Положение о рабочей программе по ФГОС
материал на тему

Латышева Елена Анатольевна

Как правильно оформить рабочую программу по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

I.        Общие положения

II. Разработка рабочей программы

III.        Структура, оформление и составляющие рабочей программы

IV.        Рассмотрение и утверждение рабочей программы

V.        Срок действия 

VI.        Приложения 

  1. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом  от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственно образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373», Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21 и  регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагогов (далее – Программа).
  1. Рабочая Программа – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, который является составной частью образовательной программы школы и учитывает:
  • требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения;
  • требования к планируемым результатам обучения выпускников;
  • требования к содержанию рабочих программ;
  • принцип преемственности рабочих программ;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • выбор педагогом комплекта учебно-методического обеспечения.
  1. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
  2. Задачи программы:
  • дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
  1.  Функции рабочей программы:
  • нормативная (рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);
  • целеполагания (рабочая программа определяет ценности и цели образовательного процесса по учебному предмету, курсу, области);
  • определения содержания образования (рабочая программа фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), степень их трудности, предметные компетенции в соответствии с уровнем владения ими);
  • процессуальная (рабочая программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения,  создает условия для реализации системно-деятельностного подхода);
  • оценочная (рабочая программа выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся, обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся).
  1. Рабочая программа реализует право каждого учителя расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, определять последовательность изучения материала, распределять учебные часы по разделам, темам в соответствии с поставленными целями.
  2. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов.

II. Разработка рабочей программы.

  1. Разработка и утверждение рабочих программ по учебным предметам (курсам) относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
  2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей) по предмету (курсу).
  3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
  • федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени образования;
  • требованиям к результатам освоения образовательной программы соответствующей ступени образования;
  • программе формирования универсальных учебных действий;
  • Примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
  • федеральному перечню  учебников, утвержденному на текущий год обучения.
  1. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного предмета на  учебный год.
  2. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

III. Структура, оформление и составляющие рабочей программы

  1. Структура Программы является формой  представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы:
  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели соответствующей ступени образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;  
  • содержание учебного предмета
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • планируемые результаты  изучения предмета, курса.
  • тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:    
  • личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  •  содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
  • календарно-тематическое планирование.
  1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена  аккуратно, в печатном виде, допускается рукописная корректировка календарно-тематического планирования.

Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

1.Титульный лист

  • полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
  • гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР), рассмотрение на заседании соответствующего методического объединения учителей-предметников и утверждение директором образовательного учреждения с указанием даты;
  • название учебного предмета (курса), для изучения которого написана рабочая программа;
  • указание  класса (классов), в которых реализуется  программа;
  • указание учебного года реализации программы
  • фамилию, имя и отчество разработчика рабочей программы (одного или нескольких);

2. Пояснительная

записка

В основе рабочей программы:

  • нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС НОО, ФГОС ООО, учебный план образовательного учреждения и др.);
  • сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (Примерная программа по предмету, рабочая программа авторов-разработчиков с указанием выходных данных).

Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. Кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения, задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

3.Общая характеристика учебного предмета, курса.

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Указывается количество часов согласно календарному учебному графику (в неделю и за год).

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы.

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету.

6.Содержание учебного предмета,  курса

  • перечень и название раздела и тем курса;
  • содержание учебной темы:   основные изучаемые вопросы.

7. Тематическое планирование с определением  основных видов учебной деятельности обучающихся

В  тематическом планировании указывается  последовательность  изучения тем, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы, с характеристикой основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) оформляются в виде таблицы

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

Средства  обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник соответствующий федеральному перечню  учебников, утвержденному на текущий год обучения, Дополнительная литература для учителя и учащихся,

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе.

9. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Предполагаемые результаты.

  1. Рассмотрение и утверждение рабочей программы.
  1. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения на предмет соответствия программы учебному плану образовательного учреждения и  требованиям федерального государственного образовательного  стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На титульном листе  рабочей программы  ставится гриф согласования:
  • РАССМОТРЕНО: руководитель ШМО (подпись), расшифровка подписи, протокол заседания, дата.
  • СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи, дата.
  • После согласования рабочую программу утверждает директор ОО. Ставит гриф УТВЕРЖДЕНИЯ  на титульном листе (номер приказа, дата).

2.Рабочие программы, являющиеся авторскими,  проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в образовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.  

  1. Рассмотрение и утверждение рабочей программы проходит в срок не позднее 1 сентября учебного года.

  1. Срок действия

Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

  1. Приложения.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по (название предмета, курса)

на  … класс

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Тип

урока

Тема урока

Основные виды деятельности

Планируемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные)

Приложение 2

Особенности использования рабочей программы по _______________________________________________

(название учебного предмета, курса)

в _____________ учебном году

в МБОУ СОШ № 21

Рабочая  программа в _______________________ учебном году разработана с учетом следующих  особенностей:

  • Наличие пропедевтики по предмету
  • Переход от одной ступени обучения к другой  (межпредметных и внутрипредметных связей)
  • Переход к проведению государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в штатный режим
  • Опыт проведения мониторинга обученности учащихся образовательных учреждений в условиях независимого тестирования  режиме  on-line

  1. Особенности образовательного учреждения и контингента учащихся …-х   классов
  • Особенности образовательного учреждения и его образовательной программы
  • Особенности материально-технического оснащения ОУ
  • Психолого-физиологические особенности возраста
  • Гендерный состав учащихся
  • Этнический состав учащихся – уровень владения русским языком
  • Степень мотивации учащихся
  • Уровень развития познавательных возможностей учащихся
  • Степень обученности (по  результатам диагностических работ и пр.)
  • Др.

  1. Использование элементов основных положений ФГОС
  • Формирование универсальных учебных действий (УУД) в рамках предмета
  • Система оценочной деятельности на конкретном предмете. Оценка сформированности УУД
  • Системно-деятельностный подход к обучению

В организации образовательной деятельности будут использованы

  • Индивидуальные образовательные маршруты
  • Разноуровневые задания
  • Создание учебных проектов (путеводители; «решебники», учебники, Wеб-страница, Web-сайты, журналы, страницы журналов, видеофильмы, комиксы, открытки, СМС, презентации, словарь, рекламный проспект)
  • Интересные продуктивные задания, способствующие развитию  УУД:
  • Кейсы;
  • Кроки;
  • Web- квесты;
  • Тренинги;
  • Визуализация (лепка, модель из ЛЕГО, клип, коллаж, видеофильм,  рисунок, рекламный ролик, дневник)
  • Элементы самообразования
  • Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально важных общественных проблем
  • Исследовательская внеурочная деятельность
  • Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования
  • Задания в формате ОГЭ (ЕГЭ)
  • Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)
  • Коллективные формы организации учебной деятельности
  • другое

 Приложение №3.

1. Форма организации образовательного процесса.

2. Технологии, используемые в обучении.

3. Основные  формы и виды контроля знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС

Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...

Положение о рабочей программе по предмету

В данном положении представлен алгоритм написания рабочей программы по любому предмету....

Положение о рабочей программе

Данное положение о рабочей программе является нормативным документом, регламентирующим деятельность учителей МКОУ "СОШ № 3" г. Новомосковск при составлении рабочих программ и тематического планировани...

Положение о рабочей программе учителя

Положение о рабочей программе учителя...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (ФГОС ООО)

Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации   «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального Госуд...