Модель внеурочной деятельности, 9-11 классы
учебно-методический материал (11 класс) на тему

Курищева Ирина Михайловна

Модель внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_vneur.deyat_.10-11kl.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Российская Федерация  Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Администрации

муниципального образования Надымский район

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»

Модель

внеурочной деятельности

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  №1 п. Пангоды»

для учащихся 10 – 11 классов

                         

                              п. Пангоды - 2015

Пояснительная  записка

 Модель внеурочной деятельности разработана на основе нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10-11классы);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011, рег. №19993;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об  организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Программы развития школы;
  • Социального заказа школьников и их родителей.

                                   

            Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Основными задачами III ступени являются:

 освоение фундаментальных теоретических основ наук;

 развитие специальных и практических способностей учащихся;

 овладение специальными приемами мыслительной деятельности;

 формирование целостной картины мира;

 овладение навыками научно-исследовательского труда;

 психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора.  

            Реализация профильного обучения обусловлена личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматривается в качестве приоритетной задачи. В реализации внеурочной деятельности системообразующим является деятельностный подход. Условием обеспечения субъектной позиции обучающихся является их максимальная включенность в жизнь школы. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Формирование модели организации внеурочной деятельности обучающихся 10-11 классов основывалось на целях и ценностях основной образовательной программы общего образования, ожидаемых результатах освоения этой программы, а так же на структуре Образа выпускника завершающей ступени обучения. Структура компетенций, развитие которых должна обеспечить образовательная среда школы, определила направления организации внеурочной деятельности на старшей ступни обучения. Присутствие в данной модели как интеллектуальных, личностных, так и мировоззренческих элементов обеспе- чивает целостный, системный взгляд на конечную цель образовательного процесса – развитие жизненной компетентности обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями. Выпускник – это личность, обладающая необходимыми компетенциями для гибкой адаптации в условиях скоростного мира, способная находить в нём своё место, за счёт умения критически мыслить, целенаправленно действовать и отличать добро от зла на основе сформированных у неё, посредством личного опыта добротворчества, инвариантных ценностных ориентиров.

1. Компетенции/ направления внеурочной деятельности

III ступень обучения

  1. Интеллектуальная компетентность (потенциал разума).

         Способность человека развивать свой интеллект и уметь им поль- зоваться. Общеинтеллектуальное направление, естественно-научное направление.

       Выполнение государственного стандарта обучения для данной ступени. Развитая способность размышлять не по «шаблону» – умение аргументировано отстаивать свой взгляд, свое мнение в решении учебных задач. С другой стороны, умение сопоставить свою точку зрения с мнением других людей и выбрать наиболее убедительную, даже если она не совпадает с его первоначальной. Избирательная познавательная активность в соответствии с учебными интересами.

  1. Личностная компетентность (потенциал воли).

          Способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства. Социальное направление. Умение быстро переключаться с одного вида деятельности к другому (сформированное умение планировать, выбирать очередность целей, выбирать средства их достижения, самоконтроль результатов своей деятельности). Способность к распределению внимания между несколькими видами учебной деятельности. Осуществление первичного выбора будущей профессиональной деятельности. Выбор профиля, вектора дальнейшего обучения. Явные признаки развития самомотивации – умение «заставлять себя». Умение планировать не только режим труда, но и отдыха – «разрешать себе». Начальные навыки адекватной оценки своих сил при планировании деятельности. Умение структурировать свое время.

  1. Эмоциональная компетентность (потенциал чувств).

           Способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно признавать чувства других. Приобретение навыков распознавания эмоций и чувств других людей, адекватная интерпретация мимики, жестов. Рождение навыков эмоциональной рефлексии – способность понимать свои чувства, их причины. Умение сдерживать свои эмоции, придавая их выражению преднамеренный ха- рактер. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. Сформированное чувство собственного достоинства, уважительного отношения к себе. Оптимистическая це- леустремленность. Совпадение в целом самооценки и оценки других людей.

  1. Потенциал тела (физическая компетентность).

           Способность развивать физическую составляющую здоровья, осознавать собственную телесность как свойство личности. Спортивно-оздоровительное направление. Достаточное физическое развитие (в том числе выполнение школьных нормативов по физ. культуре). Богатый репертуар сложных движений, необходимых для разных видов трудовой деятельности. Ловкость, гибкость, подвижность тела. Пре- одоление подростковой проблемы своей «нормальности» - принятие своего тела, внешности, темпа физического развития как части индивидуальности. Позитивное отношение к своей физической природе. Формирование навыков поддержания хорошего физического самочувствия (физические упражнения, правильное питание, режим дня) как средства достижения успеха в любых делах.

  1. Общественный потенциал (социальная компетентность).

          Способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности. Сформированная потребность общения со сверстниками и свободное владение навыками конструктивного взаимодействия с ними, взаимопомощь, взаимовыручка как составляющие «кодекса чести» в общении с окружающими. Освоение социальных ролей трудовой деятельности: умение при необходимости подчиняться или руководить. Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым. Удовлетворенность своим статусом в группе сверстников.

  1. Творческий потенциал (креативная компетентность).

           Способность человека к созидающей активности, стремление творчески самовыражаться в деятельности. Художественно-эстетическое направление. Способность к самостоятельной организации условий получения знаний, выходящих за пределы школьной программы. Способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы. Интерес к различным способам получения знаний, особенно к самостоятельным формам учебной деятельности, к знаниям, выходящим за пределы школьных. Умение ставить и достигать цели самообразования. Культура досуга, умение интересно отдыхать с друзьями, активно участвовать в организации такого отдыха и общения. Преодоление потребительского отношения к развлечениям «мне скучно – развлеките меня». Умение удовлетворять любопытство социально - приемлемыми и безопасными способами.

  1. Духовный потенциал (компетенция добротворчества).

           Способность развивать духовную природу человека, выражать высшие ценности в жизни. Духовно-нравственное направление. Способность понимать интересы других людей, учитывать их желания и потребности при планировании своей деятельности. Осознание как ценности коллективного труда с общественно - полезным результатом. Сформированная потребность в труде, включение ее в систему ценностей. Взрослые, успешно владеющие своей профессией – образец для отношения к делу. Отсутствие яркой оппозиционности по отношению ко взрослым. Умение заботиться о младших, о членах своей семьи как составляющая системы ценностей. Включение в личную концепцию мироздания осознанных понятий о добре, справедливости, равенстве, красоте – фундамент будущих гуманистических ценностей. Убежденность в своей «нужности людям» и обществу в целом. Способность к ответственному поведению. Интерес к использованию результатов учебной работы в общественно- значимых формах деятельности. Смягчение проявлений подросткового эгоцентризма. Любовь к Родине, мотивация увеличения ее славы своим трудом. Развитие экологического мышления – осознание личной ответственности за сохранение природы. Включение в систему ценностей понятий «Долг, Честь, Достоинство, Верность».

          Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора спектра занятий, направленных на развитие подростков.

2. Цель внеурочной деятельности

 Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

 Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым са- мосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

3. Задачи внеурочной деятельности в школе:

- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

-выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- оказать помощь в поисках «себя»;

- создать условия для индивидуального развития в избранной сфере внеурочной деятельности;

- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 - расширить рамки общения с социумом;

- воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

4. Принципы организации внеурочной деятельности на

III ступени образования.

Организация внеурочной деятельности предполагает решение следующих задач:

 изучение интересов и потребностей учащихся;

 определение содержания внеурочной деятельности, ее форм и методов работы с учетом возраста учеников, особенностей социокультурного окружения;

 создание условий для единого образовательного пространства;

 привлечение к занятиям учащихся «группы риска»;

 создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания толерантности, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности.

           На базе школы будут реализованы следующие направления внеурочной деятельности (через школьные объединения, студии, проекты, кружки, научно-практические конференции):

Спортивно - оздоровительное направление.

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Общекультурное направление.

 Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной.

Духовно-нравственное направление.

 Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.

Общеинтеллектуальное направление.

 Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.

Социальное направление.

 Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально - значимой деятельности.

Естественнонаучное направление.

  Формирование полноценного и интеллектуального развития учащихся.

Художественно – эстетическое направление.

 Развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей в избранных видах искусства, самореализацию в творческой деятельности.

    Внеурочная деятельность в школе складывается из следующих видов:

- реализация внутришкольных программы специальных курсов, секций и кружков;

- традиционные мероприятия воспитательной системы школы;

- классные мероприятия в рамках планов работы классных руководителей (классные часы, экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- мероприятия в рамках инновационной деятельности школы (новые формы организации проектной деятельности учащихся и т.д.);

- деятельность педагогических работников службы сопровождения (педагога - организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- поселковые мероприятия, мероприятия учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта посёлка.

             Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие, которое соответствует его наклонностям, помогает добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей внеурочной деятельности образования предоставит  широкие возможности для расширения знаний обучающихся. В рамках реализации программы «Здоровье» для увеличения двигательной активности обучающихся и развития их физических качеств организованы:

-  занятия в спортивном зале во второй половине дня для 10-11 классов;

- занятия на поселковом катке во второй половине дня для 10-11 классов;

- занятия настольным теннисом;

- занятия в спортивном зале общефизической подготовкой, баскетболом, волейболом.

