Управление внедрением ФГОС ООО в МАОУ «Гимназия №1»
статья на тему
Рассматривая любое нововведение как «процесс», заметим, что он подразумевает, прежде всего, желание разработчиков к инновационным переменам в жизни своей страны, ее граждан, но эта деятельность сопровождается и неизбежными рисками быть непонятой, непринятой, технически неосуществимой…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pered_slushatelyami_kursovoy_podgotovki_ipk_ogpu.docx | 53.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление внедрением ФГОС ООО в МАОУ «Гимназия №1»
Рассматривая любое нововведение как «процесс», заметим, что он подразумевает, прежде всего, желание разработчиков к инновационным переменам в жизни своей страны, ее граждан, но эта деятельность сопровождается и неизбежными рисками быть непонятой, непринятой, технически неосуществимой…
Особую значимость этого высказывания мы осознаем тогда, когда речь идет об инновационном преобразовании системы образования. И это не случайно: воспитание и обучение детей на каждой образовательной ступени – важное и ответственное дело, т.к. от его качественного результата в итоге зависит будущее страны, ее позитивное развитие и конкурентоспособность на мировом рынке. Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования уже легли в основу образовательного процесса на уровне начального обучения и находятся в пилотном режиме в основной школе . Их введению предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов — учебно-методические комплексы, но и кропотливая работа в школах. Не стали исключением и гимназия.
В условиях развития и сохранения конкурентоспособности педагогический коллектив гимназии своевременно реагирует на новые вызовы времени. В настоящее время как мы уже отметили - это стандарты второго поколения, которые являются эффективным средством для системных обновлений:
- содержания образования;
- технологий;
- системы оценивания;
- структуры образования;
- модели оплаты труда;
- управления образованием
В основе изменений учебно-воспитательного процесса должно быть сформировано такое образовательное пространство, центром которого будет человек, его запросы и интересы. Подход к реализации стратегий объясняет участие педагогического коллектива гимназии в инновационной работе по введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования
С 1 сентября 2012 года педагогический коллектив гимназии осуществляет внедрение ФГОС основной школы. Возможность апробации введения ФГОС второго поколения на базе 5 классов была рассмотрена на заседаниях педагогического и научно-методического советов. Тема обсуждения «Модернизация системы образования как средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В инновационную деятельность включены 53 обучающихся 5А и 5Б классов и 13 педагогов (24%), из которых имеют высшую категорию - 8, первую – 5, 11 - прошли очную курсовую подготовку по теме введения ФГОС нового поколения,2 - прошли заочные курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС в форме дистанционной педагогической мастерской. В настоящее время в апробации участвуют четыре классных коллектива ( 5 и 6-ые классы)
В рамках подготовки и апробации ФГОС ООО педагогическим коллективом гимназии была проделана большая работа.
На подготовительном этапе проведен анализ имеющихся в гимназии ресурсов и установлена степень их соответствия требованиям Стандарта. Разработаны:
• сетевой график («Дорожная карта») ОУ по формированию необходимой системы условий реализации введения ФГОС основного общего образования
• план повышения квалификации педагогов по подготовке к реализации ФГОС ООО;
• проект Основной образовательной программы основного общего образования с учетом Программы развития гимназии «Интеллект. Здоровье». Создан Координационный Совет по введению ФГОС ООО и рабочая группа.
Изучены:
- Федеральный и региональный базисные учебные планы, их соотношение с учебно-методическими комплектами;
- требования к структуре Основной общеобразовательной программы основного общего образования, ее ресурсному обеспечению и результатам освоения.
Результаты работы, с учетом региональных методических рекомендаций, нашли свое отражение в учебном плане гимназии, Основной образовательной программе основного общего образования, рабочих программах педагогов и доведены до всех участников образовательного процесса на управляющем совете, педагогическом совете, НМС и родительских собраниях. Самоанализ и самооценка помогли нам осознать свои реальные внутренние цели и задачи, позволили выявить проблемные зоны и наметить необходимые изменения в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта.
Деятельность по внедрению новых образовательных стандартов осуществлялась по следующим направлениям:
1. Управление нормативно-правовыми ресурсами в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Анализ стандартов нового поколения свидетельствует о невозможности их эффективного внедрения без изменения нормативно- правовой базы.
Интегративным результатом требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ должно стать создание комфортной по отношению к учащимся и учителям образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного, коммуникативного, эстетического, физического и трудового развития обучающихся, регламентирующиеся нормативно – правовыми ресурсами, необходимыми для успешной реализации стандартов нового поколения.
Принципиальное отличие нового стандарта от предыдущих состоит в том, что впервые процесс обучения предлагается строить на действительно демократической основе. Новый стандарт потребовал создания школы как места, которое представляет собой развивающую и воспитывающую образовательную среду, где все участники выступают как равноправные партнеры.
Таким образом, переход на стандарты второго поколения предполагает изменения, как в организации образовательного процесса, так и в процессе управления. Внедрение ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) потребовал создания нового нормативно-правового ресурса:
- Нормативно-правовые акты Министерства РФ
- Нормативно-правовые акты регионального уровня
- Нормативно-правовые акты муниципального уровня
- Издание приказов о режиме работы гимназии в условиях внедрения ФГОС
- Издание приказа об организации горячего питания в условиях внедрения ФГОС.
- Подготовка актов приёмки спортивного зала, игровых комнат, спортивных площадки, столовой, учебных кабинетов)
- Издание приказа о прохождении медицинского осмотра работников и учащихся гимназии
- Издание приказа об утверждении перечня учебников и УМК при введении ФГОС ООО в гимназии
- Издание приказа об утверждении рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности для начальной школы.
- Разработка и утверждение положений в условиях внедрения ФГОС ООО в гимназии (о портфолио ученика, о системе оценке, о мониторинге учебной деятельности )
- Пересмотр пакета должностных инструкций работников ОУ.
- Издание приказа о внутрифирменном обучении работников ОУ.
- Пересмотр критериев стимулирующих надбавок для работников участвующих во внедрении ФГОС.
- Приказ об оплате труда педагогических работников
- Заключение договора на приобретение оборудования в ОУ.
- Заключение договора на проведение ремонтных работ в ОУ.
- Форма договора о предоставлении основного общего образования
Положения:
- О рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Об организации внеурочной деятельности;
- О мониторинге качества образования;
- О «портфолио» учащихся;
2. Создание качественного финансово – экономического ресурса для эффективного внедрения ФГОС.
Ресурсно-регламентный подход предполагает регламентирование качественного финансово – экономического ресурса для эффективного внедрения ФГОС. Сегодня очевидна недостаточность финансово- экономического ресурса для эффективного внедрения ФГОС в школах за счет средств субвенций. Необходимы дополнительные финансовые средства, что даст возможность изыскать средства для оплаты курсовой подготовки,
определить объем расходов на реализацию внеурочной деятельности обучающихся, создать мотивационно - финансовые ресурсы для педагогов, осуществляющих внедрение новых ФГОС ООО, закупить материально – техническое и информационно – методическое оборудование. В то же время в гимназии:
- проведена инвентаризация материально-технического обеспечения ОУ на предмет соответствия требованиям ФГОС ООО, составлен план приобретения необходимого оборудования;
- произведены финансово-экономические расчёты о потребности ОУ по введению ФГОС ООО, составлена смета расходов;
- разработаны, приняты и утверждены локальные акты, регламентирующие установление стимулирующих выплат, порядка и размера премирования с учётом требований ФГОС ООО. Использование материального и морального поощрения позволяет: систематически отслеживать результаты деятельности; давать объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогического коллектива в целом; оказывать помощь педагогу, в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег; определить систему средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей; разработать положение о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов; осуществлять поддержку, поощрение инициативы педагогов при решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
Материально-техническое обеспечение введение ФГОС ООО
На сегодняшний день гимназия располагает необходимой технической базой: имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В образовательном учреждении создано единое информационное пространство. Всего в школе – 3 компьютерных класса (один из них поступил в начальную школу), есть постоянный доступ в Интернет, кабинеты охвачены локальной сетью.
