Проект «Педагог – профессионал»
проект на тему
В современных условиях, когда в образовании реализуется идея демократизации, обеспечивающая педагогу право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий, особенную значимость приобретает наличие высокого профессионального уровня у педагога, обеспечивающего организацию образовательного процесса в условиях различных педагогических систем и применительно к различным ситуациям. В реальной практике особенно педагогам явно не хватает научных знаний и методических умений для проектирования своей профессионально-исследовательской и конструктивной деятельности; выявления адекватной реальности характеристики состояния образования в своем учреждении; разработки индивидуальных моделей развития профессионального мастерства обучаемых педагогов и обобщения лучшего педагогического опыта. Все это сдерживает рост профессиональной компетентности педагога и является препятствием для развития его творческой активности и умения правильно анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.
В последние годы интерес педагогов к методической деятельности растет. Появилось много интересных работ (Л.П.Ильенко, М.В.Кларин, И.М.Курдюмова, А.М.Моисеев, Т.С.Полякова, М.М.Поташник, Г.К.Селевко, П.И.Третьяков, А.Б.Фомина и др.), в которых раскрываются различные развития профессиональной компетентности педагогов. Однако высокий научно-теоретический потенциал этих работ не снимает трудности педагогов-практиков, руководителей методических объединений, испытывающих сложности в организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов. Этим определяется актуальность выбранной темы: «Педагог - профессионал».
Целью проекта совершенствование педагогического мастерства учителей школы и стимулирование мотивации педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garasko_n.v.proekt_pedagog_-professional.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Барабановская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Педагог – профессионал»
Проект выполнила
Гарасько Н.В..
зам. директора по УВР
МОБУ «Барабановская СОШ»
Барабановка
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях, когда в образовании реализуется идея демократизации, обеспечивающая педагогу право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий, особенную значимость приобретает наличие высокого профессионального уровня у педагога, обеспечивающего организацию образовательного процесса в условиях различных педагогических систем и применительно к различным ситуациям. В реальной практике особенно педагогам явно не хватает научных знаний и методических умений для проектирования своей профессионально-исследовательской и конструктивной деятельности; выявления адекватной реальности характеристики состояния образования в своем учреждении; разработки индивидуальных моделей развития профессионального мастерства обучаемых педагогов и обобщения лучшего педагогического опыта. Все это сдерживает рост профессиональной компетентности педагога и является препятствием для развития его творческой активности и умения правильно анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.
В последние годы интерес педагогов к методической деятельности растет. Появилось много интересных работ (Л.П.Ильенко, М.В.Кларин, И.М.Курдюмова, А.М.Моисеев, Т.С.Полякова, М.М.Поташник, Г.К.Селевко, П.И.Третьяков, А.Б.Фомина и др.), в которых раскрываются различные развития профессиональной компетентности педагогов. Однако высокий научно-теоретический потенциал этих работ не снимает трудности педагогов-практиков, руководителей методических объединений, испытывающих сложности в организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов. Этим определяется актуальность выбранной темы: «Педагог - профессионал».
Целью проекта совершенствование педагогического мастерства учителей школы и стимулирование мотивации педагогической деятельности.
Объектом проекта является процесс создания динамичных систем, обеспечивающих адекватное реагирование и адаптацию современного педагога к изменяющимся условиям.
Предмет проекта – содержание, формы и методы организации методической работы МОБУ «Барабановсая СОШ» по развитию профессиональной компетентности педагогов.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, многофакторный анализ проблем и особенностей многопрофильного общеобразовательного учреждения позволили выдвинуть следующую гипотезу:
а) в условиях современного образовательного учреждения наиболее результативной является работа по развитию профессиональной компетентности педагогов, синхронно проводимая в двух плоскостях – традиционно-учебной и научно-исследовательской, соответствующей направлению инновационной деятельности и органически объединяющая эти два вида деятельности;
б) эта работа должна отвечать принципу системности и строиться на основе двойного комплекса принципов ее организации, объединенного не на суммарной, а на интегративной основе.
При несоблюдении этих двух условий работа может оказаться не только нерезультативной, но и несущей разрушительный потенциал в области понижения эффективности обучения, воспитания и создания отрицательного психологического климата в коллективе и отрицательной мотивации деятельности педагогов.
