Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»
статья на тему
В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Одним из путей решения этой проблемы является поиск и развитие творческой личности, способной сыграть активную роль в социально- экономическом и духовном возрождении России.
Администрация МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» одной из приоритетных задач считает работу по выявлению, психологическому и педагогическому сопровождению одаренных детей. Для достижения максимального результата создана система работы с одаренными детьми, описанная в документе, предлагаемом Вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_sistemy_raboty_s_odarennymi_detmi_v_mbou.docx | 82.79 КБ |
sozdanie_sistemy_raboty_s_odarennymi_detmi_v_mbou.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»
- Формулировка проблемы.
В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
- Обоснование концепции.
Одним из путей решения этой проблемы является поиск и развитие творческой личности, способной сыграть активную роль в социально- экономическом и духовном возрождении России.
Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который получил свое отражение в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети». В этом документе развитие способностей одаренных детей ставится в качестве приоритетной задачи.
Однако решение этой задачи наталкивается на ряд вопросов, пока не нашедших единства взглядов среди ученых, и один из них касается частоты проявления детской одаренности.
Существуют две крайние точки зрения: «одаренные дети встречаются крайне редко» - «все дети являются одаренными».
Сторонники первой точки зрения считают явление одаренности уникальным, и в этом смысле внимание должно быть уделено их поиску. Другие полагают, что одаренность можно развить, если создать для этого необходимые условия.
В этой связи наиболее ценным является мнение кандидата психологических наук Н. И. Ильичевой, которое заключается в том, что все дети одарены от природы и задача педагога заключается в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его. На его развитие оказывают влияние много факторов, основными среди которых являются биогенетические, социально-экономические, педагогические и их диалектическое единство. При этом при прочих равных условиях доминирующим фактором признается педагогический.
Руководствуясь данным положением, можно воспользоваться определением одаренности, данным психологом К. К. Платоновым: «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии».
Процесс выделения одарённости многогранен. В школе более всего обращают внимание на академическую одарённость как особую склонность в какой-то области научного знания. Но независимо от того, насколько подготовленным пришёл ребёнок в школу, необходима диагностика степени его одарённости, для того, чтобы наиболее эффективно построить в дальнейшем программу его развития.
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:
- творческое мышление;
- уровень самооценки;
- толерантность;
- предпочтительные виды деятельности;
- доминирование правого и левого полушария;
- сила интуиции;
- вы лидер?
- карта интересов (что вам нравится);
- диагностика задатков и склонностей личности;
- поведенческие характеристики детей;
Диагностику на склонность (готовность) работать с одарёнными детьми проходят и учителя. При этом среди прочих качеств особое место выявление таких как:
- высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
- внутренний локус контроля;
- высокая и адекватная самооценка;
- стремление к личному росту;
Диагностика учителей осуществляется один раз в год (в начале года), а учащихся – два раза в год (в начале и конце учебного года).
Для педагогов, работающих с одарёнными детьми, важным является изменение стереотипа восприятия ученика как субъекта образовательного процесса со своими уже сложившимися особенностями.
Кроме того, для работы с одарёнными детьми педагог должен иметь высокий уровень компетентности в информативно-коммуникативной, мотивационно-ценностной, операционально-деятельностной и инновационно-творческой областях.
Их совокупность позволяет обеспечить эффективную деятельность в обучении и развитии одарённых школьников и их психологическую поддержку.
Целью создания системы работы с одаренными детьми
является попытка создать устойчивую систему работы по выявлению одарённых детей в рамках общеобразовательного пространства лицея на основе современных методик и организации обучения, воспитания и развития личности ребёнка, а также их психологической поддержки на протяжении всего периода обучения.
В основе программы лежит утверждение, что только тщательно спланированная, системная, логически обоснованная работа может привести к успеху.
