Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в ОУ.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в ОУ.
Гришанова О.В.,
директор МБОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина
Российской Федерацией приняты и ратифицированы основополагающие документы: конвенция по правам инвалидов и утвержденная Президентом национальная стратегия действий в отношении детей. Эти документы задают очень высокую планку для нас в организации работы с детьми-инвалидами и имеющими отклонения в здоровье.
Сформулированный в старом Законе «Об образовании» вопрос уже не соответствует этим документам. Поэтому вступивший в силу с 01.01.2013 г. «Закон об образовании в РФ» четко определил новые важные понятия, связанные с возможностью получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»):
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
23) индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
27) инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Кроме этого, п. 5 ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» гласит:
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 79 нового Закона посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Так законодательно выстроены основные акценты на необходимости внедрения инклюзивного образования в ОУ.
С другой стороны, в наше время невозможно отрицать важность получения образования. Это абсолютная необходимость для экономического и социального развития любой нации. И любые ограничения в сфере образования совершенно неприемлемы, оно должно быть доступно всем и каждому, ведь именно с концепцией образования неразрывно связаны идеи свободы, демократии и непрерывного развития. Кофи Аннан напишет однажды: «Нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех». А я добавлю: «Образование без барьеров и границ и нужно, и возможно».
В последние годы в России все чаще стали говорить об инклюзивном образовании, которое исключает любое дискриминирующее отношение к детям, но при этом формирует особенные условия для детей, имеющих особые потребности в образовании. Цель инклюзии - вселить в детей смелость, вдохновение, решительность, воспитать в окружающих чувства сопереживания, этику гуманизма... Люди должны принять особенных детей такими, какие они есть, выйти за пределы стереотипов, искусственно созданных обществом рамок.
У образования нет и не может быть границ: чем больше человек узнает, тем больше у него возможностей к развитию. Образование выше всех существующих барьеров, ведь именно оно способствует их преодолению.
А как организовать социально-образовательную среду в школе? И возможно ли это в наших условиях?
Итак, наши стартовые условия.
Школа находится в центральной части города, которая традиционно заселяется семьями, находящимися в сложном социально-экономическом положении: у них низкий уровень образования и дохода, среди них много лиц, не имеющих профессии, полной семьи, собственного жилья, постоянной или даже временной работы. Отсутствие благоустройства в частных домах вынуждает местных жителей с высокими доходами покупать жилье в других микрорайонах, а свое неблагоустроенное жилье недорого сдавать иммигрантам из ближнего зарубежья, дети которых не знают русского языка. В 2012-2013 учебном году в школе обучалось 902 человека.
Из них значительная часть учащихся - из малообеспеченных, неблагополучных, многодетных и неполных семей. Таким образом, количество обучающихся, которых можно отнести к группе риска, составляет 31% от общего количества учеников школы. Обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - 443 человека (из них 17 детей с инвалидностью).
В экспериментальный образовательный процесс будут включены 232 учащихся с 1 по 9 класс корпуса № 3. Из них 29 имеют тяжелые нарушения психофизического развития:
14 человек с нервно-психическими заболеваниями,
- учеников имеют нарушение опорно-двигательного аппарата,
3 ребенка имеют тяжелые нарушения речи,
у 2 учеников нарушен слух,
7 слабовидящих детей.
Острота социально-психологической и культурно-языковой проблем привела к необходимости изменения организационно-педагогических условий обучения этих детей, т.к. в рамках традиционной классно-урочной системы осуществлять это эффективно было крайне затруднительно.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение в школе будут обеспечивать педагог - психолог, учитель-логопед, медицинский работник. Образовательный процесс вести 13 педагогов. Организационную поддержку данной работы будет осуществлять администрация школы совместно с социально-психолого-педагогическим консилиумом. Совет по внедрению инклюзивного образования будет принимать решения по экстренным проблемам, возникающим в ходе работы.
Думаю, что невозможно представить данную работу без поддержки управляющего совета и активного участия родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддерживают идею совместного обучения и были заинтересованы в повышении своего общего образовательного и культурного уровней.
В настоящее время создаются организационно-педагогические условия для внедрения инклюзивного образования, а именно:
адаптивная образовательная среда, обеспечивающая полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение архитектурных барьеров (устройство пандусов на основном и запасном выходах и входах в школу), благоустройство входа (установка тепловой завесы), ресурсное обеспечение (создание тренажерного зала, пополнение спортивного инвентаря и оборудования, реорганизация библиотек в информационно-библиотечный центр);
- разработка индивидуальных образовательных программ и планов;
- изменение методических приемов;
- поддержка администрацией школы мотивации педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве (в том числе финансовое стимулирование, в результате чего педагоги школы будут заинтересованы в привлечении детей с ограниченными возможностями здоровья).
Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.
Функции сопровождения возложены на социально-психолого-педагогический консилиум школы, который участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ.
На каждого ученика, включенного в данную деятельность, будет составлен психологический паспорт, который содержит весь диагностический материал, протокол первичного обследования, характеристику ребенка, составляемую учителем, рекомендации для педагога и родителей, индивидуальный план психологических занятий, дневник динамического наблюдения.
Изменения методов и организационных форм обучения детей с ОВЗ.
В педагогических технологиях, которые используются в инклюзивном образовательном процессе, наиболее эффективными являются следующие:
- проблемно-поисковый метод, основанный на интенсификации социального взаимодействия, позволил перейти от системы, в центре которой находится учитель, к системе, ориентированной на ребенка.
В этом случае организовано взаимодействие между учениками через создание гетерогенных групп внутри класса.
Считаем важным круговое расположение учебных мест в группе, подбор стимулирующего раздаточного материала, выбор интересного задания для участников группы, применение индивидуальных критериев к заданию и оцениванию результатов учебной деятельности - основные пути технологии сотрудничества при использовании проблемно-поискового метода. Таким образом, качественно новая форма сотрудничества в инклюзивном классе - сотрудничество не только по линии «взрослый - ребенок», но и по линии «ребенок - ребенок». Думаю, что это обеспечит развитие и здорового ребенка, и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Формы коррекционно-развивающей работы будут организованы по признаку включения коррекционной помощи ребенку непосредственно в структуру урочных учебных занятий или включения ее в режим внеурочной деятельности.
При таком подходе оценочная деятельность учителя предполагает не оценку результатов учебной работы ребенка, а оценку качества самой работы. Основанием для оценки процесса, а в последующем и результатов обучения детей, является критерий относительной успешности, т.е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с теми, которые характеризовали его вчера.
Эффективной формой является совместная поэтапная работа специалистов и родителей в рамках школьного консилиума. Организационная форма сотрудничества закрепляется в индивидуальной программе обучения, в которой всеми специалистами школы прописываются те реальные действия, которые осуществляются каждым из них для достижения единой цели обучения и воспитания конкретного ребенка. Индивидуальная программа обучения утверждается на заседании консилиума школы, ее исполнение является обязательным для всех участников образовательного процесса, включая родителей.
Научно-методическая поддержка педагогов школы, которая осуществляется в следующих образовательных формах:
- курсы повышения квалификации: 3 педагога школы прошли на базе ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» повышение квалификации по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в объеме 72 часов ;
- обучающие семинары для педагогов и руководителей:
как на базе школы, так и выездные в образовательных учреждениях города с целью освоения приемов и методов работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Например, семинары-практикумы по способам подачи информации с целью более успешного освоения ребенком индивидуальной образовательной программы.
- совместная разработка методических рекомендаций по вопросам организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
- совместная работа школы со специалистами ПМПК, коррекционной школы, кафедрой коррекционной педагогики ЕГУ им.И.А. Бунина.
- проблемно-творческие группы по отдельным образовательным направлениям («Интерактивная доска как ресурс повышения эффективности образования», «Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
Практика других регионов показала, что изменение организационно-педагогических условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении возможно только при повышении квалификации и обучении на рабочем месте всего педагогического коллектива учреждения, включая администрацию и всех участников школьного сообщества.
Внедрение инклюзивного образования в школе позволит создать организационно-педагогические условия, а именно:
- разработать и внедрить в практику нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования;
- разработать и апробировать комплексную диагностику нарушений психофизического развития детей младшего школьного возраста;
- обосновать и экспериментально проверить этапы, содержание, формы и методы инклюзивных подходов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/22/picture-43446.png)
«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»
Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59131.jpg)
Использование деятельностного подхода при изучении темы "Создание таблиц в среде текстового процессора Word"
В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД) - текстуально или графически оформленной модели изучаемого дей...
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-969112-1511778496.jpg)
Инклюзивное образование в России как неотъемлемая часть общедоступной среды.
Доклад на тему:"Инклюзивное образование в России как неотъемлемая часть общедоступной среды"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/15/picture-632862-1431688214.jpg)
Доклад "Инклюзивное образование-образование без барьеров создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении"
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении...