Урок в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка на тему

Каверзина Алена Викторовна

Данный методический материал содержит основные требования к современному уроку, примерную форму технологической карты урока, схему анализа и самоанализа урока, а также каталог полезных Интернет- ресурсов об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_sootvetstvii_s_fgos.docx60.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №67

УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

(МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)

ИРКУТСК 2014

 «Современный урок- свободный урок,

урок, освобожденный от страха:

никто никого не пугает и никто никого не боится»

Н.Е. Щуркова

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

  1. Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

  1. Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

  1. Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

  1. Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

  1. Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

  1. Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

  1. Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

  1. Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

  1. Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Основные положения, закрепленные в новых стандартах:

  1. Системно – деятельностный подход в планировании и проведении уроков - подход к построению урока с ориентацией на итоговые результаты образования.

Системно – деятельностный подход – в основе педагогических приёмов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.

Современный урок должен отвечать на следующие вопросы: «ЗАЧЕМ ученику необходимо  совершить ту или иную деятельность на уроке? КАКОЙ должен быть результат данной деятельности? КАКОВ продукт? И КАК это ученик использует на следующих уроках?

  1. Постановка цели и  задач урока по достижению результатов (предметные, личностные, метапредметные).

Современный урок – урок, который спланирован, продуман и проведен в соответствии с поставленными задачами по достижению результатов.

Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока
  • путями реализации этого плана

ЦЕЛИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС:

Предметная- соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей (что должны знать, уметь)

  • Закрепление понятий, правил, законов….; умений…
  • Применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях
  • Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, правил….
  • Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме…
  • Проверка и оценка знаний и способов действий учащихся по теме….
  • Организация деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки), опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенный обучающимися в рамках отдельного предмета.

Личностная – формирование личностных УУД через содержание учебного материала

  • Патриотизм, уважение к своему народу, российская гражданская идентичность, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, прошлое и настоящее, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
  • Формирование гражданской позиции (активность, ответственность, чувство собственного достоинства, гуманизм…)
  • Формирование  мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики…
  • Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • Толерантное сознание и поведение
  • Эстетическое отношение к миру
  • Принятие и реализация ценностей ЗОЖ, потребность в физическом самосовершенствовании; неприятие вредных привычек; бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью
  • Формирование экологического мышления
  • Осознанный выбор будущей профессии
  • Ответственное отношение к созданию семьи, принятие ценностей семейной жизни.

Личностные результаты – система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, к педагогу. 

Метапредметная развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД  

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение классифицировать, сравнивать, доказывать, синтезировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать способ решения, постановка и формулирование проблемы, навык поиска необходимой информации…
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование, коррекция, умение следовать инструкциям учителя, организовывать своё рабочее место, умение делать выводы, выбирать способ достижения поставленной цели, саморегуляция …
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе, сотрудничать, формирование культуры межличностных отношений, умение обращаться за помощью, предлагать помощь, осуществлять взаимный контроль….

Метапредметные результаты – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

  1. Учебная задача – это переформулированная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания. Решая её, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают личностные качества, направленные на «умение учиться»
  2. Рефлексия – обратная связь. Оценивание, отслеживание, достижение запланированных учителем результатов на уроке (предметных, метапредметных, личностных)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технологическая карта урока – обобщенно -графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Технологическая карта позволит учителю:

 организовать эффективный учебный процесс;

 реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

 системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

 проектировать свою деятельность на модуль, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

 на практике реализовать межпредметные связи;

 выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации ОУ контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Примерная форма технологической карты урока

Предмет

Класс

Тип урока/занятия

Тема

Цель

Основные термины, понятия

Планируемый результат

Предметные умения; личностные УУД; метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

 Межпредметные связи

Этапы урока

Методы, приёмы, формы работы, средства обучения

Содержание учебного действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (организационный)

Актуализация опорных знаний и умений

Постановка учебной проблемы (целеполагание)

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Открытие нового знания. Поиск информации.

Первичная проверка понимания

Применение новых знаний

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.


Дидактические задачи этапов урока /занятия

Этапы урока

Дидактические задачи

Мотивация (организационный)

Подготовка учащихся к работе на уроке/занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация…) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы (целеполагание)

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания. Поиск информации.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Моделирование и анализ урока

Позиции

 Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Жестко структуированный конспект урока, 0% свободы учителя

Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации, учебник, интернет- ресурсы, материалы коллег, производит обмен конспектами

Основные этапы урока

Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80%- говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление – 5-10 % урока; самостоятельная деятельность обучающихся – 60-70% урока

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовать деятельность детей по:

-поиску, обработке информации;

- обобщению способов деятельности;

- постановке учебной задачи…

Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий

Реши, спиши, сравни, найди, выполни….

93%-репродуктивные задания;

7%- исследуй (чаще для сильных учеников)

Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте….


Схема анализа урока по ФГОС.

Общая информация

1.

ФИО учителя                  

2.

Дата посещения урока         

3.

Предмет

4.

Класс

5.

Учащихся по списку

6.

Учащихся по факту         

7.

Цель посещения урока         

8.

Своевременность явки учителя на урок.         

9.

Готовность учителя к началу урока.         

10.

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. Степень дисциплинированности.

11.

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика         

12.

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

13.

Наличие технологической карты урока.

14.

Соответствие темы урока КТП

15.

Педагогическое поведение учителя

Самообладание и педагогический такт

Стиль поведения

Взаимоотношения с учащимися.                 

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины         

Владение голосом

Правильность речи

Дикции

Темп

Выразительность

Жестикуляция

Использование артистических умений

Этапы анализа

АНАЛИЗ УРОКА

1.

Основные цели урока: предметная, метапредметная, личностная.

 Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию  изучения данной темы (учебный материал)

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование   УУД

4.3.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, здоровьесберегающих технологий др.

5.

Содержание урока:

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности.

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

6.

Методика проведения урока:

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

6.2.

Какие методы использовались учителем.

 Проблемного обучения.

Творческого характера

Задания репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни»)

Количество:

Задания поискового характера(проанализируйте, докажите, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте, «сравни», «найди ошибку»)

Количество:

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

6.8

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Работа в парах

Самостоятельная

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

6.10.

Средства обучения. Целесообразность и рациональность  их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

Книгопечатная продукция: учебники, пособия, тетради на печатной основе

Технические средства:

Интернет:

6.11.

Использование наглядного материала:

в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

7.

Психологические основы урока:

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

7.2.

Реализация развивающей функции обучения.

Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

Физминутки

Рабочая поза

Предупреждение утомления и переутомления.

 Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

Результат урока                                                                                                                                            

Активность учеников

Проявление творчества

Вызывает интерес

Воспитывает познавательную потребность

Подведение итога

Самооценка учащихся

Выполнение плана

Достижение целей

Результаты: предметные

Метапредметные

Личностные

Отметки: «5»-   «4»-    «3»-      «2»-  

САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ (самоанализ):

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки? Межпредметные связи.
  2. Какие задачи я решаю на уроке? ( предметные; личностные; метапредметные).  Были ли они решены? Каким способом?  На каких этапах урока?
  3. Рациональность выбранной структуры урока, соответствие ее разработанной учителем технологической карте. Логическая связь между различными этапами урока.
  4.  Какие образовательные технологии  использовались на уроке? Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности?
  5.  Как был организован контроль на уроке? В каких нормах, и какими методами он осуществлялся?
  6.  За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока? Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
  7.  Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию каталог ресурсов Интернет об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода

Каталог Интернет-ресурсов (технологии СДП)

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Технология «Развитие критического мышления» http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html

Семинар – практикум Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» http://naschoolbuz.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/razvitie_kriticheskogo_myshlenija_cherez_chtenie_i_pismo/seminar_praktikum_tekhnologija_razvitie_kriticheskogo_myshlenija_cherez_chtenie_i_pismo/6-1-0-2

  1. Технологии организации работы в группе

Технология организации групповой работы http://festival.1september.ru/articles/579384/

Технология групповой работы http://www.znanie.org/jornal/n3/st_tehnol_grup_rab.html

 Групповые технологии как средство формирования учебной деятельности учащихся http://www.school43.spb.ru/files/Ѐazrabotka_zasedaniya_mo.pdf

  1. Игровые технологии

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников http://pokrov8.siteedit.ru/page73

Игровые технологии                                                                       http://edu-teacherzv.ucoz.ru/load/novye_pedagogicheskie_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/5-1-0-96

Игровые технологии на уроках http://school634.com/igrovye_tehnologii

  1. Технологии организации проектной деятельности

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся http://www.c-psy.ru/index.php/teacher/master-class/8919-2011-03-14-15-21-19

Слайды из презентации «Метод проектов» к уроку педагогики на тему «Проекты» http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Metod-proektov/Metod-proektov.html

Проектная деятельность http://www.proshkolu.ru/tag/1760/

Организация проектной деятельности учащихся http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1128

  1. Технологии проблемного обучения 

Технология проблемного обучения http://www.ref.by/refs/62/30069/1.html

Методы проблемного обучения http://fmi.asf.ru/Library/Book/Mpm/6e.html

Проблемные методы обучения http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00000409_0.html

  1. Технология полного усвоения

Технология полного усвоения, ее характеристика http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html   

Технология полного усвоения на уроках математики http://festival.1september.ru/articles/412818/ 

Пиетиляйнен Елена Евгеньевна. Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/219326.html 

Описание нескольких технологий (полного усвоения, разноуровневого обучения, модульная, коллективного взаимообучения) http://74203s001.edusite.ru/DswMedia/texnologii.doc

Критериально-ориентированное обучение http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html 

  1. Интерактивные методы обучения 

Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии http://festival.1september.ru/articles/551473/ 

Интерактивные методы обучения http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8 

Интерактивное обучение: новые подходы http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php 

  1. Технологии уровневой дифференциации 

О технологии развивающего обучения и видах познавательной деятельности http://pruzanaschool3.narod.ru/sourses/school/koncep/diifer.htm

Технология (описание) http://internika.org/users/millana/works/tekhnologiya-urovnevoi-differentsiatsii

http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot.files/Jornal/se_0601/se_0601_96-98.pdf - технология уровневой дифференциации на уроках математики

  1. Технологии развивающего обучения 

Технология РО Эльконина-Давыдова http://festival.1september.ru/articles/416944/ 

Программа ТРИЗ http://www.trizminsk.org/e/23302.htm 

Технологии развивающего обучения http://psichology.vuzlib.net/book_o350_page_38.html

Современные педагогические технологии как объективная потребность http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11


  Рецепт приготовления хорошего урока

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый  рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции  мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству.

Составитель: А.В. Каверзина

Адрес: 664013 г.Иркутск

Ул. Академика Образцова, 23

МБОУ г.Иркутска СОШ № 67

Тел. (3952) 633551

Тел/факс 478019

school-67@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Лексическое значение слова"Русский язык в 5 классеТип урока: открытие нового знания...

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.

Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»

Мастер-класс :  «Технологическая карта как средство      организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...