Задачи проекта:
- оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;
- изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;
Теоретическая значимость проекта в том, что в нем выделяются направления работы по развитию профессиональной компетентности педагогов в современных изменяющихся условиях; устанавливается возможность эффективного использования одних из ранее использующихся форм методической работы, а также потребность в разработке новых форм, соответствующих реалиям современной жизни.
Практическая значимость проекта:
а) в разработке комплексного подхода к осуществлению всех стадий методической работы в МОБУ «Барабановская СОШ» по развитию профессиональной компетентности педагогов,
б) в разработке практических материалов и создании методической документации по инновационной деятельности в целях развития профессиональной компетентности педагогов;
в) в определении стратегии и тактики МОБУ «Барабановская СОШ» по развитию профессиональной компетентности педагогов.
Перспективность проекта в том, что на основе его теоретических положений и практических рекомендаций может конструироваться адаптивная система организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, в формирования его коммуникативных и лидерских способностей, без которых педагог теряет возможности решения ряда очень важных дидактических задач.
Этапы проектной деятельности:
Первый этап. 2013-2014 годы
«Познай самого себя»
Режим вхождения в проект предполагает:
– изменение стиля работы администрации, педагогов характера их взаимоотношений и позиции в образовательном пространстве;
– формирование у большей части коллектива педагогов положительного мотива к участию в проектной работе, осознание значимости его на разных уровнях и для разных субъектов;
– самоопределение в отношении профессионального освоения основ проектной деятельности, развитие представлений об ответственности педагога за результаты педагогического проекта по развитию профессиональной компетентности педагогов;
Второй этап 2014-2015годы
«Совершенствование»
Внедрение в практику работы педагогов мероприятий запланированных в рамках проекта. Создание банка опытно-экспериментальных материалов, выявление условий, благоприятствующих переходу от теоретической модели к практике. Внедрение позитивных результатов в практическую деятельность. В ходе формирующего проекта анализ получаемых результатов, внесение коррективы в содержательный и процессуальный аспекты проекта.
Третий этап 2015-2017 годы
«Творческая самореализация»
Уточнение концептуальных положений, алгоритмов, технологий деятельности по повышению педагогического мастерства, сопоставление с критериями промежуточных показателей мониторинга. Подведение итогов проводимой деятельности. Анализ системного комплекса специфических и традиционных методов работы. Обработка данных и оформление результатов проведенной работы.
Мероприятия по реализации проекта:
Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Повышение квалификации с использованием дистанционной формы обучения . | Зам. директора по УВР | 2013 – 2017 гг. |
Совершенствование программ самообразования педагогов. | Зам. директора по УВР | 2013 — 2015 гг. |
Обучение ИКТ, работе с интерактивным оборудованием. | Директор | 2013-2015 гг. |
Организация семинаров, мастер-классов | Зам. директора по УВР | 2013-2015 гг. |
Участие в экспериментальной инновационной деятельности | Зам. директора по УВР | 2013 – 2017 гг. |
Организация системы наставничества через создание «Школы педагогического мастерства» | Зам. директора по УВР | Сентябрь – октябрь 2013 г. |
Вовлечение педагогов в исследовательскую работу | Зам. директора по УВР, руководители ШМО | В течение всего периода. |
Работа по внедрению ФГОС второго поколения | Директор | В течение всего периода. |
ТАБЛИЦА 1
Сравнительные характеристики особенностей
работы по развитию профессиональной компетентности педагогов на начало и окончание проекта.
Особенности работы над профессиональной компетентностью педагога на начало проекта | Особенности работы над профессиональной компетентностью педагога на окончательном этапе проекта |
1. Работа над темой | |
2. Выбор темы | |
Диктуется указанием сверху или произвольным выбором администрации | Диктуется насущными проблемами. |
3. Характер исследований | |
Единичные, не связанные между собой темы, часто не совпадающие с темой работы МОБУ «Барабановская СОШ» | Взаимосвязанные между собой темы, являющиеся составными элементами решения общей проблемы |
Фрагментарная опытная работа | Комплексная работа |
5. Реализация исследовательских направлений | |
Нецентрализованная, стихийная | Централизованная, упорядоченная |
6.Сроки выполнения | |
Произвольные | Установленные, скоординированные |
Таблица 1а | |
| |
Доклады, открытые уроки, выставки | Научные отчеты, открытые уроки, выставки опыта |
| |
Отсутствует или сводится к анализу мероприятий | Проводится с использованием разнообразных средств |
| |
На уровне мнений о сдвигах | На уровне точных замеров изменяемых параметров |
| |
Не проводится | Проводится |
| |
Направлена на устранение недостатков, обнаруженных в результате анализа занятий. | |
Проводится традиционными методами | Проводится с использованием инновационных методик |
| |
Проводится по результатам анализа уроков. | Проводится по результатам анализа урока и уровням компетентности педагога |
| |
Индивидуальный | Индивидуально-групповой |
Таблица 1б | |
| |
Выявление фрагментов имеющегося опыта, не связанного с темой работы МОБУ «Барабановская СОШ» | Создание опыта в области новых технологий, реализующих основные цели и задачи работы ОУ. |
| |
Индивидуальная, самостоятельная, неуправляемая | Коллективно-групповая, управляемая целями и задачами ОУ |
| |
Индивидуальное, фрагментарное, не совпадающее с темой работы в МОБУ «Барабановская СОШ» ( в основном знакомство с литературой по предмету). | Системное, коллективно-групповое, совпадающее с темой работы МОБУ «Барабановская СОШ» и методических объединений. Организуется по заданной программе |
| |
Проработка основных положений выбранной темы | Поиск способов реализации этих положений на практике |
| |
По предметному принципу | В составе инициативных творческих групп |
Контроль и руководство над выполнением образовательных программ | Организация многоуровневой консультационной, диагностической, координационной и аналитической работы |
Таблица 1в | |
Содержание управления | |
| |
Контроль и руководство выполнением образовательных программ | Анализ хода и результатов образовательного процесса |
Коррекция ошибок в педагогической технике | Коррекция исходных замыслов, совершенствование методик |
Отработка традиционной педагогической техники по устоявшимся методикам | Отработка традиционной педагогической техники на основе инновационных идей |
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
(Требования к уровню профессиональной компетентности педагога МОБУ «Барабановская СОШ»)
Общие требования к образованности
Педагог:
- понимает сущность и социальную значимость своей профессии, обладает устойчивым интересом к профессии, чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
- обладает гражданской зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, чувством профессионального достоинства и социальной ответственностью за качество и результаты педагогического труда, вниманием и заботливым отношением к детям;
- осознает самоценность детского возраста как фундамента формирования личности и развития жизнеспособности человека;
- осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охране здоровья, физическому самосовершенствованию, безопасности жизнедеятельности;
- готов при реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решения;
- умеет рационально организовывать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать ее результаты, организовывать рабочее место;
- готов к сотрудничеству с коллегами по работе;
- психологически готов к изменению вида и характера профессиональной деятельности, осознает необходимость повышения квалификации, способен к самостоятельному овладению знаниями в области профессиональной деятельности;
- владеет умениями и навыками самостоятельного умственного труда, готов к самостоятельной работе с нормативной и методической литературой в области профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовленности к профессиональной деятельности
Педагог владеет знаниями:
- о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах влияния на развитие;
- о личностно-ориентированном подходе в педагогическом процессе;
- о возрастной периодизации и основных ступенях развития;
- о закономерностях психического развития;
- о психологических особенностях основных видов деятельности;
- о формировании и развитии культурной личности;
- об основах психологии общения, видах и уровнях общения, основных закономерностях;
- о психологических основах педагогической деятельности: структуре, технике, путях овладения педагогическим мастерством, о стилях педагогического руководства, о педагогических способностях, профессионально значимых личных качествах педагога;
- о закономерностях педагогического процесса, о цели образования, задачах, содержании, формах, методах и средствах воспитательно-образовательной деятельности;
- о вариативных образовательных программах;
- об инновационных технологиях обучения;
- о задачах, содержании, формах и методах работы с родителями;
- о системе управления образовательными учреждениями;
Педагог владеет умениями:
- анализировать и оценивать уровень обученности, воспитанности, развития детей;
- анализировать педагогические ситуации, педагогические явления, собственную педагогическую деятельность и деятельность других педагогов, стоящие перед ним в соответствии с образовательными программами педагогические задачи;
- планировать подготовку и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (занятий и др.), отбирать и перестраивать учебный материал в доступной для детей форме;
- анализировать достигнутые в результате осуществления педагогического процесса достижения, выявлять причины затруднений и ошибок в педагогической деятельности;
- создавать развивающую воспитательно-образовательную среду;
- планировать и организовывать работу с родителями.
Педагог владеет специальными знаниями:
- об особенностях организации педагогического процесса в образовании;
- о сущности и особенностях организации детских коллективов и закономерностях социального развития ребенка в них;
- об условиях развития и саморазвития индивидуальности;
- о специфике развития способностей, познавательных интересов и творческих потребностей обучающихся;
Педагог владеет специальными умениями:
- создавать условия, обеспечивающие охрану жизни, здоровья и развития детей;
- формировать у детей целостное представление об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах;
- осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей;
- создавать предметно-пространственную среду, обеспечивающую условия для разностороннего развития ребенка;
- оказывать консультативную помощь родителям (лицам их заменяющим), а также педагогическим работникам, в пределах своей компетентности;
- участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
Педагог владеет практическими умениями:
- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- осуществлять текущее и перспективное планирование учебно-воспитательного процесса, разрабатывать и оценивать рабочие программы;
- методически грамотно строить образовательную деятельность, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и обучения в соответствии с поставленными конкретными задачами;
- осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования детей, проведение в необходимых случаях просветительно-педагогической работы с родителями;
- повышать уровень квалификации и совершенствовать педагогическое мастерство.
Ожидаемый результат проекта
- увеличение доли инновационных направлений деятельности в школе, увеличение числа педагогов новаторов;
- рост профессионального мастерства педагогических кадров школы;
- создание условий для непрерывного образования педагогов;
- обеспечение соответствия уровня профессионализма, современных компетентностей педагогов требованиям социального запроса;
- повышение мотивации труда педагогов;
- обеспечение условий создания системы современного методического сопровождения обучения и развития, воспитания учащихся в образовательных учреждениях всех уровней и типов.
Список использованной литературы- Бабкина, Т. А. Возможно ли воспроизведение образцов педагогической деятельности? [Текст] / Т. А. Бабкина // Педагогика, 2000.- №5.- С. 23-27.
- Бирюкова, Н. А. Организация профессионального развития учителя: опыт США [Текст] / Н. А. Бирюкова // Методист, 2005.-№5.- С. 5-8.
- Белановский С. А. Метод фокус-групп [Текст] / С. А. Белановский.- М.: Магистр, 1996.- 272 с.
- Василевская, Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне [Текст]: Методическое пособие / Е. В. Василевская. – М.: АПКиППРО, 2005.
- Гильманов, О. С. Творческая индивидуальность педагога [Текст] / О. С. Гильманов // Народное образование.- М., 1998.
- Горский, В. А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования [Текст] / В. А. Горский // Дополнительное образование.- 2003.- №3
- Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
- Кульневич, С. В. Организация и содержание методической работы [Текст] / С.В. Кульневич, В. И. Гончарова, Т. П. Лакоценина.- Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2004.
- Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе [Текст]/ Т.Н. Макарова.- М.: «Педагогический поиск» .-2001.
- Морозова, Т. В. Педсовет: идеи, методики, формы [Текст] / Т. В. Морозова.- М.: «Педагогический поиск»,1998.
- Профессиональные объединения педагогов [Текст]: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей / Под науч. ред. М. М. Поташника.- М., 1997.- 246с.
- Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы [Текст] / Е. М. Пахомова // Методист, 2009.- №1.- С. 28-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Педагог глазами детей"
Педагог – одна из самых ответственных, сложных и благородных профессий. Это профессия, которая позволяет способностям оптимально раскрыться и реализоваться. Ведь чтобы добить...
Творческий проект педагога
"Использование информационно- коммуникационных технологий в художественно - творческом развитии одаренных детей"...
проект "Педагог-исследователь"
Исследовательская деятельность- это процесс получения новых сведений с помощью научных методов: наблюдения, эксперимента, сравнительного метода, метода моделирования и др. Структура иссл...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГУ» на 2018 учебный год
Образовательный Проект «Педагог-педагогу» реализуется на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спек...
Проект педагога
Проект "Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников".Авторы: Денещик Т.Б., Бессонова С.А....
Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога. Работа направлена на формирование у воспитан...
Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...