Доклад на тему « Внедрение новых образовательных технологий. Проектная деятельность»
консультация на тему

Дацковская Евгения Анатольевна

       В данной работе поднят вопрос о  задачах современной школы,  о том,  какими качествами должны обладать  выпускники школы в настоящее время.  Ведь главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_popovskaya_sosh.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

Доклад на тему

« Внедрение новых образовательных технологий.

Проектная деятельность»

 Выполнила: учитель технологии

Дацковская Евгения  Анатольевна

2013

Аннотация

       В данной работе поднят вопрос о  задачах современной школы,  о том,  какими качествами должны обладать  выпускники школы в настоящее время.  Ведь главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Перед педагогами  встает проблема внедрения новых образовательных технологий. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение.  Проектная деятельность учащихся предоставляет большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки.   В работе рассказано об особенностях организации проектной деятельности, типах проектов, значении ведения проектной деятельности.

Основная часть

         В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение  в мировое образовательное пространство. Общество России становится все более открытым: осуществляется активное использование достижений западной педагогики, в образовательный процесс внедряются новые концепции и технологии.. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы – предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. И формирование мировоззрения учителя, рост его профессионализма является ключевой задачей современного образовательного процесса.  Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, главное,  чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Поэтому выпускники школы должны хорошо понимать окружающую реальность глобального мира, и это понимание должно основываться не на отвлеченной познавательной установке некоего независимого наблюдателя, а на отчетливо  сознаваемой и принимаемой позиции гражданина своей страны. Это значит, что ученик – это активно – творческий, а не пассивно – созерцательный участник образовательного процесса.      Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Поэтому, задача  учителя, как участника современного образовательного процесс -сформировать у обучающихся ключевые компетентности, т.е. те способности и умения, которые позволяют человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного быстроменяющегося мира. Их сформированность достигается средствами соответствующих образовательных технологий.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности. Об этом свидетельствуют и  результаты опроса учителей и учащихся нашей  школы.  Ежегодно учителя и обучающиеся школы участвуют  со своими проектами в  сетевых, муниципальных конкурсах. В школе традиционно  проводится  научно- практическая конференция.  Увеличивается количество участников конференции и количество работ, представленных на конференцию. Все чаще работы детей носят исследовательский характер.        Метод проектов используется на уроках  и во внеурочной работе. Опыт исследовательской и творческой работы является сегодня самым важным приобретением ребенка. Проектная деятельность учащихся предоставляет большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки.

        Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:

- широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;

- работа в творческих группах;

- приемы самообразования и взаимообучения;

- создание ситуации успеха;

-  постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты).

Основными формами работы с учащимися являются:

-  уроки-исследования разных типов;

-  организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии,

отдельных исследовательских методов и приемов;

-индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения проекта или исследования.

-  работа в русле школьного краеведческого объединения, ставящего целью популяризацию  проектной и исследовательской деятельности среди учащихся;

-  участие учеников в разнообразных конкурсах проектов и исследовательских работ.

- разнообразные формы презентации результатов проектной деятельности.

        Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

         Все, что я познаю, это надо для последующей деятельности» - эти слова служат лейтмотивом для применения проектной работы в образовательном процессе. Изменяется роль ученика в учебном процессе, он становится активным участником этого процесса, но путь этот  достаточно труден.  Проектная технология способствует личностному росту – повышается самоуверенность ученика в собственных силах, развивается навык работы в команде, применяется методика сотрудничества, воспитывается толерантность, выполняется одно из условий  ФГОС – ребенок должен находиться в постоянной активной деятельности.

       Проектирование может включать проекты разного типа:

             Информационный проект – проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, обобщением и обязательным представлением.  Основной общей учебной задачей информационного проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию. Тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

Поэтому, при планировании информационного проекта необходимо определить:

-объект сбора информации;

-возможные источники, которыми смогут пользоваться обучающиеся (сразу решается вопрос- источники дети находят самостоятельно или они предоставляются учителем);

-формы предоставления результатов (возможны варианты- от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией ( на школьной конференции и т.д.);

               Исследовательский проект – этот вид проекта предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Работа по данному проекту включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внеурочной работой. Перед обучаемыми могут быть поставлены задачи:

-изучить проблемную ситуацию;

-разработать анкеты или вопросы для исследования мнений по данной проблеме;

-провести анкетирование;

-на основе собранного материала выработать конкретные практические предложения по решению проблемы.

         Поисковый проект –ученикам  дается описание ситуации и несколько альтернативных вариантов ее решения. Необходимо выполнить следующие задачи:

-внимательно изучить каждый вариант решения ситуации;

-выделить и записать достоинства каждого варианта решения ситуации;

-выделить и записать недостатки;

-взвесив достоинства и недостатки всех вариантов, отобрать самый эффективный;

-подготовить проект решения и обосновать возможный вариант.

Ситуации с вариантами решений  школьники получают от учителя.

           Практико – ориентированный проект – предполагает реальный результат работы, но в отличие от других, носит прикладной характер (например, оформить выставку); тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

              Творческий (креативный) проект. Ученикам необходимо описать 2-3 ситуации негативного или позитивного характера для выполнения следующих задач:

-проанализировать ситуации, вычленить проблемы, систематизировать  их по степени важности решений;

-определить причины возникших проблем;

-найти эффективное решение, разработать проект и обосновать его.

Для разработки проекта учащимся предлагается проблемная ситуация.

Важность  ведения проектной деятельности  неоспорима.  Дети  чувствуют себя настоящими исследователями, применяя различные научные методы сбора и анализа данных. Ощущение значимости результатов деятельности, возникающее в работе над проектом, влечет ощущение собственной значимости, влияет на самосознание личности: повышает самоуважение, самооценку, уровень притязаний, а это, в свою очередь, во многом определяет успешность учащегося в будущей профессиональной деятельности. Проектная деятельность позволяет расширить социальную сферу личности: ученики учатся работать и взаимодействовать в различных группах, распределять деятельность в зависимости от способностей, наклонностей, возможностей всех участников, работающих над проектом, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, корректируя свои представления. Этот метод способствует развитию коммуникативных умений и навыков: рефлексивного (или активного) слушания, корректного использования вербальных и невербальных средств общения, эмпатии, самопрезентации и презентации результатов своей деятельности.

                                                                   Литература

        1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной техно-логии обучения// Директор школы, 1995 - №4.

  • 2. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
  • 3. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и про-изводство, 1998- №4. 
  • 4. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
  • 5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Внедрение в образовательный процесс новых организационных форм.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Закладывая в школе знания народно-художественных традици...

Обобщение опыта работы по теме "Внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся"

Данная методическая  статьясодержит теоретические  и практические советы по организации проектной деятельности обучающихся....

Внедрение в учебную деятельность новых педагогических технологий: проектная деятельность

Проектная деятельность - особая технология, позволяющая ученику более глубоко вникнуть в изучаемую тему...

Сборник «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов»

Создания сборника «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов» как результат са...

Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...