Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ (представление опыта работы МАОУ СОШ № 146)
статья
Материал содержит текст выступления на августовском совещании педагогических работников Кировского района г.Екатеринбурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovskom_soveshchanii.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Марамыгина С.В.,
заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №146
Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ
(из опыта работы МАОУ СОШ № 146)
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном Законе 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который вступает в силу с 1 сентября 2016 года. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в стандарте, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Работа по созданию таких условий уже давно ведется в нашей школе, так как наряду со здоровыми сверстниками вот уже почти 30 лет в ней обучаются дети, которым решением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, а также дети-инвалиды.
Материально-технические условия
Материально-технические условия школы соответствуют особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. Для проведения занятий используются классные комнаты с интерактивным оборудованием (на данный момент в школе установлено 12 досок, на всех рабочих местах педагогов установлены компьютеры, подключенные к сети Интернет), актовый и спортивный залы, спортивная площадка, мастерские. Специально для занятий внеурочной деятельностью был создан кабинет декоративно-прикладного творчества. Имеется библиотека, оснащенная компьютерами с выходом в Интернет, печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем предметам учебного плана, а также фонд дополнительной литературы.
В школе функционирует логопедический кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием для проведения групповых и индивидуальных занятий: приобретены логопедический тренажер «Дельфа – 142.1», комплект компакт – дисков Л.Н. Ефеменковой по коррекции дисграфических ошибок, коррекции письменной речи младших школьников.
Оборудован кабинет психолога с зоной игровой терапии (сенсорная комната). Сенсорная комната имеет особое значение. Мягкое покрытие полов, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, кубики Косса, сенсорная дорожка, сухой душ, соляная лампа, фонтан «Ручеёк», шар – молния, лампа «Капля», массажные мячи, игрушки, поделочные материалы - все это обеспечивает быструю адаптацию детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха. Эффект релаксации и снятия, мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки (светомузыка, слайдовые изображения), а также функциональной музыки.
Кадровые условия
Уровень профессионализма педагогического коллектива позволяет успешно решать задачи, которые ставят государство и общество перед системой образования. В специальных (коррекционных) классах для детей с ОВЗ работает 41 педагог (учителя, педагоги дополнительного образования, 2 психолога, 2 логопеда).
(Из них:
- с высшим образованием - 40 чел.( 96%);
- со средним образованием - 1 чел.(4%);
- с высшей квалификационной категорией-7 чел.(17%);
- с первой квалификационной категорией-23 чел.(56%).)
Стаж педагогической работы данных учителей составляет в среднем 15 лет.
За период с 2013 по 2016 год 100% педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, повысили свою квалификацию в части обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе школы было организовано обучение по данному направлению:
2014г., ГАОУ ДПО СО «ИРО», ОП «Коррекционная работа с обучающимися в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: организация и содержание».
2016 г., ФГБОУ ВПО «УрГПУ», ОП «Подготовка педагогической команды образовательной организации к работе в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
Таким образом, педагогический коллектив представлен в основном педагогами, которые уже имеют достаточный опыт практической деятельности, и в то же время в силу возраста мобильны, готовы к реализации всех поставленных задач.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо обеспечить на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Для этого в школе создана программа психолого – педагогического сопровождения обучающихся, родителей и педагогов. Она позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности каждого ребёнка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование, сохранить здоровье, обеспечить профессиональное самоопределение и социализацию в современном обществе. Программа включает в себя взаимосвязанные направления:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения действует школьный психолого - педагогический консилиум -постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту, или иную стратегию сопровождения ребенка, и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка. В состав консилиума входят представители администрации, учителя, специалисты (логопед, психолог). В случае необходимости привлекаем медицинских работников.
Задачи консилиума:
• Уточнение стратегии и определение тактики и технологий оказания специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;
• Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом;
• Изменение образовательной траектории ребенка с особыми образовательными потребностями в самом ОУ (при согласии родителей);
• Выявление детей, нуждающихся в дополнительной специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов;
• Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.