Программа не ограничивает учителей в выборе форм работы с учащимися, но предпочтение отдаётся:
- гибкому и мобильному учебному плану в случае организаций индивидуальной учебы или учебы в мобильных группах;
- независимому продвижению при изучении отдельных предметов;
- планированию и принятию решений самими учениками;
- конструированию учебного плана с максимальным учётом интересов учащегося или мобильной группы.
По содержанию учебные программы для одарённых детей должны выходить за рамки общепринятых программ, учитывать специфику интересов детей и не ограничивать их стремление глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Помимо всего они должны отличаться новизной, арсеналом стимулирования исследовательской деятельности, соответствовать типам нервной системы:
- левополушарный тип с преобладанием функции левого полушария (мыслитель, прагматик, деловой человек);
- правополушарный тип с преобладанием правого полушария (художник, фантаст).
На стадии реализации программы работы с одаренными детьми с учетом целесообразности предполагается создавать специальные группы, в которых материал изучают ускоренным методом.
Выявлению одаренных детей и стимулированию их развития способствует также организация и проведение предметных олимпиад и творческих конкурсов различного уровня.
- Анализ ситуации.
В настоящее время в лицее ведется работа с детьми, уже проявившими некоторые признаки одаренности. Это дети, имеющие более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. Как правило, они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, активно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях, занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Такие дети бывают замечены с первых дней обучения. Их достижения весьма значительны.
В истекшем учебном году более 230 учащихся лицея стали победителями и призерами предметных олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня.
Среди них:
- 79 победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
- 8 победителей и призеров регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
- 2 участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
- 3 призера Международной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»;
- 4 победителя и 5 призеров 4 Брянской корпоративной региональной олимпиады учащейся молодежи;
- 24 призера 34 Турнира имени М. В. Ломоносова, пятеро из них получили грамоты за успешное выступление по двум предметам;
- 1 победитель и 4 призера областных конкурсов «Архимед» и «Квадрат»;
- 5 победителей и 4 призера городского конкурса учебных проектов;
- победитель и 2 призера конкурса исследовательских работ «200 лет Отечественной войне 1812 года»;
- 92 победителя и призера регионального и Всероссийского уровня предметных конкурсов и Интернет - олимпиад;
Большое значение в реализации программы имеет сотрудничество МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» с высшими учебными заведениями, в рамках которого проводится комплекс мероприятий по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей:
- Заключены договоры о сотрудничестве между
Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»,
государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет «МАМИ» и МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова».
В рамках договоров предполагается:
- проведение углубленной подготовки учащихся по профильным дисциплинам в соответствии с утвержденными программами,
- организация элективных, факультативных курсов, консультаций, круглых столов преподавателями данных университетов,
- руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся,
- организация вузовских предметных олимпиад школьников.
- Достигнута договоренность с Департаментом общего и профессионального образования Брянской области о выделении денежных средств для приобретения оборудования и организации углубленного дистанционного обучения по профильным предметам на базах Первого МГМУ имени И. М. Сеченова и Московского авиационного университета.
- К работе с одаренными детьми на постоянной основе привлекаются преподаватели Брянских высших учебных заведений. Они организуют внеурочную деятельность учащихся, факультативные, элективные курсы, в том числе для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
- Лицей является членом Ассоциации «Непрерывное образование». Преподаватели ведущих Брянских университетов приглашаются для выступления перед учащимися и педагогами лицея. Так, 19 октября 2011 года в рамках «Ломоносовских чтений» было организовано 14 публичных лекций преподавателей БГТУ и БГУ по самым различным аспектам современной науки. Во время проведения «круглого стола» учащиеся, педагоги, преподаватели, гости лицея получили возможность обсудить актуальные проблемы современности в непринужденной обстановке.
- Учащиеся лицея успешно выступают на вузовских олимпиадах самого высокого уровня. В 2012 году среди учащихся лицея
- 6 призеров олимпиад ведущих Московских ВУЗов: НИУ ВШЭ, МГУ, МЭСИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана,
- 4 победителя и 5 призеров 4 Брянской корпоративной региональной олимпиады учащейся молодежи (БГУ).
