Доклад "Инклюзивное образование-образование без барьеров создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении"
статья по информатике и икт
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГПОУ ТО «Тульский техникум социальных технологий»
ДОКЛАД
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении
Л.В. Тимошина
Тула, 2022 год
Российской Федерацией приняты и ратифицированы основополагающие документы: конвенция по правам инвалидов и утвержденная Президентом национальная стратегия действий в отношении детей. Эти документы задают очень высокую планку для нас в организации работы с детьми-инвалидами и имеющими отклонения в здоровье.
В последние годы стали говорить об инклюзивном образовании, которое исключает любое дискриминирующее отношение к детям, но при этом формирует особенные условия для детей, имеющих особые потребности в образовании. Цель инклюзии - вселить в детей смелость, вдохновение, решительность, воспитать в окружающих чувства сопереживания, этику гуманизма... Люди должны принять особенных детей такими, какие они есть, выйти за пределы стереотипов, искусственно созданных обществом рамок. У образования нет и не может быть границ: чем больше человек узнает, тем больше у него возможностей к развитию. Образование выше всех существующих барьеров, ведь именно оно способствует их преодолению.
А как организовать социально-образовательную среду в школе? И возможно ли это в наших условиях?
Итак, наши стартовые условия.
Школа находится в центральной части города, которая традиционно заселяется семьями, находящимися в сложном социально-экономическом положении: у них низкий уровень образования и дохода, среди них много лиц, не имеющих профессии, полной семьи, собственного жилья, постоянной или даже временной работы.
Острота социально-психологической и культурно-языковой проблем привела к необходимости изменения организационно-педагогических условий обучения этих детей, т.к. в рамках традиционной классно-урочной системы осуществлять это эффективно было крайне затруднительно.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение в техникуме будут обеспечивать педагог - психолог, медицинский работник. Организационную поддержку данной работы будет осуществлять администрация совместно с социально-психолого-педагогическим консилиумом. Совет по внедрению инклюзивного образования будет принимать решения по экстренным проблемам, возникающим в ходе работы.
Думаю, что невозможно представить данную работу без поддержки управляющего совета и активного участия родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддерживают идею совместного обучения и были заинтересованы в повышении своего общего образовательного и культурного уровней.
В настоящее время создаются организационно-педагогические условия для внедрения инклюзивного образования, а именно:
адаптивная образовательная среда, обеспечивающая полноценную интеграцию и личностную самореализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение архитектурных барьеров (устройство пандусов на основном и запасном выходах и входах), благоустройство входа (установка тепловой завесы), ресурсное обеспечение (создание тренажерного зала, пополнение спортивного инвентаря и оборудования, реорганизация библиотек в информационно-библиотечный центр);
- разработка индивидуальных образовательных программ и планов;
- изменение методических приемов;
Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Функции сопровождения возложены на социально-психолого-педагогический консилиум, который участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ.
На каждого об-ся, включенного в данную деятельность, будет составлен психологический паспорт, который содержит весь диагностический материал, протокол первичного обследования, характеристику, рекомендации для педагога и родителей, индивидуальный план психологических занятий, дневник динамического наблюдения.
Изменения методов и организационных форм обучения детей с ОВЗ.
В педагогических технологиях, которые используются в инклюзивном образовательном процессе, наиболее эффективными являются следующие:
- проблемно-поисковый метод, основанный на интенсификации социального взаимодействия, позволил перейти от системы, в центре которой находится преподаватель, к системе, ориентированной на обучаущегося.
Считаем важным подбор стимулирующего раздаточного материала, выбор интересного задания для участников группы, применение индивидуальных критериев к заданию и оцениванию результатов учебной деятельности - основные пути технологии сотрудничества при использовании проблемно-поискового метода. Таким образом, качественно новая форма сотрудничества в инклюзивной группе - сотрудничество не только по линии «взрослый - обучающейся», но и по линии «обучающийся - обучающийся». Думаю, что это обеспечит развитие и здорового обучающегося, и обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Формы коррекционно-развивающей работы будут организованы по признаку включения коррекционной помощи обучающемуся непосредственно в структуру урочных учебных занятий или включения ее в режим внеурочной деятельности.
При таком подходе оценочная деятельность преподавателя предполагает не оценку результатов учебной работы обучающегося, а оценку качества самой работы. Основанием для оценки процесса, а в последующем и результатов обучения об-ся, является критерий относительной успешности, т.е. сравнение сегодняшних достижений об-ся с теми, которые характеризовали его вчера.
Эффективной формой является совместная поэтапная работа специалистов и родителей в рамках консилиума техникума. Организационная форма сотрудничества закрепляется в индивидуальной программе обучения, в которой всеми специалистами техникума прописываются те реальные действия, которые осуществляются каждым из них для достижения единой цели обучения и воспитания конкретного об-ся. Индивидуальная программа обучения утверждается на заседании консилиума техникума, ее исполнение является обязательным для всех участников образовательного процесса, включая родителей.
Научно-методическая поддержка педагогов, которая осуществляется в следующих образовательных формах:
- курсы повышения квалификации:
обучающие семинары для педагогов: семинары-практикумы по способам подачи информации с целью более успешного освоения об-ся индивидуальной образовательной программы.
- совместная разработка методических рекомендаций по вопросам организации коррекционно-развивающей работы с об-ся с особыми образовательными потребностями.
- проблемно-творческие группы по отдельным образовательным направлениям («Интерактивная доска как ресурс повышения эффективности образования»).
Практика других регионов показала, что изменение организационно-педагогических условий обучения об-ся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении возможно только при повышении квалификации и обучении на рабочем месте всего педагогического коллектива учреждения.
Внедрение инклюзивного образования в школе позволит создать организационно-педагогические условия, а именно:
- разработать и внедрить в практику нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования;
- разработать и апробировать комплексную диагностику нарушений психофизического развития подросткового возраста;
- обосновать и экспериментально проверить этапы, содержание, формы и методы инклюзивных подходов в обучении об-ся с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...
Создание информационной среды в образовательном учреждении
Информационно-образовательная среда школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима пол...
Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"
В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в ОУ.
статья...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"
Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...