Система воспитательной работы школы как сотрудничество и соавторство всех субъектов образовательного процесса.
статья на тему

Комлева Елена Валерьевна

В данном материале говорится о месте воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества. (М.И. Рожков, И.П. Подласый.)

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции (В.С. Кукушин, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.):

1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

 2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни. В современных педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов, учащихся, всех субъектов образовательного процесса, направленное на решение задач образования, развития и воспитания школьников (Ю.К. Бабанский). Отличительная черта целостного педагогического процесса – синтез основных процессов: обучения и воспитания. Поэтому педагогический процесс, осуществляемый в образовательном учреждении, часто называют учебно-воспитательным процессом. Ю.К. Бабанский доказал, что обучение и воспитание неразрывны по своей сути, поскольку оба эти процесса направлены на формирование личности – целостного, неразрывного и, по возможности, гармоничного образования. Отсюда следует два основных вывода:

 1. Обучая, педагог, вольно или невольно, воспитывает, а, воспитывая, обучает. Например, чтобы обучить ребёнка грамоте, необходимо воспитывать некоторые качества (внимательность, усидчивость, дисциплинированность и т.д.), чтобы воспитать в ребёнке вежливость, необходимо научить его правилам вежливого общения (например, ребёнок должен усвоить такие общепринятые выражения вежливости, как «здравствуйте», «спасибо», «извините» и т.д.).

2. Чтобы целостный педагогический процесс был наиболее эффективен, необходимо использовать его воспитательный потенциал при обучении и обучающие возможности – при воспитании. Так, на уроке учитель решает воспитательные задачи, а на воспитательном мероприятии формирует у детей новые знания.

Есть несколько подходов к определению места воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы, в том числе основанных на отождествлении понятий «воспитательная работа» и «воспитательный процесс». Согласно этому подходу, целостный педагогический процесс осуществляется в школе через систему разнообразной работы, в которой выделяются:

 - учебно-воспитательная работа, связанная с осуществлением учебных занятий (уроки, развивающие кружки, предметные кружки и т. д.);

- внеучебная воспитательная работа, организующая педагогический процесс в школе во внеучебное время;

 - методическая работа, направленная на профессиональное совершенствование педагогов;

- работа с семьями учащихся и общественностью, направленная на включение семьи и общественности в педагогический процесс.

 В этом контексте воспитательная работа – специально организованная деятельность участников педагогического процесса вне учебных занятий, направленная на реализацию функций воспитания. Из определения отнюдь не следует, что воспитательный процесс осуществляется только во внеучебное время. Напротив, учебные занятия (прежде всего, уроки) являются преобладающими формами воспитания, ведь именно они занимают основную часть времени в осуществляемом школой педагогическом процессе. Однако, поскольку внеучебная деятельность также обладает большим воспитательным потенциалом, использование её возможностей для воспитания школьников позволяет существенно обогатить содержание и формы воспитания, создать единую воспитывающую среду, повысить эффективность воспитательного процесса. В воспитательной работе выделяются следующие виды воспитательных воздействий (Л. В. Байбородова, Л. А. Байкова, М. И. Рожков и др.):

1. Непосредственное влияние педагога на воспитанников, основанное на постоянном изучении их индивидуальных особенностей развития, интересов, окружения и реализуемое через комплекс форм, методов и приёмов воспитания.

2. Создание воспитывающей среды (опосредованное воспитательное воздействие на школьников): - создание и сплочение ученического коллектива; - формирование благоприятного эмоционального климата в коллективе; - включение учащихся в разнообразную коллективную деятельность; - разумная организация и эстетизация школьной жизни; - создание благоприятной предметно-пространственной среды; - координирование процесса воспитания на уроках и вне уроков; - координирование школьного, семейного и общественного воспитания.

 3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка: ученического коллектива и отдельных учащихся, педагогического коллектива и отдельных педагогов, семьи, социума, средств массовой коммуникации.

Место внеучебной воспитательной работы в системе работы, осуществляемой нашей школой, определяется через школьную целевую комплексную воспитательную программу  «Школа – наш дом», основной целью которой является – создание в школе единого воспитательного пространства детства, где главная ценность – это личность каждого ребёнка.

Программа рассчитана на 5 лет. Структура школьной целевой комплексной воспитательной программы:

Нравственно-эстетическое направление воспитательной работы школы реализуется через программу «Красота спасёт мир»;

Гражданско-патриотическое – «Человек. Гражданин. Патриот»;

Экологическое – «Из тысячи планет Земли прекрасней нет»;

«Организация учебно-познавательной деятельности – «Ученье – свет»;

Профориентация – Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель»;

Спортивно-физическое, ЗОЖ – программа «В здоровом теле – здоровый дух», программа профилактики вредных привычек;

Работа с родителями – «Семья».

Принципами воспитания принято называть наиболее фундаментальные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Принципы организации воспитательной работы вытекают из общих принципов воспитания и организационных особенностей внеучебной работы в школе. Поскольку воспитательная работа организуется вне учебных занятий и школьники участвуют в ней на добровольной основе, решающим условием для осуществления воспитательной работы в ученическом коллективе является её привлекательность для учащихся. Однако деятельность, привлекательная для детей, не всегда является воспитывающей.   В качестве общего требования к организации внеучебной воспитательной работы выдвигается требование сочетания увлекательности и педагогической действенности.

Это достигается в результате взаимодействия всех служб школы.

 В 2011 году в  школе были заложены основы  воспитательной системы по социализации учащихся с использованием модели внутреннего и внешнего партнерства.

Над различными проектами работают учителя предметники и классные руководители. «Три ратных поля», «Их именами названы улицы города», «Мама, папа, я – спортивная семья» - большие интересные проекты нашей школы, которые затрагивают разные стороны воспитательной работы. Только совместная деятельность детей, педагогов, родителей в ходе работы над проектом даёт ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Что же мы получаем на выходе из школы?

Выпускники 2012-2013 уч.год

Всего чел.

Обучаются в ПУ и веч.школе

Работают

Не организованы из-за заболевания

Имеют семью

2013-2014 уч.год

13

11

1

1

1- без детей

2014-2015 уч.год

13

11

1

1

3 - без детей

Выпускники 2013-2014 уч.год

Всего чел.

Обучаются в ПУ и веч.школе

Работают

Не организованы из-за заболевания

Имеют семью

2014-2015 уч.год

17

16

-

1

1 – с ребёнком

"Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности". (В.П. Кащенко) Так хочется, чтобы маленькие капельки нашего воспитания, были на поверхности этого потока, и никакая реальная действительность не позволила снести их лавиной окружающей действительности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система воспитательной работы школы как сотрудничество и соавторство всех субъектов образовательного процесса. Педагогический совет школы. 30.12.2014г

Слайд 2

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно - воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Слайд 3

Три основных функции воспитания: 1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества); 2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка); 3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Слайд 4

Виды воспитательных воздействий 1. Непосредственное влияние педагога на воспитанников, основанное на постоянном изучении их индивидуальных особенностей развития, интересов, окружения и реализуемое через комплекс форм, методов и приёмов воспитания. 2. Создание воспитывающей среды (опосредованное воспитательное воздействие на школьников) 3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка: ученического коллектива и отдельных учащихся, педагогического коллектива и отдельных педагогов, семьи, социума, средств массовой коммуникации.

Слайд 5

Школьная целевая комплексная воспитательная программа «Школа – наш дом». Красота спасёт мир. Из тысячи планет Земли прекрасней нет. Ученье – свет. Труд как добродетель. В здоровом теле – здоровый дух. Семья .

Слайд 7

взаимодействие

Слайд 11

" Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности". ( В.П. Кащенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

Система воспитательной работы классного руководителя "Формула успеха для всех!"

laquo;Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель!» , я бы хотела добавить, что не только совершенный учитель, но и совершенный классный руководитель....

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...