«Школа ступеней» - школа равных возможностей развития личности: результаты и перспективы.
статья на тему
В материале представлено выступление на региональном августовском совещании педагогов ЯНАО (2015 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.seminar.sycheva.sosh_1.salehard.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа ступеней» - школа равных возможностей развития личности:
результаты и перспективы
В муниципальном образовании г. Салехард реализация проекта «Школа ступеней», предусмотренногоокружной целевой программой«Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»осуществляется на основе принятия современных образовательных вызовов и понимания необходимости построения образовательной среды, учитывающей особенности детей, обеспечивающие их готовность к переходу на следующий уровень образования в условиях пространства, соответствующего их возрасту.
Нормативной основой деятельности образовательных организаций в данном направлении стали муниципальная программа развития образования («Развитие образования» на 2014-2016 годы, утверждена постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 20 декабря 2013 года № 613) и дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования на территории муниципального образования город Салехард на 2013-2018 годы» (утверждена распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард от 03 марта 2014 года №294-р).
В образовательных организациях города предпринята попытка создания внутришкольных образовательных систем, ориентированных на реализацию исходных положений проекта «Школа ступеней», что является элементом формирования муниципальной образовательной системы.Существует ряд признаков, по которым можно судить об уровне сформированности внутришкольных образовательных систем. К ним относятся:
- Учёт при построении образовательного процесса возраста, состава, запросов, возможностей, проблем учащихся.
- Высокий уровень профессиональной компетенции педагогических работников, продемонстрированный в ходе эффективной педагогической практики, основанной на принципах преемственности и внутрикорпоративного сотрудничества.
- Взаимодействие школы и семьи в интересах развития детей.
- Создание внешней среды (бытовая, игровая, рекреационная, информационная), соответствующая возрастным особенностям учащихся.
- Создание внеурочной деятельности, соответствующей особенностям возраста учащихся и их запросам.
- Создание уклада школьной жизни, определяющим расширение прав учащихся, усложнение их обязанностей и повышение уровня ответственности учащихся за результаты своей образовательной деятельности с переходом на каждую новую ступень.
В ходе деятельности по формированию внутришкольных образовательных систем происходит создание условий, обеспечивающих равные возможности развития личности каждого участника образовательных отношений, основанных на идеологии права детей на получение качественного общего образования. Наша задача адаптировать условия среды к разным детям. Подобный подход требует расширить спектр вариативных характеристик образовательной системы, что происходит в образовательных организациях за счёт реализации совокупности инновационных программ и проектов разного уровня.
С 2011 года в муниципальной системе функционируют инновационные площадки, связанные с формированием компонентов внутришкольной образовательной системы «Школа ступеней».МБОУ СОШ №2 реализует следующие проекты«Программа лаборатории робототехнического конструирования «УМКИ» (Управляемый машинный конструктор инновационный), «Путь в журналистику», «Разработка модели образовательной среды для подросткового возраста, формирующей осознанный выбор образовательной перспективы в условиях реализации ООП ООО «Твой выбор»». В МАОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» внедряется проект «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности».МБОУ СОШ №4 отрабатывает идею:«Виртуальная школа юных физиков» как система внедрения инновационных технологий развития одаренных детей. МБОУ СОШ с УИОПреализует проект ««Открытая школа» как центр организации дистанционного обучения школьников». В сотрудничестве с Государственным образовательным учреждением «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» на базе трёх образовательных организаций города функционируют экспериментальные площадки: МБОУ СОШ № 3 - по теме «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития учащихся»; МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ с УИОП – по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа».
Реализация проекта «Школа ступеней» отражается на результатах промежуточной и итоговой аттестации учащихся, достижениях в олимпиадах, на формировании у школьников опыта успеха в различных сферах и видах деятельности, на уровне удовлетворенности качеством полученного образования, степенью реализации послешкольных образовательных планов.
В каждой ОО идут поиски методических приёмов, стимулирующих познавательную активность учащихся, осуществляются деятельность по формированию индивидуальных учебных планов учеников (МБОУ СОШ с УИОП, МБОУ СОШ №2), происходит реализация учебных курсов, ориентированных на освоение учащимися эффективных способов учебной деятельности; формирование у них опыта самоанализа и саморазвития, использование учебных проектов как формы промежуточной аттестации в основной школе.В структуру образовательного процесса включаются «события», способствующие интеграции результатов и сохранению уровня мотивации учебной деятельности школьников. Создана предметно-развивающая среда, соответствующая особенностям возраста учеников.
МАОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» стала опорной площадкой для отработки механизмов организации образовательного процесса на уровне основного общего образования. Свою деятельность мы связываем не только с созданием внешней среды соответствующей возрастным особенностям учащихся, но и с учётом запросов, возможностей, проблем школьников, имеющих важное значение для построения модели внеурочной деятельности.
В период с 2011 по 2014 годы реализован проект «Подростковая школа», результаты которого мы связываем с построением возрастносообразной среды для учеников начальной школы, включением школьников в коллективную проектную деятельность, отработкой внутришкольной модели формирующего оценивания на основе применения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
С 2014г образовательная организация реализует проект «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности». Основная идея проекта: отработка механизмов, направленных на создание условий для реализации образовательных потребностей учеников 7-8 классов в различных предметных областях с элементами предпрофильного обучения.
Проект предусматривает разработку, апробацию и внедрение допрофильных модульных курсов, сгруппированных в предметные образовательные модули «Человек и право», «Человек и природа», «Лингвистика», «Технопарк». Результатом освоения образовательных модулей является образовательный продукт учащегося, который предъявляется для защиты на школьной неделе проектов. Управление структурой образовательного процесса произошло через оптимизацию учебного плана в 7-8 классах. Проект реализован за счет часов компонента образовательного учреждения. Предусмотрено деление класса на подгруппы, что обеспечило оптимальную наполняемость и сделало возможным использование инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ и Интернет-ресурсов.Обучающиеся включены в разновозрастные группы, сформированные на основе их самостоятельного выбора одного допрофильного модульного курса. В течение учебного года школьники смогли посетить два курса из предложенных предметных образовательных модулей.
В ходе реализации проекта сделана попытка разработать механизмы сопровождения раннего профессионального самоопределения подростков, которые закреплены в соответствующих локальных актах, регулирующих деятельность школы,апробированы образовательные технологии и методические приёмы, направленные на саморазвитие личности и формирование универсальных учебных действий обучающихся.В ходе реализации проекта создан банк диагностических материалов, позволяющих проследить динамику результативности и эффективности реализации программ допрофильных модульных курсов, оценить изменение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Диагностика учеников включённых в проектную деятельность позволила оценить организационно-педагогические условия, созданные для реализации программ допрофильных модульных курсов. 69% учащихся отметили, высокую степень заинтересованности, происходящим на занятиях. 49% опрошенных выполнили коллективные проекты. Ценностное отношение подростков к своей деятельности на занятиях представлено в следующей палитре ответов: экскурсионная деятельность – 11,4%; коммуникативная деятельность – 8,2%; познавательная деятельность – 19,7%; работа с оборудованием – 11,4%. 50% респондентов показали устойчивый интерес к выбранному курсу.Диагностика участников проектной деятельности показала гармоничность профессиональной направленности с типами профессий, что может свидетельствовать о формировании первичного устойчивого профессионального самоопределения учащихся, включённых в проект.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что при создании особых организационно-педагогических условий, при использовании соответствующих образовательных технологий и методических приёмов у учеников 7-8 классов возможно ранее профессиональное самоопределение.
Процесс формирования новой образовательной системы на внутришкольном и муниципальном уровнях находится в стадии становления. Несомненно, что существует ряд проблемных точек и зон, которые требуют рассмотрения и изучения. В большинстве случаев они типичны для образовательных организаций города, реализующих проект «Школа ступеней». Мы определили следующие проблемные вопросы:
- Как осуществить качественную диагностику изменения личностных и метапредметных результатов?
- Как оценивать образовательную деятельность школьников на разных уровнях образования? Чем отличается формирующее оценивание в начальной и основной школе?
- Как организовать эффективное взаимодействие между школой и дошкольными образовательными организациями?
- Как воспользоваться ресурсами организаций муниципалитета для достижения личностных и метапредметных результатов?
- Как организовать эффективное развитие профессиональных компетенций педагогических работников по достижению качества образования в реализации проекта «Школа ступеней»?
Педагогическая практика оо г. Салехарда позволила выявить проблемы, связанные с отсутствием опыта организации работы школы ступеней у руководящих работников системы образования, отсутствием специализации учителей по ступеням, их универсализм. Имеет место инерция и консерватизм педагогического сообщества, сопротивление структурным инновациям, закрытость образовательных систем МОУ.
Очевидно, что самым серьёзным вопросом остаётся вопрос о том, как управлять проектом в образовательной организации и в муниципалитете в целом? Возможно, следует применить информационно-технологическую модель управления в сочетании со сбалансировано-матричной системой, в которой ряд образовательных организаций муниципалитета, наряду с выполнением своих обычных функций, будут организовывать деятельность по реализации 1-2 направлений проекта. Такие ОО станут интегрированными проектными командами, ориентированными на реализацию исходных положений проекта «Школа ступеней».В свою очередь внутри ОО формируются локальные проектные команды, работающие в контексте избранного школой направления. Решение обозначенных выше вопросов позволит сделать существенный прорыв в формировании внутришкольных и муниципальных образовательных систем, ориентированных на реализацию обсуждаемого проекта.
Имеет смысл приложить усилия в работе над информационным обеспечением перехода к школе ступеней в г. Салехард; созданием дополнительных стимулов к специализации учителей по ступеням обучения; формированием банков учебно-методических материалов через организацию системы конкурсов, дифференцированных по школам ступеней.
Важно заняться выявлением педагогов-лидеров для организации инновационной работы нового качества в школах ступеней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание адаптивной школы - школы равных возможностей участников образовательного процесса".
Программа развития МОУ Уйско-Чебаркульская сош 2007-2210...
Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...
Образовательная робототехника в школе: первые шаги, проблемы, возможности, перспективы
Презентация выступления на НПК педагогов "«Реализация ФГОС: стратегия, риски, перспективы» в марте 2017 года...
Публикация в газете "Приволжская новь" "Школа равных возможностей"
По материалам районного семинара для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города, сотрудников отдела образования администрации Приволжского муниципального района по тем...
Проект "Равные права - равные возможности"
Проект предназначен для решения проблемы эффективного использования урочной и внеурочной деятельности с целью пропаганды и популяризации здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), направлен на повыше...
«Школьный спортивный клуб – территория социализации, интеграции и развития равных возможностей физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения»
Школьный спортивный клуб – это совсем не новое для нашей страны начинание. Еще в дореволюционной России существовало три вида клубов: физкультурно-оздоровительные, физкультурно-спортивные и...
Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды
Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды...