ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
статья по географии
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе, в условиях введения ФГОС второго поколения, становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiroyanie_uud.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Зайцева Т.В., учитель географии
«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе, в условиях введения ФГОС второго поколения, становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе учебной деятельности.
При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно - деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
- сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
- основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
- сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения;
- организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления можно через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.
Очень важный фактор в реализации деятельностного подхода - использование новых технических средств обучения. Они дают колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся. Широкие функциональные возможности электронных карт и электронных технологий позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие картографические умения. С подключением Интернета в каждый кабинет появилась возможность использовать на уроках космические технологии. Это новое направление в школьной географии, которая дает возможность совместить исследовательскую деятельность с применением современных космических технологий.
С 2015 года я преподают географию на основе проекта «Полярная звезда», автор В.В. Николина, А.И. Алексеев, издательство «Просвещение». Отличительные черты концепции УМК:
-доступность для детей разных способностей и возможностей, что способствует индивидуальному развитию и успешности каждого ученика;
-авторская концепция основана на системно-деятельностном подходе в обучении и усилении блока прикладных знаний.
-в центре внимания обучения-организация собственной учебной деятельности, технология самостоятельной работы учащихся, работа с информацией разных видов и стилей.
Основная единица учебника - структурированный параграф, соответствующий одному уроку. Первый параграф учебника каждого курса географии даёт представление о том, как работать с учебной книгой. В рубрике «Шаг за шагом» предлагается авторами алгоритм работы с учебником, полезные советы по организации самостоятельной работы учащихся в процессе познания. В структуре каждого параграфа выделяются различные компоненты.
Кроме основного информационного материала, есть разделы расширяющие и углубляющие содержание учебного материала, которые способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету и практических навыков - «стоп-кадр» и «шаг за шагом», куда входят задания с описанием алгоритмов, технологических схем их выполнения, например, «Определяем географическую широту и т. д. В конце каждого параграфа содержится материал для итогового контроля и самоконтроля. Задания и вопросы в тестовой форме включены в соответствии с новыми требованиями к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. Здесь материал организован по рубрикам: «Запомните…», «Откройте атлас…», «Это я знаю…», «Это я могу…», «Это мне интересно», что нацелено на формирование личностных УУД.
Предлагаются активные формы преобразования информации: эссе, учебные исследования, разработка мини проектов и долгосрочных проектов, составление компьютерных презентаций. В каждом параграфе учебника присутствует специальная графически оформленная система повторения изученного материала в форме «лёгкий экзамен» с целью подготовки к ответу, проверочной работе, экзамену. Формированию регулятивных умений (контроль, оценка успешности усвоения) помогает рубрика «Не забудьте отметить свои достижения», когда после изучения каждой темы ученик заполняют таблицу: «Я знаю», «Я умею», «Мне интересно».
Таким образом, формирование УУД строится на изучении и анализе информации текста учебника, карт, рисунков, фотографий, статистических данных; на детальной проработке материала с помощью рубрик «Шаг за шагом», «Анализируем график», «Читаем карту», «Анализируем диаграмму»; рубрики «Стоп-кадр»-углубляющей, поясняющей, «смягчающей» теоретическое содержание; рефлексии (как я делаю, зачем я делаю, так ли я сделал); анализе обобщений по темам, позволяющих делать мировоззренческие и ценностные выводы; поиске информации в Интернет-ресурсах.
Особенностью учебников серии «Полярная звезда» является наличие параграфов-практикумов «Учимся с «Полярной звездой», способствующие развитию географических, социальных, коммуникативных и информационных компетенций.
В уроках-путешествиях реализованы идеи страноведческого, компетентностного, деятельностного подходов. Важной составляющей любого путешествия являются помещенные в учебнике карты-навигаторы. Целенаправленная работа с такого рода картами способствует созданию образа территории, умению ориентироваться, уметь «читать» карту. Обязательным условием успешной работы с картами является их наложение друг на друга. Действенным компонентом параграфа-путешествия является привлечение помещенных в Приложении учебника физических карт мира и отдельных материков, обеспечивающих создание картографических представлений об изучаемой территории, картографической грамотности.
Формированию УДД способствует самостоятельная работа учащихся в тетради-тренажере. Задания тренажера объединены в рубрики: «Работаем с информацией» (анализ таблиц, графиков, диаграмм, текста учебника и карт); «Работаем с картой», «Изучаем на практике», «Решаем проблемы», «В копилку житейского опыта», «Легкий экзамен».
Очень важная составляющая комплекта – наличие электронного приложение. В него входит электронный учебник с интерактивной конструкторской средой, значительно расширяющей и дополняющей содержание учебника и создающей принципиально новые возможности при изучении географии, недоступные без использования современных компьютерных технологий.
Уроки - параграфы, соответствующие параграфам бумажного учебника, содержат тройную цепочку интерактивных заданий, поддержанных системой медиобъектов (географические карты, рисунки и интерактивные схемы, фото и видеофрагменты, анимации и справочные сведения). Это позволяет сделать урок современным за счёт насыщения его работой с разнообразными интерактивными объектами;
У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.
На мой взгляд, УМК «Полярная звезда» полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения, обеспечивает учителя географии необходимым инструментарием для его реализации.
Список использованных источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. - 159
- Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской.-М., 2010.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.
- Рабочая программа по географии проекта «Полярная звезда».-М., Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий" в рамках реализации ФГОС на уроке иностранного языка
1. В разработке представлен урок английского языка то теме “Would you like to go to Britain” под творческим названием “Express to England”.2. Проект разработан для учащихся 8 класса общеоб...
Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС
Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности(грамотности) учащихся, инвариантной...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО.
Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализацииФГОС ООО на примере темы : «Лоскутное шитье» 5 класс.Ссылка на перезентацию.https://cloud.mail.ru/public/8S2M/YmtXDBuYzСсылки на ви...
Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС
В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усв...
Выступление на ШМО воспитателей «Формирование социально-коммуникативных навыков у воспитанников через различные виды деятельности в рамках реализации ФГОС»
Выступление на ШМО воспитателей...
Доклад "Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС ООО" для участия в районном семинаре учителей технологии.
Доклад для участия в районном семинаре учителей технологиина тему: «Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС ООО»...