Проект создания здоровьесберегающей среды образовательной органиизации.
проект ( класс) на тему
теоретическое обоснование и основные компоненты комплексной программы создания здоровьесберегающей среды в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sozdaniya_zdorovesberegayushchey_sredy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проект создания здоровьесберегающей среды
в образовательном учреждении»
Ирина Алексеевна Никитина,
заместитель директора по УВР
МБОУ Лицея №6 г.Химки
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей не случайно привлекает в настоящее время пристальное внимание общества. Большинство специалистов отмечают, что в течение периода школьного обучения число детей с хроническими патологиями возрастает более чем в полтора раза. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. Наиболее часто встречаются отклонения в состоянии опорно-двигательной системы и органов зрения, однако немалую долю выявленных патологий составляют различные неврологические болезни. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается, по мнению исследователей, в образовательных организациях, учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов).
На мой взгляд, причины такого печального явления многоплановы и неоднозначны. Это и ухудшающаяся экологическая обстановка, и недостаточно благополучная экономическая ситуация, и особенность отечественного менталитета, сформированного десятилетиями «пионерского» воспитания, когда забота о собственном здоровье приравнивалась к слабости, а пренебрежение своим здоровьем расценивалось как признак героизма. Недостаточное внимание школы к вопросам здоровьесбережения, конечно, также является одним из негативных факторов, влияющих на здоровье молодого поколения.
Безусловно, кардинально изменить сложившуюся ситуацию возможно лишь при должном внимании к этой проблеме всего общества и реализации целого комплекса мер государством. Надо отметить, что ряд нормативных документов федерального и регионального уровней поднимает вопрос о здоровье школьников. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 провозглашает приоритет жизни и здоровья человека как один из принципов государственной политики в сфере образования. В декабре 2010 года Министерством образования и науки РФ были утверждены «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», где, в частности, «формулируются требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников, которые включают системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников)». Таким образом, законодательно закрепляется важная роль, которую может и должно играть образовательное учреждение в решении вопросов здоровьесбережения, учитывая, что ребенок, в среднем, одну треть своей жизни проводит в школе.
В нашем лицее всегда уделялось и уделяется внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. Вопросы организации охраны здоровья обучающихся закреплены Уставом лицея. Эти вопросы отражены в образовательной программе учреждения. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ежегодно рассматривается на заседаниях педагогического совета лицея и в работе школьных методических объединений учителей. Разработан лекторий для родителей «Как сохранить здоровье ребенка». В планах воспитательной работы лицея предусмотрены мероприятия, так или иначе направленные на профилактику вредных привычек и укрепление здоровья учащихся. Традиционными являются в лицее Дни здоровья, встречи и профилактические беседы учащихся со специалистами из различных медицинских организаций, различные конкурсы и викторины, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Однако, зачастую эти мероприятия никак не связаны друг с другом и имеют «кампанейский» характер (месячник безопасности, антинаркотический марафон, акция «мы - за здоровый образ жизни» и т.д.), что снижает их эффективность и не всегда позволяет достичь поставленных целей. Государство настаивает на том, что работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся должна строиться по принципу системности и непрерывности, что и сформулировано в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010г. № 2106. В нашем лицее было решено создать Комплексную программу создания в лицее здоровьесберегающей среды, которая в настоящее время находится в стадии разработки.
Комплексная программа создания в школе здоровьесберегающей среды должна предусматривать применение следующих трех групп технологий:
· организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
· учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, а также просветительскую деятельность среди родителей.
Первый блок технологий направлен на создание «территории здоровья» в прямом смысле, т.е. обеспечение строгого выполнения санитарно-гигиенических норм. Этот блок работы требует серьезных материальных затрат, учитывая, что здание лицея построено больше сорока лет назад. Администрацией и персоналом лицея ведется большая работа по поддержанию здания и всех помещений лицея в работоспособном состоянии. Ежегодно учредителем выделяются определенные средства на ремонтные работы. Частью же Комплексной программы создания здоровьесберегающей среды должен стать полный план благоустройства здания и территории лицея, где будут учтены все современные требования к образовательному учреждению, а также будут ранжированы по степени важности насущные проблемы благоустройства лицея. Здесь же будет запланировано оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
В этот же блок следует включить организацию питания учащихся, для чего необходимо активизировать взаимодействие с комбинатом школьного питания для оптимизации меню школьной столовой с учетом запросов учащихся, родителей, но, безусловно, не в ущерб пищевой и энергетической ценности блюд. (В лицее было проведено анкетирование участников образовательного процесса об организации школьного питания, в результате которого стало очевидно, что значительная часть не только учащихся, но и родителей не имеет достаточно сформированного понятия о правильном питании).
Важной частью организационно-педагогических технологий является соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), поэтому Комплексная программа создания здоровьесберегающей среды должна включать обязательный мониторинг и коррекцию расписания учебных занятий и внеурочной деятельности, а также педагогических технологий, используемых на уроках и на внеурочных занятиях.
Все это, конечно, сфера деятельности администрации лицея. Однако, по нашему мнению, материальные затраты и усилия администрации — не единственная составляющая данного блока технологий. Не последнюю роль в оздоровлении «среды обитания» школьника играет учитель: поддержание необходимого температурного режима, обеспечение проветривания, контроль освещенности — те повседневные, но столь необходимые мероприятия, которые выполняет именно он. Поэтому, повышение ответственности учителей за соблюдение норм СанПиНа тоже должно быть учтено в Комплексной программе создания здоровьесберегающей среды.
Мы считаем, что учитель — ключевая фигура в реализации всех здоровьесберегающих технологий. Конечно, правильно составленное расписание уроков, сбалансированный учебный план, хорошая организация питания учащихся являются неотъемлемой частью здоровьесберегающей среды, но, в конечном счете, влияние школы на здоровье учащихся определяется тем, насколько работа каждого учителя соответствует задачам здоровьесбережения. Учитель отвечает не только за реализацию содержания программы по предмету, но и за соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями санитарных правил. Учитель ведет урок с учетом индивидуальных особенностей развития обучающихся. Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) играют важную роль в предупреждении негативного влияния урока на здоровье ученика.
Говоря об использовании в образовательном учреждении здоровьесберегающей технологии, необходимо иметь ввиду, что это не какая-то особая педагогическая технологии, это, скорее, качественная характеристика любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной педагогической технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. По определению В.И. Ковалько, здоровьесберегающая технология «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка.» Ведущими принципами и отличительными особенностями здоровьесберегающих технологий являются сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму, антропоцентрическая ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической, творческий характер образовательного процесса, активные методы и формы обучения, направленность на предупреждение утомляемости, гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика.
В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии должны представлять систему эффективных педагогических техник, элементов педагогического мастерства, принципов педагогики сотрудничества, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него «культуры здоровья». Психологический комфорт на уроке особенно важен как необходимое условие сохранения здоровья. Не может быть здоровым ученик, ежедневно находящийся в состоянии стресса на уроках, где не создана комфортная психологическая атмосфера. Поэтому, программа создания в учреждении здоровьесберегающей среды должна, на наш взгляд, основываться на претворении в жизнь личностно-развивающего образования, в основе которого признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка, реализация широкого спектра современных педагогических технологий, способствующих свободному и полному раскрытию интеллектуальных способностей и особенностей личности ученика, максимальному удовлетворению его познавательных потребностей. В Комплексной программе создания здоровьесберегающей среды должны быть предусмотрены семинары, конференции, мастер-классы по использованию современных педагогических технологий личностно-развивающего образования. Учителя лицея должны постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, повышать квалификацию как в различных организациях последипломного образования, так и путем самообразования. Должно быть налажено постоянное взаимодействие учителя и психолога. Психологические тренинги для учителей, психологические диагностики учащихся, психологическое консультирование родителей являются обязательными компонентами создания и функционирования сдоровьесберегающей среды лицея.
Надо признать, что не может воспитать культуру здоровья учитель, который сам не обладает такой культурой. Сформированность культуры здоровья педагогических работников лицея, наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий становятся объектом особого внимания при формировании здоровьесберегающей среды учреждения. Составляющими комплексной программы создания здоровьесберегающей среды будут психологические тренинги и лекции специалистов-медиков, которые помогают сформировать здоровьесберегающий стиль общения, здоровый образ жизни и ответственное отношение к собственному здоровью у учителя.
Особое внимание в планировании работы с учителями должно быть уделено мотивированию учителей на активное применение технологий сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Микроисследование, проведенное в педагогическом коллективе нашего лицея, показало, что часть педагогов, особенно в среднем и старшем звене, теоретически понимая необходимость такого элемента урока, как физкультминутка, на практике не проводят её, объясняя это дефицитом времени на уроке («Жалко времени, лучше я это время потрачу на закрепление изученного материала»). Зачастую учителя недостаточно владеют методиками здоровьесберегающих технологий, не знают о разнообразии методических приемов для разного возраста учащихся («После физкультминутки трудно вернуть детей к теме урока», «Девятиклассники уже слишком взрослые, чтобы с ними делать гимнастику для пальчиков»). Таким образом, приобретают особую актуальность вопросы формирования приоритета здоровья и повышения квалификации педагогов в области человеководческих технологий.
Ученые отмечают, что степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя являются одним из факторов, способствующих «оздоровлению» образовательного процесса. Поэтому, активное включение учителей лицея в научно-методическую работу также можно рассматривать как компонент создания здоровьесберегающей среды.
Третий блок технологий формирования здоровьесберегающей среды предполагает включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются в рамках внеурочной деятельности; программы по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, а также просветительскую деятельность среди родителей. Вопросы, касающиеся здоровья и здорового образа жизни, входят в учебные программы таких предметов, как биология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Однако, при желании и привлечении некоторой фантазии, любой учитель на любом предмете может касаться вопросов здоровья и здорового образа жизни, включая какие-то самим придуманные задания, ненавязчиво формируя у детей негативное отношение к вредным привычкам и позитивное отношение к здоровому образу жизни. Одним из обязательных направлений внеурочной деятельности, согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО, является спортивно-оздоровительное направление. Расширение спектра спортивных секций, реализация внеурочных курсов оздоровительной тематики являются одним из направлений создания здоровьесберегающей среды.
Важным элементом создания здоровьесберегающей среды является работа с родителями. Родители, как никто другой, заинтересованы в здоровье детей, однако, им самим порой не хватает знаний и навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье ребенка. Выступления специалистов разного профиля на родительских собраниях обычно вызывают интерес у родителей, но этого бывает недостаточно. В нашем лицее в рамках создания здоровьесберегающей среды разработан цикл лекций для родителей. В плане организация лектория на основе данного цикла лекций.
Реализация комплексной программы создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей среды должна, в идеале, превратить это учреждение в «школу здоровья», в которой наряду со сбережением здоровья участников образовательного процесса происходит обучение их технологиям «самосбережения» здоровья. Заботой учителя в «школе здоровья» становится не только реализация программы конкретного предмета, но и создание комфортной среды обучения, и воспитание «культуры здоровья» у детей, и привитие им навыков здорового образа жизни. Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. С этой точки зрения, здоровым может быть только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Помочь ребенку стать таким человеком и должна школа.
Список использованной литературы.
- Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде. : Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012.
- Руководство по управлению здоровьесберегающими процессами в образовательном учреждении. (Тематический сборник) – М., 2012
- Жуков О.Ф. Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Выпуск № 3 / 2010
- Здоровьесберегающие технологии в школе: теория и практика внедрения /Под ред. С.В.Баныкиной, составитель О.И.Гусаченко. – М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2008
- Шелуха О.И., Сазонова О.В. Необходимость огранизации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе.//Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 5.
- Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.– 2005.– №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...
Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"
В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....
Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...
Анализ работы школы по созданию здоровьесберегающей учебно-образовательной среды
В материале представлен анализ работы школы в течение учебного года по созданию здоровьесберегающей среды через лечебно-профилактическую работу, организацию учебно-образовательного процесса, информаци...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве
ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯОдной из главных задач нашего Центра несомненно является охрана жизни и здоровья учащихся. Условием решения задачи является использовани...
ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...