Программа воспитания и социализации "Путь к себе"
проект на тему
Цель воспитания и социализации личности – воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Программа направлена на:
-обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни, с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_put_k_sebe.doc | 443 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа» Чебулинского муниципального района
Программа
воспитания и социализации
«Путь к себе»
для обучающихся 5-9 классов
на ступени основного общего образования
Программу разработал:
Егорышев А.А.,
заместитель директора по ВР
с. Усть-Серта
2014
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка ………….………………………………... стр. 3
I блок. Программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся …………………………………… стр. 6
Модуль «Я – гражданин» …………………………………… стр. 14
Модуль «Я – человек» ………………………………………. стр. 19
Модуль «Я и труд» …………………………………………... стр. 24
Модуль «Я и здоровье» ……………………………………… стр. 28
Модуль «Я и природа» ………………………………………. стр. 32
Модуль «Я и культура» ……………………………………… стр. 36
II блок. Программа социализации обучающихся …………….…….. стр.44
III блок. Программа профессиональной ориентации
обучающихся ………………………………………………… стр.53
IV блок. Программа формирования экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа жизни …………. стр.60
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Усть-Сертинская СОШ» Чебулинского муниципального района, Кемеровской области (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7 – ФЗ (статьи 71-74), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Программа воспитания и социализации учащихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура»,
освоение которой, не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым
поколением.
В российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Программа воспитания и социализации призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся школы, позволит педагогам школы сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть в социальном пространстве школы, создать основы взаимодействия школы с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации.
Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учеными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.
Успех социализации обучающегося будет зависеть, прежде всего, от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности.
Задачи воспитания и социализации обучающихся в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.
Программа воспитания и социализации учащихся состоит из блоков:
- 1 блок – программа духовно-нравственного развития обучающихся;
- 2 блок – программа социализации;
- 3 блок – программа профессиональной ориентации обучающихся;
- 4 блок – программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель воспитания и социализации личности – воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Программа направлена на:
-обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни, с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры.
Итак, условием для воспитания и социализации подростка является развитие общей культуры личности по всем вышеперечисленным направлениям, которые реализуются не изолированно, а проникают одно в другое, пересекаются и дополняют друг друга.
Этапы реализации программы
I этап – подготовительный (2014/2015 гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический (2015/2017 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности подростка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий (2017/2018 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
I БЛОК.
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Настоящая Программа представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия МБОУ «Усть-Сертинская СОШ» с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию;
- укрепление нравственности;
- формирование основ морали;
- формирование нравственного самосознания личности (совести);
- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата,
- осознание школьником ценности человеческой жизни;
- формирование нравственного смысла учения.
Задачи в области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи в области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Адресат программы духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся
Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами: МБДОУ «Теремок», МБДОД ЦДОД, МУ ДОД ДЮСШ «Олимпиец», МБУЗ ЦРБ «Чебулинского муниципального района».
Ценностные установки
духовно-нравственного воспитания обучающихся
Содержанием духовно-нравственного воспитания обучающихся являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
- честь;
- достоинство;
- свобода (личная и национальная);
- доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
- дружба;
- здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения подростка в процесс выбора для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления и ценностные основы
духовно-нравственного воспитания обучающихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника.
Системно-деятельностный подход
Этот подход является определяющим для основной образовательной программы основного общего образования.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника.
Развивающий подход
Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения подростка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы учеником как минимум в одной практической ситуации).
Принципы и особенности организации
содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ученика в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность он должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения подростка есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.
В основе Программы лежат перечисленные ниже принципы.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности, это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и уважения права воспитанника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиска смысла жизни невозможны без диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания. Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Один из основателей системно-деятельностного подхода –
А.Н.Леонтьев, определял воспитание, как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие воспитанником ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:
- воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:
- система морально-нравственных установок и ценностей;
- многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной;
- содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.
МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН»
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.
Задачи модуля:
- воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
- формирование правовой культуры, гуманистического мировоззрения, способности к самореализации;
- духовно-нравственное становление личности;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности;
- формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота;
- воспитание гражданственности, общероссийской идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- формирование чувства принадлежности к национальной культуре, развитие национального самосознания.
Ценности: любовь к России, своему народу, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, межэтнический мир.
Содержание, виды деятельности:
- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
- представление о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
- организация встреч с представителями органов власти с целью правового просвещения учащихся;
- сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
- развитие интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков гражданско-патриотического воспитания;
- поощрение учащихся за проявления истинного патриотизма, любви к Родине, школе, малой родине;
- развитие интереса к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни Российской Федерации, региона, муниципального образования;
- формирование уважительного отношения к русскому языку как к государственному языку межнационального общения;
- соблюдение единства внеклассных форм воспитания с классно-урочными;
- соблюдение единства гражданского и морально-нравственного воспитания;
- воспитание уважения к защитникам Родины.
Познавательные беседы, классные часы:
- День флага.
- День народного единства.
- 16 ноября – День толерантности (Уроки толерантности).
- День Героев России.
- «Символы президентской власти».
- «Гражданин и обыватель».
- «Разрешение конфликтов без насилия».
- «Что значит быть культурным?»
- «От правовых знаний к гражданской позиции».
- «Великие русские полководцы».
- «С чего начинается Родина?»
- «Мой район, мой дом».
- День села.
- День России.
Проектная деятельность:
- Исследовательские проекты «История появления Гимна России».
- Творческий проект-конкурс «Герб нашего района».
- Творческий проект «Охрана природы».
- Исследовательский проект «Достойное поколение».
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
- Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ».
- Общешкольный фестиваль «Молодежь. Образование. Демократия».
- Организация и проведение спортивной военно-патриотической игры «К защите Родины готов!»
- Конкурс военно-патриотической песни «Песня в солдатской шинели».
- Конкурс строя и песни «Статен и строен – уважения достоин».
- Выставки «Реликвия воинской славы».
Досугово-развлекательная деятельность:
- Школьные праздники на военно-патриотическую тематику.
- Концерты для ветеранов Великой Отечественной войны.
- Проведение дней воинской славы России под девизом «Этих дней не смолкнет слава».
Краеведческая деятельность:
- Образовательная видео экскурсия «Москва белокаменная».
- Экскурсии в музеи г. Мариинска, г. Кемерово, пгт. Верх-Чебула.
Игровая деятельность:
- Творческая ролевая игра «Машина времени».
- Цикл игр «Учитесь быть терпеливыми», тренинги толерантного общения.
- Ролевая игра «Остров радости и успеха».
- Ролевая игра «Мой мир».
- Правовая игра «Дебаты».
- Конкурсы знатоков «Я знаю Конституция РФ», «Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека».
Проблемно-ценностное общение:
- Встречи с интересными людьми.
- Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн.
- День открытых дверей для обучающихся школ района.
Социальное творчество (акции):
- Акция «Мое Отечество», «Родной край».
- Акция «Письмо сверстнику – воспитаннику детского дома».
- Акция «Пятерка для мамы».
- Историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции.
- Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда).
- Акция «Бессмертный полк» (изготовление портретов с именами родственников – участников Великой Отечественной войны».
- Акция «Солдатский платок».
- Акция «Забота».
- Акция «Волна памяти».
- Акция «Пока горит свеча».
- Акция «Гражданин России».
- Сбор информации о выпускниках школы «Моя семья в истории моей школы».
- КТД «Помним, любим, гордимся».
Месячник гражданско-патриотического воспитания:
- Уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана.
- Уроки мужества «Ты же выжил, солдат!».
- Групповой проект «Звезда».
Мероприятия в рамках ресурсного центра:
- «Играем в национальные игры народов России».
Воспитательные технологии:
- познавательная беседа, туристско-краеведческая деятельность, проблемно-ценностное общение, классный час, музейные уроки, дебаты, социальный проект, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, индивидуальные и групповые проекты, благотворительные акции, День погружения, интеллектуальные игры, посещение кинотеатра, театра, КТД.
Пути реализации модуля «Я – гражданин»
Планируемые результаты:
В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- имеют представление об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Мониторинг
Методика «Патриотизм и как я его понимаю».
Методики А.Н.Капустиной и М.И.Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников.
МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»
Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
Задачи модуля:
- формирование духовно-нравственных ориентиров;
- развитие коммуникативной, социокультурной компетенции;
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- развитие умений и навыков социального общения;
- воспитание культуры общения, культуры поведения;
- создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе;
- формирование социальной активности личности учащихся;
- формирование представления о базовых национальных российских ценностях;
- формирование представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- воспитание уважения к людям разных возрастов.
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
- формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Содержание, виды деятельности:
- единство, целостность и преемственность в нравственном воспитании младших школьников;
- учет индивидуальных, возрастных особенностей детей как предпосылок успешности духовно-нравственного развития и воспитания;
- приоритет общечеловеческих нравственных ценностей;
- развитие интереса к человеку, как высшей ценности;
- расширение педагогического пространства, предание ему национального контекста;
- развитие способности к рефлексии, умение ставить себя на место другого, сопереживать, искать и находить способы человеческой поддержки;
- применение технологий духовно-нравственного развития и воспитания школьников, основанных на гуманно-личностном подходе, способных сформировать тип личности, отличающейся чувством собственного достоинства, стремлением служить людям, обостренным вниманием к чужой беде;
- умение совершать нравственные поступки;
- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении.
- формирование элементарных представлений о роли православия и других российских религий в истории и культуре нашей страны;
- соблюдение и сохранение школьных традиций;
Творческая деятельность:
- День Знаний.
- День пожилого человека.
- День Учителя.
- День матери.
- Мероприятия ко Дню защитника Отечества.
- Праздничные мероприятия, посвященные 8 марта.
Игровое моделирование речевых ситуаций:
- «Помощь окружающим», «Взаимное уважение», «Как бы ты поступил, если…».
Проблемно-ценностное общение:
- Диспуты «Надо ли любить всех?», «Каким бы я хотел видеть своего друга?», «Почему важно беречь честь?», «Может ли доброта исцелить человека?»; Интеллектуальная дуэль.
Психологические тренинги
Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады:
- «Сочини по принципу буриме стихи: лень-день, доброта – простота, любишь – ненавидишь».
- Конкурс вежливости.
- КВН, посвященный правилам поведения в школе.
- Олимпиада «Самый воспитанный».
- Конкурс сочинений.
- Конкурс плакатов, рисунков, выпуск школьной газеты.
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность):
- Урок Доброты, посвященный Декаде инвалидов.
- Благотворительная акция «Ты не один».
- Благотворительная акция « Улыбнись, малыш».
- КТД «Новогодний праздник».
- Акция милосердия «От сердца – к сердцу».
- Акция «Помогай ветеранам».
- Социальный проект «Мы вместе» (для детей-инвалидов).
- Уличная благотворительная акция «Подари улыбку» для прохожих села.
- Социальный проект «Мир детства».
- Акция «Зеленый кошелек» (развитие потребности в совершении нравственных поступков).
- КТД «В школе должно быть все прекрасно».
- Акция «Помоги библиотеке».
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):
- праздник «С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников); «Широкая Масленица», «Гой ты, Русь, моя родная!» (семейные традиции), «Рождество Христово»; «День Славянской письменности», «Зачин дело красит» (традиции, обычаи и обряды наших предков, посвященные взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека и родной земли).
Познавательные беседы:
- «Мировые религии и их основатели».
- «Основы православной веры».
- «Ветхий завет о благочестии, мирности, совестливости, милосердии».
- «Русские пословицы и поговорки о вере».
- «Искусство в мировых религиях».
Чтение произведений духовно-нравственной тематики, работа с русским фольклором (пословицами и поговорками):
- Произведения русской классики И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и др., наполненные светлым мироощущением; «Русские народные пословицы и поговорки», «Коли Господь не сохранит града, то всуе вся держава и ограда», «Золото огнем искушается, а человек – напастьями» и др;
- Работа с фрагментами древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, слов), несущих «этикет миропорядка, этикет словесный» (Д.Лихачев).
Классные часы, беседы:
- «Давайте жить дружно».
- «День рождения класса».
- «Голубая планета Земля».
- «В человеке должно быть все прекрасно…».
- «Правила поведения в общественных местах».
- «Как не стать жертвой преступления, мошенничества».
Игровая деятельность
- Философские игры «Любовь», «Истина», «В поисках справедливости», сценарий воспитательного дела «Вавилонская башня».
Работа с родителями:
- Конкурс «Мама, папа, я – дружная семья».
- Совместные экскурсии, конкурсы, ролевые игры.
- Конкурс стихотворений, сочинений о семье, родителях или прародителях.
Участие в благотворительных концертах
Участие в мероприятиях в рамках ресурсного центра.
- Конкурс исследовательских работ «Духовные святыни родного края»
Посещение и обсуждение содержания фильмов и спектаклей на нравственные темы. (Посещение Театра юного зрителя, драматического театра и др.)
Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам
Воспитательные технологии:
- беседа, классный час, экскурсии, заочные путешествия, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, уроки этики, встречи с религиозными деятелями, просмотр учебных фильмов, праздники, коллективные игры, акции благотворительности и милосердия, творческие проекты, социальные проекты презентации.
Пути реализации модуля «Я – человек»
Планируемые результаты:
- имеют представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- имеют нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Формируемые компетенции:
- умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга, установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержки;
- личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;
- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира.
Мониторинг
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».
Методика С.М. Петровой «Пословицы».
Методика «Ситуация свободного выбора».
Метод ранжирования.
Методика «Репка».
Методики А.Н. Капустиной и М.И. Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
МОДУЛЬ «Я И ТРУД»
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.
Задачи модуля:
- сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- сформировать представления о профессиях;
- сформировать навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях;
- формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии
Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей; бережливость.
Содержание, виды деятельности:
- получение представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значение творчества в жизни человека и общества;
- получение элементарного представления об основных профессиях;
- развитие навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- воспитание ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- приобщение к социально-значимой деятельности через участие в волонтерских движениях различной направленности;
- развитие потребности и интереса к интеллектуальной деятельности;
- создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке внеклассных мероприятий;
- воспитание отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;
- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении.
Познавательные беседы, классные часы, в том числе с приглашением родителей разных профессий:
- «Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».
- «Воспитываю себя сам».
- «Деньги в доме – результат труда родителей».
- «Товар, рынок, купля-продажа».
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- День посвящения в пятиклассники.
- День школы.
- Ярмарка сельскохозяйственной продукции «Дары осени».
- «Мамин праздник».
- «Хлеб – всему голова».
- Акция «Мастерская Деда Мороза».
- Выставки декоративно-прикладного творчества.
- Акция «Клуб друзей».
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
Конкурсы:
- «Все профессии важны».
- «Ученье – труд».
- «Изготовь плакат по безопасности при работе с инструментами».
- «Природоохранительная деятельность».
Конкурс рисунков:
- «Наши родители на работе».
- «Как стать дисциплинированным?».
- «Наши достижения».
Фестиваль «Все работы хороши – выбирай на вкус».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры:
- «День дублера».
- «Я экскурсовод».
- «Мы путешественники».
Игровые ситуации:
- «Самообслуживание в семье и школе».
- «Воспитывай самостоятельность».
- «Планирую и выполняю порученную работу» (дежурный, староста и т.д.).
- Игровые ситуации по мотивам различных профессий.
Подвижные игры.
Игровые и тренинговые упражнения, прогулки.
Викторины «Юные знатоки экономики».
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность):
- Участие в разнообразных видах труда (уборка помещений и территории (акция «Чистота вокруг нас»)); оформление класса и школьного двора, изготовление кормушек и подкармливание птиц, изготовление различных игрушек к праздникам, акция «Мастерская Деда Мороза»; оформление класса к Новому году; акции по ремонту книг «Помоги библиотеке»).
- Шефская помощь класса ветеранам труда и войны, престарелым и инвалидам.
Проектная деятельность:
- Проект «Для чего нужно быть настойчивым?», «Как стать дисциплинированным?».
- Презентации учебных и творческих достижений.
- Конкурс презентаций «Труд нашей семьи».
- Конкурс презентаций «Мир профессий», «Ученье – труд».
Видеоэкскурсии и путешествия:
Ознакомительные видеоэкскурсии на предприятия, в общественные места:
- «Какие бывают виды труда».
- «Виды профессий».
Трудовая деятельность:
- Работа в кружках и спортивных секциях, клубах и других учреждениях дополнительного образования.
- Природоохранительная деятельность.
- Деятельность школьных производственных бригад.
- Сотрудничество с Центром молодежных инициатив (трудоустройство несовершеннолетних).
Экскурсии на предприятия села.
Посещение Ярмарки профессий.
Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия.
Школьные олимпиады.
Встречи с людьми разных профессий.
Посещение Дней открытых дверей в средних специальных и высших учебных заведениях г. Мариинска и г. Кемерово.
Воспитательные технологии: беседы, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы, работа творческих и учебно-производственных мастерских, проект «Чистый двор», трудовые акции, День открытых дверей, проектная деятельность, социальное творчество.
Пути реализации модуля «Я и труд»
Планируемые результаты:
- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- сформированы основные трудовые умения и навыками по самообслуживанию;
- осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- имеют представление о различных профессиях;
- обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;
- имеют опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- мотивированы к самореализации в социальном творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.
Формируемые компетенции:
- приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия с людьми разного возраста в учебно-трудовой деятельности;
- умение творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, ее структурирование, анализ и обобщение из разных источников.
Мониторинг
Методика «Акт добровольцев»
Методика «Пословицы о труде»
Методика «Познавательные потребности»
Методика «Самооценка мотивов учебной деятельности»
Методики А.Н. Капустиной и М.И. Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся)
Методика определения общественной активности учащихся.
МОДУЛЬ «Я И ЗДОРОВЬЕ»
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Цель: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи модуля:
- создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании, табакокурения в подростковой среде;
- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- сформировать представления о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного поколения), активный здоровый образ жизни, здоровье нравственное и психологическое.
Содержание, виды деятельности
- о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
- овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
- понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
- влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);
- получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
- осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
- регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;
- опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
- соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
- составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
- отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких.
Познавательные беседы, классные часы:
- Участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»; «День здоровья».
- Акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
- Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом.
- Спортивный праздник «Со спортом по жизни».
- Смотры физической подготовки.
- Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.
- Устный журнал «Трезво жить – век не тужить».
Познавательные беседы, классные часы:
- Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.
- Классный час «Безопасность поведения на дорогах. Как уберечь себя и других от несчастных случаев».
- Классный час «Гигиена питания. Понятие о витаминах. Десять заповедей правильного питания».
- Встречи с медработниками.
- Беседы врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний».
- Профилактическая программа «Профилактика наркомании».
- Проведение классных часов по вопросам безопасного поведения на улице, дома, в школе.
- «Осторожно, огонь!».
- «Я – пассажир!».
- «Я – пешеход!».
- «Дорога – источник опасности».
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):
День Здоровья «Виват, спорт!».
День здоровья «Второе дыхание».
День защиты детей (ГО и ЧС).
Спортивный праздник «Со спортом по жизни».
Агитбригада «Здоровым быть здорово!».
Конкурс на лучшего знатока ПДД (5-7 классы) «Безопасное колесо».
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
Конкурс рисунков «Рисуем дорожные знаки».
Конкурс на лучший ролик на тему «Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них».
Игровая деятельность:
• Игра «Мы выбираем здоровье».
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)
- Акция «Спорт против наркотиков», «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам».
- Акция «Детство – территория свободная от вредных привычек».
- Акция «Сигареты – на конфету!».
- Акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
- Организация социального проекта «Самый здоровый ученик».
Проектная деятельность:
• Проект «Движение без ДТП».
• Организация социального проекта «Самый здоровый ученик».
• Проведение социальной практики «Табак и табачная реклама в СМИ».
Тренировочные занятия по эвакуации:
• по сигналу «Пожар».
• по сигналу «Внимание! Всем!».
Посещение и обсуждение содержания видеофильмов по безопасности жизнедеятельности:
• «Улица полна неожиданностей».
• «Основы противопожарной безопасности».
• «Коллективные средства защиты».
Воспитательные технологии:
- беседа, просмотр учебных фильмов, урок физической культуры, спортивные секции, подвижные игры, спортивные соревнования, акции, смотр знаний, встречи в социуме, социальные практики, День здоровья, конкурсы, мониторинг состояния здоровья, игровые и тренинговые программы.
Пути реализации модуля «я и здоровье»
Планируемые результаты:
- сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- понимают значение физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- осознанное отношение к своему здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.
Формируемые компетенции:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Мониторинг
Модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.
Критерии показателей здоровья обучающихся.
Анкета для родителей обучающихся.
МОДУЛЬ «Я И ПРИРОДА»
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Цель: популяризация экологических знаний, участие школьников в решении экологических проблем.
Задачи модуля:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;
- воспитание экологической культуры, бережное отношение к растениям и животным;
- воспитание ценностного отношение к природе и всем формам жизни;
- приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
Ценности: жизнь, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Содержание, виды деятельности
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
- приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным;
- исследование творчества поэтов-лириков, писателей, художников-пейзажистов и анималистов, раскрывающих общность мира природы и мира человека;
- осмысление «Темы природы» в своем собственном творчестве, фотографическая фиксация ближних окрестностей, видов, представляющие особую эстетическую ценность;
- участие в коллективных природоохранных проектах;
- глубокое проникновение в экологические проблемы, желание их решать, начиная с себя;
- усвоение ценностного отношения к природе;
- нетерпимое отношение к проявлениям жестокого отношения к животным со стороны других людей;
- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении.
Беседа-размышление:
- «Обсудим произведения художников-анималистов».
- «Обсудим прочитанные произведения (по выбору учителя «Человек и животные»).
- «Гармония природы – сельский и городской пейзаж».
- «Экологический плакат».
Классные часы:
- «Правила поведения на природе».
- «Нужно ли охранять домашних животных?».
- «Что такое экологическая безопасность».
- «Тайны гидросферы Земли».
- «Путешествие с комнатными растениями по странам света».
- «Какие профессии нужны природе?».
- «Экологические праздники».
- Школа «Экологической грамотности».
- «Труд – источник создания, создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».
Краеведческая деятельность, видеоэкскурсии:
- «По экологической тропе».
- «В природное окружение школы».
- «С кем дружат деревья?».
- «В Зоопарк – животные из Красной книги».
- «Поле, как сообщество почвы, растений и животных».
- «Время посадки деревьев и кустарников».
- Посещение историко-краеведческого музея пгт. Верх-Чебула, д. Шестаково.
- Посещение Шестаковского заповедника.
Экологические акции:
- «Вырасти цветы» (комнатные растения для мамы).
- «Убери свой участок».
- «Соберем семена дикорастущих трав».
- «Зачем сорняки цветнику?».
- «Развесим кормушки пернатым друзьям».
- Экологическая акция «Помоги библиотеке».
- «Отдадим в добрые руки».
- Акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
Экологические праздники:
- Январь – «Пошла коляда».
- Февраль – «Масленица».
- Март – «Сороки», «День птиц», (22 марта – «Встреча весны»).
- 22 апреля – Международный День Земли.
- 18-22 апреля – День заповедников и национальных парков.
- 3 мая – День Солнца.
- 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
- Июль – День океанов.
- Сентябрь – «Осенины» (праздник урожая).
- 11 декабря – Международный день гор.
Целевые прогулки:
- «В лес» - рассматриваем старый пень.
- «Есть ли под снегом живые существа?».
- «На огород, цветник осенью».
- Организация походов выходного дня (проект «Семейный выходной»).
Трудовая деятельность:
- Совместная трудовая деятельность.
- Создание экологической среды.
- Экологические субботники.
Игровая деятельность:
- КВН «Что? Где? Когда?».
- КВН «Кто как весну встречает?».
- Брей ринг «Природа и мы».
- Ток-шоу «Экология города».
Проектная деятельность:
- Экологические проекты: «Мы – как часть природы», «Птицы в селе», «Растения-подснежники на школьном участке», «Наша еда» (история отечественной и зарубежной кулинарии».
Творческая деятельность (конкурсы, выставки, олимпиады):
- Экологические конкурсы, олимпиады, выставки.
- Конкурс фотографий «Осень - Рыжая подружка».
- Конкурс фотографий «Удивительное рядом».
Дни экологической безопасности:
Внеклассное мероприятие «Суд над автомобилем».
Воспитательные технологии:
-предметные уроки, беседа, экскурсии, прогулки, походы в лес, волонтерская деятельность, акции, проектная деятельность.
Пути реализации модуля «Я и природа»
Планируемые результаты:
- имеют опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- имеют знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
- осознание личной ответственности за судьбу планеты Земля, активная позиция в борьбе за сохранение природы.
Формируемые компетенции:
- приобретение начального опыта участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
Мониторинг
Тест «Отношение к природе».
Методики А.Н. Капустиной и М.И. Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
МОДУЛЬ «Я И КУЛЬТУРА»
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи модуля:
- развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
- овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, художественное творчество.
Содержание, виды деятельности:
- формирование представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;
- развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям.
Познавательные беседы:
- «Как видит и отображает мир художник».
- «В мире красоты музыкальных звуков».
- Беседы на основе просмотренных видео и кинофильмов и их обсуждение (по выбору обучающихся).
Беседа-размышление:
- «Кого мы называем добрыми?».
- «Все, что волшебно, то манит» и др.
- развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности.
Этическая беседа:
- «Симпатия и антипатия».
- «Чувства».
Игровая деятельность:
- «Школа Волшебных чувств».
- «Пишем письмо литературному герою».
- Психотехнические игры «Передача доброты своего сердца».
- Игры-тренинги духовного содержания.
- Сюжетная игра «Школа, которую мы строим».
Проблемно-ценностное общение:
- Диспут «Красота сердца дорого стоит!» (на примере сравнения красоты души литературных героев).
- Диспут «Красота тела или чистота сердца…?».
Проектная деятельность:
- Коллективный творческий проект «Рукотворное чудо».
Творческие конкурсы:
- «А ну-ка мальчики!».
- «А ну-ка, девочки!».
Воспитательные технологии:
- предметные уроки, экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, проведение выставок, конкурсы, участие в художественном оформлении помещений, акции, КТД.
Пути реализации модуля «Я и культура»
Планируемые результаты:
- умеют видеть красоту в окружающем мире;
- имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- имеют опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье;
- осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знание культуры родного края;
Формируемые компетенции:
- ценностное отношение к прекрасному;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Мониторинг
Опросник Джонсона (диагностика креативности).
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся.
Метод экспертной оценки педагогов дополнительного образования.
Педагогическое наблюдение.
Методика А.Н. Капустиной и М.И. Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников.
Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации обучающихся.
Права и обязанности родителей (законных представителей) определены в статьях 37,43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, ст. 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании».
Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям (модулям):
1. Модуль «Я – гражданин»
- организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
- посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- изучение семейных традиций;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- организация совместных экскурсий в музеи г. Мариинска, г. Кемерово;
- совместные проекты.
