МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
статья по теме

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделен от рождения.Коррекционное обучение –  это усвоение знаний  путем  преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_konferenciya.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева А.Л.

ГУ «Средняя школа №2»

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Всемирная организация здравоохранения в 1909 году била в набат, тревожась о том, что  по ее  предположениям, к концу нашего столетия 14 % детей в мире будет страдать серьезными заболеваниями. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего контингента.  При поступлении в первый класс – условно-здоровых детей – 27-28%, оканчивают начальную  школу – 22%. В 11 классе только 19% условно – здоровых детей. Эти результаты показывают, что доля влияния школы на здоровье детей составляет 9%, и это не только школа, но и семья, и окружающая социально- экологическая  ситуация. Современная школа должна осознать, что она давно работает с больной популяцией общества. И если ее задача – адаптироваться под ребенка, то, следовательно, надо создавать условия, не усугубляющие его состояние. За последние годы отмечается четкая тенденция к ухудшению не только физического, но и психического здоровья. Значительное влияние на рост заболеваемости оказывают природно-климатические, экологические условия. Также очевидно, что интеллектуальное развитие детей находится в прямой зависимости от культурологических ценностей семьи. Семья, являясь аккумулятором генной передачи наследственности, средой стимуляции развития личности, в настоящий момент становится  зоной повышенной тревожности в жизни ребенка.  Перечисленные нарушения можно рассматривать как факторы риска, невнимание к проблемам  детей с ограниченными возможностями может привести к негативным последствиям: к личностной деформации, к «выпадению» детей из учебно-воспитательного процесса, к снижению уровня здоровья.  Изменения положения можно достичь двумя путями: во-первых, приспособлением ребенка к существующим условиям обучения, то есть его «ломкой», или готовностью учебного учреждения адаптироваться под личность учащегося с ограниченными возможностями.

        В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделен от рождения. Коррекционное обучение –  это усвоение знаний  путем  преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер. Исходя из концепции специального образования, коррекционно -педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно – воспитательного процесса в специальной школе. Вся система коррекционно –педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. Цель коррекционно – воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. Зачастую для детей, обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель. В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно-развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с людьми (учениками, родителями, коллегами и др.), умение увидеть и оценить уникальность природы человека. В отношении ребенка должны быть сформированы позитивные установки, вера в  компенсирующие возможности, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, умение встать, на позицию другого, видеть обстоятельства его глазами. Важно создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают. В ходе взаимодействия детям дается возможность высказать свою точку зрения, в классе идет диалог, учитель умеет отдавать инициативу детям, не повторяет их ответы, “литературно” обрабатывая их мысль, ориентирован на методическое соавторство. Ребенок имеет право на ошибки, так как ошибка рассматривается как новый вопрос для класса. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные  ценности общества. Задача коррекционного воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути.  конецформыначалоформыИменно педагог задает большинство параметров и свойств школьной cреды, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое. А задача школьного психолога- создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи, помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной среды.

Поэтому мы считаем, что  психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребенка – необходимое условие полноценного развития  ребенка с ограниченными возможностями.  Это  один из механизмов на современном этапе образовательного процесса, обеспечивающий максимальный дифференцированный подход в обучении и воспитании,  который выступает одним из социальных гарантов полноценного развития личности в процессе образования всех детей, и, прежде всего тех, которые имеют проблемы в психическом, умственном или физическом развитии.  Процесс сопровождения – это  обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов,  социальных педагогов, педагогов - дефектологов), работающих в системе образования. Объединение этой группы лиц в единую команду и освоение ими методов сопровождения, имеющих существенные отличия от коррекции, обучения и т.д., позволит существенно изменить содержание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки развития ребенка в образовательном процессе. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Цель психологической программы: способствовать  социализации и творческому развитию учащихся; выстраиванию гармоничных отношений между учащимися, педагогами и родителями в школьной ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.

Сопровождение рассматривается  как процесс, в рамках которого могут быть выделены обязательные взаимосвязанные задачи. 1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).Побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь. 4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.5. Создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения.6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении.

Предполагаемый результат. Изучение эффективности программы соотносится с поставленной целью и задачами. Методами оценки эффективности программы являются: опросы учащихся, учителей, родителей; индивидуальные и групповые интервью; наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересов их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.)Повышение эффективности стимулирования педагогов к внедрению личностно-ориентированных технологий обучения с учетом: динамики готовности учителей к педагогическим инновациям; установление диалоговых отношений между учащимися, учителями, родителями; формирование готовности к поиску вариантов решения проблем, к гибкому вариативному поведению в сложных жизненных ситуациях.

Требования к знаниям и умениям при реализации программы психологического сопровождения. Психологу, социальному педагогу, классному руководителю, выбравшему в своей работе стратегию сопровождения необходимо иметь:1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение;                                     4. Технологические, интерпретационные и аналитические умения;5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем; 6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации. Социально-психологическая служба ведет мониторинг формирования познавательной и личностной сферы учащихся, результаты мониторинга позволяют учителю учитывать индивидуально- психологические и социально-психологические качества учащихся и отслеживать уровень обученности и обучаемости ученика, используя методы обучения для получения оптимального результата на уроке.

Полученная информация  хранится в комплексной компьютерной программе, которая дает возможность повысить эффективность работы  психолого- педагогического сопровождения. В программе используется объективная индивидуальная информация о развитии личности по образовательной траектории и достижении ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями.

Мониторинг осуществляется по трем направлениям:
• мониторинг результативности учебной деятельности учащихся;
• мониторинг психических процессов ребенка;
• мониторинг интеллектуального развития и социализации ребенка.
Создание базы данных.
При поступлении и в процессе обучения на каждого ребенка заполняется личная карта ученика.
 В базу данных заносятся следующие сведения: - итоговые оценки по результатам четверти, полугодия, года и экзаменов;- результаты анкетирования и тестирования по установлению уровня интеллектуального развития и социализации;- показатели изменения психических процессов (психологические тесты).
1. Мониторинг результативности образовательного процесса.
В оценочные показатели входят текущие оценки по результатам контрольных срезов, тестов, итоговые оценки за четверть, полугодие и год по всем предметам.

Например,  (график1) результат качества знаний  по общеобразовательным предметам за 3 четверти показывает рост  или стабильность показателей.
Гистограммы такого вида можно получить по ученику, по классу, по всем классам КРО. Значения их  предельно .Учителя и родители получают возможность своевременно оказать управляющее воздействие и предотвратить отрицательный результат. Также здесь рассматриваются причины понижения результативности и уже весь  состав сопровождения работает по
устранению этих причин. Причины могут быть следующие:• недостаточный уровень интеллектуального развития;• слабое здоровье ребенка;• отрицательная мотивация учения;• неблагополучная социальная среда и т.д.• снижается интерес к учебной деятельности;• конфликт по какому-либо учебному предмету и т.д.
2. Мониторинг изменения психических процессов и индивидуальных свойств личности.
Результативность учебной деятельности учащихся является только частью полной информации об индивидуальных особенностях ученика. Не менее важное место занимает психометрическая информация. Отслеживание психических процессов проводят школьные психологи по индивидуальным планам. Психологическое тестирование проводится в компьютерном
 классе с локальной сетью. Результаты тестирования автоматически заносятся в общую базу данных на каждого ученика.

3.Мониторинг интеллектуального развития и социализация ребенка.

Наиболее важным показателем индивидуальных особенностей ребенка является динамика его интеллектуального развития и процесс социализации. Социализация школьного возраста - это приобщение к определенному уровню общественной культуры, овладение некоторой суммой знаний, навыков, определенного уровня сформированности ценностей, участия в школьной и общественной деятельности. Процесс социализации мы определяем по следующим параметрам.(таб.2)

Все участники психолого- педагогического сопровождения несут персональную ответственность за:

  1. корректность социологических опросов;
  2. за адекватность диагностических методик;
  3. ход и результаты работы с учащимися, педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся;
  4. за оформление и сохранность материалов опросов и другой документации, используемой для педагогического мониторинга;
  5. за конфиденциальность собранных сведений.

Включение информационно-аналитической системы в управление образовательным процессом делает его эффективным и действенным благодаря индивидуализированности и динамичности поступающей информации, её автоматической обработки. Целостная система мониторинга позволяет управлять развитием ребенка, планировать деятельность учителей, социальных педагогов, психологов, то есть всех тех, кто задействован в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями..

Мониторинговый инструментарий психолого-педагогического сопровождения

Параметры успешности

Критерии

Метод (методика)

Результат

I. Психическая успешность: (отслеживание проводит психолог)

а) Эмоциональное благополучие

Адаптация

Методика Ковалёвой для учителя «Психологическая адаптация первоклассников»

Самооценка

Тесты «Оцени себя»; «Лесенка»

Тревожность

Цветовой тест Люшера; Детский апперцептивный тест – САТ

Самочувствие и настроение

Компьютерный вариант САН

б) Ценностно-мотивационные установки личности

Сформированность жизненных перспектив

Тест «Мотивационная готовность» А.Л. Венгера

Интересы и потребности

Тест мотивационной готовности А.Л. Венгера; «Карта интересов»

II. Медицинская успешность: (отслеживание проводит врач)

Уровень функционального состояния

  1. Оптимизирована группа здоровья ;

Осмотр врача-специалиста;

Функциональные методы обследования

III. Педагогическая успешность: (отслеживание проводит классный руководитель, учитель-предметник)

а) Обученность

владение знаниями, умениями, навыками в рамках учебных программ (стандарт)

Контрольные работы, тестирование, опрос, технологические карты по предмету

б) Общеучебные умения и навыки

Мыслительные ОУУН: (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей);

Информационные ОУУН: (умение искать, находить, пользоваться информацией);

Контрольно-методические срезы на сформированность умений и навыков;

Наблюдения на уроках и при самоподготовке

IV. Социально-компетентностная успешность (отслеживание проводит классный руководитель)

а) Социально-личностная

Умеет вырабатывать свое собственное мнение

Наблюдение,

Создание специальных ситуаций

б) Коммуникативная

Выслушивает и принимает взгляды других людей (толерантность)

Тест

Наблюдение

Создание специальных ситуаций

в) Личностно-адаптивная

Быть упорным и стойким перед трудностями

Шкала измерения социальной компетенции; ДОЛЛА (ШИСК) опросник Ковалевой

                (гр.1)

        

        (гр.2)

Список используемой литературы.

  1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
  2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
  3. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
    обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е.С.М.,2005
  5. Петровский а.в. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии 2005,№4
  6. Шамова Т.И Давыденко Т.М. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск 2002
  7. Щербо И.Н. Управление системой коррекционного – развивающего образования в школе // Библиотека журнала «Директор школы» 2006,№7, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.

Данная работа заинтерисует сетьевых педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. ...

Программа дополнительного образования "Игралочка" для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет

В статье представлена программа дополнительного образования "Игралочка" по развитию познавательной деятельности в игровой форме у детей с нарушением интеллекта....

I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»

I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»...

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью по математике 5 класс

Пояснительная   записка          Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программы для детей с умственной ...

Инклюзивный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы и на внеурочных занятиях

Методика работы с труднообучаемыми школьниками.В этой работе каждый учитель найдет ключик к труднообучаемым ученикам и сделает их терпимее и воспитаннее...