Деятельностный подход в организации обучения является системообразующим в соответствии с ФГОС ООО. Но, к сожалению, в настоящее время нет оптимизации условий для различных видов деятельности: игровой, исследовательской, проектной, творческой, рефлексивной. Не в полной объеме создана оптимальная информационно-развивающая среда.
Перспективные задачи гимназии – создание информационно – библиотечного центра на базе школьной библиотеки, обеспечение предметных кабинетов мобильными интернет-классами.
3. Создание качественного кадрового ресурса
Анализ стандартов нового поколения свидетельствует о невозможности их эффективного внедрения без изменения качества кадровых ресурсов школы.
Интегративным результатом требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ должно стать создание комфортной по отношению к учащимся и учителям образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного, коммуникативного, эстетического, физического и трудового развития обучающихся. Необходимыми условиями для успешной реализации стандартов нового поколения и решения всех задач является подготовка кадров.
Новый стандарт требует создания школы как места, которое представляет собой развивающую и воспитывающую образовательную среду, где все участники выступают как равноправные партнеры.
Таким образом, переход на стандарты второго поколения предполагает изменения, как в организации образовательного процесса, так и в процессе управления. Внедрение ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) требует от учителя нового подхода в обучении, что является актуальным .
При анализе кадрового потенциала гимназии была выявлена проблема:
недостаточность уровня методической подготовки педагогов для внедрения ФГОС.
Для решения данной проблемы проделана следующая работа:
- диагностика готовности педагогов к внедрению ФГОС;
- организация институционального повышения квалификации педагогов;
- внутрифирменное повышение квалификации
- организация образовательной миграции педагогов школ города с целью обучения и диссеминации опыта внедрения стандартов второго поколения.
Определены формы работы, обеспечивающие апробацию ФГОС ООО:
Массовые | Индивидуальные |
Педагогический совет Научно-методический совет Методический семинар Методический день Методические объединения Школа передового педагогического опыта Мастер- класс Временный творческий коллектив (творческие, проблемные группы) Смотр-конкурс учебно-методических материалов Предметные олимпиады Научно-практические конференции Семинары (совместно с базовыми школами) Выставки | Методическое обеспечение Ф ГОС ООО по каждой дисциплине (рабочая программа, материал для промежуточной и итоговой государственной аттестации, тесты и задачи, методические разработки и пособия по предмету, авторский дидактический материал) Проведение открытых занятий и взаимопосещения занятий (система партнерского сотрудничества) Реализация инновационных методов Участие в работе творческих объединений Повышение квалификации (курсы, аттестация) Публикации Участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах Методические разработки Рецензирование программ, разработок Обобщение и распространение передового педагогического опыта |
Одним из требований к обеспечению введения ФГОС является системность подготовки и методическое сопровождение педагогов. В связи с этим был разработан план методического сопровождения внедрения ФГОС. Методическое сопровождение осуществлялось через участие в семинарах, педагогических советах, совещаниях, заседаниях научно-методического совета гимназии. Проведены научно-методические советы:
- Организация работы пилотной площадки ФГОС ООО
- Мониторинг психолого-педагогического сопровождения 5-х классов;
- Выбор занятий внеурочной деятельности и формирование учебного плана;
- педагогические советы: «Основные направления деятельности коллектива школы по обеспечению успешного перехода на новые образовательные стандарты второго поколения», «Технологии, обеспечивающие качественную реализацию новых образовательных стандартов»; «Формирование компетенций учащихся на всех ступенях обучения через урочную и внеурочную деятельность»; «Воспитательная деятельность классного руководителя в условиях внедрения стандартов второго поколения и др.;
- обучающие семинары:
- «Концептуальные подходы в реализации ФГОС второго поколения»;
- «Возрастные и психологические особенности и возможности младших подростков, особенности организации деятельности учащихся по формированию УУД»;
- «Реализация системно-деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения стандартов второго поколения»;
- «Урочная и внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО как средство повышения качества образования»
На базе гимназии проведена зональная конференция по теме «Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательного учреждения и профессионального роста педагога», где учителя Гаврилова Т.А,, Александрова Е.А., Ермакова Т.В., Тарханова Ю.А., Вильгельм Л.Г., Мордасова Н.А., Григорьева Е.М., Кондакова Т.А., Кондратов А.В., Коврина Т.А. представили опыт работы по внедрению новых образовательных стандартов по внедрению новых образовательных стандартов в основной школе.
В рамках методической недели и Дня партнерского взаимодействия учителя, работающие в экспериментальных классах дали серию открытых уроков.
В ОУ разработан план-график повышения квалификации целевых групп педагогов.
4. Управление учебно-методическими ресурсами
Введение новых стандартов требует появления принципиально новых программ, учебников и учебных пособий. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является новое учебно-методическое обеспечение, постоянное обновление и его пополнение.
Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов.
Учебно-методические ресурсы включают программы, учебно-методические комплексы (УМК), дидактические материалы, диагностический инструментарий, теоретическую и практическую литературу, обеспечивающие понимание и осмысление новых процессов в образовании при введении ФГОС.
Мы понимаем, что новые УМК должны измениться не только в содержательном плане, но и структурно, организационно. УМК должны быть технологичны, удобны, информативны, современны, доступны.
УМК требуют от педагогов новых знаний - существенного обновления содержания, поиска средств обучения (дидактических принципов, образовательных технологий, методик и приемов, используемых в новых УМК и др.), которые дадут возможность учителю по новому проектировать учебный и воспитательный процесс, согласно требованиям стандартов второго поколения.
В рамках инновационной деятельности изучались особенности обновленных УМК, особенности их использования в условиях реализации ФГОС. Осуществлялось индивидуальное консультирование по построению урока, на заседании руководителей МО были разработаны и предложены технологические карты уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
Учителями систематизируются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), корректируются и совершенствуются рабочие программы по предметам. В настоящее время учителя обучены алгоритму разработки учебных рабочих программ, проектирования технологических карт уроков и занятий внеурочной деятельности, методике проектирования урока с учетом формируемых УУД.
5. Информационные ресурсы
Важной составляющей по успешному внедрению новых образовательных стандартов являлась просветительская работа с родителями.
Было проведено родительское собрание, в рамках которого родителей обучающихся познакомили с особенностями организации образовательного процесса в связи с участием гимназии в пилотном проекте по опережающему внедрению ФГОС ООО, даны разъяснения об особенностях учебного плана ФГОС ООО в 5-6-х классах, соответствия выбранных УМК требованиям ФГОС ООО, анкетирование по выбору кружков по направлениям внеурочной деятельности в соответствие с выбранной моделью. В образовательной программе основного общего образования отведены часы для организации занятий по направлениям внеурочной деятельности. На сайте гимназии создана гиперссылка ФГОС, где размещены нормативно-правовые документы, обеспечивающие введение ФГОС.
Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО
Одним из самых сложных оказался вопрос организации внеурочной деятельности. Мы могли пойти по простому пути: предлагать родителям и детям то, что школе по силам. Но в выборе модели внеурочной деятельности мы ориентировались прежде всего на запросы социума. Понятно, что внеурочная деятельность в школе организовывалась и раньше, но в связи с переходом на новый ФГОС стоят другие задачи. Во – первых, вовлечь всех детей, и, во – вторых, организовать работу так, чтобы ребенок попробовал свои силы в разных направлениях.
Мониторинг потребностей родителей показал, чем увлечены дети, какие направления будут пользоваться повышенным спросом.
Вначале родителям, естественно, было непросто определиться в выборе занятий. Некоторые из них считали, что на ребенка накладывается дополнительная нагрузка. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Программа внеурочной деятельности в 5-х, 6-х классах, перешедших на ФГОС второго поколения, обеспечивает достижение планируемых результатов усвоения обучающимися Основной образовательной программы основного общего образования и отражает запросы участников образовательного процесса.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное
- спортивно-оздоровительное
Модель организации внеурочной деятельности гимназии основана на оптимизации внутренних ресурсов образовательного учреждения. Выбор оптимизационной модели стал возможен, т.к. в практике прошлых лет сложилась прочная система воспитательной работы, которая органично легла в новую схему и находит свое отражение во внеурочной деятельности.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в гимназии являются:
- учет возрастных особенностей
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой; - доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию.
Согласно ФГОС ООО в гимназии внеурочная деятельность ведется по направлениям развития личности, представленными программами кружков «Учимся мыслить творчески», «Я и проекты», «Волшебные краски», «Учимся проектировать». Духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное направления реализуются через систему классных часов, а также внеклассных и внешкольных мероприятий.
Формирование самоорганизации, как ключевой компетентности, происходит у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
На занятиях кружков «Учимся проектировать», «Я и проекты» учащиеся работают над разработкой и реализацией проектов, что позволяет им
учиться планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволяет каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.
Для реализации проектной деятельности используются не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Над проектом учащиеся работают под руководством учителя. И чем старше ученики, тем больше в ходе работы они проявляют самостоятельности. Каждый ученик выполняет определенную функцию, каждый находит применение своим возможностям, для каждого ученика созданы условия для развития.
Подавляющее большинство проектов – творческие и исследовательские. Проектная деятельность получила широкое распространение не только в урочной, но особенно во внеурочной деятельности. Так появилась идея проводить Фестиваль проектов.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Программа внеурочной деятельности гимназии педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Результатом увлекательной внеурочной деятельности является участие детей в общегимназических мероприятиях, организации выставок творческих работ, участие в во Всероссийских интеллектуальных конкурсах. Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект и способствует овладению универсальными способами деятельности.
Проблемы и пути их решения.
Работа по внедрению стандартов второго поколения в основной школе показала как свои положительные стороны, так и выявила ряд проблем, которые нам предстоит решить.
1. Совершенствовать инфраструктуру гимназии,
2. Продолжить обучение педагогов :
- приемам проектирования образовательной среды;
- технологии оценивания результата деятельности обучающихся в условиях ФГОС;
- проектированию УУД в учебной и внеучебной деятельности;
- технологиям, обеспечивающим системно – деятельностный подход в обучении.
3. Вовлечение родителей в управление (планирование, организацию, участие в общественной экспертизе оценки качества образовательной среды), совместную деятельность в реализации социальных и творческих проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.
Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...
"Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС" (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами....
Система работы в МАОУ "Гимназия №1" по внедрению ФГОС ООО
Внедрение стандартов второго попокления процесс многоплановый, сложный и очень важный для каждого образовательного учреждения. В данной статье представлен опыт работы по внедрению ФГОС в основной школ...
Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических кадров образовательного учреждения (на примере МАОУ «Гимназия №1»)
Одной из ключевых задач современных образовательных реформ во всем мире является создание условий для профессионального развития учителей. В начале XXI века мировое сообщество поняло, что учительство ...
Статья "Классификация методов обучения географии в условиях внедрения ФГОС". Учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Хамедова Е.Е.
С учётом требований ФГОС ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся. Новые задачи реша...
Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ (представление опыта работы МАОУ СОШ № 146)
Материал содержит текст выступления на августовском совещании педагогических работников Кировского района г.Екатеринбурга...
Выступление на заседании ГМО заместителей директора по УВР " Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МАОУ "Гимназия №1" как ресурс современного качества образования"
Совершенствование деятельности образовательной организации во многом определяется ростом педагогической компетентности кадров. Данный факт диктует необходимость создания системы непрерывного профессио...