В связи с этим за высокий профессионализм и качественную подготовку учащихся в адрес педагогического коллектива и директора лицея поступили благодарственные письма от администраций юридического факультета МГУ и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
Несмотря на значительные достижения лицеистов, очевидно, что потенциал их используется не в полной мере. В связи с этим необходима организация работы по диагностике одаренности детей в лицее на разных возрастных этапах (особенно младших школьников); организация работы по выявлению учителей, готовых к работе с одаренными детьми; развитие сотрудничества с вузами и другими социальными партнерами.
- Определение структуры основных элементов.
Перед созданной системой ставится задача современного выявления природных способностей у детей и при их обнаружении организация работы по их развитию и совершенствованию. В связи с этим необходимо чётко распределить функции и обязанности лиц, ответственных за организацию учебно-воспитательного процесса в лицее (директор, заместители директора, методический совет школы, методические объединения учителей-предметников, педагог-психолог).
Функции директора ОУ: общее руководство разработкой программы по обучению одарённых детей и создание условий для её реализации.
Функции заместителя директора по УВР: определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы; корректировка составляющих элементов программы; анализ и обобщение результатов реализации программы; регулирование и коррекция планов работы по реализации программы; организация учебы педагогов для работы с одаренными детьми; организация работы творческих групп учителей; координация работы педагога-психолога.
Функции Методического Совета: утверждение методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети», координация действий учителей, работающих с одаренными детьми, создание и курирование работы творческих групп и научных обществ лицея.
Функции методических объединений учителей-предметников: разработка, корректировка, усовершенствование программ по предмету для работы с одаренными детьми; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, соревнованиям; обобщение и систематизация материалов и результативности работы с одаренными детьми.
Функциональные обязанности педагога-психолога: организация работы по диагностике одаренности детей в лицее на разных возрастных этапах; организация работы по выявлению учителей, готовых к работе с одаренными детьми; корректировка работы учителей-предметников с одаренными детьми в плане их взаимоотношений друг с другом; разработка рекомендаций по устранению возникающих затруднений.
- Описание управления и взаимодействия элементов.
- Оценка ресурсов.
Оценка достижений образовательного учреждения позволяет утверждать, что контингент учащихся лицея и педагогический коллектив обладают достаточным потенциалом для успешной работы с одаренными детьми. Однако увеличить ее результативность можно за счет использования имеющихся ресурсов.
Внутренние ресурсы:
- увеличение числа активно развивающихся лицеистов за счет выявления одаренных детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- организация проектно-исследовательской деятельности способствующей интеллектуальному развитию школьников;
- использование внеурочной деятельности учащихся для подготовки к предметным олимпиадам, конкурсам, соревнованиям;
- организация учебы педагогов для работы с одаренными детьми;
- организация деятельности педагога-психолога по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей;
Внешние ресурсы:
- организация профильного дистанционного обучения старшеклассников;
- привлечение преподавателей вузов в качестве научных руководителей проектов и исследований, а также при подготовке к предметным олимпиадам и творческим конкурсам;
- привлечение городских служб психологического сопровождения для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- Стратегическое планирование развития системы.
Направления деятельности | Задачи направления | Ожидаемые результаты |
Диагностика одаренности детей | Выявлять одаренность детей на разных возрастных этапах | Раннее выявление одаренных детей |
Психологическая поддержка одаренных детей | Создать комфортные условия для развития одаренных детей | Создание персональных моделей развития одаренных детей, предупреждение конфликтных ситуаций |
Обучение педагогов работе с одаренными детьми | Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов | Все педагоги обладают необходимыми компетенциями |
Подготовка к олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям | Оптимизировать работу этого направления | Систематическая работа с одаренными детьми; увеличение количества предметных областей для участия в олимпиадах |
Проектно-исследовательская деятельность учащихся | Привлечь преподавателей вузов в качестве научных руководителей проектов и исследований; использовать материально-техническую базу социальных партнеров для проведения исследований | Повышение привлекательности и результативности этого вида деятельности |
Дистанционное профильное обучение | Организовать довузовскую подготовку учащихся на базе МАИ и 1 МГМУ | Повышение качества профильной и профориентационной подготовки выпускников |
- Тактическое планирование развития системы.
№ | Содержание | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Диагностика одаренности детей | В течение года | Чиркова О. А., психолог |
2 | Организация обучения педагогов работе с одаренными детьми | В течение года | Чиркова О. А., психолог |
3 | Организация и координация работы групп профильного дистанционного обучения | В течение года | Администрация лицея |
4 | Организация и координация внеурочной деятельности учащихся | По плану организации проектно-исследовательской деятельности | |
5 | Организация проектно-исследовательской деятельности | ||
6 | Организация и проведение лицейских предметных олимпиад | Октябрь-ноябрь | Руководители МО |
7 | Подготовка лицеистов к участию в городских, областных и российских предметных олимпиадах | В течение года | Пед. коллектив |
8 | Организация и проведение предметных конкурсов | В течение года | Руководители МО |
9 | Подготовка команды лицея к Ломоносовскому турниру | сентябрь | Воронцова Е. В., учителя-предметники |
10 | Подготовка портфолио претендентов на областные, городские стипендии | Май-июнь | Классные руководители |
- Оценка эффективности.
Для оценки результативности системы работы целесообразно использовать следующие показатели:
- результаты участия учащихся лицея в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, творческих конкурсах, соревнованиях;
- количество учащихся и педагогов, победивших в конкурсных отборах на получение денежного поощрения различного уровня;
- результаты сдачи экзаменов в формате ЕГЭ и ГИА;
- востребованность выпускников лицея (поступление в вузы по выбранному профилю;
- Корректировка модели и планов.
Предварительный просмотр:
Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»
- Формулировка проблемы.
В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
- Обоснование концепции.
Одним из путей решения этой проблемы является поиск и развитие творческой личности, способной сыграть активную роль в социально- экономическом и духовном возрождении России.
Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который получил свое отражение в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети». В этом документе развитие способностей одаренных детей ставится в качестве приоритетной задачи.
Однако решение этой задачи наталкивается на ряд вопросов, пока не нашедших единства взглядов среди ученых, и один из них касается частоты проявления детской одаренности.
Существуют две крайние точки зрения: «одаренные дети встречаются крайне редко» - «все дети являются одаренными».
Сторонники первой точки зрения считают явление одаренности уникальным, и в этом смысле внимание должно быть уделено их поиску. Другие полагают, что одаренность можно развить, если создать для этого необходимые условия.
В этой связи наиболее ценным является мнение кандидата психологических наук Н. И. Ильичевой, которое заключается в том, что все дети одарены от природы и задача педагога заключается в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его. На его развитие оказывают влияние много факторов, основными среди которых являются биогенетические, социально-экономические, педагогические и их диалектическое единство. При этом при прочих равных условиях доминирующим фактором признается педагогический.
Руководствуясь данным положением, можно воспользоваться определением одаренности, данным психологом К. К. Платоновым: «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии».
Процесс выделения одарённости многогранен. В школе более всего обращают внимание на академическую одарённость как особую склонность в какой-то области научного знания. Но независимо от того, насколько подготовленным пришёл ребёнок в школу, необходима диагностика степени его одарённости, для того, чтобы наиболее эффективно построить в дальнейшем программу его развития.
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:
- творческое мышление;
- уровень самооценки;
- толерантность;
- предпочтительные виды деятельности;
- доминирование правого и левого полушария;
- сила интуиции;
- вы лидер?
- карта интересов (что вам нравится);
- диагностика задатков и склонностей личности;
- поведенческие характеристики детей;
Диагностику на склонность (готовность) работать с одарёнными детьми проходят и учителя. При этом среди прочих качеств особое место выявление таких как:
- высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
- внутренний локус контроля;
- высокая и адекватная самооценка;
- стремление к личному росту;
Диагностика учителей осуществляется один раз в год (в начале года), а учащихся – два раза в год (в начале и конце учебного года).
Для педагогов, работающих с одарёнными детьми, важным является изменение стереотипа восприятия ученика как субъекта образовательного процесса со своими уже сложившимися особенностями.
Кроме того, для работы с одарёнными детьми педагог должен иметь высокий уровень компетентности в информативно-коммуникативной, мотивационно-ценностной, операционально-деятельностной и инновационно-творческой областях.
Их совокупность позволяет обеспечить эффективную деятельность в обучении и развитии одарённых школьников и их психологическую поддержку.
Целью создания системы работы с одаренными детьми
является попытка создать устойчивую систему работы по выявлению одарённых детей в рамках общеобразовательного пространства лицея на основе современных методик и организации обучения, воспитания и развития личности ребёнка, а также их психологической поддержки на протяжении всего периода обучения.
В основе программы лежит утверждение, что только тщательно спланированная, системная, логически обоснованная работа может привести к успеху.
Программа не ограничивает учителей в выборе форм работы с учащимися, но предпочтение отдаётся:
- гибкому и мобильному учебному плану в случае организаций индивидуальной учебы или учебы в мобильных группах;
- независимому продвижению при изучении отдельных предметов;
- планированию и принятию решений самими учениками;
- конструированию учебного плана с максимальным учётом интересов учащегося или мобильной группы.
По содержанию учебные программы для одарённых детей должны выходить за рамки общепринятых программ, учитывать специфику интересов детей и не ограничивать их стремление глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Помимо всего они должны отличаться новизной, арсеналом стимулирования исследовательской деятельности, соответствовать типам нервной системы:
- левополушарный тип с преобладанием функции левого полушария (мыслитель, прагматик, деловой человек);
- правополушарный тип с преобладанием правого полушария (художник, фантаст).
На стадии реализации программы работы с одаренными детьми с учетом целесообразности предполагается создавать специальные группы, в которых материал изучают ускоренным методом.
Выявлению одаренных детей и стимулированию их развития способствует также организация и проведение предметных олимпиад и творческих конкурсов различного уровня.
- Анализ ситуации.
В настоящее время в лицее ведется работа с детьми, уже проявившими некоторые признаки одаренности. Это дети, имеющие более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. Как правило, они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, активно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях, занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Такие дети бывают замечены с первых дней обучения. Их достижения весьма значительны.
В истекшем учебном году более 230 учащихся лицея стали победителями и призерами предметных олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня.
Среди них:
- 79 победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
- 8 победителей и призеров регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
- 2 участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
- 3 призера Международной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»;
- 4 победителя и 5 призеров 4 Брянской корпоративной региональной олимпиады учащейся молодежи;
- 24 призера 34 Турнира имени М. В. Ломоносова, пятеро из них получили грамоты за успешное выступление по двум предметам;
- 1 победитель и 4 призера областных конкурсов «Архимед» и «Квадрат»;
- 5 победителей и 4 призера городского конкурса учебных проектов;
- победитель и 2 призера конкурса исследовательских работ «200 лет Отечественной войне 1812 года»;
- 92 победителя и призера регионального и Всероссийского уровня предметных конкурсов и Интернет - олимпиад;
Большое значение в реализации программы имеет сотрудничество МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова» с высшими учебными заведениями, в рамках которого проводится комплекс мероприятий по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей:
- Заключены договоры о сотрудничестве между
Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»,
государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет «МАМИ» и МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова».
В рамках договоров предполагается:
- проведение углубленной подготовки учащихся по профильным дисциплинам в соответствии с утвержденными программами,
- организация элективных, факультативных курсов, консультаций, круглых столов преподавателями данных университетов,
- руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся,
- организация вузовских предметных олимпиад школьников.
- Достигнута договоренность с Департаментом общего и профессионального образования Брянской области о выделении денежных средств для приобретения оборудования и организации углубленного дистанционного обучения по профильным предметам на базах Первого МГМУ имени И. М. Сеченова и Московского авиационного университета.
- К работе с одаренными детьми на постоянной основе привлекаются преподаватели Брянских высших учебных заведений. Они организуют внеурочную деятельность учащихся, факультативные, элективные курсы, в том числе для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
- Лицей является членом Ассоциации «Непрерывное образование». Преподаватели ведущих Брянских университетов приглашаются для выступления перед учащимися и педагогами лицея. Так, 19 октября 2011 года в рамках «Ломоносовских чтений» было организовано 14 публичных лекций преподавателей БГТУ и БГУ по самым различным аспектам современной науки. Во время проведения «круглого стола» учащиеся, педагоги, преподаватели, гости лицея получили возможность обсудить актуальные проблемы современности в непринужденной обстановке.
- Учащиеся лицея успешно выступают на вузовских олимпиадах самого высокого уровня. В 2012 году среди учащихся лицея
- 6 призеров олимпиад ведущих Московских ВУЗов: НИУ ВШЭ, МГУ, МЭСИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана,
- 4 победителя и 5 призеров 4 Брянской корпоративной региональной олимпиады учащейся молодежи (БГУ).
В связи с этим за высокий профессионализм и качественную подготовку учащихся в адрес педагогического коллектива и директора лицея поступили благодарственные письма от администраций юридического факультета МГУ и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
Несмотря на значительные достижения лицеистов, очевидно, что потенциал их используется не в полной мере. В связи с этим необходима организация работы по диагностике одаренности детей в лицее на разных возрастных этапах (особенно младших школьников); организация работы по выявлению учителей, готовых к работе с одаренными детьми; развитие сотрудничества с вузами и другими социальными партнерами.
- Определение структуры основных элементов.
Перед созданной системой ставится задача современного выявления природных способностей у детей и при их обнаружении организация работы по их развитию и совершенствованию. В связи с этим необходимо чётко распределить функции и обязанности лиц, ответственных за организацию учебно-воспитательного процесса в лицее (директор, заместители директора, методический совет школы, методические объединения учителей-предметников, педагог-психолог).
Функции директора ОУ: общее руководство разработкой программы по обучению одарённых детей и создание условий для её реализации.
Функции заместителя директора по УВР: определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы; корректировка составляющих элементов программы; анализ и обобщение результатов реализации программы; регулирование и коррекция планов работы по реализации программы; организация учебы педагогов для работы с одаренными детьми; организация работы творческих групп учителей; координация работы педагога-психолога.
Функции Методического Совета: утверждение методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети», координация действий учителей, работающих с одаренными детьми, создание и курирование работы творческих групп и научных обществ лицея.
Функции методических объединений учителей-предметников: разработка, корректировка, усовершенствование программ по предмету для работы с одаренными детьми; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, соревнованиям; обобщение и систематизация материалов и результативности работы с одаренными детьми.
Функциональные обязанности педагога-психолога: организация работы по диагностике одаренности детей в лицее на разных возрастных этапах; организация работы по выявлению учителей, готовых к работе с одаренными детьми; корректировка работы учителей-предметников с одаренными детьми в плане их взаимоотношений друг с другом; разработка рекомендаций по устранению возникающих затруднений.
- Описание управления и взаимодействия элементов.
- Оценка ресурсов.
Оценка достижений образовательного учреждения позволяет утверждать, что контингент учащихся лицея и педагогический коллектив обладают достаточным потенциалом для успешной работы с одаренными детьми. Однако увеличить ее результативность можно за счет использования имеющихся ресурсов.
