Доклад на тему « Внедрение новых образовательных технологий. Проектная деятельность»
консультация на тему
В данной работе поднят вопрос о задачах современной школы, о том, какими качествами должны обладать выпускники школы в настоящее время. Ведь главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_popovskaya_sosh.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Поповская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Доклад на тему
« Внедрение новых образовательных технологий.
Проектная деятельность»
Выполнила: учитель технологии
Дацковская Евгения Анатольевна
2013
Аннотация
В данной работе поднят вопрос о задачах современной школы, о том, какими качествами должны обладать выпускники школы в настоящее время. Ведь главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Перед педагогами встает проблема внедрения новых образовательных технологий. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Проектная деятельность учащихся предоставляет большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки. В работе рассказано об особенностях организации проектной деятельности, типах проектов, значении ведения проектной деятельности.
Основная часть
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общество России становится все более открытым: осуществляется активное использование достижений западной педагогики, в образовательный процесс внедряются новые концепции и технологии.. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы – предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. И формирование мировоззрения учителя, рост его профессионализма является ключевой задачей современного образовательного процесса. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, главное, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Поэтому выпускники школы должны хорошо понимать окружающую реальность глобального мира, и это понимание должно основываться не на отвлеченной познавательной установке некоего независимого наблюдателя, а на отчетливо сознаваемой и принимаемой позиции гражданина своей страны. Это значит, что ученик – это активно – творческий, а не пассивно – созерцательный участник образовательного процесса. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Поэтому, задача учителя, как участника современного образовательного процесс -сформировать у обучающихся ключевые компетентности, т.е. те способности и умения, которые позволяют человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного быстроменяющегося мира. Их сформированность достигается средствами соответствующих образовательных технологий.
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности. Об этом свидетельствуют и результаты опроса учителей и учащихся нашей школы. Ежегодно учителя и обучающиеся школы участвуют со своими проектами в сетевых, муниципальных конкурсах. В школе традиционно проводится научно- практическая конференция. Увеличивается количество участников конференции и количество работ, представленных на конференцию. Все чаще работы детей носят исследовательский характер. Метод проектов используется на уроках и во внеурочной работе. Опыт исследовательской и творческой работы является сегодня самым важным приобретением ребенка. Проектная деятельность учащихся предоставляет большие педагогические возможности, так как любое исследование (равно как и его элементы в классно-урочной системе) играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:
- широкое использование на уроках проблемного метода и дискуссий;
- работа в творческих группах;
- приемы самообразования и взаимообучения;
- создание ситуации успеха;
- постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты).
Основными формами работы с учащимися являются:
- уроки-исследования разных типов;
- организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии,
отдельных исследовательских методов и приемов;
-индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения проекта или исследования.
- работа в русле школьного краеведческого объединения, ставящего целью популяризацию проектной и исследовательской деятельности среди учащихся;
- участие учеников в разнообразных конкурсах проектов и исследовательских работ.
- разнообразные формы презентации результатов проектной деятельности.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Все, что я познаю, это надо для последующей деятельности» - эти слова служат лейтмотивом для применения проектной работы в образовательном процессе. Изменяется роль ученика в учебном процессе, он становится активным участником этого процесса, но путь этот достаточно труден. Проектная технология способствует личностному росту – повышается самоуверенность ученика в собственных силах, развивается навык работы в команде, применяется методика сотрудничества, воспитывается толерантность, выполняется одно из условий ФГОС – ребенок должен находиться в постоянной активной деятельности.
Проектирование может включать проекты разного типа:
Информационный проект – проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, обобщением и обязательным представлением. Основной общей учебной задачей информационного проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию. Тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
Поэтому, при планировании информационного проекта необходимо определить:
-объект сбора информации;
-возможные источники, которыми смогут пользоваться обучающиеся (сразу решается вопрос- источники дети находят самостоятельно или они предоставляются учителем);
-формы предоставления результатов (возможны варианты- от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией ( на школьной конференции и т.д.);
Исследовательский проект – этот вид проекта предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Работа по данному проекту включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внеурочной работой. Перед обучаемыми могут быть поставлены задачи:
-изучить проблемную ситуацию;
-разработать анкеты или вопросы для исследования мнений по данной проблеме;
-провести анкетирование;
-на основе собранного материала выработать конкретные практические предложения по решению проблемы.
Поисковый проект –ученикам дается описание ситуации и несколько альтернативных вариантов ее решения. Необходимо выполнить следующие задачи:
-внимательно изучить каждый вариант решения ситуации;
-выделить и записать достоинства каждого варианта решения ситуации;
-выделить и записать недостатки;
-взвесив достоинства и недостатки всех вариантов, отобрать самый эффективный;
-подготовить проект решения и обосновать возможный вариант.
Ситуации с вариантами решений школьники получают от учителя.
Практико – ориентированный проект – предполагает реальный результат работы, но в отличие от других, носит прикладной характер (например, оформить выставку); тип проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
Творческий (креативный) проект. Ученикам необходимо описать 2-3 ситуации негативного или позитивного характера для выполнения следующих задач:
-проанализировать ситуации, вычленить проблемы, систематизировать их по степени важности решений;
-определить причины возникших проблем;
-найти эффективное решение, разработать проект и обосновать его.
Для разработки проекта учащимся предлагается проблемная ситуация.
Важность ведения проектной деятельности неоспорима. Дети чувствуют себя настоящими исследователями, применяя различные научные методы сбора и анализа данных. Ощущение значимости результатов деятельности, возникающее в работе над проектом, влечет ощущение собственной значимости, влияет на самосознание личности: повышает самоуважение, самооценку, уровень притязаний, а это, в свою очередь, во многом определяет успешность учащегося в будущей профессиональной деятельности. Проектная деятельность позволяет расширить социальную сферу личности: ученики учатся работать и взаимодействовать в различных группах, распределять деятельность в зависимости от способностей, наклонностей, возможностей всех участников, работающих над проектом, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, корректируя свои представления. Этот метод способствует развитию коммуникативных умений и навыков: рефлексивного (или активного) слушания, корректного использования вербальных и невербальных средств общения, эмпатии, самопрезентации и презентации результатов своей деятельности.
Литература
1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной техно-логии обучения// Директор школы, 1995 - №4.
- 2. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
- 3. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и про-изводство, 1998- №4.
- 4. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
- 5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Современные образовательные технологии. Проектная деятельность на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе."
Данная разработка содержит рекомендации в применении метода проектов на уроке...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Животные" в рамках городского семинара "Роль предметных кафедр во внедрении новых образовательных технологий в процесс обучения" (декабрь, 2013)
Материал содержит разработку урока, карточки с заданием и презентационный материал....
Тема: Внедрение в образовательный процесс новых организационных форм.
Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Закладывая в школе знания народно-художественных традици...
Обобщение опыта работы по теме "Внедрение технологии проектно - исследовательской деятельности обучающихся"
Данная методическая статьясодержит теоретические и практические советы по организации проектной деятельности обучающихся....
Внедрение в учебную деятельность новых педагогических технологий: проектная деятельность
Проектная деятельность - особая технология, позволяющая ученику более глубоко вникнуть в изучаемую тему...
Сборник «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов»
Создания сборника «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов» как результат са...
Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...