Положение о рабочей программе
материал по теме
Данное положение о рабочей программе является нормативным документом, регламентирующим деятельность учителей МКОУ "СОШ № 3" г. Новомосковск при составлении рабочих программ и тематического планирования по предметам. В данном положении отражены требования к составлению рабочих программ учителям, работающим по БУП 1998, 2004г.г., ФГОС, а также учителей, имеющих нагрузку по дополнительному образованию (кружки, факультативы) на базе ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение о рабочей программе МКОУ "СОШ № 3" г. Новомосковск.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю
на педагогическом совете директор МОУ «СОШ №3»
МКОУ «СОШ №3» ____________М. В. Чикин
Протокол №___ от _______
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе
- Общие положения
- Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении по определённому учебному курсу (дисциплине).
- В соответствии с п. 2 ст. 32 закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
- Основными документами, которыми необходимо руководствоваться при составлении рабочей программы являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
- Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) или федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования (Приказ Минобразования России от 30.06.98 №56) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;
- Приказ Департамента образования Тульской области от 05.06.2006 г. №625 «О введении регионального компонента в содержание общего образования в общеобразовательных учреждениях Тульской области, реализующих Базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322»;
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Базисный учебный план для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08..2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Департамента образования Тульской области от 24.06.2011 г. №477 «О внесении изменений в приказ департамента образования Тульской области от 05.06..2006 г. №626 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»:
- Приказ департамента образования Тульской области от 07.08.2009 г. №1075 «Об утверждении примерных учебных планов для организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в обучении на дому, временно по состоянию здоровья не посещающих общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования»;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
- Рабочая программа – нормативно-правовой документ, определяющий организацию образовательного процесса в образовательном учреждении по определённому учебному курсу (дисциплине).
- Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в образовательном учреждении на всех ступенях образования. Таким образом, рабочая программа по предмету, курсу (дисциплине) – это документ, составленный с учётом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса.
- Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определённого класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
- Рабочая программа разрабатывается на основе примерных (типовых) образовательных авторских программ.
- Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, рекомендуется МО и науки РФ.
- Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы, имеющей авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины.
- Рабочая программа – это документ, созданный на основе примерной или авторской программы с учётом целей и задач образовательной программы учреждения. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении. Рабочая программа может иметь изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. (по сравнению с авторскими программами).
- Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки. Для каждой формы обучения (очное, на дому и т. п.).
- Рабочая программа рассчитана на один год или на одну ступень обучения (дополнительного образовательная программа может быть рассчитана на срок от 1 до 4 лет)
- Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми она составлена.
- При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
- состояние здоровья обучающихся;
- характер учебной мотивации;
- качество учебных достижений;
- состояние учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного учреждения.
- Рабочие программы рассматриваются на школьном методическом объединении учителей-предметников, согласовываются с заместителем директора по научно-методической работе, принимаются на педагогическом совете и представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения.
- Рабочие программы представляются на утверждение директору школы в конце предыдущего учебного года. Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта.
- Рабочие программы утверждаются приказом директора школы. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
- Рабочая программа должна соответствовать следующим техническим требованиям: шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочное расстояние 1,5, поля: верхнее и нижнее – 1,5 см., левое – 2,5., правое – 1,5 см.
- Порядок согласования и утверждения рабочей программы
- Рабочая программа по предмету разрабатывается учителями - предметниками и обсуждается на заседаниях школьных МО. С учётом мнения педагогических работников и председателя школьного методического совета в рабочую программу могут быть внесены изменения.
- Заместитель директора по научно-методической работе проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия общим требованиям, требованиям государственного образовательного стандарта, базисному учебному плану, целям и задачам образовательного учреждения, его концепции и программе развития, положению о рабочей программе. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
- При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется заместителем директора по научно-методической работе и утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 31 мая. При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.
- Рабочая программа хранится у педагогического работника, ведущего образовательную деятельность по этой программе, у заместителя директора по НМР в электронном варианте.
- Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в образовательном учреждении в соответствии с особенностями класса и отражаются в пояснительной записке и календарно-тематическом плавне.
- Список литературы, учебно-методического обеспечения в рабочих программах ежегодно обновляются с учётом изменившихся условий (параметров) образовательного процесса.
- Структура рабочей программы
- Текст рабочей программы включает основные элементы:
- Титульный лист (название рабочей программы)
- Пояснительная записка.
- Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
- Учебно-тематический план
- Содержание курса
- Календарно-тематическое планирование
- Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
- Титульный лист должен содержать:
- Наименование образовательного учреждения;
- Название курса, для изучения которого написана программа в соответствии с учебным планом школы;
- Гриф согласования программы;
- Гриф утверждения программы (дата, № приказа руководителя образовательного учреждения);
- Ф. И. О. учителя;
- Класс (ступень), которым (на которой) изучается учебный курс, предмет, дисциплина;
- Год составления программы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено Согласовано Принято Утверждено
на заседании ШМО заместитель директора на педагогическом совете директор
____________цикла по НМР МОУ «СОШ №3» МОУ «СОШ №3»
Руководитель:_____ ____________________ Протокол №__ от _____ Чикин М. В._____
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА
ПО _________________
(ПРЕДМЕТ)
для _____класса (ов)
Новомосковск, 2011
Титульный лист рабочей программы ОДО должен содержать:
- Наименование образовательного учреждения;
- Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа;
- Срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф. И. О., должность автора дополнительной образовательной программы;
- Название города;
- Год разработки дополнительной образовательной программы.
- В тексте пояснительной записки следует указать:
- Название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана рабочая программа;
- Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формируются в соответствии со стандартом и с учётом образовательной программы данного образовательного учреждения);
- Изменения, внесённые в примерную или авторскую программу, их обоснование;
- Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований;
- Образовательные технологии и методы достижения поставленных задач, формы организации учебного процесса и их сочетание;
- Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков и промежуточной аттестации обучающихся в образовательном учреждении.
В тексте пояснительной записки рабочей программы ОДО следует указать:
- Направленность дополнительной образовательной программы;
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;
- Цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- Отличительные особенности дополнительной образовательной программы от уже существующих;
- Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы;
- Срок реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- Формы и режим занятий;
- Ожидаемые результаты и способы проверки;
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции).
- Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана включает в себя следующие сведения: класс, количество часов в неделю согласно учебному плану школы, реквизиты программы, УМК учителя, учащихся (указывать название, класс, ФИО автора, издательство, год издания).
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
Методическое обеспечение ДОП включает в себя описание:
- Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, конференция);
- Приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, технического оснащения занятий;
- Формы подведения итогов по каждой теме.
- Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачётов, контрольных, практических и др. видов работ за счёт времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения. Учебно-тематический план может быть представлен в форме таблицы:
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе, количество часов на проведение | ||
Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | |||
Вместо лабораторных и практических работ могут быть указаны другие виды работ, выполнение которых является обязательным.
- Содержание курса включает: перечень изучаемого учебного материала, контроль по завершении изучения данной темы, названия практических, лабораторных и творческих работ.
- Календарно-тематическое планирование включает:
- № - номер п/п, номер урока в теме указывается с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также реализацию программы по курсу;
- Наименование раздела программы и количество часов на раздел/Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности);
- Тип урока. В рамках традиционного обучения определены уроки следующих типов:
- Урок ознакомления с новым материалом;
- Урок закрепления изученного;
- Урок применения знаний и умений;
- Урок обобщения и систематизации знаний;
- Урок проверки и коррекции знаний и умений;
- Комбинированный урок.
В случае блока уроков – тип урока планируется на каждый урок.
- Элементы содержания. Отбор элементов содержания осуществляется на основе образовательного стандарта (примерной программы). При отсутствии государственного образовательного стандарта по учебному предмету, элективному курсу, предметному модулю элементы содержания определяются в соответствии авторской учебной программой. Элементы содержания по практикуму, проектной или исследовательской деятельности определяются на основе их целей и задач. В случае блока уроков – элементы содержания планируются на каждый урок.
- Планируемый результат обучающихся формулируется в деятельностной форме. Формулировка выносится из примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания.
- Вид контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть индивидуальным, фронтальным и групповым. Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т. д.
- Домашнее задание в письменной или цифровой форме (№___, стр.__, §___).
- Дата проведения. При построении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
№ п/п | № урока в теме | Тема раздела Тема урока | Тип урока, образовательные технологии | Элементы содержания | Планируемый результат | Вид контроля, измерители | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата проведения |
При составлении календарно – тематического планирования учителями, работающими по ФГОС календарно-тематическое планирование должно иметь следующий вид:
№ п/п | № урока в теме | Тема раздела Тема урока | Тип урока, образовательные технологии | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля, измерители | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата проведения | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
При построении календарно-тематического планирования ДОП используется следующая таблица:
№ п/п | № урока в теме | Тема раздела Тема урока | Элементы содержания | Вид контроля, измерители | Информационно-методическое обеспечение | Дата проведения |
- Требования к уровню подготовки обучающихся – перечень знаний, умений и навыков обучающихся, которых они должны достичь по итогам каждого года обучения. Данный перечень целей – результатов обучения включает специальные предметы и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательный государственный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки обучающихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...
Положение о рабочей программе по предмету
В данном положении представлен алгоритм написания рабочей программы по любому предмету....
Положение о рабочей программе учителя
Положение о рабочей программе учителя...
Положение о рабочей программе
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образова...
Положение о рабочей программе
Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....
Положение о рабочей программе дополнительного образования
Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....
Положение о рабочей программе
Положение о структуре, порядке разработки и утверждениярабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей)....