Внутренние ресурсы:
- увеличение числа активно развивающихся лицеистов за счет выявления одаренных детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- организация проектно-исследовательской деятельности способствующей интеллектуальному развитию школьников;
- использование внеурочной деятельности учащихся для подготовки к предметным олимпиадам, конкурсам, соревнованиям;
- организация учебы педагогов для работы с одаренными детьми;
- организация деятельности педагога-психолога по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей;
Внешние ресурсы:
- организация профильного дистанционного обучения старшеклассников;
- привлечение преподавателей вузов в качестве научных руководителей проектов и исследований, а также при подготовке к предметным олимпиадам и творческим конкурсам;
- привлечение городских служб психологического сопровождения для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- Стратегическое планирование развития системы.
Направления деятельности | Задачи направления | Ожидаемые результаты |
Диагностика одаренности детей | Выявлять одаренность детей на разных возрастных этапах | Раннее выявление одаренных детей |
Психологическая поддержка одаренных детей | Создать комфортные условия для развития одаренных детей | Создание персональных моделей развития одаренных детей, предупреждение конфликтных ситуаций |
Обучение педагогов работе с одаренными детьми | Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов | Все педагоги обладают необходимыми компетенциями |
Подготовка к олимпиадам, творческим конкурсам, соревнованиям | Оптимизировать работу этого направления | Систематическая работа с одаренными детьми; увеличение количества предметных областей для участия в олимпиадах |
Проектно-исследовательская деятельность учащихся | Привлечь преподавателей вузов в качестве научных руководителей проектов и исследований; использовать материально-техническую базу социальных партнеров для проведения исследований | Повышение привлекательности и результативности этого вида деятельности |
Дистанционное профильное обучение | Организовать довузовскую подготовку учащихся на базе МАИ и 1 МГМУ | Повышение качества профильной и профориентационной подготовки выпускников |
- Тактическое планирование развития системы.
№ | Содержание | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Диагностика одаренности детей | В течение года | Чиркова О. А., психолог |
2 | Организация обучения педагогов работе с одаренными детьми | В течение года | Чиркова О. А., психолог |
3 | Организация и координация работы групп профильного дистанционного обучения | В течение года | Администрация лицея |
4 | Организация и координация внеурочной деятельности учащихся | По плану организации проектно-исследовательской деятельности | |
5 | Организация проектно-исследовательской деятельности | ||
6 | Организация и проведение лицейских предметных олимпиад | Октябрь-ноябрь | Руководители МО |
7 | Подготовка лицеистов к участию в городских, областных и российских предметных олимпиадах | В течение года | Пед. коллектив |
8 | Организация и проведение предметных конкурсов | В течение года | Руководители МО |
9 | Подготовка команды лицея к Ломоносовскому турниру | сентябрь | Воронцова Е. В., учителя-предметники |
10 | Подготовка портфолио претендентов на областные, городские стипендии | Май-июнь | Классные руководители |
- Оценка эффективности.
Для оценки результативности системы работы целесообразно использовать следующие показатели:
- результаты участия учащихся лицея в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, творческих конкурсах, соревнованиях;
- количество учащихся и педагогов, победивших в конкурсных отборах на получение денежного поощрения различного уровня;
- результаты сдачи экзаменов в формате ЕГЭ и ГИА;
- востребованность выпускников лицея (поступление в вузы по выбранному профилю;
- Корректировка модели и планов осуществляется 2 раза в год ( в конце каждого полугодия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...
Создание целостной системы работы с одаренными детьми
Перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельно...
Анализ работы с одаренными детьми в МБОУ Тарасовская СОШ №2
Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. С...
Создание целостной системы работы с одаренными детьми
Выступление на педагогическом совете...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"
Одним из направлений работы школы является работа с одаренными детьми. С целью развития интереса учащихся к научной, творческой деятельности и выявления и поддержки одаренных детей проводятся различны...
Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей....