Анализ работы школы по созданию здоровьесберегающей учебно-образовательной среды
статья на тему

Литовко Ирина Владимировна

В материале представлен анализ работы школы в течение учебного года по созданию здоровьесберегающей среды через лечебно-профилактическую работу, организацию учебно-образовательного процесса, информационно-просветительскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_zdorovesberezheniya_.docx54.58 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы школы

по созданию здоровьесберегающей учебно-образовательной среды

        Создание здоровьесберегающей учебно-образовательной среды реализовывалось через:

  • лечебно-профилактическую работу;
  • организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил и норм к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях;
  • информационно-просветительскую работу.

Лечебно-профилактическая работа, проводимая врачом и двумя фельдшерами школы, была направлена на своевременное проведение медицинских осмотров, профилактических прививок, выявление и постановку на учет и диспансеризацию.

Лечебно-профилактическая работа

№ п/п

Мероприятия

Охват обучающихся

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

1

Прошли медосмотр,

из них выявлено здоровых детей

658

50%

456

34%

598

45%

130

20%

132

29%

257

43%

2

Основные патологии, выявленные во время медосмотров

Нарушения зрения,

эндокринная патология, патология желудочно-кишечного тракта

Нарушения зрения,

эндокринная патология, патология желудочно-кишечного тракта

Нарушения зрения,

эндокринная патология,

сколиоз,

нарушение осанки

3

Профилактические прививки

АДСМ

132

214

227

Корь

-

7

6

Паротит

-

7

6

Краснуха

5

51

24

Полиомиелит

-

117

132

Гепатит В

35

-

-

Грипп

867

844

761

БЦЖ

14

18

17

Клещевой энцефалит

135

263

563

4

Проведены пробы Манту,

1314

1326

1280

из них положительных

1298

1261

1249

5

Получили лечение:

  •  стационарное

12

12

8

  •  в детской поликлинике

892

560

428

  •  в медицинском кабинете школы

601

210

234

  •  санаторное

24

25

15

Среди основных патологий (нарушение зрения, эндокринная патология, патология желудочно-кишечного тракта) в 2012-2013 учебном году во время медицинских осмотров обучающихся выявлены нарушения осанки и сколиоз.

Медицинскими работниками постоянно проводились беседы на классных часах, родительских собраниях, при обращении обучающихся в медицинский кабинет. В течение учебного года врачом школы с обучающимися проведено 28 лекций.

Анализ медицинских справок, выданных медицинскими учреждениями обучающимся в  2012-2013 учебном году, показывает, что сохранилось преобладание заболеваний ОРВИ, фарингита.

Общая заболеваемость обучающихся

№ п/п

Общая заболеваемость

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

2012-2013

учебный год

количество обучающихся

Общая заболеваемость

1

ОРВИ

867

395

305

2

Отит

3

4

3

3

Гайморит

2

5

5

4

Фурункулез

2

2

0

5

Ангина

5

5

8

6

Фарингит

164

105

98

7

Ринит

33

20

10

Инфекционная заболеваемость

8

Ф-20

5

5

6

9

Чесотка

-

3

3

10

Ветряная оспа

-

4

3

11

ОКИ

-

2

1

12

Микроскория

-

-

1

13

Гепатит

-

-

1

Анализ пропусков уроков обучающимися по болезни в течение учебного года показал, что в среднем каждым обучающимся школы по болезни пропущено 42 урока, что немного больше по сравнению с прошлым учебным годом (в 2011-2012 учебном году – 40 уроков).

Количество учебных дней, пропущенных по болезни

Количество уроков, пропущенных по болезни

Количество учебных дней и уроков, пропущенных по болезни,

 в течение 2012-2013 учебного года

 

Наибольшее количество уроков, пропущенных в среднем каждым обучающимся в течение учебного года по болезни, - среди обучающихся II ступени.

В январе 2013 года в эпидпериод на семь дней были приостановлены занятия в 1-4 классах, 9Б, 6Г классах. В целях профилактики была отменена кабинетная система обучения, проводилась обработка помещений дезинфицирующими средствами, проветривание классных комнат.

При анализе листков здоровья обучающихся отмечено, что за три года увеличилось количество школьников, отнесенных к первой группе здоровья, с 47 до 53%.

Количество обучающихся, отнесенных к различным группам здоровья

Группа здоровья

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Первая

638

642

703

Вторая

589

605

515

Третья

98

96

98

Четвертая

-

1

6

Анализ медицинских карт обучающихся показывает, что количество здоровых обучающихся увеличилось с 49 до 51 %. Выявлен рост числа школьников, имеющих дефект речи, сколиоз, миопию, нарушение осанки.

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

2012-2013

 учебный год

в %

Количество здоровых обучающихся

43

49

51

Имеют различные заболевания

57

51

49

Имеют хронические заболевания

6

6

6

Состоят на «Д» учете

10

8

8

Миопия

14

11

12

Эндокринная патология

15

9

9

Нарушение осанки, сколиоз

5

4

5

Заболевания ЖКТ

5

4

4

ВСД

4

4

4

ЛОР-патологии

8

4

4

Ожирение

3

3

3

Неврологическая патология

2

2

2

Заболевание почек

1

1

1

Хирургические заболевания

1

2

2

Бронхиальная астма

0,6

0,7

0,7

Легочная патология

0,3

0,5

0,5

Дефект речи

3

2

3

Общефизическая недостаточность

4

4

4

Заболевания сердечно-сосудистой системы

3

3

3

Прочие заболевания

1

1

1

Учебно-образовательный процесс для обучающихся 1-8 классов был организован по пятидневной учебной неделе с шестым развивающим днем, для обучающиеся 9-11 классов – в режиме шестидневной учебной недели. Режим перемен, расписание уроков в ходе учебно-воспитательного процесса соответствовало установленным нормам (нагрузка обучающихся во всех классах не превышала предельно допустимую).

Для облегчения процесса адаптации детей и в оздоровительных целях для обучающихся первых классов в середине учебного дня было организовано проведение динамической паузы (40 минут), использовался ступенчатый режим обучения в первых классах в первом полугодии, дополнительные каникулы продолжительностью 7 календарных дней в середине третьей четверти. Успеваемость обучающихся первых классов не оценивалась.С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся во всех классах на уроках планировалось проведение физических минуток, гимнастики для глаз, подвижных игр на переменах. В осенне-весенний период уроки физической культуры во всех классах проводились на стадионе. Для обучающихся, посещающих группу продленного дня, были запланированы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Занятия по физической культуре проводились учителями в двух спортивных и тренажерном залах с учетом общефизической подготовки обучающихся, рекомендаций врачей.

Количество обучающихся, занимающихся в различных физкультурных группах

Учебный год

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

Освобождены от занятий

2010-2011

1241 (93,9%)

24

19

38 (из них 17  обучаются на дому)

2011-2012

1142 (85%)

152

23

27(из них 23  обучаются на дому)

2012-2013

1129

(85,4%)

47

19

27 (из них 11  обучаются на дому)

19 обучающихся (1,4%), отнесенных по состоянию здоровья к специальной группе, посещали занятия лечебной физической культуры при МОБУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №1».

Анализ сводных результатов тестирования физической подготовленности обучающихся (форма статотчета ЦМОФВ № 1, 2) показал, что наблюдается уменьшение числа обучающихся, имеющих результаты ниже среднего и низкий; снижение отставания физической подготовленности обучающихся от норматива с 50 до 38% за три последних года.

Сводные результаты уровней физической подготовленности обучающихся

Результаты тестирования физической подготовленности обучающихся

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

Уровень показанных результатов

высокий

8%

14%

20%

выше среднего

17%

21%

20%

средний

25%

29%

22%

ниже среднего

31%

23%

21%

низкий

19%

13%

17%

Уровень физической подготовленности

Удовлетво-рительный

Отставание от норматива на 50%

Удовлетво-рительный

Отставание от норматива на 36%

Удовлетво-рительный  Отставание от норматива на 38%

Пропаганда здорового образа жизни осуществлялась через профилактику вредных привычек на уроках и во внеурочное время, проведение Дней здоровья, акций, спортивных мероприятий, просветительскую работу по здоровому образу жизни среди обучающихся и родителей. На классных часах, родительских собраниях, встречах с медицинскими работниками школы и медицинских учреждений, сотрудниками правоохранительных органов (ГОВД, наркоконтроль, ГАИ) рассматривались вопросы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, организовывались профилактические беседы. Проведен День здоровья, единый день ОБЖ, акции «Нет – наркотикам», «Мы – за здоровый образ жизни», спортивные соревнования, конкурсы рисунков, буклетов и плакатов. Старшеклассники проводили исследовательские работы, выступали на школьной и городской научно-практических конференциях, региональных конференциях БГПУ, АГМА с докладами по вопросам профилактики курения, употребления алкоголя, употребления ПАВ, ведения здорового образа жизни.

В апреле 2013 года прошел месячник «Здоровье и охрана труда» в рамках реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в области сохранения здоровья детей и подростков. В ходе месячника организована проверка локальных актов, инструкций и журналов инструктажей по охране труда, выполнения организационно-технического обеспечения охраны труда и здоровья в школе. Учителями проведены тематические беседы по охране труда на уроках, в учительской обновлен стенд по охране труда. Обучающиеся приняли участие в школьных и городских конкурсах творческих работ «Я прививок не боюсь!», «С юмором о здоровье» и т.п. Организация информационно-просветительской работы в течение учебного года освещалась на главной странице школьного сайта.

В течение учебного года среди обучающихся проводилось анкетирование «Изучение уровня тревожности школьников», «Уровень комфортности школьной среды», «Мое отношение к здоровью», «Изучение удовлетворенности родителями организацией деятельности школы» и т.п. Результаты анкетирования использовались на классных часах, классных и общешкольных родительских собраниях.

В школе работала столовая, рассчитанная на 200 посадочных мест. Горячее питание (завтраки) получали 100% обучающихся 1-4 классов (581 человек), 73% обучающихся 5-11 классов (541 человек). 140 школьников (дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию) получали льготное питание за счет средств местного бюджета, 109 – за счет средств УСЗН. Питание обучающихся начальной школы осуществлялось за счет средств областного бюджета.  25 обучающихся группы продленного дня получали горячие завтраки и обеды.

В школе было организовано соблюдение питьевого режима, установлены емкости с питьевой водой  в семи кабинетах начальных классов.

В течение учебного года классными руководителями, врачом проводились беседы и классные часы «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Острые кишечные заболевания и их профилактика» и т.п. В ходе анкетирования «Школьное питание глазами родителей», «Организация школьного питания: за и против», административных тематических проверок «Организация горячего питания обучающихся», «Соблюдение санитарно-гигиенических требований к столовой», «Соблюдение личной гигиены обучающимися перед приемом пищи» выявлялись проблемы при организации питания школьников в столовой.

В течение учебного года осуществлялась  реализация молока по областной подпрограмме «Совершенствование питания в общеобразовательных учреждениях области». Ежедневно бесплатно витаминизированное молоко (200 г) получали 175 обучающихся 1-6 классов. Контроль за качеством питания выполняла бракеражная комиссия, в состав которой входил член общешкольного родительского комитета.

88% обучающихся школы прошли профилактический осмотр врачом-стоматологом в стоматологическом кабинете школы.

На сайте школы разработан раздел «Питание школьников», где размещены нормативные документы, информация по организации питания в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы школы-искусств №1 на 2011-2012 уч .год.

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы-искусств №1 ставил перед собой следущие цели и задачи.Цель: развитие и воспитание личности...

Анализ работы школы за 2011 - 2012 учебный год

Анализ работы школы за 2011 - 2012 учебный год...

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Формирование здоровьесберегающего учебно-образовательного пространства урока

Раскрывается использование элементов здоровьесберагающих технологий на уроках биологии...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...

План работы экспериментальной площадки "Создание единой информационной образовательной среды"

План  работы экспериментальной площадки "Создание единой информационной образовательной среды" в школе...