприятия по развитию молодого специалиста проводятся в течение 6 месяцев.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития  и может включать следующие формы:

  • Самообучение;
  • Кураторство;
  • Участие в конкурсах молодежных разработок;
  • Участие в мероприятиях, организованных ОУ по внедрению ИО (создание коррекционно – развивающей среды)

Оценка профессионального развития молодого специалиста проводится не позднее, чем за одну неделю до окончания данного этапа.

Организация работ по оценке профессионального развития молодого специалиста осуществляется  зам. директора по методической работе.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

Отзыв учителя-наставника о результатах профессионального развития молодого специалиста ;

Индивидуальный план профессионального развития молодого специалиста (с отметками о выполнении и перечнем выполненных  мероприятий, не предусмотренных планом)

Проект индивидуального плана развития потенциала молодого специалиста.

Результаты оценки оформляются  в виде заключения о профессиональном развитии молодого специалиста .

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по методической работе, в ходе которого:

Сообщает молодому специалисту результаты оценки;

Обсуждает и согласовывает способы улучшения работы молодого специалиста.

Знакомит с заключением о профессиональном развитии.

Все материалы, представленные на оценку, и ее результаты в течение двух рабочих дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста.

Этап 3. Развитие потенциала молодого специалиста

Сроки: 2017-2018 учебный год.

Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.

Мероприятия по развитию молодого специалиста проводятся на протяжении второго и третьего года работы в ОУ.

Учитель-наставник совместно с молодым специалистом составляет индивидуальный план развития потенциала В процессе работы индивидуальный план молодого специалиста может быть откорректирован по инициативе учителя-наставника или самого специалиста с прибытие в класс ребенка с дефектами в здоровье.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом  и может включать следующие формы:

  • Обучение;
  • Самообучение;
  • Участие в конкурсах молодежных разработок;
  • Участие в мероприятиях, организованных ОУ.

Оценка развития потенциала молодого специалиста проводится в последний месяц данного этапа.

Организация работ по оценке развития потенциала молодого специалиста осуществляется  зам. директора по методической работе.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

Индивидуальный план развития потенциала молодого специалиста (с отметкой о выполнении);

Результаты оценки оформляются  в виде заключения о развитии потенциала молодого специалиста .

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по методической работе, в ходе которого:

Сообщает молодому специалисту результаты оценки;

Обсуждает возможные перспективы развития специалиста.

Знакомит с заключением о развитии потенциала.

Все материалы, представленные на оценку и ее результаты в течение трех дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста

Мероприятия

по планированию, организации и содержанию деятельности

Содержание мероприятий

Формы и методы

Срок испол-нения

Конт-роль

Работа по предмету

Воспитательная работа

Работа с нормативной документацией

1.Изучение ФГОС НОО, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования.

2. Оказание помощи в разработке поурочных планов. По ситуации  участие разработке индивидуальной образовательной программе.

3. Практикум « Проектирование современного урока в начальной школе» .

4.Взаимопосещение уроков с последующим анализом.

5.Создание сайта.

1.Изучение плана  

воспитательной работы школы,    составление плана воспитательной работы класса.

2. Консультации по вопросу возрастных особенностей младших школьников и особенностей психического развития отдельной категории детей.

 

 

1.Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2016-2017 уч. год, документы строгой отчетности),  

2. Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)»

3. Оказание помощи в оформлении документов на подтверждение соответствия занимаемой должности. 

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Сентябрь-

октябрь

Контроль ведения журнала, личных дел учащихся, учебного плана, контроль качества составления тематического и поурочных планов.

1.Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях (анкетирование). Определения отношения к ИО.

2.Посещение уроков, оказание методической помощи.

3.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

4.Практикум «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока».

5.Практическое занятие: « Критерии оценивания на уроке ».

1.Практическое занятие: «Организация работы с родителями. Тематика родительских собраний. Беседа с родителями».

2. Совместная разработка программы внеурочной деятельности, календарного планирования. Совместная разработка планов-конспектов   занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия.

1.Изучение документации об организации внеурочной деятельности.

Анкетирование и интерпретация результатов.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Ноябрь

- декабрь

Контроль   качества составления поурочных планов

1.Занятие: «Современный урок и его организация в условиях ИО. Использование современных педагогических технологий».

2.Занятие: «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности».

3.Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Подготовка к открытому уроку на школьном уровне и внеклассному мероприятию (по плану Недели начальных классов)

1.Занятие: «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия по принятию детьми одноклассника с особыми нуждами»

1.Практикум:  «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти»

2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Декабрь

Контроль   качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий.

1.Беседа:  «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности»

2.Практикум «Проектная деятельность»

1.Тренинг: «Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций»

1.Составление аналитических

справок.  

Наставничество, посещение открытых занятий внеурочной деятельности..

Январь

Проверка выполнения программы. Посещение уроков, кл. часа. Контроль ведения школьной документации.

1.Занятие «Методы активизации УУД учащихся»

2. Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися»

3. Оказание помощи в подготовке к участию в профессиональных конкурсах.

1.Индивидуальные беседы с родителями

1. Изучение документов по ФГОС.

Наставничество, самообразование

Февраль

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

Участие в профессиональном конкурсе.

1.Оказание помощи в подготовке и проведении открытого урока.

2. Анализ портфолио наставника. Ознакомление с требованиями  и вариантами оформления профессионального портфолио.

3. Практикум: «Проектная деятельность обучающихся»

1. Занятие «Содержание, формы и методы работы  педагога с родителями».

1.Изучение нормативных документов школы   по ведению профессионального портфолио.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Март

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

Контроль ведения портфолио

1.Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя.

2.Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы

3.Анкетирование: Профессиональные затруднения.  

Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым   специалистом.

4.Посещение уроков молодого специалиста с целью   оказания методической помощи.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

апрель

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

 

1.Подведение итогов работы за год.

2.Подготовка характеристики молодого специалиста.

1.Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год.  

 1. Отчет о результатах наставнической работы.

Наставничество

Май

Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы)

1.Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий для детей сОВЗ

2. Совместная разработка планов-конспектов уроков по теме, занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия

3.Изучение методической литературы по образовательным предметам.

4.Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ

5.Участие молодого специалиста в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

6.Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания

7.Консультации по частным вопросам методики преподавания и проведения внеклассных мероприятий

 

Постоянно

Ожидаемые результаты:

1.Сформирована потребность в непрерывном образовании

2. Привит интерес к педагогической деятельности

3. Признание учителем инклюзивного образования

3. Учитель закреплен в школе

4. Повышение качества образования

Список литературы:

  1. Алехина С. В.; Кутепова Е. Н. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»). - М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 147 с.
  2. Гращенкова Е.Л., Алексеева М.Н., Воробьева Д.А., Рожкова О.Д. Аналитический отчет по результатам мониторинга  потребностей детей с ОВЗ в инклюзивном образовании.- Москва. 2011 – 48 с.
  3. Закон  Российской Федерации «Об образовании»2015 года № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.
  4. Кузнецов В. М.«Модель тьюторского сопровождения в ведении ФГОС» Челябинск ООО «Пронто», 2011 с.120-124
  5. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных  учреждениях. Методические рекомендации Серия «Инклюзивное образование» М.: МГППУ, 2012. — 92 с
  6. Статья « О наставничестве в школе» сайт https://infourok.ru
  7. Ратнер Ф. Л.,  Юсупов А. Ю. . Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей -М..:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006 с.10 - 12
  8. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] – Казань.: Издво КФУ, 2014. – с.29-30
  9. Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ МО и Н РФ от 19 декабря 2014 года № 1598.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности наставнической работы с молодым специалистом

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.Задачи: оказывать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организаци...

План наставнической работы руководителя ШМО учителей английского языка по оказанию помощи молодому специалисту в профессиональном становлении

Данный материал может быть полезен учителям-наставникам молодых специалистов. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобили...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

План профессионального развития и наставнической работы для школ с татарским языком обучения по ОБЖ

МБОУ "Тураевская СОШ" Менделеевского района РТЗиннатуллина Р.Х., учитель ОБЖ  Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель со...

Наставническая работа с одаренными детьми

Наставничество – это кропотливая, каждодневная работа, которая при умелом сотрудничестве приносит результаты.Наставничество определяется как технология передачи опыта, формирование н...

Персонализированная программа наставнической деятельности педагогических работников

Программа наставничества «Педагог-педагогу» отражает комплекс мероприятий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемы...