Статья "Самостоятельная работа как средство развития у обучающихся познавательных УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"
статья

Людмила Михайловна Ефремова

Практика многолетней работы учителем математики показывает, что классы состоят из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению,  разными интересами и состоянием здоровья. В этих условиях учитель вынужден вести обучение, ориентируясь на «среднего» ученика, что неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» ученики обречены на постоянное отставание,  и тоже теряют интерес к учению, требующий от них слишком большого умственного напряжения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа  как средство развития у обучающихся познавательных УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО.

 Практика многолетней работы учителем математики показывает, что классы состоят из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению,  разными интересами и состоянием здоровья. В этих условиях учитель вынужден вести обучение, ориентируясь на «среднего» ученика, что неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» ученики обречены на постоянное отставание,  и тоже теряют интерес к учению, требующий от них слишком большого умственного напряжения. Убеждена, что учитель должен создавать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого и использовать уровневую дифференциацию на уроках. В условиях дифференцированного обучения комфортно себя чувствуют как сильные, так и слабые ученики.

Приоритетным направлением работы нашей школы является повышение эффективности педагогического процесса и повышение качества образования, гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. «Концепция развития математического образования в Российской Федерации» утверждает, что освоение учебного материала на уроках математики напрямую связано с развитием познавательных УУД.

Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и  использованию полученной информации. В соответствии с программой формирования УУД, к познавательным действиям относятся: общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблем. Их функция — обеспечение успешности усвоения знаний, умений и навыков.

Многочисленные задания учебников по математике дают ученикам возможность отрабатывать логические, знаково-символические действия, работать с информацией, создавать математические модели, обнаруживать в тексте информацию, отвечающую на заданный вопрос; обнаруживать в тексте новую информацию, создавать схемы и таблицы, извлекая информацию из условий задач; проверять выдвигаемые гипотезы; аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме; конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры; критически оценивать качество представленной аргументации; выдвигать гипотезы для объяснения фактов и экспериментально проверять гипотезы; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям, критериям; выделять характерные причинно-следственные связи и т. п.

Возникает вопрос: какими средствами, обеспечивающими формирование познавательных УУД, должен владеть учитель?

Эффективным средством формирования и развития познавательных УУД с помощью математики могут выступать:

-специально разработанная система заданий и задач, направленная на формирование логических умений и навыков у учащихся и постепенный их переход к выполнению УУД;

-комплекс задач, обладающий свойствами целостности, структурности, иерархичности;

- навыки самостоятельного составления задач;

-средства проектной технологии и включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность;

-комплекс учебных текстов и заданий, использующий предметный опыт учащихся и т.д.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики будут являться умения:

•          произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

•          осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

•          использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

•          ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

•          учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

•          уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

•          уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

•          уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

•          уметь устанавливать причинно-следственные связи;

•          уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

•          уметь устанавливать аналогии;

•          владеть общим приемом решения учебных задач;

•          осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

•          создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

•          уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Давно было замечено, что эффективность и качество обучения определяются не только глубиной и прочностью овладения учащимися знаниями, умениями и навыками, но и уровнем их интеллектуального развития, степенью подготовки к самостоятельному освоению знаний. Уровень умственного развития человека проявляется в умении использовать знания в новых нестандартных ситуациях, в готовности к самостоятельному решению учебных проблем.

Поэтому одним из важнейших аспектов современного школьного образование является организация самостоятельной деятельности школьников. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся, оканчивая её, получали не только определённый круг научных знаний, но и способность к самостоятельной умственной деятельности, умение и потребность самостоятельно учиться. 

 Перед учителем стоит задача организации самостоятельной работы школьников, в ходе выполнения которой повышается познавательная активность обучающихся, закрепляются умения, а также развивается логическое и творческое мышление, формируются УУД, воспитывается самостоятельность, прививаются навыки учебного труда.

Самостоятельную деятельность учащихся можно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путём их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Если составляя план урока, учитель тщательно продумал место и время самостоятельной работы, чётко определил её общее содержание, разбил задания по разным уровням сложности, то она сыграет свою положительную роль. Поэтому учителю очень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. На этапе осмысления изучаемого материала самостоятельные работы на уроках математики могут занимать около 5 –6 мин, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10 – 15 мин, а на этапе формирования навыков – до 30 мин. В процессе самостоятельной работы обучающихся очень важно наблюдать за её выполнением, держа под особым контролем тех учеников, которые испытывают затруднения. Большое значение имеют и навыки самопроверки. Каждая самостоятельная работа должна быть тщательно проверена учителем или самими учащимся по предложенному образцу. При обучении математике в зависимости от целей, которые ставят перед самостоятельными работами, они могут быть обучающими, тренировочными, закрепляющими, повторительными, развивающими, творческими, контрольными. Педагог может предложить разноуровневые карточки. Учителю будет удобнее пользоваться, если он соберёт комплект карточек-заданий по темам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня. Варианты удобнее разместить в конверты разных цветов. Учащиеся получают конверт в зависимости от уровня знаний: зелёный- «3», жёлтый- «4», красный – «5». Некоторые учащиеся, выполнив своё задание, хотят попробовать решить задания более высокого уровня. Постепенно учащиеся привыкают не бояться трудностей и стремятся к более высокой самооценке.

Самостоятельная работа в обучении математике необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние обучающегося, необходима для овладения личностными, регулятивными, коммуникативными УУД. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики развивает познавательные УУД  и возможность быть социально успешной личностью через работу с учебником, тренировочные задания, активность в познании окружающего мира и добычу знаний, приобретение навыков, необходимых для жизни в обществе, контактность в различных социальных группах,  отстаивание собственной позиции с терпимостью к мнению других,  работа в коллективе; предотвращение конфликтных ситуаций.

  В это же время учителю нужно знать, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе так же вредно, как и её недооценка. Бывает так, что учитель включает в урок самостоятельную работу без особой необходимости, просто ради разнообразия, не продумав её содержание и форму организации. Результаты бывают плачевны: дети не готовы выполнить задание, не хватило времени, в атмосфере спешки и невозможности у ученика возникают проблемы в знаниях.

 

 

Литература

   

1.        Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.

2.        Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре. – М., 2017.

3.        Боженкова Л.И.  «Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике». – М., 2017.

4.        Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010.

5.        Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М. 2010.

6.        Грецова Р.Г.  «Организация самостоятельной работы с учащимися на уроках математики», – М., 2017.

7.        Демидова С.И., Детищева Л.О. «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике: формирование умений самостоятельной работы», - М.: Просвещение, 2005..

8.        Кабалевский Ю.Д. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике: книга для учителя», - М. 2008.

9.        Концепция развития математического образования в Российской Федерации, 2020 год https://docs.cntd.ru/document/499067348?marker=6540IN

10.    Леонкин М.И. Организация самостоятельной работы на уроках математики // Математика. - 2014. - №9. - С. 11-16.

11.    Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Выпуск 2. Приложение №29 к научно-методическому журналу «Концепт», 2014 г.

12.    ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС

В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся как одна из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС...

Применение ЭОР и ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС.

Применение ЭОР и ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС (презентация материалов из опыта работы учителя математики). Из выступления на августовской конференции пед.работников....

Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО

Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»...

«Организация контроля на уроках математики в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Контроль на уроках математики  - это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемо...

Использование ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС основной школы

Использование ИКТ на уроках  математики в рамках реализации ФГОС основной школы...

Проектная деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС.

В публикации представлен материал о проектной деятельности на уроках математики и наглядной геометрии....

Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"

Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"...