Положение о рабочей программе по ФГОС
материал на тему
Как правильно оформить рабочую программу по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение о рабочей программе по ФГОС | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Общие положения
II. Разработка рабочей программы
III. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
IV. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
V. Срок действия
VI. Приложения
- Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственно образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373», Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагогов (далее – Программа).
- Рабочая Программа – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, который является составной частью образовательной программы школы и учитывает:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения;
- требования к планируемым результатам обучения выпускников;
- требования к содержанию рабочих программ;
- принцип преемственности рабочих программ;
- объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения;
- цели и задачи образовательной программы школы;
- выбор педагогом комплекта учебно-методического обеспечения.
- Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
- Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
- определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
- Функции рабочей программы:
- нормативная (рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);
- целеполагания (рабочая программа определяет ценности и цели образовательного процесса по учебному предмету, курсу, области);
- определения содержания образования (рабочая программа фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), степень их трудности, предметные компетенции в соответствии с уровнем владения ими);
- процессуальная (рабочая программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения, создает условия для реализации системно-деятельностного подхода);
- оценочная (рабочая программа выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся, обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся).
- Рабочая программа реализует право каждого учителя расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, определять последовательность изучения материала, распределять учебные часы по разделам, темам в соответствии с поставленными целями.
- Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов.
II. Разработка рабочей программы.
- Разработка и утверждение рабочих программ по учебным предметам (курсам) относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
- Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей) по предмету (курсу).
- При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени образования;
- требованиям к результатам освоения образовательной программы соответствующей ступени образования;
- программе формирования универсальных учебных действий;
- Примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников, утвержденному на текущий год обучения.
- Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год.
- Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
III. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
- Структура Программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели соответствующей ступени образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- содержание учебного предмета
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- планируемые результаты изучения предмета, курса.
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
- личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- календарно-тематическое планирование.
- Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, в печатном виде, допускается рукописная корректировка календарно-тематического планирования.
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы | Содержание элементов рабочей программы |
1.Титульный лист |
|
2. Пояснительная записка | В основе рабочей программы:
Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. Кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения, задачи, решаемые при реализации рабочей программы. |
3.Общая характеристика учебного предмета, курса. | Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; |
4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | Указывается количество часов согласно календарному учебному графику (в неделю и за год). |
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса | Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы. Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету. |
6.Содержание учебного предмета, курса |
|
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | В тематическом планировании указывается последовательность изучения тем, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы, с характеристикой основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) оформляются в виде таблицы |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; | Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник соответствующий федеральному перечню учебников, утвержденному на текущий год обучения, Дополнительная литература для учителя и учащихся, Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе. |
9. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | Предполагаемые результаты. |
- Рассмотрение и утверждение рабочей программы.
- Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения на предмет соответствия программы учебному плану образовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На титульном листе рабочей программы ставится гриф согласования:
- РАССМОТРЕНО: руководитель ШМО (подпись), расшифровка подписи, протокол заседания, дата.
- СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи, дата.
- После согласования рабочую программу утверждает директор ОО. Ставит гриф УТВЕРЖДЕНИЯ на титульном листе (номер приказа, дата).
2.Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в образовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.
- Рассмотрение и утверждение рабочей программы проходит в срок не позднее 1 сентября учебного года.
- Срок действия
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).
- Приложения.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по (название предмета, курса)
на … класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тип урока | Тема урока | Основные виды деятельности | Планируемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные) |
Приложение 2
Особенности использования рабочей программы по _______________________________________________
(название учебного предмета, курса)
в _____________ учебном году
в МБОУ СОШ № 21
Рабочая программа в _______________________ учебном году разработана с учетом следующих особенностей:
- Наличие пропедевтики по предмету
- Переход от одной ступени обучения к другой (межпредметных и внутрипредметных связей)
- Переход к проведению государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в штатный режим
- Опыт проведения мониторинга обученности учащихся образовательных учреждений в условиях независимого тестирования режиме on-line
- Особенности образовательного учреждения и контингента учащихся …-х классов
- Особенности образовательного учреждения и его образовательной программы
- Особенности материально-технического оснащения ОУ
- Психолого-физиологические особенности возраста
- Гендерный состав учащихся
- Этнический состав учащихся – уровень владения русским языком
- Степень мотивации учащихся
- Уровень развития познавательных возможностей учащихся
- Степень обученности (по результатам диагностических работ и пр.)
- Др.
- Использование элементов основных положений ФГОС
- Формирование универсальных учебных действий (УУД) в рамках предмета
- Система оценочной деятельности на конкретном предмете. Оценка сформированности УУД
- Системно-деятельностный подход к обучению
В организации образовательной деятельности будут использованы
- Индивидуальные образовательные маршруты
- Разноуровневые задания
- Создание учебных проектов (путеводители; «решебники», учебники, Wеб-страница, Web-сайты, журналы, страницы журналов, видеофильмы, комиксы, открытки, СМС, презентации, словарь, рекламный проспект)
- Интересные продуктивные задания, способствующие развитию УУД:
- Кейсы;
- Кроки;
- Web- квесты;
- Тренинги;
- Визуализация (лепка, модель из ЛЕГО, клип, коллаж, видеофильм, рисунок, рекламный ролик, дневник)
- Элементы самообразования
- Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально важных общественных проблем
- Исследовательская внеурочная деятельность
- Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования
- Задания в формате ОГЭ (ЕГЭ)
- Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)
- Коллективные формы организации учебной деятельности
- другое
Приложение №3.
1. Форма организации образовательного процесса.
2. Технологии, используемые в обучении.
3. Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...
Положение о рабочей программе по предмету
В данном положении представлен алгоритм написания рабочей программы по любому предмету....
Положение о рабочей программе
Данное положение о рабочей программе является нормативным документом, регламентирующим деятельность учителей МКОУ "СОШ № 3" г. Новомосковск при составлении рабочих программ и тематического планировани...
Положение о рабочей программе учителя
Положение о рабочей программе учителя...
Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"
Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ФГОС ООО)
Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального Госуд...