2. Модуль «Я – человек»
- оформление информационных стендов;
- тематические общешкольные родительские собрания;
- участие родителей в работе попечительского совета;
- организация субботников по благоустройству территории;
- организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:
- семейный праздник – Осенняя ярмарка;
- День Учителя;
- День матери;
- семейный праздник – «Масленица»;
- праздник «Моя семья»;
- проект «Семейно-классные каникулы»;
- проект «Семейный выходной»;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в образовательном учреждении:
- на лучшую новогоднюю игрушку;
- благотворительная акция «Дети – детям»;
- благотворительная акция «Ты не один»;
- благотворительная акция «Улыбнись, солдат»;
- акция «Солдатский платок»;
- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;
- акция «Самый уютный класс»;
- акция «В школе должно быть все прекрасно»;
- индивидуальные консультации;
- изучение мотивов и потребностей родителей.
3. Модуль «Я и труд»
- участие родителей в ярмарке сельскохозяйственной продукции «Дары осени»;
- участие родителей в субботниках по благоустройству школьной территории;
- организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
- совместные проекты с родителями «Чистый двор», конкурс «Домик для птиц»;
- организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
- участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.
4. Модуль «Я и здоровье»
- родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
- беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
- консультации по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
- распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;
- совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».
5. Модуль «Я и природа»
- тематические классные родительские собрания;
- совместные проекты с родителями «Чистый двор», конкурс «Домик для птиц»;
- участие родителей в субботниках по благоустройству территории;
- привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время;
- мероприятия в рамках экологической программы
6. Модуль «Я и культура»
- участие в коллективно-творческих делах;
- совместные проекты;
- круглый стол «Духовность в ребенке – что это такое?»;
- игровые тренинги «Положительные эмоции», «Язык без слов»;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- организация экскурсий по историческим местам родного края;
- совместные посещения с родителями театров, музеев;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в образовательном учреждении;
- участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся является повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в возрасте от 10 до 15 лет, основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Мониторинг
Методика Е.Н.Степановой для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
Ценностный потенциал:
1. Восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность.
2. Восприятие ценности достоинства человека: преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными, потребность делать добро.
3. Уважение в своей Родине – России. Осознание ценности природы родного края, ее исторических памятников.
4. Участие в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах.
5. Участие в школьном самоуправлении.
6. Тактичность.
7. Реализм.
8. Потребность общения с прекрасным.
Познавательный потенциал:
1. Знание своих психофизических особенностей.
2. Абстрактно-логическое мышление.
3. Стремление к познанию Истины.
Творческий потенциал:
Проявление активной позиции, соответствующей личностным интересам и элементарным навыкам поискового мышления. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность.
Коммуникативный потенциал:
Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях.
Здоровьесберегающий потенциал:
Осознанное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; опрятность, соблюдение правил режима дня и рационального питания. Участие в спортивно-массовых мероприятиях.
II. БЛОК.
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Пояснительная записка
Программа социализации обучающихся разработана с учетом Требований к результатам освоения основных образовательных программ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, программы формирования и развития универсальных учебных действий. Обеспечена преемственность с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования, а также согласованность с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на основной ступени общего образования.
Программа социализации обучающихся учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.
Цели:
- обогащение и совершенствование человеческой сущности учащихся посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности;
- обретение воспитанниками способности операционально владеть набором программ деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной традиции и перспектив ее развития, а также усвоение (интериоризация) ими тех знаний, ценностей и норм, которые эти традиции выражают.
Задачи:
- формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
- усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
- формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....
Программа элективного курса "Найди себя"
Развитие человека зависит от развития человеческого общества. Человек находится в тесной зависимости от окружающих его людей. Ни один человек не может обойтись без других, отгородить себя. Иногда чело...
Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...
Программа элективного курса «Познай себя»
Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе концепцией модернизации российского образования предлагаю программу элективного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнени...
Программа психологического практикума "Познай себя" (7 - 8 классы).
Программа психологического практикума«Познай себя»(7 – 8 классы) ...
Программа личностного развития «Познай себя»
Программа разработана для воспитанников с нарушением интеллектуального развития групп продленного дня младшего подросткового возраста....