Урок в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка на тему
Данный методический материал содержит основные требования к современному уроку, примерную форму технологической карты урока, схему анализа и самоанализа урока, а также каталог полезных Интернет- ресурсов об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 60.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа №67
УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
(МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)
ИРКУТСК 2014
«Современный урок- свободный урок,
урок, освобожденный от страха:
никто никого не пугает и никто никого не боится»
Н.Е. Щуркова
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
| Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
| Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
| Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
| Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
| Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
| Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
| Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
| Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
| Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Основные положения, закрепленные в новых стандартах:
- Системно – деятельностный подход в планировании и проведении уроков - подход к построению урока с ориентацией на итоговые результаты образования.
Системно – деятельностный подход – в основе педагогических приёмов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.
Современный урок должен отвечать на следующие вопросы: «ЗАЧЕМ ученику необходимо совершить ту или иную деятельность на уроке? КАКОЙ должен быть результат данной деятельности? КАКОВ продукт? И КАК это ученик использует на следующих уроках?
- Постановка цели и задач урока по достижению результатов (предметные, личностные, метапредметные).
Современный урок – урок, который спланирован, продуман и проведен в соответствии с поставленными задачами по достижению результатов.
Цель урока определяется:
- планируемым результатом урока
- путями реализации этого плана
ЦЕЛИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС:
Предметная- соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей (что должны знать, уметь)
- Закрепление понятий, правил, законов….; умений…
- Применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях
- Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, правил….
- Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме…
- Проверка и оценка знаний и способов действий учащихся по теме….
- Организация деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий
Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки), опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенный обучающимися в рамках отдельного предмета.
Личностная – формирование личностных УУД через содержание учебного материала
- Патриотизм, уважение к своему народу, российская гражданская идентичность, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, прошлое и настоящее, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
- Формирование гражданской позиции (активность, ответственность, чувство собственного достоинства, гуманизм…)
- Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики…
- Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- Толерантное сознание и поведение
- Эстетическое отношение к миру
- Принятие и реализация ценностей ЗОЖ, потребность в физическом самосовершенствовании; неприятие вредных привычек; бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью
- Формирование экологического мышления
- Осознанный выбор будущей профессии
- Ответственное отношение к созданию семьи, принятие ценностей семейной жизни.
Личностные результаты – система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, к педагогу.
Метапредметная – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение классифицировать, сравнивать, доказывать, синтезировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать способ решения, постановка и формулирование проблемы, навык поиска необходимой информации…
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование, коррекция, умение следовать инструкциям учителя, организовывать своё рабочее место, умение делать выводы, выбирать способ достижения поставленной цели, саморегуляция …
- КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе, сотрудничать, формирование культуры межличностных отношений, умение обращаться за помощью, предлагать помощь, осуществлять взаимный контроль….
Метапредметные результаты – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
- Учебная задача – это переформулированная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания. Решая её, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают личностные качества, направленные на «умение учиться»
- Рефлексия – обратная связь. Оценивание, отслеживание, достижение запланированных учителем результатов на уроке (предметных, метапредметных, личностных)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Технологическая карта урока – обобщенно -графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Технологическая карта позволит учителю:
организовать эффективный учебный процесс;
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на модуль, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации ОУ контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Примерная форма технологической карты урока
Предмет | |||
Класс | |||
Тип урока/занятия | |||
Тема | |||
Цель | |||
Основные термины, понятия | |||
Планируемый результат | Предметные умения; личностные УУД; метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | ||
Межпредметные связи | |||
Этапы урока | Методы, приёмы, формы работы, средства обучения | Содержание учебного действия | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Мотивация (организационный) | |||
Актуализация опорных знаний и умений | |||
Постановка учебной проблемы (целеполагание) | |||
Формулирование проблемы, планирование деятельности | |||
Открытие нового знания. Поиск информации. | |||
Первичная проверка понимания | |||
Применение новых знаний | |||
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание. |
Дидактические задачи этапов урока /занятия
Этапы урока | Дидактические задачи |
Мотивация (организационный) | Подготовка учащихся к работе на уроке/занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация…) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы (целеполагание) | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания. Поиск информации. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание. | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Моделирование и анализ урока
Позиции | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Жестко структуированный конспект урока, 0% свободы учителя | Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю |
При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник | При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации, учебник, интернет- ресурсы, материалы коллег, производит обмен конспектами | |
Основные этапы урока | Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80%- говорение учителя) | Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление – 5-10 % урока; самостоятельная деятельность обучающихся – 60-70% урока |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок | Организовать деятельность детей по: -поиску, обработке информации; - обобщению способов деятельности; - постановке учебной задачи… |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий | Реши, спиши, сравни, найди, выполни…. 93%-репродуктивные задания; 7%- исследуй (чаще для сильных учеников) | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте…. |
Схема анализа урока по ФГОС.
Общая информация | ||
1. | ФИО учителя | |
2. | Дата посещения урока | |
3. | Предмет | |
4. | Класс | |
5. | Учащихся по списку | |
6. | Учащихся по факту | |
7. | Цель посещения урока | |
8. | Своевременность явки учителя на урок. | |
9. | Готовность учителя к началу урока. | |
10. | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. Степень дисциплинированности. | |
11. | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | |
12. | Санитарное состояние класса | Температурный режим Проветривание Освещение |
13. | Наличие технологической карты урока. | |
14. | Соответствие темы урока КТП | |
15. | Педагогическое поведение учителя | Самообладание и педагогический такт Стиль поведения Взаимоотношения с учащимися. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины Владение голосом Правильность речи Дикции Темп Выразительность Жестикуляция Использование артистических умений |
Этапы анализа | АНАЛИЗ УРОКА | |
1. | Основные цели урока: предметная, метапредметная, личностная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | |
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | |
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал) | |
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | |
4.1. | Ориентация на новые образовательные стандарты. | |
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | |
4.3. | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, здоровьесберегающих технологий др. | |
5. | Содержание урока: | |
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям | |
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | |
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. | |
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. | |
6. | Методика проведения урока: | |
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | |
6.2. | Какие методы использовались учителем. | Проблемного обучения. Творческого характера Задания репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») Количество: Задания поискового характера(проанализируйте, докажите, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте, «сравни», «найди ошибку») Количество: |
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. | |
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) | |
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | |
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | |
6.7. | Осуществление обратной связи: ученик-учитель. | |
6.8 | Формы работы | Фронтальная Групповая Индивидуальная Работа в парах Самостоятельная |
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | |
6.10. | Средства обучения. Целесообразность и рациональность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | Книгопечатная продукция: учебники, пособия, тетради на печатной основе Технические средства: Интернет: |
6.11. | Использование наглядного материала: | в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. |
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | |
7. | Психологические основы урока: | |
7.1. | Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | |
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. | Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. |
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | |
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | Физминутки Рабочая поза Предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). |
8. | Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.. | |
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) | |
Результат урока | Активность учеников Проявление творчества Вызывает интерес Воспитывает познавательную потребность Подведение итога Самооценка учащихся Выполнение плана Достижение целей Результаты: предметные Метапредметные Личностные Отметки: «5»- «4»- «3»- «2»- | |
САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ (самоанализ): | ||
ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ |
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки? Межпредметные связи.
- Какие задачи я решаю на уроке? ( предметные; личностные; метапредметные). Были ли они решены? Каким способом? На каких этапах урока?
- Рациональность выбранной структуры урока, соответствие ее разработанной учителем технологической карте. Логическая связь между различными этапами урока.
- Какие образовательные технологии использовались на уроке? Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности?
- Как был организован контроль на уроке? В каких нормах, и какими методами он осуществлялся?
- За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока? Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?
Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию каталог ресурсов Интернет об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода
Каталог Интернет-ресурсов (технологии СДП)
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm
Технология «Развитие критического мышления» http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html
Семинар – практикум Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» http://naschoolbuz.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/razvitie_kriticheskogo_myshlenija_cherez_chtenie_i_pismo/seminar_praktikum_tekhnologija_razvitie_kriticheskogo_myshlenija_cherez_chtenie_i_pismo/6-1-0-2
- Технологии организации работы в группе
Технология организации групповой работы http://festival.1september.ru/articles/579384/
Технология групповой работы http://www.znanie.org/jornal/n3/st_tehnol_grup_rab.html
Групповые технологии как средство формирования учебной деятельности учащихся http://www.school43.spb.ru/files/Ѐazrabotka_zasedaniya_mo.pdf
- Игровые технологии
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников http://pokrov8.siteedit.ru/page73
Игровые технологии http://edu-teacherzv.ucoz.ru/load/novye_pedagogicheskie_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/5-1-0-96
Игровые технологии на уроках http://school634.com/igrovye_tehnologii
- Технологии организации проектной деятельности
Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся http://www.c-psy.ru/index.php/teacher/master-class/8919-2011-03-14-15-21-19
Слайды из презентации «Метод проектов» к уроку педагогики на тему «Проекты» http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Metod-proektov/Metod-proektov.html
Проектная деятельность http://www.proshkolu.ru/tag/1760/
Организация проектной деятельности учащихся http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1128
- Технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения http://www.ref.by/refs/62/30069/1.html
Методы проблемного обучения http://fmi.asf.ru/Library/Book/Mpm/6e.html
Проблемные методы обучения http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00000409_0.html
- Технология полного усвоения
Технология полного усвоения, ее характеристика http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html
Технология полного усвоения на уроках математики http://festival.1september.ru/articles/412818/
Пиетиляйнен Елена Евгеньевна. Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/219326.html
Описание нескольких технологий (полного усвоения, разноуровневого обучения, модульная, коллективного взаимообучения) http://74203s001.edusite.ru/DswMedia/texnologii.doc
Критериально-ориентированное обучение http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html
- Интерактивные методы обучения
Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии http://festival.1september.ru/articles/551473/
Интерактивные методы обучения http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8
Интерактивное обучение: новые подходы http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php
- Технологии уровневой дифференциации
О технологии развивающего обучения и видах познавательной деятельности http://pruzanaschool3.narod.ru/sourses/school/koncep/diifer.htm
Технология (описание) http://internika.org/users/millana/works/tekhnologiya-urovnevoi-differentsiatsii
http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot.files/Jornal/se_0601/se_0601_96-98.pdf - технология уровневой дифференциации на уроках математики
- Технологии развивающего обучения
Технология РО Эльконина-Давыдова http://festival.1september.ru/articles/416944/
Программа ТРИЗ http://www.trizminsk.org/e/23302.htm
Технологии развивающего обучения http://psichology.vuzlib.net/book_o350_page_38.html
Современные педагогические технологии как объективная потребность http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11
Рецепт приготовления хорошего урока
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.
Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству.
Составитель: А.В. Каверзина
Адрес: 664013 г.Иркутск
Ул. Академика Образцова, 23
МБОУ г.Иркутска СОШ № 67
Тел. (3952) 633551
Тел/факс 478019
school-67@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Лексическое значение слова"Русский язык в 5 классеТип урока: открытие нового знания...
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...
Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.
Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: русский языкКласс: 5Тема урока: Лексика. Культура речи. ...