«Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования»
статья на тему
Доклад для педагогических работников: "Дифференцированное олбучение в условиях стандартизации образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекционно-практическое занятие для педагогов
Тема: Психологическое здоровье
всех участников образовательного процесса
В настоящее время мы много и часто говорим о психологическом и физическом здоровье детей, о профилактической и коррекционной работе с детьми, но мало задумываемся о том, что оно напрямую зависит от здоровья педагога, его эмоционального и физического и психологического состояния.
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил, работа педагога отличается высокой эмоциональной нагрузкой, насыщенностью и подверженностью стрессу. Также в течение рабочего дня воспитатели в своей профессиональной деятельности сталкиваются с целым рядом напряженных ситуаций. Сюда входят ситуации связанные с взаимодействием педагога с детьми, ситуации возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения, ситуация связанные взаимодействием педагога с родителями воспитанников. Все эти напряженные ситуации, отрицательно окрашенные психологические состояния, снижают эффективность воспитания и обучения дошкольников, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями и коллегами, способствуют развитию синдрома эмоционального и профессионального выгорания.
В связи с этим организация работы по снижению эмоционального и профессионального выгорания является важным аспектом в укреплении психологического здоровья педагогов, так как здоровье педагога – это один из важных компонентов современного детского пространства.
Представьте себе, что наши эмоции подобны электрической лампочке. Мы можем испытывать сильные эмоции и лампочка начинает гореть сильнее. Когда мы успокаиваемся -лампочка горит тускло. Но бывает так, что мы испытываем постоянные стрессы в течение длительного времени их можно сравнить со скачками электрического напряжения. Что происходит с лампочкой? Сначала она светит более ярко, затем начинает моргать и в конечном итоге может перегореть.
Синдром эмоционального выгорания - это реакция нашего организма на длительные профессиональные стрессы средней интенсивности. Наиболее часто СЭВ встречается среди врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. (до 90% работающих). Все эти профессии объединяет необходимость ежедневных интенсивных контактов с другими людьми. А в случае с профессией воспитателя детского сада речь идет об интенсивных контактах и с детьми и со взрослыми. Это является значительной нервно-психической нагрузкой. Вследствие этого мы эмоционально утомляемся и опустошаемся.
При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать контакты с окружающими.
Таким образом, «синдром эмоционального выгорания» - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек. Главная причина этого- психологическое, душевное переутомление.
СЭВ развивается постепенно. Первые симптомы появляются в течении 5 лет профессиональной жизни.
Чтобы оценить ваши отношения с профессией на текущий момент я предлагаю выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Нарисовать круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге - их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
Это упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии
Каковы же признаки эмоционально выгорания?
Первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции. Саморегуляция - это сознательное управление своим эмоциональным состоянием.
Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния (юмор, общение, прогулки, бассейн, спортзал, , хобби, рукоделие, уборка квартиры, путешествия, застолье, культурные мероприятия и др.)
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении:
определение краткосрочных и долгосрочных целей в профессиональной деятельности
использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
овладение умениями и навыками саморегуляции
профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
поддержание хорошей физической формы
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем
Практическое задание
Нарисовать человека под дождем
1. Прочувствуйте, какое настроение у этого человека. Он спокоен или встревожен? Защищен или беспомощен? Что человек будет делать дальше? Был ли он готов к дождю или это для него неожиданность?
Данный тест используется при отборе сотрудников МВД. Он показывает, как человек умеет защищаться от проблем и стрессов. Дождь в нашей культуре- неоднозначный символ. С одной стороны люди радовались дождю в засуху. С др стороны дождь, непогода, воспринимались как кара небес, как наказание:
Дождь на рисунке- ваше отношение к стрессу. Отдельные капли- вы не драматизируете ситуацию. Обильные- проблемы кажутся непреодолимыми
Тучи- символ ожидания опасностей (пессимизм), человек ждет неприятностей
Величина фигуры человека- это ваша самооценка в ситуации стресса
Положение человека спиной вперед (особенно если втянуты плечи или опущена голова)- потребность в сокращении контактов с окружающими, усталость, депрессия вам не легко восстанавливать свою энергию, необходимо больше отдыха
Дополнительная защита (плащ, калоши)- в сложной ситуации вам важна поддержка окружающих
Дополнительные детали: дома, скамейки, деревья- не хватает внутренней опоры
Ноги- символ опоры (крупные- вера в себя, тонкие- зависимость от других)
Пол- ваша модель поведения (мужская- напористость, решительность, способность рисковать; женщина-мягкость, гибкость)
лужи и грязь- это следы стресса. Как долго вы переживаете последствия. Важно не застревать на негативных эмоциях прошлого
Молния- начало нового этапа в жизни
радуга, солнце-оптимизм, надежда на лучшее.
Домашнее задание - нарисовать дождь в сказочной стране. (психопрофилактика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».
Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...
Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению- условие доступности образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития ПЛАН1.Актуаль...
«Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
«Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития»выступление учите...
«Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования».
индивидуальный подход в обучении....
Внеурочная деятельность в условиях стандартизации образования
Внеурочная деятельность в условиях стандартизации приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Опыт внеклассной работы позволяет учесть возрастные и и...
Доклад. Дифференцированное обучение - условие для развития творческой личности
Дифференцированное обучение - условие для развития творческой личности....
Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья, применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики ...