Персонализированная программа наставнической деятельности педагогических работников
методическая разработка
Программа наставничества «Педагог-педагогу» отражает комплекс мероприятий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Программа реализует формирование и развитие профессиональных умений и навыков наставляемого, способствующих качественному и ответственному выполнению возложенных должностных обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Туртасская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного циклаПротокол № __1_ от __.08. 2022 г. | «Согласовано» __.08. 2022г. Зам.директора по УВР __________ /Л.А.Рябцева/
|
Принято на педагогическом совете Протокол №1 от __.08.22 «Утверждаю» Приказом № __/ ОД от «__ » августа 2022 г. Директор школы _______________/ Л.Д.Маслюкова/ |
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Составитель: Филатова Т.С.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая персонализированная программа наставничества педагогических работников в образовательной организации МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского муниципального района определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления персонализированного наставничества (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества с учетом Положения о системе наставничества педагогических работников МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского муниципального района, Уставом МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского муниципального района.
Актуальность программы
Программа наставничества МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского муниципального района создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.
Актуальность программы наставничества обусловлена адаптацией вновь принятого работника. Персонализированная программа наставнической деятельности предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи молодому или прибывшему учителю в процессе его профессионального становления.
Молодые специалисты в начале профессионального развития, а также учителя, попавшие на новое место работы, нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родительским и ученическим сообществом. Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск смены молодым специалистом сферы деятельности.
Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи наставничества:
- Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации учителя к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных дефицитов, возникающих при выполнении должностных обязанностей по специализации;
- Формирование потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности с целью совершенствования результативности учебно-воспитательного процесса;
- Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей наставляемого лица;
- Ориентирование на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
- Ускорение процесса профессионального становления учителя.
- Повышению мотивации наставляемого лица к дальнейшему профессиональному развитию.
- Помощь в совершенствовании методики построения и организации результативного учебного процесса;
- Развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Программа отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Основные виды деятельности:
- Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
- Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
- Планирование и анализ педагогической деятельности
- Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
- Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время.
- Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе МО учителей школы.
- Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями
- Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.
Нормативная база
Нормативной базой разработки программы являются документы:
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 26.07.2019 № 232-ФЗ.
- Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ 04.02.2010;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.»;
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- локальные акты образовательной организации: положение о наставничестве
Форма наставничества
Форма наставничества: учитель – учитель
Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 5 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым:
Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:
- Планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);
- Консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;
- Оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;
- Посещение занятий, анализ, методическая помощь в построении урока.
- Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся (олимпиады, конкурсы, предметные недели, и др.).
- Привлечение молодого специалиста к участию в работе педагогических сообществ.
- Помощь в организации участия в профессиональных конкурсах для молодых специалистов.
- Организация мониторинга эффективности деятельности молодого специалиста.
Деятельность наставника
1-й год – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации
2-й год – основной (тренировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й год – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
Срок реализации программы: 3 года.
Виды наставничества:
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них.
Реверсивное наставничество – молодой специалист становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Традиционная форма наставничества (один на один) – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодым учителем:
- индивидуальное консультирование;
- активные методы (практические занятия, взаимопосещение уроков, индивидуальные консультации и др.).
Ожидаемые результаты для участников программы
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
- адаптация начинающих педагогов в учреждении и закрепление молодых специалистов в школе;
- сформированность практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.
Среди оцениваемых результатов
∙ повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
∙ процент специалистов, уверенных в желании продолжать свою работу в качестве учителя на данном месте работы;
∙ качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;
∙ сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
∙ рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в
МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского муниципального района
№ п/п | Наименование этапа | Содержание деятельности и примерный план мероприятий | Сроки | Ответсвенные | Результат |
1. | Подготовка условий для реализации системы наставничества | Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации: - приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации» - приказ о закреплении наставнических пар/групп | март-апрель сентябрь | Зам директора по УВР | Положение, утв. приказом от «___» _____№ Приказ о профессиональных объединениях педагогов ОО на учебный год |
2. | Формирование банка наставляемых и наставников | 1. Сбор информации о профессиональных запросах педагогов. 2. Формирование банка данных наставляемых и наставников | май- август | Зам директора по УВР | Собеседование, банк данных |
3. | Отбор и обучение | 1. Анализ банка наставников и выбор подходящих персонализированных мероприятий наставничества для педагога/группы педагогов. 2. Обучение наставников для работы с наставляемыми | сентябрь в течение года | Зам директора по УВР | План мероприятий г.Тобольск ЦНППМПР, г.Тюмень ТОГИРРО |
4. | Организация и осуществление работы наставнических пар/групп | 1. Формирование наставнических пар/групп. 2. Разработка Плана работы с молодыми и начинающими педагогами в системе наставничества
3. Организация психолого-педагогической поддержки и сопровождения наставляемых | сентябрь сентябрь в течение года | Зам директора по УВР | Приказ о профессиональных объединениях педагогов ОО на учебный год План работы Анкетирование, тренинги, консультации |
5. | Завершение работы по системе наставничества | 1. Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества. 2. Проведение мониторинга качества работы по реализации Положения | апрель июнь | Зам директора по УВР | Круглый стол Анализ работы с молодыми и начинающими педагогами |
6. | Информационная поддержка системы наставничества | Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется на всех этапах через информационные стенды, сайт образовательной организации и социальные сети. | в течение года | Зам директора по УВР | https://turtas-sch.ru/ |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
критерии | показатели | оценка | ||
В полной мере 2б | Частично 1б | Не проявился 0б | ||
Достижение целей программы наставничества | Соответствие наставнической деятельности цели и задачам, по которым она осуществляется | |||
Соответствие организации наставнической деятельности принципам, заложенным в программе | ||||
Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям | ||||
Наличие комфортного психологического климата | ||||
Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия | ||||
Мнение всех участников системы | Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности | |||
Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности | ||||
Достижение сотрудниками требуемой результативности | Активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью | |||
Степень применения наставляемым полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональных ситуациях, активная гражданская позиция |
15-18 баллов - оптимальный уровень
9-14 баллов -допустимый уровень
0-8 баллов недопустимый уровень.
Приложение 1
ОТЧЁТНАЯ ФОРМА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
1. Самообразование
1.1. Курсы повышения квалификации
1.2. Участие в семинарах, конференциях (тема, когда и где)
1.3. Взаимопосещение уроков (сколько уроков посетил)
1.4. Методические разработки, публикации.
2. Повышения методических компетенций
2.1. Открытые уроки (тема, дата, класс).
2.2. Выступление на заседаниях ШМО, педагогических советах (тема, дата)
2.3. Участие в конкурсах, семинарах, конференциях (достижение)
3. Учебная работа
3.1. Успеваемость и качество знаний по классам (в сравнительном разрезе по триместрам и за год)
3.2. Работа с одаренными детьми (участие в конкурсах, указать достижения)
3.3. Работа со слабоуспевающими детьми
Приложение 2
План профессионального роста
Направления работы | Сроки достижения | Мероприятия | Цель |
Введение в педагогическую деятельность | В течение года | Ознакомление с содержанием ФГОС (консультации, семинар- практикум, педсовет, МО, вебинары); Организация и проведение самооценки (самоанализа) профессионального уровня в соответствии с требованиями проф. стандарта. Консультации у руководителя ШМО, встречи с наставником. | Изучить, освоить информационное сопровождение при реализации введения ФГОС. |
Совершенствование методологического мастерства | Ежемесячно | Посещение семинаров, открытых занятий. Участие в методических днях и неделях. Совместная разработка технологической карты урока с наставником. Осмысление методологических аспектов проведения и результатов комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА. Организация и участие в различных мероприятиях. Участие в проведении проверки работ: участников ВПР, школьного этапа ВсОШ. | Повышение профессионального мастерства. |
Изучение методической литературы | Ежемесячно | Каталог педагогических идей. Полезные ссылки. Диссеминация педагогического опыта. | Анализ научных статей. Составление копилки педагогических идей. |
Повышение уровня квалификации (курсы, семинары, вебинары) | Ежемесячно | Участие в курсах повышения квалификации. Заседание клуба «Школа молодого педагога» | Повышение профессионального мастерства. |
Участие в профессиональных конкурсах | В течение года | Районный конкурс педагогического мастерства «Учитель года», номинация «Зажги свою звезду», «Педагогические чтения». | Распространение педагогического опыта. |
Повышение качества образования | Ежемесячно | Контроль за процессом формирования предметных и метапредметных результатов учащихся. Своевременно учитывать недочеты в работе и устранять пробелы в знаниях учащихся. Формирование учебного портфолио. Более тесно контактировать с родителями (законными представителями). | Совершенствование условий для современного образования и воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей |
Публикации | В течение года | Публикации на образовательных сайтах, учительских журналах и т.д. | Распространение педагогического опыта. |
Приложение 3
Индивидуальный план развития модели
НАСТАВНИК – МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ
Направления работы | Тематика мероприятий | Формы работы |
1. Разработка индивидуальной программы работы педагога | - Знакомство с документацией - Основные проблемы молодого педагога, пути их решения - Помощь в подготовке уроков | Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (сентябрь), (октябрь) Практическое занятие (октябрь) |
2. Взаимопосещение уроков | - Основные требования к современному уроку - Факторы, которые влияют на качество преподавания - Конспект и технологическая карта урока - Слагаемые успешности урока - Самоанализ урока - Типы и формы уроков - Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке | Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5 раз в четверть) |
3. Воспитательная работа | - Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха | Индивидуальная беседа; Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть) |
4. Проектная и исследовательская деятельность | - Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности - Исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся
| Индивидуальная беседа Методическая помощь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинговой деятельности педагогических работников
Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного образования.Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамик...

1. Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника. 1.1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
1.1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией ГОДЫКОЛИЧЕСТВО ГРУППКОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ«5»«4»«...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения «Вязание»
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения «Вязание»...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения...
Удостоверение о повышении квалификации программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», в объеме 17 часов
Удостоверение о повышении квалификации программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», в объеме 17 часов...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся 5-7 лет
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся 5-7 лет...

Единый урок.Повышение квалификации по программе "Организация деятельности педагогических работников по классному руководству" 13.08.2020
Единый урок.Повышение квалификации по программе "Организация деятельности педагогических работников по классному руководству" 13.08.2020...