           В ходе реализации программ внеурочной деятельности учащиеся получают практические навыки, необходимые для жизни, которые формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру.

5. Формы реализации внеурочной деятельности.

            В ходе реализации программ внеурочной деятельности учащиеся 10-11 классов получат практические навыки, необходимые для жизни, сформируют собственное мнение, будут развивать свою коммуникативную культуру. На старшей ступени программы, ориентированы на:

 формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

 приобретение школьниками социального опыта и самостоятельного общественного действия. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.      Занятия в рамках внеурочной деятельности будут проводятся во второй половине дня после 45 минутного перерыва.

           В 10-11 классах реализация плана внеурочной деятельности будет осуществляется по программам социальных партнёров:

- Клуб любителей итальянского языка и итальянской культуры;

- Клуб тхэквондо;

- Дополнительная общеобразовательная программа «Взгляд».

           Реализация внеурочной деятельности также будет осуществляться в рамках воспитательной системы школы.

- Практикум по истории «Анализ исторических источников»;

- Химический марафон;

- Практикум «Методика написания эссе»;

- Профессиональные пробы.

         В соответствии с образовательной программой, внеурочная деятельность должна иметь следующие результаты:

- достижение обучающимися функциональной грамотности;

- формирование познавательной мотивации, определяющей постановку образования;

- успешное овладение учебного предмета учебного плана;

- предварительное профессиональное самоопределение;

- высокие коммуникативные навыки;

- сохранность физического здоровья учащихся в условиях школы. Максимальный результат проектируется согласно описанию компетентностей образа выпускника старшей школы.

6. Мониторинг эффективности реализации

внеурочной деятельности в 10-11 классах

                  В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации внеурочной деятельности обучающихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в школе.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа). Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы). Критерии выбраны по следующим принципам:

1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, поступление в вузы, и т.п.) – помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников образовательного процесса, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям:

2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников образовательного процесса принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы – надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то, что предлагается – действительно интересно участникам  образовательного процесса).

3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.

4. Критерий качественной оценки (удовлетворенность всех участников образовательного процесса, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации. В плане развития воспитательной системы школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими методиками как основной нами будет использоваться метод структурированного наблюдения и экспертных оценок. Частная диагностика состояния элементов воспитания и социализации складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы. Выбирая инструментарий оценки воспитанности учащихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в со- ответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка будет осуществляется на основании:

 методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника,

 психологического обследования (тестирования и анкетирования),

  результативности в учебной деятельности,

 карты активности во внеурочной деятельности.

       Однако нас интересует и отсроченные результаты своей работы: мы  будем вести  мониторирование социальной успешности наших выпускников. Перспективой является разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа работы воспитательной системы.

                                                 

                                         

                                                     

                                                    План внеурочной деятельности

10 - 11 классы

Направление

Форма организации

Организатор

Источник финансирования

Параллели (классы)

Количество часов в неделю

10

   11

Спортивно- оздоровительное

Клуб тхэквондо

 Специалист Центра культуры и досуга п. Пангоды

За счёт финансирования деятельности других  учреждений

1

1

Духовно-

нравственное

Практикум по истории «Анализ исторических источников»

Учитель

За счёт средств стимулирующего характера

1

Театральный коллектив  «Премьер»

Специалист клуба ПЛПУ

За счёт финансирования других учреждений

1

Общеинтеллектуальное

Химический марафон

Учитель

За счёт средств стимулирующего характера

1

Практикум «Методика написания эссе»

Учитель

За счёт средств стимулирующего характера

1

Общекультурное

Клуб любителей итальянского языка и итальянской культуры

Специалист клуба ПЛПУ

За счёт финансирования других учреждений

1

1

Социальное

Дополнительная общеобразовательная программа «Взгляд»

Специалист ЦТР и ГО «Ритм»

За счёт финансирования учреждений дополнительного образования

1

Профессиональные пробы

Учитель - куратор

За счёт средств стимулирующего характера

1

Итого:

5

5

                                                 

                                                               

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности для учащихся 1 класса в рамках внедрения ФГОС была составлена в 2011 г....

Модель внеурочной деятельности в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

Модель описывает цели, задачи, направления внеурочной деятельности в образовательном exht;ltybbb? а также условия ее рализации и диагностику эффективности....

Модель внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности...

Комбинированно-интеграционная модель внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Модель внеурочной деятельности.

Модель внеурочной деятельности. Формы. Расписание. Мотивация. Маршрутные листы учащихся....

Модель внеурочной деятельности 5-6 класс

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС  основного общего образования  понимаются все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение з...

Модель внеурочной деятельности 7 класс

Модель внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО в 7 классах...