"Стратегии взаимодействия с "трудными" детьми" семинар-практикум для учителей
методическая разработка по теме
Семинар для педагогических работников по изучению мер экстренного реагирования с учащимися, демонстрирующими поведение, не отвечающие общепринятым нормам. Приведены примеры воздействий на детей, привлекающих внимание, мстительных, властных детей, детей, избегающих неудачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.
Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).
Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: Распознать истинный мотив проступка. 2. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. 3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.
Три основных закона поведения 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. 3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
Привлечение внимания Власт ь Месть Избег ание неуда чи
Привлечение внимания Социальные причины - Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению Сильные стороны поведения - Потребность в контакте с учителем Эмоции учителя - Раздражение негодование Желание учителя - Сделать замечание Реакция ученика - Временно прекращает выходку Способы профилактики - Учить детей просить внимания приемлемыми способами, оказывать внимание за хорошее поведение
Власть Социальные причины — Мода на «сильную личность», отсутствие конструктивного подчинения в окружении ребёнка Сильные стороны поведения — Смелость, сопротивление влияниям Эмоции учителя — гнев, негодование, может быть, страх Желание учителя — Прекратить выходку с помощью физического действия Реакция ученика — Прекращает выходку, когда решает сам Способы профилактики — Уходить от конфронтации, отдавать часть своих организационных функций
Месть Социальные причины — Рост насилия в обществе Сильные стороны поведения — Способность защищать себя от боли Эмоции учителя —Обида, боль, опустошение, опустошение в дополнение к негодованию и страху Желание учителя — Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Реакция ученика — Прекращает выходку, когда решает сам Способы профилактики — Строить отношения с учеником по принципу заботы о нём
Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение. Знать истинный мотив поведения ребенка учителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие. Когда мы начнём применять данную технологию, наступит время сделать следующие шаги — их всего 5:
1 шаг — объективно описать поведение ребёнка (факты поступков, выходок, демонстрации его поведения) — здесь самое важное — не должно быть субъективных оценок, эмоциональных красок — всё очень чётко: где, когда, сколько. Не следует использовать такие слова как всегда, ничего, всё время и так далее, так как реальность очень сильно разнится с рассказами о реальности. 2 шаг — понимание мотива поведения из предложенных четырёх, анализ поведения, реакции ученика, свои чувства, желания. 3 шаг — выбор техники экстренного воздействия. Основной смысл — прекращение выходки. А в последствии повлиять на выбор поведения ученика, чтобы он выбирал более конструктивную модель поведения. Цель такого воздействия — своим поведением, отношением создать условия для изменения поведения ученика. Воздействие должно быть без эмоций, ни в коем случае спонтанным. Если воздействие не совпадает с мотивом, результата не будет. Отсроченная реакция на нарушение дисциплины может быть только при мотиве ВЛАСТЬ, при всех остальных реакция должна быть здесь и сейчас.
4 шаг — разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения, либо формирования этого самого самоуважения. Самоуважение формируется, когда человек может реализоваться интеллектуально, коммуникативно, либо внесение своего личного вклада в общее дело. 5 шаг — привлечение в план родителей, других учителей. К сожалению, времени для разбора стратегий и техник при различных мотивах поведения нет. Если вы, уважаемые коллеги, заинтересовались, то следующая наша встреча будет посвящена теме Экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовила социальный педагог МБОУ СОШ № 10 «Пересвет» Зибарева Людмила Николаевна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками"
В презентации показаны цели и задачи взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников, основные направления их совместной деятельности. Эта проблема актуальна для любой школыЭ...
Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками
Приложение к презентации "Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками " (печатный вариант). Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выпо...
Методы и приёмы организации взаимодействия в системе отношений "Учитель- ученик".
Аннотация. В статье освещены методы и приёмы организации взаимодействия в системе новых отношений «Учитель-Ученик», проанализированы принципы этого взаимодействия и пси...
Эффективные стратегии взаимодействия учителей-логопедов и родителей в рамках ДОУ.
"Коррекция речевых дефектов относится к числу наиболее сложных видов оказания комплексно медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность эта обусловлена, прежде всего, тем, что речевой дефект,...
Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка
Работа ОДОД образовательного учреждения с семьями обучающихся...
Презентация "Стратегии взаимодействия с трудными детьми"
В данной презентации раскрывается "формула бесконфликтного общения с подростками". Во время коммуникации подростком движет один из четырех мотивов поведения. Взрослым можно научиться р...
«Преодоление трудного поведения. Стратегии взаимодействия с подростками»
Анкета -тест для учащихся. Подготовка к родительскому собранию. Проанализировав вместе работы детей можно выстроить индивидуальные планы работы с детьми в конфликтных ситуациях....