Творческий проект педагога
проект по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
"Использование информационно- коммуникационных технологий в художественно - творческом развитии одаренных детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с одаренными детьми | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МАОУ лицей №110 им. Л.К.Гришиной
Творческий проект
«Использование информационно - коммуникационных технологий
в художественно - творческом развитии одаренных детей»
Научный руководитель проекта – Куприна Надежда Григорьевна, профессор кафедры гуманитарного образования ИРО Разработчик проекта: Учитель изобразительного искусства МАОУ лицея№ 110 Квапиш Н.Е. |
Екатеринбург 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………...1
1. Основные понятия идеи проекта………………………………….2
1.1. Информационная технология…………………………………2
1.2. Коммуникационные технологии……………………………...3
1.3. Художественное творчество…………………………………..3
1.4. Одаренность……………………………………………………4
1.5. Одаренный ребенок……………………………………………4
1.6. Процесс творческого воображения…………………………...5
2. Цели и задачи данного проекта…………………………………...5
3.Экспериментальные исследования процесса развития творческого воображения детей 12 лет на занятиях по изобразительной деятельности (с использованием ИКТ)…………………………………………………………………...7
3.1. Констатирующий эксперимент……………………………….7
3.2. Формирующий эксперимент………………………………….13
3.3. Результаты опытно – экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Контрольный срез…………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………..19
Литература…………………………………………………………...20
1
Введение
Теоретическое обоснование проекта
Актуальность темы. Глобальная информатизация общества, компьютеризация, развитие телекоммуникаций и интерактивных технологий привели к фундаментальным изменениям в социально – производственных отношениях в современном мире. Сфера управления информацией стала наиболее актуальной и перспективной для реализации креативного потенциала личности. Появилась востребованность в специалистах с развитым и ярко выраженным творческим, инициативным мышлением, со способностями и навыками, которые развивает именно художественное образование. В связи с такой потребностью, общество ставит перед образованием в целом и перед художественным образованием в частности, новые цели и задачи.
В ряде документов, разработанных правительством России в области образования нового типа: «Концепции модернизации Российского образования»; «Национальной доктрине образования в РФ»; Законе «Об образовании» и федеральном проекте «Наша новая школа», указываются приоритетные направления, где одним из основных - является работа с одаренными детьми в контексте новых информационных технологий.
Противоречием в реализации этой проблемы на современном этапе является то, что в учреждениях художественного и художественно-педагогического образования, внедрение компьютерных технологий не носит столь массового характера, как в общеобразовательных школах. Практически не используется огромный спектр возможностей компьютерных технологий для развития творческих способностей учащихся, ограничиваясь использованием текстовых редакторов и поиску информации в сети. Причины этой проблемы видятся в неэффективности учебно-методической базы занятий, связанных с ИКТ и в том, что мало специалистов-учителей, обладающих идеями и концепциями по использованию компьютерной техники в образовании.
2
Данное обстоятельство актуализирует разработку и создание системы работы образовательных учреждений с одаренными детьми на основе методологических подходов и принципов с использованием ИКТ, учитывающих познавательные потребности и возможности одаренных детей.
Степень исследования проблемы. Исследования проблемы развития детской одаренности с использованием ИКТ стали проводить в нашей стране в 80-х – 90-х годах. Были использованы исследовательские данные из научных трудов: П.П. Блонского; Л.С. Выготского; В.В. Зеньковского; Г.И. Челпанова; В.М. Экземплярского. В них выявлена природа одаренности, ее выявление, диагностика и развитие в детском возрасте.
Так же были использованы разработанные зарубежными психологами тесты на одаренность: психометрические тесты интеллекта Кеттелла, Равенна, интеллектуальная шкала Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра, тесты креативности Гилфорда, Торренса и др.
В эти же годы были обобщены концепции одаренности (Д.Б.Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др.), как интегрального феномена, соотносимого с личностью в целом. Это - этический аспект выявления одаренности у детей; учет возрастных закономерностей в признаках одаренности; классификация видов одаренности; понимание потенциального характера детской одаренности; выявление зависимости ее проявления и развития от социального окружения и условий.
Основные понятия идеи проекта.
В соответствии с данными положениями сформулированы основные понятия идеи проекта.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,
3
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного детского творчества имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду художественного творчества меняется. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.
4
Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка и делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создает нечто новое.
Творчество – это деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, в той или другой мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ребенка (Н.Д. Таким образом исследователи (Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Т. Рибо, П.Е. Торренс и др.) сходятся в том, что «творчество» - это деятельность по созданию нового, значимого для общества или самого человека; результатом творческой деятельности может быть все, что угодно: мысль, вещь и т.д. «Творчество» - это деятельность специфично человеческая, предполагающая творца – субъекта творческой деятельности. Творческая деятельность проявляется в следующих показателях: оригинальность, беглость, гибкость, разработанность, идей и др. Процесс творчества состоит из следующих фаз: подготовки (сознательная работа); созревания (бессознательная работа); вдохновение (переход от бессознательной к сознательной работе); развитие идеи (проверка истинности); окончательного воплощения (сознательная работа). Основные атрибуты творчества – это умение воспринимать, перерабатывать и воплощать идеальные образы во внешней форме.
В рамках настоящего исследования мы рассматриваем творчество как процесс воплощения продуктов деятельности человеческого сознания в форме вещей или социальных знаков.
Одаренность – это системное качество человека, развивающееся в процессе его жизнедеятельности и определяющее возможность достижения им незаурядных, выдающихся результатов в ценных для общества видах деятельности.
5
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Общая одаренность детей – это единая и целостная характеристика ребенка, связанная с его высоким творческим потенциалом, складывающаяся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия личностных свойств и условий окружения и составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.
Из этих определений можно сделать вывод, что основополагающим процессом в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка является – сложный процесс творческого воображения и проявляется он через художественное творчество. Воображение – это мышление посредством образов. Продуктами конкретно-образного мышления является весь предметно-вещественный мир, произведения художественного творчества. Для создания образного языка в художественном творчестве наиболее эффективным является использование цифровых технологий.
Цели и задачи данного проекта
Целями данного проекта являются: разработка системы занятий, направленных на развитие творческого воображения одаренных детей школьного возраста в изобразительной деятельности с использованием ИКТ; ее экспериментальное обоснование с реализацией на практике.
Осуществление данной цели предполагает решение ряда задач.
Задачи:
- Провести анализ современного состояния проблемы развития одаренных детей.
- Обработать полученную информацию, составить промежуточные и итоговые отчеты по оценке реализации проекта.
6
Педагогические возможности развития творческого воображения у детей в процессе изобразительной деятельности обусловлены тем, что созданы условия. Взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему.
Условия развития воображения:
*организация интересной содержательной жизни ребенка в школьном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения;
*единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними;
*обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее);
*предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым;
*комплексное и системное использование методов и приемов;
*учет индивидуальных особенностей ребенка.
Теоретический анализ состояния проблемы позволил, с одной стороны уточнить научно-методические основы настоящего исследования, с другой – подтвердить его актуальность.
7
Экспериментальные исследования процесса развития творческого воображения детей 12 лет на занятиях по изобразительной деятельности (с использованием ИКТ)
Экспериментальное исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Возникает необходимость выделить следующие цели:
1. Разработка системы заданий для констатирующего этапа эксперимента;
2. Разработка и проведение системы занятий для формирующего этапа эксперимента; 3. Разработка системы диагностических заданий для итогового контроля; 4. Анализ полученных результатов и степени эффективности разработанной технологии.
