«Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»
материал на тему
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования» на тему: «Профессиональные сообщества педагогов: сущность, особенности создания и функционирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fomina_n.n.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
РЕФЕРАТ
по образовательной программе
дополнительного профессионального образования
«Современный образовательный менеджмент.
Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС
общего образования»
на тему: «Профессиональные сообщества педагогов: сущность,
особенности создания и функционирования»
ВЫПОЛНИЛ (А): Фомина Наталья Николаевна
(Фамилия, имя, отчество - полностью)
МБОУ ДОД ДДТ «Юность»
(Наименование образовательного учреждения)
Педагог дополнительного образования
(должность - полностью)
НОМЕР ГРУППЫ: 83
РЕЦЕНЗЕНТ: (не заполнять)
Шушенское – 2014
Содержание
стр. | |
Введение | 3 |
Глава 1.Теоретические аспекты профессиональных сообществ педагогов | 5 |
1.1 Сущность профессиональных сообществ педагогов | 5 |
1.2 Особенности создания и функционирования | 8 |
Глава 2. Районный методический центр как один из видов профессиональных сообществ педагогов | 12 |
2.1 Методический центр педагогов-хореографов Шушенского района | 12 |
Заключение | 15 |
Список используемых источников | 16 |
Введение
Профессиональный рост педагога напрямую зависит от того, стремиться ли он к саморазвитию на основе внутренней мотивации. Но где же рождается мотивация педагога к саморазвитию? На мой взгляд, прежде всего, в общении и активной включенности в профессиональное взаимодействие с коллегами. Очень важным и актуальным на сегодняшний день является системная работа в профессиональных сообществах, в том числе сетевых.
Для меня как педагога дополнительного образования по хореографии очень важно не просто общаться с коллегами из других образовательных учреждений, но выявлять для себя творческие находки, которые пригодятся в моей деятельности.
В современное время профессиональные сообщества, в частности педагогические, являются важнейшим фактором профессиональной культуры.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений совершенствования и развития профессиональной компетенции педагогов являются профессиональные сообщества.
Рассмотрим и определим сущность, особенности создания и функционирования профессиональных сообществ педагогов. В нынешнее время стремительно создаются и развиваются сетевые профессиональные сообщества педагогов. Подробно рассмотрим и их.
В практической части исследования рассмотрим деятельность районного методического центра педагогов-хореографов как универсальную форму профессионального сообщества педагогов.
Глава 1. Теоретические аспекты
профессиональных сообществ педагогов
В данной главе мы рассмотрим основные понятия «профессионального сообщества», определим их сущность, особенности создания и функционирования.
- Сущность профессиональных сообществ
педагогов
Профессиональное сообщество – это формальная и неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности.
Деятельность профессиональных сообществ педагогов, в том числе сетевых, должна быть направлена на создание условий, при которых педагоги будут учиться друг у друга, делиться знаниями, методическими идеями (какие методы и приемы работают, а какие нет), сообщать о своих наблюдениях коллегами. Результатом такой деятельности, без сомнения, будет атмосфера, в которой все стремятся к улучшению качества преподавания.
Ключевыми целями профессиональных сообществ педагогов являются:
- создание информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- обмен опытом учения-обучения;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив.
В сетевом профессиональном сообществе цели те же, но наряду с ними ставится немаловажная цель – инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия.
Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами (участниками) и ситуациями, которые помогают думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.
- Особенности создания и функционирования
Много споров среди представителей образовательной сферы ведется о формах профессионального совершенствования. Имеются некоторые государственные инициативы. Обязательная аттестация учителей и многочисленные формы обязательного повышения квалификации на курсах в специализированных постдипломных образовательных учреждениях с одной стороны, повышают активность педагогов и актуализируют образовательный компонент, с другой – не всегда отражают действительность и не всегда своевременны.
В связи с этим активизируется общественная инициатива, профессиональное сообщество – начинают появляться общественные ассоциации как инновационная форма повышения квалификации педагогов.
Принимая во внимания сетевые профессиональные сообщества педагогов, их явное функционирование может служить педагогической практике для воспитания следующих умений:
- Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
- Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
- Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.
- Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.
Профессиональные сообщества педагогов могут функционировать в таких формах организации деятельности, как, например, педагогический совет, методический центр (по предметному направлению),
Участвуя в различных педагогических сообществах, педагог имеет возможность:
- обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
- получать самую современную информацию по интересующей теме;
- иметь доступ к методической базе разработок;
- общаться с коллегами на различных форумах;
- получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
- публиковать свои материалы;
- принять участие в обсуждении опубликованных материалов;
- участвовать в профессиональных конкурсах и так далее.
Глава 2. Районный методический центр как один из видов профессиональных
сообществ педагогов
Уже 13 лет я являюсь руководителем районного методического центра педагогов-хореографов. Опыт работы в данной профессиональном направлении позволяет мне сделать некоторые выводы. Задача руководителя – не только составление плана работы на год и анализ деятельности, но и организацию формальной или неформальной встречи педагогов, а также общение и поддержка деятельности педагогов после очередной встречи. В параграфе данной главы мы рассмотрим деятельность районного методического центра (РМЦ) педагогов-хореографов на примере Шушенского района.
2.1 Методический центр педагогов-хореографов Шушенского района
Чтобы понимать, как работает методический центр педагогов-хореографов, необходимо понимать формы, организующие его.
Основными формами работы районного методического центра являются: семинар, мастер-класс, творческая лаборатория, конкурс, концерт.
Зачастую деятельность методического центра носит творческий практикоориентированный характер. И решает цели, связанные с творчеством каждого педагога, например:
- сформировать единое представление о методике преподавания классического танца;
- приобрести практические навыки элементов классического экзерсиса и так далее.
Как основным результатом деятельности районного методического центра является успешное участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Также педагоги методического центра выходят на сетевые профессиональные сообщества и ведут обмен опытом с коллегами из других городов.
Участие в краевых, всероссийских, международных семинарах, творческих лабораториях переходит в трансляцию опыта на районном методическом центре.
Таким образом, деятельность районного методического центра является универсальным и действующим видом профессионального сообщества педагогов.
Заключение
Подводя общие итоги, можно сделать заключение об актуальности проблемы развития профессиональной компетентности учителя, активном поиске новых форм профессиональной модели педагога и действенной активности общественной инициативы – а именно профессионального сообщества, – предлагающего конкретные пути развития в виде создания единой информационной среды педагогических инноваций.
Педагогические сообщества помогают мне взглянуть на свою работу со стороны, не позволяют останавливаться на достигнутом, протягивают руку помощи, чтобы я совершенствовала свое мастерство.
Список используемых источников
- Андрощук Н.А. Общественно-профессиональное сообщество учителей - новая форма поддержки развития профессиональной компетентности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1743.htm, 2012.
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
- Брагинова Н.П. Факторы, определяющие востребованность учителями сетевых педагогических сообществ. М.: МВШСЭН, 2008.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы /Под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
- Драхлер А.А. Сеть творческих учителей «Методические пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний, - 2008.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-на-Дону, 1997.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
- Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.
- Рудакова Д.Т. Развитие образовательного сетевого сообщества. //Тезисы доклада. RELARN-2003. Институт общего среднего образования Академии России.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП). Цель данной образовательной...
«Использование современных образовательных технологий как необходимое условие для реализации природного потенциала обучающихся, их успешной социализации и профессионального самоопределения»
Методические разработки уроков...
«Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании»
выступление по теме Проектная деятельность в школе...
Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»
Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»...
«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным, нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...