ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей «Путешествие в страну Лето»
проект на тему
Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию детского отдыха, создание условий для оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_leto-2016.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторно-лесная школа им.Ю.А.Гагарина |
ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей «Путешествие в страну Лето» |
Татьяна [Выберите дату] |
Оглавление
Информационная карта
Пояснительная записка
Концепция программы
Принципы программы
Объективные факторы работы лагеря
Этапы реализации программы
Механизм реализации программы
Методическое сопровождение программы
Мероприятия по организации лагеря
План мероприятий программы
Условия реализации программы
Финансовое обеспечение
Критерии эффективности реализации программы
Список литературы
Информационная карта
1. Полное название программы «Путешествие в страну Лето»
2. Цель - создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей.
3. Тип лагеря - с круглосуточным пребыванием детей
4. Направления деятельности:
- физкультурно- оздоровительное
- содержательно – досуговое.
5. Адресат проектной деятельности - обучающиеся школ Озёрского ГО, Кыштымского ГО, Челябинской обл., Уральского ФО, 320 человек в заезд.
6. Сроки реализации программы
I-этап: подготовительный (февраль – май 2016г.)
II этап: основной (июнь – август 2016г.)
III этап: итоговый (сентябрь 2016г.)
7. Краткое содержание
Ребята и педагоги в течение каждого заезда вовлекаются в путешествие согласно тематике смены:
1 смена «Кино. Кино. Кино»
Ребята познакомятся с миром российского и советского кинематографа. История становления искусства кинематографии в царской России, период революции, советский период, период развития современного российского кинематографа, великие имена прошлого и настоящего – все эти увлекательные темы легли в основу каждого мероприятия смены.
2 смена «Олимпийский резерв»
Погружение в увлекательный мир спорта и Олимпийских игр. Путешествие длиной в 21 день с отправной точкой в Древней Греции, а завершение в Бразилии – столице XXXI Олимпийских игр. Виды спорта, количество российских спортсменов-участников на играх, Олимпийские чемпионы России – гордость страны, традиции проведения игр от прошлого к настоящему – эти темы мы раскроем в наших мероприятиях.
3 смена «Россия – Родина моя» -
Игра развивается в течение 21дня, т. е. на протяжении всего периода смены.
8. Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья обучающихся
- развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности
- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности
- улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы
- личностный рост участников смены
- количество смен - 3
9. Финансовое обеспечение программы - в рамках сметы расходов МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина
Пояснительная записка.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – неприятная беседа с родителями.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Лето-это маленькая жизнь». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- содержательно-досуговое
Целью программы организации летнего отдыха является: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы:
1. Создавать условия для организованного отдыха детей.
2. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
4. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
5. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
6. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание социальной ответственности и компетентности;
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Особенно необходима помощь в организации летнего отдыха детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. С. Выготский)
5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей в программах дополнительного образования («Прикладное творчество», «Умелые руки», «Танцевальный», «Вокальный»), направленных на развитие творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа;
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Объективные факторы работы летнего лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
6. Здоровьесберегающие технологии - купание, закаливание, климатотерапия.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание Постановления УО о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.
1. Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Путешествие в страну Лето»;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
2. Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
- работа творческих мастерских.
3. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно-ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в страну Лето»- это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль. Формы работы:
· планирование;
· подготовка к смене;
· оформление лагеря;
· подготовка материальной базы;
2. Оздоровительный модуль. Формы работы:
· утренняя зарядка;
· закаливание
· встречи с медицинским работником;
· влажная уборка, проветривание;
· беседы о вредных привычках;
· посещение пляжа;
· организация питания воспитанников;
· спортивные мероприятия;
· экскурсии;
· подвижные игры;
· работа инструктора по физической культуре и спорту.
3. Творческий модуль. Формы работы:
· коллективно-творческая деятельность;
· участие в дружинных, отрядных мероприятиях;
· работа творческих мастерских;
· конкурсы;
· викторины.
4. Социально-психологический модуль. Формы работы:
· работа педагога-психолога;
· диагностика;
· тестирование;
· индивидуальные беседы;
· групповая работа;
· анкетирование.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
1. Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить лагерь, сделать его красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
2. Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
3. Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
Диагностический
Консультационный
Прогностический
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде.
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка.
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
4. Оздоровительная программа «Здоровье»
5. Направления программы:
«Школа толерантности»
«Зеленый мир»
«Патриотическое воспитание школьников»
«Воспитание нравственных качеств личности»
«Я - гражданин России»
6. Документы в помощь воспитателям, вожатым, родителям.
Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь круглосуточного пребывания работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Провести витаминизацию питания детей.
2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, озеро. Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя гимнастика;
- спортивные игры;
- аттракционы (батут);
- эстафеты и соревнования;
- спортивные праздники;
- водные процедуры;
- ежедневный осмотр детей;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий;
- подвижные игры на свежем воздухе.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1.Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2.Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
- Игра
- Конкурс
- Викторина
- Праздник
- Турнир
- Библиотечный час
- Просмотр фильма
- Чтение книги
- Дискотека
- Соревнование
- Эстафеты
- Трудовой десант
- Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
- Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия.
- Отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
- Самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники летнего лагеря посещают творческие мастерские.
- Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
· Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность
· Альтернативного провождения времени
· Свободного времени
· Совместного планирования досуговой деятельности.
· Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях
· Уровень целостного детского коллектива смены
· Уровень отряда
· Уровень организации досуга в группах по интересам
· Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Организация кружковой деятельности
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
- изучение интересов детей;
- презентация кружков в начале смены;
- ознакомление детей с режимом работы кружков;
- самоопределение детей и запись их в кружки;
- деятельность ребят в кружках;
- текущее отражение результатов деятельности детей;
- подведение итогов работы кружков в конце смены.
Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время: 1. совещание при директоре школы 2. собрание методических объединений воспитателей и учителей 3. совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время | апрель | Директор зам.директора по УР зам.директора по ВР |
2. | Определение направлений и форм организации каникулярного времени. | апрель | Директор зам.директора по УР зам.директора по ВР |
3. | Диагностика. Учет мнений и запросов родителей. | Апрель-май | Педагог-психолог |
Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени. Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря. Удовлетворенность работой лагерной смены. | Май | Зам.директора по ВР организатор | |
4. | Кадровое обеспечение. Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников. | Апрель-май | Директор, зам.директора по ВР, специалист ОК, организатор |
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря. Проведение педагогических советов лагеря. Проведение производственных совещаний по видам инструктажа. | май | Зам.директора поВР | |
5. | Организация оздоровительного лагеря. Комплектование отрядов Разработка плана воспитательной работы Оформление лагерной смены. Организация питания в оздоровительном лагере. | Май-июнь | Зам.директора ВР Зав.пищеблоком Организатор |
6. | Проведение лагерной смены | Июнь Июль Август | Зам.директора по ВР Педагогический коллектив |
План мероприятий программы 1 смены
понедельник | Вторник | среда | четверг | пятница | суббота | Воскресенье |
06.06 Добро пожаловать или посторонним вход запрещён. 11.00 Заезд. Формирование отрядов. Орг.период. 17.00 Фильм 19.30Огоньки знакомств. Инструктаж по т/б | 07.06 Волшебный мир синема. 14.00 Худсовет кинофестиваля. 17.00/18.00 Киновертушка Оформление визитных карточек 19.30.Фильм | 08.06 День немого кино. 17.00 «Великий немой». Экспромты. 19.30.Индивидуальная работа киностудий | 09.06 Открытие кинофестиваля. Основной показ 17.00 Линейка открытия 18.00 Визитки 20.00 Дискотека. | 10.06 День фильмов о спорте 17.00 Открытие Спартакиады. Линейка 17.50 Весёлые старты 20.00 Фильм | 11.06 День кино 12.00.Визитная карточка киностудий. Рисунок на асфальте 17.00 Фильм 20.00Диско | 12.06 День России 11.00 линейка 11.30 Народные забавы 17.00 Конкурс костюмов сказочных героев и волшебных предметов. 20.00 Флешмоб |
