WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса
статья по теме
В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskom_seminare__.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
WEB –газета как одна из форм информационного взаимодействия
участников образовательного процесса
Информационное пространство существовало в любой школе, являясь, по сути, неотъемлемой составной частью образовательного учреждения, поэтому информационное пространство всегда было, есть и будет. При этом участники образовательного процесса – это также, во все времена, в первую очередь – учитель, ученик, а также родители и администрация школы. Отличие современной школы, действующей в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, заключается в том, что в ее информационном пространстве в дело вступают новые доступные для всех участников образовательного процесса инструменты доступа к информации, которые обладают значительно большей скоростью передачи, огромными объемами преобразования и хранения информации, и, конечно, целым рядом принципиально новых качеств. Именно поэтому мы говорим об информационном взаимодействии участников образовательного процесса.
Словосочетание «информационное взаимодействие» пришло в педагогику сравнительно недавно, а именно, в период информатизации образования.
В педагогической трактовке понятия «взаимодействие» можно видеть несколько подходов, а именно:
- взаимодействие как объективно существующая взаимосвязь ученика и учителя:
- как взаимосвязь деятельности ученика и учителя;
- как совместная деятельность ученика и учителя;
- как особый способ организации деятельности,
- как компонент общения.
Во всех этих подходах важными являются два аспекта, которые обобщенно отражают сущность различных взглядов педагогов на феномен взаимодействия – это деятельность и общение.
Информационное взаимодействие – педагогическое взаимодействие посредством компьютерных коммуникаций, «процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, видео, аудио) при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога, при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации».
Информационное взаимодействие рассматривается в различных аспектах:
- как социальное информационное взаимодействие – это процесс, результатом которого является образование связей взаимодействующих друг с другом, формирование сообществ;
- как психологическое информационное взаимодействие – процесс, который оказывает влияние на психологическую сферу взаимодействующих субъектов, способствует возникновению взаимопонимания, сопричастности;
- как педагогическое информационное взаимодействие – процесс, который ориентирован на решение педагогических задач, в том числе учебных, воспитательных, развивающих, формирующих личность обучаемых.
Особенности информационного взаимодействия в сети Интернет:
- используемые средства различны (текст, мультимедиа);
- отсутствие непосредственного личного визуального и тактильного контакта;
- установление взаимопонимания между субъектами;
- сформированность специальных ИКТ-компетентностей.
Можно принимать виртуальный мир Интернета, как сферу потребления. Но субъектам образования следует рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития человека.
Современное состояние общества и его социально-информационной среды требует новых подходов к реализации образования, и они (информационно-коммуникационные) по видимо не случайному совпадению лучше всего воспринимаются новым поколением – молодыми субъектами образования. Необходимо только наполнить эти подходы новым содержанием, чтобы его восприятие было не только лучше по форме, но и приносило новому поколению новые знания, было продуктивным.
Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень и внеучебные мероприятия. Очевидна целесообразность использования компьютерных коммуникаций в межличностном внеурочном общении. В данных областях от качества и уровня содержательной проработанности соответствующих средств ИКТ существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.
Основными информационными ресурсами, составляющими внеучебную компоненту информационной образовательной среды, являются:
- информационные средства поддержки деятельности классных руководителей,
- средства информационного обеспечения внеучебного общения учащихся;
- информационные средства, необходимые для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- средства управления внеучебной деятельностью в школе;
- средства информирования участников образовательного процесса о проводимых и планируемых внеучебных мероприятиях и акциях.
Компьютер и телекоммуникации становятся основными посредниками в информационном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Являясь техническими и, следовательно, бездуховными устройствами, они, тем не менее, становятся эффективными средствами не только интеллектуального, но и духовного развития учащихся, формирования их духовной культуры, прежде всего средствами восприятия и понимания элементов культуры.
Информационное взаимодействие участников образовательного процесса может быть реализовано через различные формы:
- сайт ОУ,
- электронный журнал класса,
- общение посредством электронной почты и форумов;
- учительский блог,
- WEB – газета ОУ;
- блог класса;
- дистанционное обучение.
Информационное взаимодействие, как было замечено выше, строится через глобальную сеть Интернет. Следовательно, это взаимодействие должно строиться в соответствии со своеобразным Этическим кодексом сети. Вот некоторые основные его положения.
Интернет-сообщество (читаем участники образовательного процесса находящиеся в информационном взаимодействии):
- действует, исходя из этических принципов настоящего кодекса;
- уважает свободу слова, открытость и оперативность информации;
- соблюдает законы своей страны;
- уважает честь и достоинство людей, оскорбления исключены;
- знает, что Интернет является общедоступным, помнит о детях;
- распространяет только правдивую информацию;
- уважает авторские права, плагиат недопустим;
- стремится к чистоте родного языка;
- уважает моральные ценности и культуру;
- проявляет принципиальность в борьбе со спамом и сетевыми атаками;
- признает ошибки и быстро их исправляет.
Более подробно рассмотрим такую форму информационного взаимодействия как WEB-газета, на примере опыта нашего учреждения.
WEB-газету «Школьное время», конечно, следует рассматривать как информационный ресурс, составляющий внеучебную компоненту ИОС. Изначально газета создавалась как средство информирования все участников образовательного процесса (от ученика и его родителей до администрации школы) о планируемых и проводимых в школе мероприятиях.
Газета построена на платформе Blogger и представляет собой блог (часто обновляющийся сайт). Управляет «Школьным временем» один человек, который имеет доступ (защищенный паролем) к возможности размещать на страницах сообщения. Все читатели «Школьного времени» могут зарегистрироваться как постоянные, пройдя по специальной ссылке, и после этого оставлять свои комментарии к сообщениям. Есть счетчик посещений, настроенный таким образом, что считаются все посещения газеты, кроме управляющего человека. На сегодня посещений зарегистрировано порядка 1800. Это очень удобно, потому что можно проследить какой из размещенных материалов нашел больший отклик среди читателей.
Возможности WEB-газеты намного шире, чем у ее бумажных аналогов. Популярные среди посетителей слайд-шоу с проводимых мероприятий при всем желании невозможно было бы разместить на бумаге. Большое количество анимации так же способствует повышенному интересу среди обучающихся. Информация, размещенная в газете различна по способу восприятия: визуальная и аудиальная, по форме представления: текстовая, числовая, графическая и звуковая, что позволяет одинаково хорошо воспринимать ее и аудиалам и визуалам.
Мечтой любой школы является, на мой взгляд, собственное школьное телевидение, но часто исполнить ее невозможно в силу объективных финансовых причин, но и с этим нам помогает справиться WEB-газета. В ноябре в школе стартовал проект Молодежной телепередачи «История России в лицах». Старшеклассники самостоятельно подготовили материал, отсняли пилотный выпуск, и перед нами встал вопрос, как же показать всем телепередачу. Выход нашелся быстро, загрузив видео на бесплатный портал YuoTube, мы разместили его на страницах газеты, времени ушло чуть больше часа, а наш труд увидели.
Замечу, что все продукты Google, которые используются в работе над WEB-газетой – бесплатные и общедоступные. В Blogger предлагают множество вариантов оформления блога, можно также загрузить собственный. Наше «Школьное время» не стоит на месте, и вид газеты меняется в зависимости от времени года. Скоро вы убедитесь, что зима не только за окном, но и в нашей газете, с помощью информационных технологий мы даже добились того, что на ее страницах идет снег.
Еще одной особенностью WEB-газеты является то, что все размещенные в ней когда-либо сообщения никуда не исчезают, а доступны читателям в любой момент. Они могут найти их, воспользовавшись простой навигацией по двум гаджетам: либо используя «АРХИВ» найти интересующую новость по дате размещения; либо по теме, используя поиск в «ЯРЛЫКАХ», причем в «ЯРЛЫКАХ» можно сразу вывести на экран все сообщения с похожими темами.
Выше говорилось, что изначально WEB-газета задумывалась лишь как источник информации о жизни школы для всех участников образовательного процесса, но когда посещений становилось больше, «Школьное время» взяло на себя и некую воспитательную функцию. На страницах стали размещаться материалы, посвященные государственным праздникам, истории России, появились ссылки на интересные статьи в Интернете, в будущем планируется проведение виртуальных экскурсий по музеям страны и мира.
Любое дело не имеет смысл, если нет ответа на вопрос, а нужно ли это кому-нибудь кроме нас, приносит ли это пользу? Поэтому недавно на страницах газеты размещен опрос, где всем читателям предложено выставить «Школьному времени» оценку. Пока мы хорошисты.
Остановимся на вопросе о том, что именно может почерпнуть из WEB- газеты каждый конкретный участник образовательного процесса:
- для администратора – это результат работы отдельных педагогов и классных руководителей, возможность оценить качество проводимых мероприятий, не всегда имея возможность лично на них присутствовать;
- для родителей – это возможность увидеть, что происходит в школе, в которой обучается их ребенок, как там организуют досуг, какие акции проводят, возможно, сравнить активность своего ребенка во внеучебной деятельности с остальными;
- для педагогов – обмен опытом, возможность посмотреть со стороны на результат своей работы;
- для обучающихся – возможность узнать больше о внеучебной жизни школы, пополнить свой багаж знаний неизвестными ранее фактами из истории государства, истории возникновения праздников, почувствовать свою сопричастность ко всему, что происходит в школе или напротив, понять, как много интересного он пропустил, не принимая участия в тех или иных мероприятиях.
А теперь, как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», приглашаю вас в виртуальное путешествие по страницам нашего «Школьного времени».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты исследовательско-экспериментальной работы «Школьная медиация как основа позитивного взаимодействия участников образовательного процесса» (июнь 2008 г.- декабрь 2010)
Шкльная медиация...
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Психолого-педагогический семинар...
Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".
Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....
Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Современные формы и инструменты организации взаимодействия участников образовательного процесса."ЗНАНИО" (бесплатный международный вебинар)
Современные формы и инструменты организации взаимодействия участников образовательного процесса -28:44...
Презентация "Инновационные формы формирования экологической культуры средствами взаимодействия участников образовательного процесса ОО"
Отчет руководителя МО КРО Арьяновой Н.Б.по работе классов КРО в период общешкольной методической недели"Инновационные формы экологической культуры средствами взаимодействия участников образовател...