Л. И.Авдеева Реализация модели развития школы как условие повышения качества образования. Статья в сборнике ЛОИРО
статья на тему
Исторически сложилось так, что на протяжении многих лет Лебяжье было привлекательно для артистов, писателей и поэтов, художников. Именно здесь, на южном берегу Финского залива, всего в 60 километрах от Санкт-Петербурга, в красивейшем дачном поселке с мая по октябрь жил ученый-орнитолог, сотрудник Зоологического музея Валентин Бианки, писал рассказы детский писатель Виталий Бианки, имя которого теперь носит поселковая улица, жила семья писателей, поэтов, знатоков природы Ливеровских и поэтов Гаген-Торн. На месте, где расположено здание нынешней администрации поселка, растут вековые липы — последние свидетели вдохновения М. Е.Салтыкова-Щедрина, хозяина лебяженского поместья, которое назвал он «Монрепо» (мой отдых).Жизнь лебяженских дачников била ключом: была создана футбольная команда «Лебедь», в самодеятельном театре ставились пьесы, проводились творческие вечера, которые посещал Александр Блок. Бывали здесь и художник Орест Кипренский, и Н. А.Некрасов. Кроме того, в Лебяжье сохранилось уникальное по своему историко-культурному значению Лоцманское селение — единственное профессиональное поселение лоцманов, сохранившееся с 1868 года практически без изменений. Дома, церковь, здание лоцманского собрания, маяк, водопроводная система, построенные ими, существуют до сих пор. Уже в 19 веке здесь были проведены телефон и телеграф, работали пожарное депо, амбулаторный пункт, аптека, оранжерея. Именно здесь более 140 лет назад была открыта первая школа, в которой обучались и дети лоцманов-мореходов, и ребятишки из близлежащих деревень Красная Горка, Борков, Лебяжьего, Риголово.
В 1908 году на Красной Горке началось строительство форта Алексеевского, укрепленного мощными 12-дюймовыми орудиями с дальностью стрельбы 25 км. Этот форт стал бетонной твердыней на пути к Кронштадту и Санкт-Петербургу. В 1941 году Форт Красная Горка вновь стал тыловой базой артиллерии Ораниенбаумского плацдарма. Благодаря героическим усилиям защитников форта враг не прорвался в Финский залив, и оборона продолжалась 2,5 года вплоть до 1944 года, когда батареи Форта Красная Горка мощным огнем начали освобождение Ленинграда от блокады. Особую роль сыграл наш поселок в годы Великой Отечественной войны, так как здесь находился центр партизанского движения, военный аэродром Борки (кстати, знаменитый фильм «Балтийское небо» — это про нас), огромный военный госпиталь, врачом в котором служил отец знаменитого телеведущего Юрия Сенкевича — Владимир. Не меньший интерес представляет послевоенная история поселка, в котором базировалось военно-авиационное училище вплоть до 1994 года.Мы понимаем, что невозможно воспитать настоящего гражданина, патриота своей страны без формирования у ребенка знаний о культурно-историческом наследии своего края, своей малой родины, без уважения к прошлому земляков. Но немаловажным, на наш взгляд, является и воспитание экологической культуры, тем более что невозможно обучать детей различным наукам и не воспитать в них чувство прекрасного, умения заботиться о братьях наших меньших, умения охранять природу. Разве не так воспитывается настоящий гражданин — с пониманием, что без сохранения чистоты нашей природы невозможно сохранить чистоту своей души, стать настоящим хозяином своего края, бережно и осознанно относиться к его природным и культурным ценностям.
Вопросами охраны и защиты природного и культурного наследия теперь занимаются многие учебные заведения. В нашей школе изучением этого вопроса мы занялись вполне осознанно, и это решение не было данью моде. Наш поселок располагается на территории заказника федерального значения «Водно-болотное угодье Лебяжье» и является уникальным местом стоянки перелетных птиц — лебедей, уток, гусей, которые весной и осенью останавливаются здесь, и тогда, как писал В. Бианки, «окрестности оглашаются трубными голосами этих птиц», и охрана этой территории является предметом изучения и заботы наших школьников. А для школы трудно было выбрать лучшее место расположения: в 200 метрах — берег Финского залива, вокруг школы — вековые сосны и школьный дендрарий, насчитывающий около 100 видов редких растений. Это и краснолистный дуб, и лиственницы, и пихты, и каштаны, и можжевельник, и туя. Спустя 18 лет после сдачи нового здания школы в эксплуатацию, трудно даже представить, что когда-то вокруг нее были лишь строительный мусор и камни. Более 10 лет успешно реализуется проект, созданный под руководством учителя биологии и экологии Лищук М. З. «Экологическая тропа Лебяженской школы», которая охватывает несколько экологических площадок, специально обустроенных рекламными щитами: сосновый бор около школы, дюны Финского залива, гнездовья ласточек-береговушек (Красная Горка), Сюрьевское болото, кедровая роща, озеро «Школьное». Этот проект представил интерес и для учителей района, и на его основе была создана экологическая программа «Экологическая тропа Ломоносовского района».Идеи экологической деятельности не противоречат Национальной стратегии развития экологического образования России, ведь основная цель экологического образования в общеобразовательной школе определена как «формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе нравственных и правовых норм, принятых в нашем обществе, формирование экологического мышления, понимание учащимися единой картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности». Конечно, мы не ставим себе цель, чтобы каждый ребенок в своей будущей, «взрослой» жизни занимался вопросами экологии. Но в настоящее время понятие «экология» рассматривается в самом широком смысле слова — «ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» — от чистоты в своем доме, в своей школе, поселке, до чистоты души.
Работая над реализацией модели развития школы, мы учитывали особенности месторасположения школы, ее культурно-исторические традиции. Для реализации модели школа располагает необходимым кадровым и творческим потенциалом, достаточными современными материально-техническими условиями обеспечения образовательного процесса.Научить выпускника заботиться о своей земле, о своей малой родине, прививать любовь и уважение к ней, знать и гордиться ее историей, культурой, научить рационально использовать природные ресурсы, в конечном итоге, воспитать гражданина, рачительного хозяина своей страны — такая задача стоит перед нашей школой сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация модели развития школы как условие повышения качества образования | 750.89 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...
Построение модели здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательном учреждении как условие повышения качества образования
Опыт работы по теме "Построение модели здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательном учреждении как условие повышения качества образования", нкопленный за 3 года работы с по...
Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО
Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...
Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования
Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...
«Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС»
Презентация...
Статья "Использование современных педагогических технологий в условиях повышения качества образования".
статья на методическое объединение учителей...
Метод Quiz как элемент метапредметного подхода в условиях повышения качества образования при реализации ФГОС II поколения
Сегодня многие учащиеся используют компьютер для игр и общения в социальных сетях, я а вот найти необходимую информацию в целях самообразования умеют далеко не всегда.Поэ...