13.06 День кино 17.00 Фильм 20.00Диско | 14.06 День фильма-сказки 18.00 « Мы из сказки». Стартинейджер 19.30 Фильм | 15.06 День киноромана 17.00/18.00 Брейн – ринг по литературным героям фильмов и сказок 20.00 Дискотека | 16.06 День мужского кино 17.00 Номинация: Лучшая мужская роль 20.00 Дискотека | 17.06 День спорта 17.00 Фильм 20.00 весёлый футбол | 18.06 День женского кино 17.00 Номинация: Лучшая женская роль 20.00 Дискотека | 19.06 Родительский день 11.00 Концерт 17.00 общий кросс 19.30 Фильм |
20.06 День комедийного кино 17.00 Киножурнал «Наш отрядный Ералаш». 20.00 Диско | 21.06 День фильмов о дружбе 17.00 Конкурс пар 20.00 Дискотека | 22.06 День военно-патриотического кино 17.00 Торжественная линейка 17.30 «В ногу с военной песней» Смотр песни и строя 19.30 Фильм | 23.06 День музыкального кино 17.00Конкурс видеоклипов 20.00Дискотека | 24.06 День приключенческого кино 17.00 «Форт Боярд» 19.30 Подведение итогов дня | 25.06 Красная дорожка кинофестиваля 17.00 Концерт закрытия 19.30 Дискотека | 26.06 Закрытие кинофестиваля 17.00 Линейка закрытия 19.30 Костёр 20.30 Дискотека |
2 смена – Олимпийский резерв России
ПЛАН – СЕТКА
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
01.07 11.00 Заезд. Формирование отрядов. Орг.период. 17.00 Фильм 19.30Огоньки знакомств. Инструктаж по т/б | 02.07 14.00 Заседание спорткомитета 17.00 /18.00 Оформление визитных карточек Вертушка 19.30 Фильм . | 03.07 17.00 Конкурс пирамид 18.00 Работа спорткомитетов отрядов 19.30 Отрядные мероприятия 18.00 – 21.00 Репетиции отрядных визиток (кинозал) | ||||
04.07 17.00 Линейка открытия смены 18.00 Визитки 19.30 Дискотека. | 05.07 17.00 Открытие Олимпиады. Линейка 17.30 Весёлые старты 19.30Диско | 06.07 Утро: соревнования по теннису 17.00 Конкурс рисунков на асфальте (эмблемы) 18.00 Гиннес-шоу 20.00 Дискотека | 07.07 Утро: соревнования по дартсу 17.00 В поисках клада 19.00 Фильм | 08.07 Утро: соревнования пошахматам, шашкам 17.00 Подготовка к мероприятию 18.00 Красная дорожка (конкурс костюмов) 20.00 Диско | 09.07 Утро: соревнования по армрестлингу 17.00/18.00 Брейн-ринг. Отрядные дела 20.00 Диско | 10.07 11.00 Концерт 17.00 Фильм 20.00 Флешмоб |
11.07 Утро: соревнования по водному поло 17.00 День Нептуна 20.00 Диско на пляже | 12.07 Утро: батут 17.00 Смотр песни и строя 19.30 Фильм | 13.07 Утро: 17.00 Подготовка 18.00 Стартины – танцы народов мира 20.00 Диско | 14.07 Утро: 17.00 Мистер 20.00 Диско | 15.07 Утро: троеборье 17.00 Фильм 20.00 Комический футбол | 16.07 Утро: 17.00 Мисс 20.00 Диско | 17.07 Утро: Сумо 17.00 Эстафета с препятствиями 20.00 Диско |
18.07 ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ 17.00 Конкурс пар 20.00 Диско | 19.07 ДЕНЬ БИЗНЕСА 17.00 Работа предприятий 20.00 Ярмарка | 20.07 17.00 Концерт закрытия 19.30 Дискотека | 21.07 17.00 Линейка закрытия 19.30 Костёр 20.30 Дискотека | 22.07 ОТЪЕЗД |
3 смена ПЛАН – СЕТКА тема «Россия – родина моя» 27.07 – 17.08
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | Воскресенье |
15.08 17.00 Концерт закрытия 19.30 Дискотека | 16.08 17.00 Линейка закрытия 19.30 Костёр 20.30 Дискотека | 27.07 11.00 Заезд. Формирование отрядов. Орг.период. 17.00 Фильм 19.30Огоньки знакомств. Инструктаж по т/б | 28.07 14.00 Совет краеведов 17.00 Вертушка «Маршрут туриста» 19.30.Фильм . | 29.07 17.00 Экспромты. 19.30.Отрядные дела. Подготовка визиток | 30.07 17.00 Линейка открытия 18.00 Визитки 20.00 Дискотека | 31.07 17.00 Открытие Спартакиады. Линейка 17.50 Весёлые старты 19.30 Фильм |
1.08 17.00 Конкурс видеоклипов 20.00Диско | 2.08 День ВДВ 17.00 Зарница 20.00 Диско | 3.08 18.00 Сказки на новый лад 20.00 Диско | 4.08 17.30 Стартины 19.30 Фильм | 5.08 17.00 Брейн-ринг 20.00 Диско | 6.08 17.00 Пирамиды 20.00 Дискотека | 7.08 Родительский день 11.00 Концерт 17.00 Фильм 20.00 Диско |
8.08 17.30 Смотр песни и строя 19.30 Фильм | 9.08 17.00 А ну-ка, парни 20.00 Дискотека | 10.08 17.00 Фильм 20.00 Диско | 11.08 17.00 А ну-ка, девушки 20.00Дискотека | 12.08 17.00 В поисках клада 19.30 Фильм | 13.08 18.00 Минута славы 20.00 Диско | 14.08 18.00 Караоке-клуб 20.00 Диско |
Условия реализации программы
1.Нормативно-правовые условия
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 01.01.01г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
4. Приказ Минобразования РФ от 01.01.01г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
5. Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и оплаты их труда.
6. Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
7. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 000 от 01.01.2001).
8. Федеральный Закон от 01.01.2001 г. № 000 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 01.01.2001. - № 000.
9. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2год (Постановление Правительства РФ № 000 от 3.11.2002 г.).
10. Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.
11. Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «г. Стр. 269.
12. Приказ МО РФ № 000 от 01.01.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249.
13. Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций. Журнал «Народное образование» № 3 2002 г., стр. 272.
14. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
15. Устав МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина
16. Положение о лагере круглосуточного пребывания.
17. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
18. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
19. Приказы и постановления Управления образования.
20. Должностные инструкции работников.
21. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
22. Заявления от родителей.
23. Акт приемки лагеря.
24. Планы работы.
2.Материально-технические условия предусматривают:
· спортивный зал;
· столовая;
· игровые площадки;
· спортивные площадки;
· учебные кабинеты;
· комната психологической разгрузки;
· художественные средства, игры настольные и др.;
· хозяйственный инвентарь.
· аудиотека, фонограммы
· канцелярские принадлежности
· компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийные проекторы.
3. Педагогические условия:
· соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
· отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
· обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
· единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
· наличие необходимой документации, программы, плана;
· проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
· коллективные творческие дела
· творческие мастерские
· индивидуальная работа
· тренинги
· деловые и ролевые игры
· самоуправление в отряде и в лагере.
Финансовое обеспечение
Финансирование в рамках сметы – расходов МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина.
Система контроля за реализацией программы.
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. | апрель | Заместитель директора по ВР |
2. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Воспитатели отрядов |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Зам.директора поВР, воспитатели отрядов |
4. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Воспитатели отрядов |
5. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. | В течение смены | Педагог-психолог. |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Ожидаемые результаты
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
5. Личностный рост участников смены.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
· Лидерские способности
· Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив
· Умение общения с взрослыми
· Высказывание и отстаивание своей точки зрения
· Видение ошибок и умение находить пути их исправления
· Уважение мнения других
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Анкета
1. Ты с удовольствием начинаешь утро в лагере?
2. Если тебе интересно в лагере, то: что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Что ты рассказываешь дома о лагере?
7. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
8. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
9. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
10. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Список литературы
1.Конституция РФ.
2.Закон РФ «Об образовании».
3.Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, 1991, №16.
4.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
5.Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
6.Голубев Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
7.КаленицТ. Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
8.Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
9.Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993.
10.Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
11.Шмаков С. А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
12.Шмаков С. А. Ее величество— игра. М., 1992.
13.Шуркова Н. Е., ПитюковВ. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
14.Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
15.Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней" предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт. Восточный "Маленькая страна"
Пришкольный оздоровительный лагерьс дневным пребыванием"Маленькая страна" АКТУАЛЬНОСТЬ Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность,отличная...
Прогамма летнего городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Космос, вселенная –вся система мироздания, весь мир.С.И.Ожегов. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени шк...
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...
Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Веселое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Веселое путешествие". Программа рассчитана на три лагеря по разным возрастам. В течении 21 дневного отдыха. Детей встре...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Лесная страна»
Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей для 7-14 лет, срок реализации - 1 месяц....