Инструментарий управления качеством образования в общеобразовательном учреждении: самооценка, самообследование и др.
статья на тему
В настоящее время под качеством образования понимается интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственным требованиям, реальным достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям, выраженных в критериях и показателях. (Статья 2. П.29 ФЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.98 КБ |
![]() | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Л.В.,
зам. директора по УВР
МОКУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области
Инструментарий управления качеством образования в общеобразовательном учреждении: самооценка, самообследование и др.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования
является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России.
В настоящее время под качеством образования понимается интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственным требованиям, реальным достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям, выраженных в критериях и показателях. (Статья 2. П.29 ФЗ)
Основными видами оценки качества образования в образовательном учреждении являются: внутренний и внешний аудит, общественная экспертиза.
Общероссийская система оценки качества образования регламентирует создание внутренней системы оценки качества образовательного процесса, (Статья 28, п.3) которая строиться с учетом основных субъектов и составляющих образовательного процесса: обучающихся, обучающих и ресурсного обеспечения (организационного, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового).
Согласно концепции общероссийской системы оценки качества образования внутренняя система оценки качества образования предусматривает использование следующих инструментов оценивания:
- Самооценку обучающихся.
- Внутренний мониторинг качества образования.
- Оценку образовательных программ.
- Самооценку ОУ (самообследование).
- Оценку педагогических кадров.
6. Оценку индивидуальных достижений обучающихся, включающую государственную (итоговую) аттестацию выпускников и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.
Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме. В соответствии с требования ФГОС слагаемыми качества образования являются: качество ООП, качество условий и качество результатов.
В рамках процедуры госаккредитации нашей школы в прошедшем учебном году мы провели самообследование в соответствии с новым приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 53 от 26 января 2012 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ИЛИ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЯ».
Приложение
Утверждены
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 26 января 2012 г. N 53
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ИЛИ НАУЧНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения образовательным учреждением или научной организацией (далее вместе - организации) процедуры самообследования.
2. Целью проведения самообследования является подготовка соответствующего отчета об обеспечении организации соответствующего уровня качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (государственными образовательными стандартами - до завершения их реализации в образовательном учреждении) или федеральными государственными требованиями, а также о выполнении образовательным учреждением показателей деятельности, необходимых для определения типа и вида.
3. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
планирование и подготовку работ по самообследованию организации;
организацию и проведение самообследования в организации (в том числе в ее обособленных структурных подразделениях);
обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета о самообследовании организации;
рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании на заседании ученого (педагогического, научно-технического) совета организации.
4. Этапы, сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, в том числе представителей работодателей, общественно-профессиональных объединений в сфере образования, определяются организацией.
5. При проведении самообследования организация использует результаты мониторинга качества образования, внутреннего аудита, общественной (общественно-профессиональной) аккредитации.
6. В процессе самообследования проводится анализ всех представляемых к государственной аккредитации образовательных программ организации в отношении соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (государственных образовательных стандартов - до завершения их реализации в образовательном учреждении) или федеральных государственных требований, а также показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида.
7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации <*>.
8. Отчет о результатах самообследования подписывается руководителем и заверяется печатью организации. Отчет о результатах самообследования размещается на официальном сайте образовательного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мониторинговый режим сбора информации и её анализа с последующим принятием управленческих решений по всем трем слагаемым качества образования способствовал успешному проведению самообследования и прохождению процедуры государственной аккредитации.
Итак, рассмотрим первую составляющую качества образования КАЧЕСТВО ООП.
В школе реализуются следующие ООП:
- ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-3 КЛАССЫ, соответствие ФГОС начального общего образования, утверждённые приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373.)
- ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (4 классы, соответствие ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 108)
- ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 классы, соответствие ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 108)
- Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая профильное обучение по предметам в соответствии с выданной лицензией (10-11 классы, соответствие ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 108)
Структура и содержание которых соответствует требованиям стандартов 2004 и 2009 года. Рабочие программы по предметам и программы внеурочной деятельности разрабатываются всеми педагогами самостоятельно на основе имеющихся рекомендаций и перед утверждение рассматриваются на заседаниях школьных методических объединений.
Вторая составляющая качества образования – качество условий так же отражена в отчете о результатах самообследования. Качество условий складывается из следующих ресурсов:
- Кадровые
В школе работает 44 педагогических работника, 30 % из них имеют высшую квалификационную категорию, 50 % - первую. Педагоги своевременно повышают свою квалификацию через курсовую подготовку по актуальным проблемам современного образования, таким как переход на новые ФГОС, применение ИКТ технологий в образовательном процессе, подготовка к итоговой аттестации учащихся.
- Отличник просвещения – 1
- Почетный работник образования РФ – 9
- Награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ - 8
- «Грант Президента» - 1
- «Грант Губернатора» – 2
- Лауреаты областного конкурса «Учитель года» - 2.
