статья "Тьюторство и здоровьеориентированная деятельность школы"
статья (5, 9, 10, 11 класс) на тему

Лойко  Екатерина Геннадьевна
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. Для достижения задач в школе разработана программа «Здоровый ребенок - здоровый город». Миссия программы: создание условий для формирования конкурентоспособной личности, развития человеческого капитала как фактора социально-экономического развития Санкт-Петербурга через координацию деятельности, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, обеспечение сетевого взаимодействия..В соответствии с поставленными задачами вытекает проблема, кто и как будет осуществлять диагностические и аналитические мероприятия, как составить индивидуальные программы, какими технологиями воспользоваться, как сформировать здоровьеориентированную образовательную среду для достижения результатов, для удовлетворения потребностей всех участники образовательного процесса. Для решения данных задач потребовалась команда специалистов: • психолог (осуществляет диагностики), • диспетчер по расписанию, составлению программ, • методисты и тьюторы-координаторы проектов. Кто такой тьютор? Что же такое тьюторство? До недавнего времени такие вопросы можно было услышать достаточно часто. Тьюторство в современном образовании — педагогическая позиция, которая связана с организованной системой образования. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика. Движущие силы в ней — это педагог-тьютор и его подопечный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorstvo_i_zdoroveorientirovannaya_deyatelnost_shkoly.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторство и здоровьеориентированная деятельность школы

Е.Г. Соломина, заместитель директора по УВР , учитель химии

ГБОУ школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга

        Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. Для достижения задач в школе разработана программа «Здоровый ребенок - здоровый город». Миссия программы: создание условий для формирования конкурентоспособной личности, развития человеческого капитала как фактора социально-экономического развития Санкт-Петербурга через координацию деятельности, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, обеспечение сетевого взаимодействия.

Программа направлена на реализацию целей:

1. освоения норм и ценностей здоровья,

2. формирования   навыков  здорового образа жизни,

3. приобретения  теоретических  знаний по тематике реализуемой программы,

4. овладения практическими навыками, способствующими сохранению личного здоровья, физического оздоровления, психологической и эмоциональной  разгрузки,

5. отработку системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

        Программа реализуется через следующие проекты:

        ПРОЕКТ 1. Школа здоровья.

Задачи:

1.Создание комфортной образовательной среды в образовательной организации, осуществляющих обучение детей, в т.ч. реализующую АОП НООО ФГОС ОВЗ.

2.Расширение общественного участия в управлении созданием здоровьеориентированной образовательной среды.

3.Расширение социального партнерства с различными социальными институтами города.

        ПРОЕКТ 2. «Движение - это жизнь!»

Задачи:

1. Создание условий для активной жизнедеятельности школьников.

2. Расширение спектра физкультурно-оздоровительных услуг.

        ПРОЕКТ 3. Здоровое питание детей и подростков.

Задачи:

1. Обеспечение разнообразного питания в ОУ.

2.Популяризация правильного питания для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Здоровый образ жизни.

Задачи:

1.Реализация воспитательных мероприятий здоровьеориентированной направленности с учетом потребностей обучающихся, интересов семей.

2.Поддержка социального творчества обучающихся, организация и формирование навыка позитивного здорового досуга.

        ПРОЕКТ 5. Медицинское просвещение школьников.

Задачи:

1.Повышение уровня компетентности школьников по вопросам сохранения здоровья и профилактики заболеваний.

2.Профессиональная ориентация обучающихся в сфере медицинских профессий.

        

        ПРОЕКТ 6. Педагогическая академия

Задачи:

1.Информационно-методическая поддержка по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

2.Повышение эффективности профессиональной деятельности педагогических работников ОУ по созданию здоровьеориентированной образовательной среды в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

        Ожидаемые результаты.

− Апробирование современных здоровьеориентированных образовательных технологии в соответствии с требованиями ФГОС.

− Расширение спектр услуг для обучающихся с ОВЗ.

− Формирование комфортной образовательной среды в ОУ.

– Создание условий для активной жизнедеятельности школьников.

− Обеспечение поддержки кадрового потенциала для снижения дисбаланса в эффективности работы школы по созданию здоровьеориентированной образовательной среды в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

− Создание условий для реализации вариативных дополнительных образовательных программ здоровьеориентированной направленности с учетом потребностей обучающихся, интересов семей.

        В соответствии с поставленными задачами вытекает проблема, кто и как будет осуществлять диагностические и аналитические мероприятия, как составить индивидуальные программы, какими технологиями воспользоваться, как сформировать здоровьеориентированную образовательную среду для достижения результатов, для удовлетворения потребностей всех участники образовательного процесса.  

        Для решения данных задач потребовалась команда специалистов:

  • психолог (осуществляет диагностики),
  • диспетчер по расписанию, составлению программ,
  • методисты  и тьюторы-координаторы проектов.

        Кто такой тьютор? Что же такое тьюторство? До недавнего времени такие вопросы можно было услышать достаточно часто.

        Тьюторство в современном образовании — педагогическая позиция, которая связана с организованной системой образования. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика. Движущие силы в ней — это педагог-тьютор и его подопечный.

        Ранее работа школьных тьюторов сводилась к работе с особыми детьми: гениальными или с проблемами здоровья. Но в нашей школе все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальных программ. Особенно это важно для обучающихся начальной школы и пятиклассников, когда именно тьютор помогает адаптировать ребёнка требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем учебе и методам их правильного разрешения. Востребовано тьюторское сопровождение и для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии. Апробация тьюторской практики в старшей школе осуществлялось на протяжении  4-х лет в 10-х классах в процессе реализации в школе инновационной образовательной технологии «Учебная фирма».

        Опыт работы позволяет сделать вывод о значимости роли тьютора  на этапе старшей школы для решения ряда задач и необходимости расширения данного вида деятельности и на другие этапы школьного обучения.

        Таким образом, деятельность тьютора в старшей школе направлена, во-первых, на организацию процесса овладения учащимися культурными способами деятельности, во-вторых, – на формирование у старшеклассников навыков рефлексивно - аналитической работы, в-третьих, – на создание условий для профессионального самоопределения выпускника школы.

        Именно в старшей школе (непосредственно участвуя в технологии «Учебная фирма»), молодые люди смогли попробовать себя в различных видах деятельности, определить адекватный для себя способ освоения культуры, определить вместе с тьютором приоритетные индивидуальные направления своего образовательного и карьерного движения.

        В настоящий момент ведется подготовительная пилотная работа   по внедрению тьюторства на этапах начальной и основной школы. Проведены работы по апробации части мероприятий в 2015-2016 г. В числе основных мероприятий – районный семинар для руководителей службы здоровья «Тьюторское сопровождение развития здоровьеориентированной личностной позиции дезадаптированных детей». Запланировано введение института тьюторства  в 1-х и 5-х классах. 

        Непременным требованием психолого-педагогического сопровождения учащихся в нашей школе являются наблюдение и работа с учащимися группы риска дезадаптации.

        В данную группу входят учащиеся 1-х классов – адаптация к систематическому обучению; 5-х – адаптация к кабинетной системе обучения, предметному обучению;

9-х – адаптация к профильному обучению; 11-х – адаптация к вузовской системе обучения.

        Преобладание сильных сторон и благоприятных возможностей в деятельности образовательного учреждения в сочетании с ее поддержкой со стороны социума способствует интенсивному развитию образовательного учреждения, что ведет к кардинальному улучшению образовательных результатов обучающихся за счет реализации системы современных здоровьесберегающих образовательных технологий в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

        Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность учителя предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в результате чего и происходит переход от руководства к тьюторству. 

        Многие педагоги анализируют инновационные практики в образовании и выходят на новый уровень осмысления своих идей, поиска средств передачи собственного опыта. К таким инновационным практикам необходимо относить и тьюторское сопровождение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебной деятельности школы

Анализ учебной работы по приоритетной задаче "Достичь усвоения всеми учащимися объема и качества знаний до уровня федеральных государственных образовательных стандартов"...

Роль методической службы в инновационной деятельности школы

Выступление на научно-практической конференции работников образования Мытищинского муниципального района....

развитие деятельности школы в современных условиях

данная презентация показывает современные условия для организации учебного процесса в школе...

Программа Инновационной ДеятельностиПрофориентационная работа школы в контексте компетентностного подхода Профориентационный аспект деятельности школы по формированию конкурентоспособной личности выпускника

Предложенная модель профориентационной работы школы способствует приведению в соответствие профессиональных ориентаций выпускников требованиям рынка труда....

Сущность метода проектов и степень участия родителей в образовательную деятельность школы в событийную, проектную деятельность.

Я используя метод проектов в работе с учениками начальной школы и среднего этапа. Проект — продукт сотрудничества и сотворчества учителя, детей, родителей. На этапе разработки, вместе с учащимис...

Участие в деятельности ресурсного методического центра "Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОО" г. Нижневартовск

Организовала и провела мастер-класс "Использование нестандартного игрового оборудования для профилактики нарушений и коррекции опорно-двигательной системы".Дополнительные материалы по ссылке...