Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы.
статья по теме
Статья на тему "Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы".
Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна.
Мы хотим сделать нашу школу объектом пристального внимания общественности, и помочь нам в этом может Управляющий совет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_us.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственно-общественное управление в школе:
опыт и проблемы.
Гаврилова В.И., заместитель директора по УВР, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов" Нефтекумского муниципального района Ставропольского края | |
"Каждый, кто популярен в коллективе, обречен на "определенные" проблемы. Он должен быть готов их решать." Из новых Законов Мерфи |
В настоящее время трудно переоценить значение системы образования для современного общества, его социального, экономического и культурного развития. Современному миру, миру высоких технологий просто необходимы качественно образованные, конкурентоспособные, профессионально мобильные люди, способные принимать нестандартные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Основные направления совершенствования системы образования в России, механизмы их реализации и приоритеты государственной политики в области образования, обозначены в Законе Российской Федерации "Об образовании".
В качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений.
"Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений".
Поиск и становление обновленной образовательной траектории являются приоритетом работы коллектива нашей школы. В этих условиях качественных изменений в деятельности образовательной организации мы видим в первую очередь создание условий, обеспечивающих включение в процессы принятия значимых для жизни школы решений всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся. Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна. Мы хотим сделать нашу школу объектом пристального внимания общественности, и помочь нам в этом может Управляющий совет.
Однако на этапе создания УС наша практическая деятельность затруднялась слабой теоретической разработкой проблемы государственно-общественного управления образованием. Для большинства педагогов нашей школы создание УС, при наличии весьма эффективно действующего Попечительского Совета, было абсурдным и непонятным. Вопросов было больше, чем ответов. "В чем специфика деятельности Управляющего Совета? ", "Каких участников образовательного процесса можно считать субъектами управления? В частности, являются ли органы педагогического, ученического и родительского самоуправления субъектами государственно- общественного управления школой?", "Какой должна быть нормативно-правовая база функционирования и развития государственно-общественного управления?", " Как организовать реальную работу УС?", "Будет ли деятельность Управляющего Совета действительно управленческой?" Парадоксальным было и то, что создавая внутри школы структуру, членами, которой являются участники образовательного процесса, которые обязаны выполнять решения как администрации, так и педагогического совета, с одной стороны, а с другой стороны мы фактически ставим УС, на одну ступень с администрацией образовательной организации, со сложившейся практикой школьной управленческой деятельности, и отводим ему роль реального участия в управлении школой. Ясно было одно Управляющий совет появляется в учреждении не для того, чтобы быть "правой рукой" директора, или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Основное поле деятельности совета – стратегия, коллегиальная выработка ясной и понятной для всех цели, к которой стремится наше образовательное учреждение.
Соответственно, наши первые шаги на пути создания УС — это создание рабочей группы из числа администрации и педагогов школы, которая провела огромную работу, связанную с разработкой школьных локальных актов, а также с организацией и проведением выборов в члены УС. Параллельно проводились обучающие семинары, совещания. Тем самым был обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения педагогического коллектива к отношению более позитивному. Каждый из членов коллектива школы начинал понимать, что эффективно организованная деятельность Управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения.
Не стоит забывать и о низкой активности родителей. Поэтому творческой группой проводились родительские собрания, на которых велась разъяснительная работа о том, что Управляющий совет может влиять на качество образования детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. Объясняли, что эти документы определяют, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе нашей школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д. Для нас было важно, чтобы все родители знали, что формируется новый коллегиальный орган государственно-общественного управления школой. У каждого из родителей не должно было сложиться впечатления, что от него что то скрывают. А личное нежелание участвовать в управлении школой родители не оправдывали бы тем фактом, что от него лично ничего не зависит. Чем больше родителей будут вовлечены в процесс формирования Совета, тем большей будет его легитимность и авторитет.
Выборы в члены УС прошли в период с октября 2012 года по январь 2013года. Количественный состав УС определился следующим образом:
-директор – 1 (входит в Управляющий совет по должности обязательно);
- представитель учредителя – 1 (назначается учредителем);
- от старшеклассников – 3 ученика (избираются учащимися школы);
- от родителей – 4 (избираются родителями)
- от работников школы, учителей – 2 (избираются работниками школы);
- кооптируемых членов – от 1 до 3.
Были определены и основные полномочия УС.
В определении путей развития образовательного учреждения:
- утверждает программу развития учреждения;
- утверждает внесение изменений и дополнений в Устав с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации;
- представляет учреждение по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.
В организации образовательного процесса Совет согласовывает:
- школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
- профили обучения в старшей школе;
- выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета;
- программу общественно - полезной и досуговой деятельности обучающихся.
В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет:
- устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная);
- определяет время начала и окончания занятий;
- принимает решение о введении единой в период занятий формы одежды для обучающихся;
- осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;
- координирует деятельность общественных, в том числе и детских организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом;
- ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в образовательном учреждении.
В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет:
- согласовывает по представлению директора бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
- содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, определяет цели и направления их расходования;
- заслушивает и утверждает отчет директора по итогам учебного и финансового года.
В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет:
- рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала и принимает по ним решения;
- принимает решение об исключении обучающегося (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);
- дает рекомендации директору по вопросам заключения коллективного договора;
- ходатайствует, при наличии оснований, перед директором о расторжении трудового договора с работниками учреждения;
- вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора;
- участвует в распределении стимулирующей части ФОТ.
В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает:
- Положение "О порядке приема обучающихся" в ОО;
- "Правила поведения обучающегося";
- Положение "О летней трудовой практике учащихся";
- Положение "О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся";
- "Правила приема в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов";
- Положение "О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса при осуществлении совместной образовательной деятельности";
- Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг";
- Положение "Об управляющем совете";
- Положение "О родительских комитетах, родительских собраниях и конференциях";
- Положение "Об ученическом самоуправлении".
Безусловно, что на первых этапах деятельности члены УС испытывали серьезные трудности, но по мере решения проблем накапливался и опыт работы. Самой большой и серьезной проблемой, на наш взгляд, было бы сведение всей деятельности УС к собраниям, совещаниям и отчетам. Поэтому мы буквально со дня основания Управляющего совета, приступили к реализации конкретных дел.
В заработную плату учителей в общеобразовательных учреждениях входят выплаты стимулирующего характера. Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно. Установление выплат стимулирующего характера в нашей школе производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников и органа государственно-общественного управления. Решение по данному вопросу закрепляется в коллективном договоре и в решении государственно-общественного органа управления.
Члены Управляющего совета параллельно с изучением и разработкой нормативно-правовой базы провели анкетирование участников образовательного процесса, цель которого выявление интересов и потребностей учащихся, запросов родителей по образовательным программам. Дали заключение по открытию двухпрофильного химико-биологического класса.
Реализуя постановление правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 года «Об утверждении Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края» мы столкнулись с рядом трудностей. Родители, ссылаясь на элементарное нежелание учащихся носить форму, увеличение стоимости расходов на обучение ребенка, отказывались исполнять данное постановление. УС проводил пропаганду среди родителей и обучающихся того, что красивая качественная школьная форма воспитывает стиль, помогает в будущем сформировать вкус в одежде. Дети должны понимать, что костюм это не просто одежда, это средство коммуникации. Дети – члены УС с представителями школьного самоуправления провели в школе опрос, который показал, что ученики не имеют ничего против ношения формы, однако они предъявляют очень много требований к такой одежде - хотят выглядеть красивее. Пожелания родителей и обучающихся были учтены при разработке школьного положения о школьной форме и внешнем виде обучающихся нашей школы, которое было согласовано с УС.
Это позволило Управляющему совету органично влиться в школьное сообщество.
В настоящее время члены УС приступили к реализации проекта "Учитель-профессионал". Идея конкурса поступила от родителей, которые предложили по итогам результатов работы в течение года определить лучшего учителя нашего образовательного учреждения. Дети - недавно провели в лицее опрос, который показал, что ученики не имеют ничего против ношения формы, однако они предъявляют очень много требований к такой одежде - хотят выглядеть красивее.
Для того чтобы оптимизировать работу УС планирует провести анкетирование участников образовательного процесса, цель которого: выявить мнение как о самом Управляющем совете, формах его работы, так и о тех изменениях, которые мы с ним связываем.
Вот некоторые вопросы анкеты:
- Какие задачи и перспективы развития школы вы связываете с Управляющим советом
- Какого эффекта можно достичь, делая школу инновационно привлекательной
- Какие ресурсы надо подключить для решения актуальных проблем
- Чем вы могли быть полезны Управляющему совету
- Какие пиар акции необходимо провести УС.
Безусловно, создав структуру государственно-общественного управления, мы не решили в одночасье все проблемы накопившиеся в школе. Ведь важно не только решение сегодняшних проблем, но и направление движения, путь, на который мы вместе встаем. Наша школа рассматривает Управляющий совет как возможность перехода образовательного учреждения на другой более высокий, качественный уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План действий по развитию государственно-общественного управления образовательным учреждением
Презентация содержит дальние и близкие цели, задачи, приемы и технологии, риски и решения, план-график действий по развитию ГОУ....
презентация "Государственно-общественное управление"
Презентация о системе государственно-общественного регулирования в ОУ....
Публичная отчетность образовательного учреждения как условие государственно-общественного управления
Важнейшим инструментом обеспечения информационной открытости и прозрачности является информационная отчетность....
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Социальное партнерство и благотворительные фонды как элемент работы государственно-общественного управления образованием
Выступление на педагогическом совете...
«Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего...
Государственно-общественный характер управления и развития современного образовательного учреждения
Государственно-общественный характер управления и развития современного образовательного учреждения...