- Победители районного конкурса «Учитель года» - 7.
- «Сердце отдаю детям» - 6
- «Мои инновации в образовании» - 2
- «Лучший учитель Лузского района» – 5
- Материально-технические
- Финансовые
- Учебно-методические
- Информационно-образовательная среда
В ходе реализации КПМО на данном сайте доступны результаты автоматизированной системы контроля по различным параметрам деятельности образовательного учреждения.
В 2013 – 2014 учебном году в школе в тестовом режиме начинается запуск программ АРМ «Директор» и «ЭКЖ», которые значительно облегчат механизм обработки данных внутришкольного мониторинга качества образования.
Ну и третья составляющая качества образования - это качество результатов, мониторинг которого осуществляется в рамках внутришкольного контроля, текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Основными направлениями мониторинговой деятельности в нашей школе являются:
- % освоения обучающимися государственных образовательных стандартов, % обучения на 4 и 5, % отличников (в целом, по предметам, по учителям)
- Результаты итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов
- Процент поступления в ВУЗы
- Творческая познавательная активность обучающихся: участие в олимпиадном движении, интеллектуальных, творческих конкурсах и проектах
Результаты итоговой аттестации анализируются на заседания педагогического совета, школьных методических объединений, производственных совещаниях.
Учебный год | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Количество обучающихся / аттестованных, чел. | 603/538 | 581/533 | 623/544 | 638/567 | 613/551 |
Количество «отличников», чел./% | 37/6,9 | 48/9,0 | 52/9,6 | 55/9,7 | 60/10,9 |
Количество обучающихся на «4» и «5», чел./% | 265/49,3 | 256/48,0 | 271/49,8 | 253/44,6 | 266/44,6 |
Выпускники – «медалисты» | 1 золотая 7 серебряных | 1 золотая 6 серебряных | 1 золотая 6 серебряных | 4 золотые 1 серебряная | 2 золотые 4 серебряные |
Широкие возможности быстрой и качественной обработки данных внуртишкольного мониторинга качества образования представлены в статистических отчетах АРМ «Директор» и «ЭКЖ»
В условиях перехода на ФГОС второго поколения мы начинает отслеживать не только предметные результаты освоения ООП, но также метапредметные и личностные, инструментарий для проверки которых очень разнообразен и не систематизирован.
Управление оценкой качества образования в соответствии с новыми ФГОС предусматривает создание многоуровневой системы ОКО, способной оценить степень соответствия предоставляемых образовательных услуг запросам личности, общества, государства через использование эффективных технико-технологических схем и программного обеспечения
Уровни ОКО: региональный, муниципальный, образовательного учреждения, педагога, обучающегося.
21 июня 2013 года в департаменте образования прошло заседание координационного совета по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в школах области.
Было отмечено, что федеральная система оценки качества образования будет сформирована к 2018 году. В настоящее время в субъектах выстраиваются региональные системы оценки качества, в образовательных учреждениях разрабатываются системы внутреннего мониторинга качества образования (требование ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), поэтому рабочей группой под руководством завуча Угрюмовой Л.А. разрабатывается школьное положение о системе оценки качества образования
В аспекте представляемой модели перед региональной системой ОКО ставятся следующие задачи:
•Определение индивидуального прогресса в обучении школьников.
•Оценка результатов деятельности педагогов, образовательных учреждений, муниципальных и региональной образовательной системы.
•Содействие становлению и развитию новых механизмов, технологий, процедур оценки качества образования, в том числе имеющих мониторинговую направленность, связанных с независимой оценкой качества образования.
•Создание системы общественно-профессиональной внешней оценки образовательных организаций и их систем, аккредитации учреждений.
•Определение направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования по вопросам управления качеством образования.
Для оптимизации информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе оценки качества образования в регионе необходимо будет создать единое информационно-образовательное пространство на основе ИКТ - технологий, что позволит выстроить систему индикативного управления, способствующего росту объективности принимаемых решений по повышению качества образования.
Таким образом, качество образования это - итог деятельности школы по обучению, воспитанию школьников, методической работе, самореализации всех участников образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Управление качеством образования в условиях введения профильного обучения в образовательном учреждении"
Исследовательская работа посвящена актуальной проблеме управления образовательным учреждением. Исследование выполнено на базе образовательного учреждения...
Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе
Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы может стать для образовательного учреждения мощным стимулом активизации его деятель...

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...
Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей
Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...
Влияние участия в региональном проекте «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» на высокое качество организации образовательного процесса
В статье показаны результаты участия педагога в региональном проекте...

Педагогический мониторинг в системе образовательного учреждения как технология управления качеством образования.
Решение проблемы качества образования во многом зависит от того, насколько своевременна будет реакция на социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут и...
Управление качеством образования в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС
1.Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется 2. Основные факторы, определяющие качество образования, и основные задачи в области качества для любого образовательного у...