Взрослые, работающие с особым ребенком, должны составлять одну команду, задача которой – объединение разносторонних усилий с целью успешного вовлечения ребенка с особенностями развития в школьную жизнь. Основными членами нашей команды стали учителя, классные руководители, педагоги – психологи, учителя – логопеды, педагоги дополнительного образования и специалисты общественных организаций. Кроме того, для решения сложных проблем мы привлекаем и внешних специалистов из ресурсных центров, медицинских учреждений. У нас заключен договор с территориальной муниципальной ПМПК на базе МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад Радуга». Школа сотрудничает с МБУ «Детской городской больницей №10». В МАОУ СОШ №146 сотрудниками больницы проводятся осмотры узких специалистов, консультации учащихся врачом-психоневрологом и психиатром, вакцинации детей (в соответствии с графиком профилактических прививок). В течение нескольких лет образовательное учреждение осуществляет плодотворное сотрудничество с МБУ Екатеринбургским Центром психолого- педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»: педагоги школы, работающие в специальных (коррекционных) классах для детей с ОВЗ посещают практические семинары, организованные на базе этого учреждения, специалисты центра «Диалог» становятся участниками мероприятий, проводимых на базе школы.
Обучение детей с ОВЗ организовано по программам, адаптированным к уровню развития обучающихся и обеспечивает усвоение учебного материала в соответствии с требованиями стандарта. При организации учебного процесса учитываются особенности развития детей и принципы обучения учащихся специальных (коррекционных) классов для детей с ОВЗ. Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении детей.
Коррекционная работа с учащимися с ОВЗ в нашей школе ведется в трех направлениях: общеразвивающей, предметной и воспитательной.
Цель занятий общеразвивающей направленности: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных проблем в их развитии. Содержание деятельности, ее продолжительность регламентируется уровнем работоспособности ребенка.
Цель занятий предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы по различным предметам, восполнение пробелов предшествующего обучения. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не превышает 20-30 мин. В группы объединяют по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают педагоги дополнительного образования, логопед, психолог.
Занятия воспитательной направленности организует классный руководитель. Цель этих занятий: оптимизация эмоционально-личностной сферы ребенка, развитие познавательной сферы, адаптация ребенка к окружающему миру, интеграция ребенка в школьный социум. Главным воспитательным ресурсом для детей с ОВЗ является то, что они оказываются в такой же социальной среде, как и другие дети, их сверстники, не имеющие ограничений. Дети с ОВЗ приобретают возможность получения широкого социального опыта, установления контактов с различными людьми, включая сверстников, опыта принятия и отвержения в коллективе, формирования симпатий и антипатий. Этому помогают этические беседы, экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, участие в общешкольных акциях, праздниках и линейках.
Педагог – психолог проводит диагностику уровня развития ребенка, используя диагностический комплекс М.М. Семаго, разрабатывает индивидуальные перспективные планы развития для каждого учащегося с ОВЗ.
Коррекционная психологическая работа в школе ведется по нескольким направлениям:
- Реализация программы для детей с ОВЗ «Релаксация-коррекция-развитие».
Занятия направлены на сохранение психоэмоционального и физического здоровья учащихся, социализации, нравственного становления личности.
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи.
Коррекционная работа с родителями направлена на повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений, активное включение родителей в воспитательный процесс, помощь родителям в воспитании ребёнка, контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение его безнадзорности, оптимизация процесса общения в семье, восстановление потенциала семьи. С 2008 года в школе работает детско – родительский клуб «КонТАКТика».
- Психологическая помощь педагогам, работающим с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
В рамках этого направления разработана программа профилактической работы, направленная на предупреждение преждевременного выгорания педагогов. Педагог-психолог в форме бесед и тренингов проводит занятия с педагогами, направленные на снятие симптомов эмоциональной напряженности, помогает устранять возникающие проблемы.
- Профориентационная работа.
Педагог - психолог совместно с классными руководителями проводит работу по профориентации обучающихся, направленную на:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности
-выработку у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Внеурочная деятельность играет заметную роль в социализации обучающихся. Она организуется по направлениям развития творческого потенциала личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) и направлена на разностороннее развитие обучающихся. Оно возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.
Так для обучающихся 1-4 классов необходимо развитие мелкой моторики, поэтому на занятиях объединений, кружков, во внеурочной деятельности этой проблеме уделяется много внимания, так как именно «рукоделие» способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, а также оно является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Это направление представлено занятиями, на которых ведется работа с различными материалами: бисером, бумагой, тестом, нитками. Развитию сенсомоторики помогает и авиамодельный кружок, который посещают обучающиеся 5- 9 классов.
Занятия в кружке «Шумовой оркестр» способствуют развитию чувства ритма у обучающихся, а это ведет к развитию умственных способностей, психических процессов, мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ.
Спортивно-оздоровительное направление представлено «Ритмикой». И это не случайно, потому что у учащихся с задержкой психического развития наблюдается повышенная двигательная активность, а коррекционная ритмика – одно их самых эффективных средств воздействия на двигательную сферу. Во время движения под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизируются память и внимание, нормализируются эмоционально-волевые процессы.
Для обучающихся 5-9 специальных (коррекционных) классов для детей с ОВЗ предлагается курс «Культура дома», который предусматривает овладение учащимися необходимыми теоретическими и практическими навыками по ведению домашнего хозяйства, приготовлению различных блюд, уходу за одеждой и обувью. Обучающиеся учатся производить мелкий ремонт сантехнического оборудования, мебели, знакомятся с источниками семейных доходов и статьями расходов, способами сокращения расходов, учатся аккуратному, бережному отношению к вещам, знакомятся с видами трудовой деятельности, рынком услуг.
Инклюзия предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, творческие турниры и конкурсы различного уровня. При этом «особые» дети - активные участники этих мероприятий. Совместное проживание школьной жизни усиливает социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к особым детям.
Созданные в школе условия позволяют обучающимся с ограниченными возможностями здоровья успешно заканчивать образовательное учреждение. Ежегодно 1-2 человека из класса для детей с ОВЗ продолжают получать образование в 10 классе школы, а остальные - в различных учебных заведениях начального (кулинарное училище, художественно-промышленное училище, профессиональное училище «Лицей-строитель») и среднего профессионального образования (Уральский колледж автомобильного транспорта и сервиса, Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова, музыкальное училище имени П.И. Чайковского, политехнический колледж, колледж транспортного строительства, колледж строительства, архитектуры и предпринимательства, колледж железнодорожного транспорта). В адрес школы поступают благодарственные письма от администраций этих учебных заведений, где отмечаются успехи наших выпускников.
Конечная цель обучения детей с ОВЗ - это выпускник, который реализует себя в обществе как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. Так выпускник нашей школы, «особый» ребенок Андрей П, музыкант оркестра «Баянисты Екатеринбурга» в мае 2013 года стал Лауреатом III международного (VIII Всероссийского) конкурса баянистов, аккордеонистов и гармонистов «Друг баян», а в сентябре 2013 в составе оркестра занял 1 место на международном конкурсе аккордеонистов CITTA DI CASTELFIDARDO в г. Кастельфидардо (Италия). Другая ученица Ирина Ч., уже неоднократно становилась призером кулинарных фестивалей различного уровня. Дмитрий А. прошел серьёзный отбор в команду по обслуживанию спортсменов и работал поваром в одном из ресторанов г. Сочи на Олимпиаде – 2014. Денис Ш., окончив музыкальное училище им. П.И. Чайковского, продолжает обучение в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Ученики являются продолжателями дел своих воспитателей. Никита Л., вдохновленный примером своего руководителя М.В.Осипова, закончил РГППУ и руководит клубом авиамоделирования.
Результаты деятельности МАОУ СОШ № 146 по работе с детьми с ОВЗ неоднократно представлялись на районных и городских педагогических чтениях, региональных и Всероссийских конференциях.
С 2013 года в образовательном учреждении внедряется проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» (Научный консультант Бывшева Марина Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «УрГПУ»).
(Проект ориентирован на создание условий для получения доступного и качественного образования данной категории обучающихся, формирования личной успешности обучающихся с ОВЗ и способен реализовать следующие направления развития:
- создание системы обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- организация коррекционно-развивающей помощи учащимся с особыми образовательными потребностями).
С 2014 года наше образовательное учреждение является городской сетевой инновационной площадкой по теме «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС».
В ходе реализации проекта проведены следующие мероприятия:
- 28 ноября 2013 г. городской семинар «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения».
- 10 февраля 2014 г. круглый стол «Толерантность в деталях».
- 27 марта 2015 г. представлен опыт на городском семинаре «Из опыта работы в рамках ГСИП «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС».
В 2016 году МАОУСОШ №146 стало победителем конкурса «Лучшее муниципальное общеобразовательное учреждение - 2016 в номинации «Модель инклюзивного образования».
Таким образом, в школе создана комфортная образовательная среда, которая дает возможность любому ребенку добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников, получить качественное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА обеспечения доступности качественного образования обучающимся с разными потребностями и возможностями
Программа повышения качества образования состоит из 2 блоков.1 блок. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей остаётся одной из приоритетных задач современного образования в Росси...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Работа школьной ППк...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьесберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчико...