Использование деятельностного подхода при изучении темы "Создание таблиц в среде текстового процессора Word"
методическая разработка по информатике и икт (7,8,9,10,11 класс) по теме

Купренкова Алла Владимировна

В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД)  - текстуально или графически оформленной модели изучаемого действия.Учащиеся получают неполную ООД в виде общих этапов создания таблиц и дополнительные ООД  в виде показа учителем общих приемов редактирования и форматирования таблиц в Word, которые записываются учениками в опорные таблицы (ОТ) знаний, а затем отрабатываются на компьютере. На основе неполной ООД и ОТ знаний учащиеся составляют опорную карту (ОК) на деятельность по решению практической задачи (определяют состав умения) создание таблиц в Word. В дальнейшем учащиеся применяют ОК для решения новых практических задач (по созданию сложных таблиц ) и в  качестве эталона при самоконтроле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_uroka.doc75.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_po_tablicam.ppt588 КБ

Предварительный просмотр:

Использование деятельностного подхода при изучении темы

“Создание таблиц в среде текстового процессора Word”.

В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД)  - текстуально или графически оформленной модели изучаемого действия.Учащиеся получают неполную ООД в виде общих этапов создания таблиц и дополнительные ООД  в виде показа учителем общих приемов редактирования и форматирования таблиц, которые записываются учениками в опорные таблицы (ОТ) знаний, а затем отрабатываются на компьютере. На основе неполной ООД и ОТ знаний учащиеся составляют опорную карту (ОК) на деятельность по решению практической задачи (определяют состав умения) создание таблиц в Word. В дальнейшем учащиеся применяют ОК для решения новых практических задач (по созданию различных таблиц ) и в  качестве эталона при самоконтроле.

Цели урока: научить создавать простые и сложные таблицы в среде текстового процессора Word

Задачи:

Образовательные:  

        1.познакомить с этапами создания таблиц

        2.познакомить с операциями редактирования и форматирования таблиц и обеспечить их практическую отработку

        3.организовать выполнение задания  по составлению ОК на деятельность по решению практической задачи

Развивающие: Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, грамотной логичной речи

Воспитательные: Формирование мотивированного отношения к обучению, межличностных отношений ученик–ученик, ученик–учитель.

Этап урока

Цели этапа

Действия учителя

Действия учеников

I.Организа-ционный момент

I.Подготовить к восприятию новой информации

Приветствует, объявляет тему урока, ставит цели урока совместно с учениками, сообщает ход урока

Приветствуют учителя, готовятся к уроку, ставят вместе с учителем цели урока.

II.Подготовка к восприятию новых знаний

К работе на основном этапе.

II.Повторить формы представления информации.Определить преимущества табличной формы представления информации.

  1. Предлагает ученикам вспомнить различные формы представления информации (слайд2).
  2. Предлагает сравнить табличную и форму представления информации (слайды 3-6).
  3. Знакомит учащихся с понятием структура таблицы и видами таблиц (слайды 7-12).

  1. Ученики, работая совместно отвечают на вопрос.
  2. Ученики, используя материалы и задания слайдов 2-6 отвечают на вопросы
  3. Ученики слушают и записывают информацию в тетрадь

III. Основной этап.

Усвоение новых знаний и способов действий

III.1. Разработка неполной ООД (схема общих этапов создания таблицы)

III.2. Создание

дополнительной ориентировки:

Демонстрация основных приемов редактирования  и их практическая отработка

III.3 Создание дополнительной ориентировки.

Демонстрация приемов форматирования и их отработка.

III.4 Составление опорной карты на деятельность (ОК) по решению практической задачи.

1.

  1. Ставит цели этого этапа  через показ конечного результата (слайды 13-15).

2.

  1. Предлагает ученикам вспомнить этапы создания текста на компьютере (ввод текста,его редактирование и форматирование).
  2. Используя прием аналогий совместно с учениками  определяет этапы создания таблицы (слайд 16).
  3. Поясняет, что Word предоставляет возможность создать таблицу с одинаковыми строками и столбцами. Выводит  на проблему (слайды17-20).
  4. Ставит проблему: Какую таблицу следует взять в качестве базовой для построения таблицы «Успеваемость учеников 7 класса?».
  5. Поясняет, что эта проблема может быть решена, если знать какие средства предоставляет Word  для  изменения  базовой таблицы (сетки).

3.

  1. На примере таблицы «Времена года» (слайды 21-34) демонстрирует возможности Word по редактированию таблиц

4.

  1. Предлагает учащимся создать таблицу «Времена года».
  2. Показывает при помощи каких средств можно вставить базовую таблицу, заполнить ее данными и их отредактировать.
  3. Далее на этой готовой таблице  показывает приемы выделения элементов таблицы и  операции по редактированию таблицы (аналогично указанным на слайдах 21-34).

 5.

  1. Напоминает о проблеме выбора базы для таблицы «Успеваемость учащихся»  и помогает ее решить, предлагая выполнить   исследовательское задание (слайды 35-40).
  2. Для этого разделяет учащихся  на группы, предлагает выбрать свой базовый вариант и его отредактировать
  3. Помогает сделать вывод.
  4. Показывает свой вариант(слайды 41-48).

6.

  1. На примере таблицы «Времена года» (слайды 49-61) демонстрирует возможности Word по форматированию таблиц.

7.

  1. Показывает как выполнять операции по форматированию на компьютере

8.

  1. Предлагает отформатировать таблицу «Успеваемость»» по предложенному образцу (слайд 62).

9.

  1. Учитель предлагает составить опорную карту (ОК) на деятельность по решению практической задачи «создание таблиц в Word» (слайд63).
  2.  Предлагает восстановить логику создания таблицы и определить, что входит в состав умения создать таблицу.
  3. Организует обсуждение.

1.

  1. Знакомятся с целями.

2.

  1. Совместно с учителем определяют 4 этапа создания таблицы на компьютере
  2. Записывают информацию в тетрадь.

3.

  1. Записывают действия по редактированию в опорную таблицу( ОТ) знаний (слайд 22)  1 столбик

 4.

  1. Совместно с учителем выполняют действия по отработке навыков вставки базовой таблицы, способов выделения элементов таблицы и способов  ее редактирования.
  2. Заполняют 2 столбик ОТ знаний.

5.

  1. Каждая группа выбирает свою базовую таблицу и  подбирает операции по  ее редактирования.
  2. Далее  представитель каждой группы рисует на доске и рассказывает о своем варианте решения.
  3. После этого выделяется оптимальый вариант ( тот который приводит к искомому результату за наименьшее число операций) и учащиеся делают вывод о том как лучше выбрать базовую таблицу.
  4. Реализуют оптимальный вариант таблицы «Успеваемость учащихся» на компьютере.

6.

  1. Ученики слушают и записывают приемы форматирования в1 столбик ОТ знаний

7.

  1. Повторяют действия по форматированию за учителем, выполняют его задания.
  2. Заполняют 2 столбик ОТ знаний.

8.

  1. Выполняют действия по форматированию таблицы «Успеваемость»

9.

  1. Ученики, работая в парах составляют опорную карту (ОК) на деятельность по решению практической задачи (определяют состав умения) «создание таблиц в Word».
  2. Потом один из учеников рассказывает, а другие слушают корректируют, добавляют.

IV.Этап применения знаний и способов действий

IV.Обеспечивает усвоение знаний и способов действий в результате решения практических задач по созданию новых таблиц в Word.

  1. Учитель предлагает использовать ОК для решения новой практической задачи.
  2. Формулирует задание: «создать такую же таблицу, но поменять верхний заголовок с боковым» (слайд 64).
  1. Объединяются в группы для выбора базового варианта таблицы (как в пункте №5) .
  2. Создают таблицу на компьютере.
  3. Осуществляют самоконтроль по ОК.

V.Этап контроля и самоконтроля.

V.Выявления качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий.

Развитие способности учащихся к оценочным действиям.

  1. Предлагает выполнить самостоятельную работу и осуществляет общий контроль (слайд65).
  1. Выполняют самостоятельную работу.
  2. Осуществляют самоконтроль  по ОК на деятельность.

VI.Этап информации о домашнем задании.

VI.Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. Формулирует совместно с учениками домашнее задание.
  1. Формулируют совместно с учителем домашнее задание.

VII.Этап подведения итогов.

VII. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

  1. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
  1. Принимают участие в подведение итогов урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Создание таблиц в среде текстового процессора Word .

Слайд 2

Формы представления информации Тексты Схемы Диаграммы Рисунки Графики Таблицы Формулы Фотографии

Слайд 3

Какую информацию можно представить в табличной форме?

Слайд 4

Прочитайте тексты. В каком из них информацию можно представить в табличной форме? Почему? Текст №1 Самыми длинными вещами в мире считаются: джемпер, связанный в Португалии в 1999 году, длиной 3 метра, американский шарф длиной 1073 метра (1998г.),пакистанские сандалии размером 3,93 метра, сделанные в 2002 году и бразильский саквояж длиной 3,7 метра, созданный в 2003 году. Текст №2 Модель – это объект, который используется в качестве представителя другого объекта(оригинала) с определенной целью. Модель не является точной копией объекта-оригинала: она отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения. Можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Процесс создания и использования моделей называют моделированием. Таблица используется для описания объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств Таблица используется для описания объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств

Слайд 5

Необычные вещи Вид изделия Год изготовления Страна Длина, м Джемпер 1999 Португалия 3 Шарф 1998 США 1073 Сандалии 2002 Пакистан 3,93 Саквояж 2003 Бразилия 3,7 . Вывод :таблица используется для описания однотипных объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств

Слайд 6

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

Слайд 7

Структура таблицы задается количеством строк и столбцов и их названием Табличный номер Общий заголовок таблицы Наименование столбцов(верхний заголовок) Наименование строк (боковик или боковой заголовок) Ячейка Строка Столбец

Слайд 8

Таблицы Простые Сложные

Слайд 9

Простая таблица Заголовок 1 уровня для строк Заголовок 1 уровня для столбцов Заголовок 1 уровня для столбцов Заголовок 1 уровня для столбцов

Слайд 10

Времена года Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 11

Сложная таблица Заголовок 1уровня для для строк Заголовок 1 уровня для столбцов Заголовок 2 уровня Заголовок 2 уровня Заголовок 3 уровня Заголовок 3 уровня Заголовок 3 уровня Заголовок 3 уровня Заголовок 3 уровня Заголовок 3 уровня Структура таблицы задается количеством строк и столбцов и из названием (заголовком).

Слайд 12

Успеваемость учеников 7 класса Ученики Предмет Информатика Математика 1 четверть 2 четверть 1 полугод. 1 четверть 2 четверть 2 полугод. Баутин Дима 5 3 4 3 3 3 Голубев Сергей 4 4 4 5 5 5 Иванов Петр 2 3 3 3 4 4 Цветков Антон 5 5 5 5 5 5

Слайд 13

Цель:научиться создать простую таблицу(Времена года) и сложную(Успеваемость)

Слайд 14

Времена года Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 15

Таблица№1 Успеваемость учеников 7 класса Ученики Предмет Информатика Математика 1 четверть 2 четверть 1 полугод. 1 четверть 2 четверть 2 полугод. Баутин Дима 5 3 4 3 3 3 Голубев Сергей 4 4 4 5 5 5 Иванов Петр 2 3 3 3 4 4 Цветков Антон 5 5 5 5 5 5 Задание :создайте таблицу по образцу

Слайд 16

Создание таблицы и текста на компьютере Этапы создания текста Ввод текста с клавиатуры Редактирование текста Форматирование текста Этапы создания таблицы Ввод базовой таблицы(сетки) Редактирование базовой таблицы Ввод текста в ячейки и его редактирование Форматирование таблицы Форматирование текста в ячейках

Слайд 17

Проблема Какую таблицу следукт выбрать в качестве базовой? № 1, №2,№3 или другую

Слайд 18

Таблица№2 Простая таблица из 4 столбцов и 3 строк

Слайд 19

Таблица№3 Простая таблица из 3 столбцов и 3 строк

Слайд 20

Таблица№4 Простая таблица из 8 столбцов и 8 строк

Слайд 21

Действия по редактированию таблицы

Слайд 22

Опорная таблица (ОТ) знание Действие Знания Способы выделения элементов таблицы Операции по редактированию Операции по форматированию

Слайд 23

Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман Времена года

Слайд 24

Таблица №5 Базовая таблица Таблица-Вставить таблицу 4Х5

Слайд 25

Таблица №5 Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман Времена года

Слайд 26

Добавление (вставка) столбца Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 27

Удаление столбца Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 28

Вставка строки Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 29

Удаление строки Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 30

Объединение ячеек Зима Весна Лето Осень снег мороз капель цветы грибы лужи жара малина школа санки 8Марта дожди туман Новый год солнце отдых

Слайд 31

Разбивка ячеек Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 32

Изменение размера столбца Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 33

Изменение размера строки Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 34

Редактирование таблиц Редактирование Редактирование содержимого ячеек Редактирование макета Вставка и удаление строк и столбцов Изменение размеров строки и столбца Объединение и разбивка ячеек

Слайд 35

Решаем проблему Таблицу с каким количеством строк и столбцов следует взять за базовую, чтобы в результате редактирования получить структуру таблицы №1«Успеваемость учащихся». Варианты 4Х3, 3Х3,......,8Х8, другой вариант

Слайд 36

Ученики Предмет Информатика Математика 1 четверть 2 четверть 1 полугод. 1 четверть 2 четверть 2 полугод. Баутин Дима 5 3 4 3 3 3 Голубев Сергей 4 4 4 5 5 5 Иванов Петр 2 3 3 3 4 4 Цветков Антон 5 5 5 5 5 5

Слайд 37

Ученики Предмет Информатика Математика 1 четверть 2 четверть 1 полугод. 1 четверть 2 четверть 2 полугод.

Слайд 38

Ученики Предмет Информатика Математика 1 четверть 2 четверть 1 полугод. 1 четверть 2 четверть 2 полугод. Базовая таблица 3Х1

Слайд 39

Ученики Предмет Информатика Математика 1 четверть 2 четверть 1 полугод. 1 четверть 2 четверть 2 полугод. Базовая таблица 9Х3

Слайд 40

Ученики Предмет Информатика Математика 1 четверть 2 четверть 1 полугод. 1 четверть 2 четверть 2 полугод. ? Базовая таблица m х n

Слайд 41

Редактирование таблицы Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5

Слайд 42

Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5

Слайд 43

Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5

Слайд 44

Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5

Слайд 45

Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5

Слайд 46

Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5

Слайд 47

Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5

Слайд 48

Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5 Ученики Предмет Информатика Математика 1ч 2ч 1п 1ч 2ч 2п Баутин Дима 4 5 5 4 4 4 Голубев Миша 4 4 4 3 4 4 Куликов Иван 5 5 5 5 5 5 Радугин Саша 4 5 5 5 5 5

Слайд 49

Форматирование таблицы Форматирование - от слова форма Форма объекта – это его внешний вид Форматирование таблицы – это изменение ее внешнего вида

Слайд 50

Ручное форматирование

Слайд 51

Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 52

Изменение цвета и формы линии границы Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 53

Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 54

Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 55

Изменение толщины границы Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 56

Создайте таблицу Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 57

Изменение цвета ячеек, столбцов и строк (создание фона) Зима Весна Лето Осень снег капель цветы грибы мороз лужи жара школа санки 8Марта малина дожди Новый год солнце отдых туман

Слайд 58

Автоформатирование

Слайд 61

Форматирование таблиц Форматирование Автоформатирование Ручное форматировние Форматирование границ – это изменение цвета , ширины и формы линии границы Форматирование содержимого ячеек Фоновое оформление

Слайд 62

Задание отформатируйте таблицу по образцу Ученики Предмет Информатика Математика 1 четверть 2 четверть 1 полугод. 1 четверть 2 четверть 2 полугод. Баутин Дима 5 3 4 3 3 3 Голубев Сергей 4 4 4 5 5 5 Иванов Петр 2 3 3 3 4 4 Цветков Антон 5 5 5 5 5 5

Слайд 63

Составь опорную карту ( ОК) на деятельность по решению практической задачи “ Построение таблицы в среде текстового процессора Word” Действие Операция Знание Создание базовой таблицы 1.Анализ структуры таблицы и выбор базовой 2.Вставка базовой таблицы Таблица- Вставить таблицу Редактирование базовой таблицы

Слайд 64

Задание Создайте таблицу «Успеваемость учеников 7 класса», поменяв местами верхний и боковой заголовки

Слайд 65

Самостоятельная работа Создайте таблицу по образцу . Ученики Рост (см) Вес (кг) Упражнения Прыжок в длину с места Бег на 100 м Результат (см) Баллы Результат (с) Баллы Баутин Дима 168 56 197 5 220 5 Голубев Миша 159 48 178 4 263 4 Куликов Иван 164 60 159 3 306 3 Антропометрические данные и спортивные результаты учеников 7 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прикладная среда текстового процессора MicrosoftOfficeWord. Включение в текстовый документ графических объектов.

План-конспект урока по информатике на тему  "Прикладная  среда  текстового  процессора  MicrosoftOfficeWord. Включение в текстовый  документ графических объектов." Д...

Разработка урока по информатике на тему "Использование панель WordArt в среде текстового процессора"

В данной разработке представлены презентация к уроку, тест для актуализации знаний, лист самооценивания, презентация для физ минутки...

Конспект урока "Прикладная среда текстового процессора. Создание и редактирование текстового документа"

Целью данного урока является познакомить учащихся с прикладной программой текстовым процессором свободного программного обеспечения Open Office. Org Writer, как альтернативного программного обеспечени...

Практические работы при изучении темы: «Текстовый процессор Word»

Практические работы при изучении темы:«Текстовый процессор Word»Текстовый процессор WORD предназначен для ввода, редактирования, вёрстки и печати документов различной степени сложности. Он...

Видеоматериал для создания таблицы в текстовом процессоре Word

Видеоматериал использовался на дистанционном обучении для практических занятий с детьми при создании таблиц в текстовом процессоре Word....

№ 30. Текстовый процессор Word. Технология работы с таблицами. Для группы МЖКХ-3 за 30.10.20.

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать информационный лист "Технология работы с таблицами".3) Выполнить задание по созданию таблицы согласно образцу....