В опытно-экспериментальном исследовании я предполагала использовать для диагностики индивидуальную и групповую форму работы с детьми, так как такая организация педагогического процесса наиболее естественна для школьников и способствует их раскрепощению. В результате обусловлена возможность получить максимально достоверные сведения об интересующем меня процессе.
Мой педагогический эксперимент осуществлялся на базе лицея № 110 города Екатеринбурга, обследовано 10 учеников.
Констатирующий эксперимент
Цель: Выявить базовый уровень творческого воображения детей в изобразительной деятельности. Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Разработка системы диагностических заданий и внедрение их в практическую деятельность;
2. Организация целенаправленного педагогического наблюдения за детьми;
3. Анализ полученных данных;
4. Обработка данных.
8
В основу изучения развития воображения детей в изобразительной деятельности я взяла следующие показатели:
*Гибкость – степень разнообразия в вариантах ответа по количеству предлагаемых категорий: природа, транспорт, человек и т.д.
*Оригинальность – редкость, нестандартность идеи.
*Увлеченность содержанием задачи.
Для выявления творческого воображения детей использовала фигурные тесты П. Торренса на творческое мышление (адаптированы Н.П. Щербо, Е.И. Щелбановой в 1990 г.).
Каждый из этих показателей охарактеризован следующими уровнями: низкий, средний, высокий. Каждому уровню соответствует шкала баллов.
Таблица 1
СООТНЕСЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ С СУММОЙ БАЛЛОВ
Уровень | Диапазон суммарного балла | Оценка |
1 | 0-1 | Низкий |
2 | 2-3 | Средний |
3 | 4-5 | Высокий |
9
Таблица 2
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Показатель | Низкий | Средний | Высокий |
Оригинальность | Рисунок ребенка отмечается схематизмом, отсутствует умение проявлять творчество, т.е. не выдвигает никаких новых решений и идей. | Ребенок отражает в рисунке настроение и характер, передает образ, старается выдвинуть нестандартное новое решение. Происходит это неуверенно и робко. | Ребенок отражает в рисунке яркие, необычные образы. Выдвигает новые, неожиданные идеи, отличающиеся по своей сути от широко известных, общепринятых. |
Гибкость | Ребенок трудно переходит от одной предлагаемой категории к другой. | Ребенок практически свободно может перейти от одной темы изображения к другой, но все- таки близким по содержанию. | Ребенок легко переходит от одной предлагаемой категории к другой. |
Увлеченность процессом творчества | Ребенок пассивен, выполняет задание вяло без особого желания, не проявляет интереса к данной деятельности. | Ребенок активен, выполняет задания с желанием. | Ребенок проявляет активность в творческой деятельности. Выполняет задание с увлечением. |
10
В соответствии с показателем развития воображения средствами изобразительной деятельности на основе тестов Е.М. Торшиловой разработана система диагностических заданий:
1.Задание «Круги». В качестве стимульного материала ребенку на специальном бланке предлагалось 15 кругов разной величины, используя которые как основу, он должен нарисовать как можно больше предметов. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два или более кругов для одного рисунка.
2. Задание «Незавершенные фигурки». Ребенку предлагалось 10 недорисованных фигур разнообразной формы, которые нужно дорисовать таким образом, чтобы из каждой фигурки получился какой-нибудь предмет.
В тестах диагностируются показатели – гибкость, оригинальность, увлеченность процессом творчества.
Анализ выполнения задания (показатель увлеченности процесса творчества) осуществлялся на основе целенаправленного педагогического наблюдения. Я отслеживала, как дети реагировали на задания, то есть на готовность к творчеству, к созданию оригинальных идей.
11
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывались, поскольку в первую очередь меня интересовал сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента я произвела количественную и качественную обработку данных. Количественная характеристика уровней развития воображения представлена в следующей таблице:
Таблица 3 КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
№ п/п № п\п | Фамилия, имя ребёнка Фамилия, имя ребенка | Показатели | всего баарообаллов | Средний балл | Уровень | ||
оригинальность | гибкость | увлеченность | |||||
1. | Барац Максим | 2 | 2 | 3 | 7 | 2,3 | с |
2. | Бахарева Дарья | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | с |
3. | Белянин Антон | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | с |
4. | Бородулина Лиза | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | н |
5. | Василенко Георгий | 2 | 2 | 3 | 7 | 2,3 | с |
6. | Волкова Мария | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | н |
7. | Голенцева Саша | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | с |
8. | Денисова Катя | 3 | 3 | 4 | 10 | 3,3 | с |
9. | Дубровина Дарья | 4 | 4 | 5 | 13 | 4,3 | в |
10. | Кандауров Данил | 1 | 3 | 2 | 6 | 2 | с |
Всего: Среднеарифметический балл деятельности. Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень | 20 2 3 6 1 | 22 2,2 2 7 1 | 25 2,5 2 6 2 | 67 - - - - | - - - - - | - - 2 7 1,3 |
12
Таблица 4
УРОВНЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ
Показатели | I уровень (н) | II уровень (с) | III уровень (в) |
Оригинальность | 30% | 60% | 10% |
Гибкость | 20% | 70% | 10% |
Увлеченность процессом творчества | 20% | 60% | 20% |
Из таблицы видно, что по результатам показателей диагностики - определен общий уровень развития воображения в изобразительной деятельности. Я выявила, что два ребенка имеют низкий уровень развития воображения, что составляет 20% общего количества исследуемых детей, восемь детей имеют средний уровень
13
развития воображения (80%), и один ребенок - высокий уровень (10%).
Таким образом, проведенная диагностика выявила, что у детей недостаточно развиты такие показатели как оригинальность и гибкость. Большинство детей при выполнении задания не смогли отойти от шаблонов, решения не отличались разнообразием.
Эти данные послужат отправной точкой при планировании занятий на формирующем этапе с осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.
Формирующий эксперимент
Выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили разработать систему занятий, направленную на развитие творческого воображения детей.
Целью данного этапа экспериментального исследования явилось развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности с использованием ИКТ. В ходе формирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
1. Разработать систему занятий, направленную на развитие творческого воображения у школьников посредством медиаресурсов ИКТ.
2. Апробировать разработанную систему занятий.
Реализация разработанной системы осуществлялась на занятиях по изобразительной деятельности с использованием музыки, художественной деятельности и ИКТ. Система занятий, направленная на развитие творческого воображения школьников, была спроектирована с учетом педагогических условий, стимулирующие творческие качества детей:
1. Занятие должно строится на основе сотрудничества, сотворчества;
2. Педагог должен уважать желание ребенка работать самостоятельно;
3. Педагог должен воздерживаться от ненужного в конкретный момент вмешательства в процесс творческой деятельности;
14
4. Необходимо поощрять максимальную увлеченность в совместную деятельность;
5. Педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Эксперимент по развитию творческого воображения у школьников с использованием ИКТ, проводился с группой из 10 учащихся 5 «Б» класса лицея № 110 города Екатеринбурга.
Таблица 5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы занятий Кол-во часов | Художественно- практическая деятельность |
1 | Портрет бабочки 1 | Рисунок гуашью |
2 | Подарочек для мамы 2 | Холодный батик Узелковая техника |
3 | Кружатся, кружатся листья 1 | Аппликация |
На формирующем этапе исследования основным средством контроля над динамикой развития творческого воображения детей явилось педагогическое наблюдение в процессе решения творческих заданий.
16
В ходе формирующего исследования были выделены несколько этапов.
1. Мотивационный этап.
Мотивация входит в структуру любой деятельности. От того, насколько ребенок испытывает потребность в выполнении какой-либо деятельности, насколько она ему интересна, зависит и результат этой деятельности. Таким образом, мотив, то есть побуждение к действию, является важным этапом любой деятельности.
Задачи на первом этапе сводились к тому, чтобы сделать занятия эмоционально – привлекательными для учащихся. Для этого необходимым явилось:
*создание благоприятной, доброжелательной обстановки;
*обеспечение условий для самовыражения учеников и проявление их эмоциональной отзывчивости.
Считаю, что проведенный эксперимент имеет положительные результаты. Соответствует ли это мнение действительности, точнее определит контрольный эксперимент, который будет следующим этапом.
Результаты опытно – экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Контрольный срез
На заключительном этапе исследования проводился контрольный срез. Цель: Проверка эффективности разработанной системы занятий, направленной на развитие творческого воображения детей школьного возраста.
Задачи:
1. Провести диагностику уровня развития творческого воображения детей.
2. Сравнить полученные результаты на констатирующем этапе исследования.
3. Сделать выводы об эффективности разработанности системы занятий.
На контрольном этапе исследовательской работы на определение уровня оригинальности и гибкости мы использовали тесты Е. Торренса. Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить
17
специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения.
1. Показатель «Оригинальность». Задание «Нарисуй картинку». Школьнику предлагалось придумать такой рисунок, который никто не сможет придумать, т.е. ребенок должен нарисовать картинку с использованием определенного элемента (в форме боба или капли).
2. Показатели «Гибкость и увлеченность процессом творчества». Задание «Сходство рисунка с предметом». Используя 12 прямоугольников, по имеющимся линиям необходимо нарисовать такую картину, какую никто не сможет нарисовать.
Полученные результаты 1 и 2 заданий приведены в таблице №6.
Таблица 6
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
№ п/п № п\п | Фамилия, имя ученика Фамилия, имя ребенка | Показатели | всего баарообаллов | Средний балл | Уровень | ||
оригинальность | гибкость | увлеченность | |||||
1. | Барац Максим | 5 | 5 | 5 | 15 | 5 | в |
2. | Бахарева Дарья | 4 | 4 | 4 | 12 | 4 | в |
3. | Белянин Антон | 4 | 5 | 5 | 14 | 4,6 | в |
4. | Бородулина Лиза | 2 | 3 | 4 | 9 | 3 | с |
5. | Василенко Георгий | 3 | 3 | 5 | 11 | 3,6 | с |
6. | Волкова Мария | 3 | 3 | 4 | 10 | 3,3 | с |
7. | Голенцева Саша | 5 | 5 | 5 | 15 | 5 | в |
8. | Денисова Катя | 4 | 4 | 4 | 12 | 4 | в |
9. | Дубровина Дарья | 5 | 5 | 5 | 15 | 5 | в |
10. | Кандауров Данил | 4 | 4 | 4 | 12 | 4 | в |
Всего: Среднеарифметический балл деятельности. Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень | 39 3,9 - 3 7 | 41 4,1 - 3 7 | 45 4,5 - - 10 | 125 - - - - | - - - - - | - - - 3 7 |
18
Анализ выполненных детьми заданий на контрольном этапе показал, что дети перешли на качественно новый уровень развития творческого воображения. На низком уровне нет ни одного ребенка, в отличии от констатирующего этапа, где 20% детей занимали низкий уровень развития творческого воображения. На среднем уровне находятся 30% школьников. На высоком уровне находится 70% школьников. Они тоже улучшили свой показатель.
По показателям «оригинальность» и «гибкость» нет ни одного ученика с низким уровнем. На среднем уровне – 3-е учеников от общего числа исследуемых детей.
По показателю «увлеченность процессом творчества» на низком уровне нет ни
19
одного ребенка. Но так, же есть динамика: на констатирующем этапе было 20% детей на среднем уровне, а на контрольном – ни одного. Таким образом, произошло изменение результатов в развитии творческого воображения школьников в лучшую сторону.
Полученные результаты говорят о том, что разработанная система занятий, направленная на развитие творческого воображения детей школьного возраста в изобразительной деятельности с применением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) оказалась эффективной.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование в целом подтвердило актуальность и значимость проблемы и темы работы о необходимости использования изобразительной деятельности с применением ИКТ для развития творческого воображения детей. Это позволило в заключении сделать следующие выводы:
*Определены понятия «воображение», «творчество», «творческий процесс» в контексте психолого-педагогического знания.
*Определены условия развития воображения детей. *Одним из необходимых условий развития творческого воображения школьника является включение его в активную предметно-творческую форму деятельности с использованием ИКТ. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
В практической части было проведено исследование, состоящее из 3 этапов:
На первом этапе, с помощью диагностических заданий были выявлены уровни развития творческого воображения школьников, принимавших участие в исследовании.
На втором этапе была разработана и апробирована система занятий, направленная на развитие творческого воображения школьников в изодеятельности с ис
20
пользованием художественного слова, яркого наглядного материала, музыки.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный срез с целью проверки эффективности разработанной системы занятий. Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. Данные, полученные на контрольном этапе, позволили сделать вывод, что развитие творческого воображения детей школьного возраста эффективно осуществляется в изобразительной деятельности при помощи использования ИКТ. У детей повысился уровень творческого воображения. Они проявили активность в творческой деятельности, у них повысился интерес к рисованию.
В ходе исследовательской работы была достигнута цель, решены, поставленные задачи и сделан вывод - развитие творческого воображения у школьников будет эффективным, если:
- учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности детей;
- вовлекать детей в творческие задания на основе демонстрационного материала с использованием ИКТ;
- обеспечивать целенаправленное педагогическое руководство художественной деятельностью.
Литература
- Ананьев Б.Г., Рыбалко П.Л. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Наука, 1964.
- Басина И.Э., Суслова О.А. С кисточкрй и музыкой в ладошке. М., 1997. 86 с.
- Белобрыкина О.А. На пути к творчеству. Новосибирск, 1993. 3 с.
- Белова Е.С. Одаренность ребенка: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. М., 1994, т. 1. 150 с.
- Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: 1977. /Представление. Воображение у детей./ 304 – 319 с.
- Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.:
21
- «Рон», 2000. 112 с.
- Веккер Л. М. Психические процессы. 1974. т.1 /Воображение и психоло-
гическое время. 262 – 271с. Представление / воображение/: 278 – 295с.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988. 176 с.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество. М., 1974. 156 с.
- Виноградов В.В. История слов. М., 1994. 368 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество. С-Пб., 1997. 78 с.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.-Пб., 1999. 128 с.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. //Вопросы психологии. 1972. № 2. 114 – 123 с.
- Голосковер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. 79 с.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников. М., 1998. 272 с.
- Григорьева Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности. М., 2000.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Дудецкий А.Я. Воображение. М.: Наука, 1969.
- Дьяченко О.М., Кирилова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии, 1980. №2. 44-51с.
- Дьяченко О.М. Воображение школьников. М., 1996.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения школьника. //Вопросы психологии. 1988. №6. 52-59 с.
- Дьяченко О. М. Пути активизации воображения школьников. //Вопросы психологии. 1987. №1.
- Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для образовательных учреждений. М., 1999.
- Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. //Избранные психологические труды в 2-х томах. М., 1986. Т 1. 86 с.
22
- Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М., 1956.
- Кириллова Г.Д. Формы творческого воображения у детей. //Школьное воспитание. 1971. №2 41-46 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»
Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...
Социально – творческий проект обучающихся и педагогов: «Это праздник со слезами на глазах».
Социально – творческий проект обучающихся и педагогов: «Это праздник со слезами на глазах»....
Проект организации деятельности творческой группы педагогов с помощью онлайн конструктора
В методической разработке представлено описение работы с онлайн инструментом для орагизации деятельности группы педагогов. Он представляет собой облачную программу для управления работой над совместны...
Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога. Работа направлена на формирование у воспитан...
Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...