Доклад "Эстетическое воспитание в свете внедряемых ФГОС на примере изобразительного искусства"
статья на тему
Публичный доклад "Эстетическое воспитание в свете внедряемых ФГОС на примере изобразительно искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение эстетического воспитания в развитии личности учащихся в свете внедряемых ФГОС общего образования
на примере занятий по изобразительному искусству
В.У. Ткабладзе
Преподаватель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 15, Майкопский район, с. Хамышки
Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера – это цель, которую должны ставить перед собой преподаватели изобразительного искусства.
(В.А. Сухомлинский)
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры.
При разработке федерального государственного образовательного стандарта был составлен портрет выпускника, - современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Необходимо чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Умение воспринимать, понимать и анализировать. Одним из эффективных методов формирования универсальных действий, является проектная деятельность, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий [1, c.10]
Изучение мировой художественной культуры формирует в человеке духовные, нравственные и эстетические качества, помогающие ему жить в современных условиях.
Изучение предметов художественно-эстетического цикла дает учащимся возможность реальной интеграции со смежными предметами (история, литература, русский язык). В результате возникает система меж предметных и над предметных связей, интеграция основного и дополнительного образования через реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, синтез обучения и воспитания, реализуемого через проектную деятельность.
Школьные годы — это большой отрезок жизни человека, учащиеся 5-6 классов возраст детей 11-13 лет-период активного формирования личности, в этот период среднего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В этом возрасте уровень развития восприятия достаточно высок. Учащийся воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.
Эстетическое воспитание школьников непростая, но очень важна задача, которую ставит перед учителями ФГОС. На уроках изобразительного искусства выполнить эту задачу поможет, наряду с прочими способами, правильный выбор и применение наглядных пособий. Ведь именно наглядные пособия, создают зрительный ряд, который помогает настроить детей на восприятие новых знаний о мировой культуре, наследии Родного края, на высокий уровень сознания, связанный с пониманием духовной связи прошлых и нынешних поколений людей, проявляют близость учеников с национальной культурой Адыгеи и России, поднимают уровень их гражданской ответственности.
Чтобы решить все вышеперечисленные задачи, учитель должен быть обеспечен всеми необходимыми материалами, ресурсами, и наглядными пособиями, которые помогут сделать уроки изобразительного искусства интересными и полезными с точки зрения образовательного процесса.
Огромное влияние на восприятие школьников имеют наглядные пособия на уроках изобразительного искусства. Учитель может сколько угодно разъяснять особенности городецкой или гжельской росписи, но дети не смогут воспринять эти объяснения без визуального наблюдения соответствующих видов народного искусства. Поэтому крайне важно сделать занятия наглядными, окружить ребенка различными предметами быта и декоративно-прикладного искусства. Это не только сделает занятие более доступным и интересным, но и позволит детям непосредственно прикоснуться к живому источнику народной культуры.
Выдающийся психолог Л.С.Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием учителя» [2, с.235].
Отбирая произведения изобразительного искусства для изучения школьниками, учитель должен руководствоваться следующими принципами:
- художественно-эстетической ценностью произведений изобразительного искусства;
- разновидностями технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;
- единством эстетического восприятия и художественной практики школьников.
Огромное влияние на воспитание эстетического сознания школьников имеет наблюдение ими настоящих образцов народного творчества, соприкосновение с предметами старины.
Для того чтобы у учеников проявился интерес к изобразительному искусству и желание заниматься художественным творчеством необходимо в первую очередь создать на уроке атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Именно правильная мотивация обуславливает возможность выполнения остальных задач, стоящих перед учителем в сете новых образовательных стандартов. Внимание обучающихся должно быть захвачено с первой минуты урока, и особая атмосфера, приобщения к прекрасному, должна проходить красной линией через все занятия изобразительным искусством [3, c. 2-3].
Кроме стандартных уроков, используются инновационные формы обучения: уроки - путешествия (“Древние корни народного искусства” «Национальный костюм адыгов», “Виды росписи”, “Предметы декоративно-прикладного искусства »), уроки – драматизации (“Рождество Христово”, “Мифы Древней Греции”).
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Особенно это касается уроков, посвященных народному творчеству России и Адыгеи. Именно народное творчество помогает детям найти связь со своими корнями, понять родство между нынешними и прошлыми поколениями, привить любовь к своему Отечеству, к своему Родному краю, Адыгее.
Делая обзор существующих наглядных пособий по изобразительному искусству, а именно того раздела, что посвящен народному творчеству, я поразилась их многообразию, была приятно удивлена тому вниманию к народной культуре, что проявляется в современном образовании. В рекомендациях к рабочим программам Б.М. Неменского дается богатый перечень различной литературы, интернет-ресурсов.
Многие наглядные пособия, такие как цветовые схемы, схемы поэтапной проработки, плакаты с характерными элементами в различных видах народной живописи, я как учитель делаю сама.
Участие ребят в школьных, районных конкурсах по предмету, а также занятие ими призовых мест на районных выставках творчества учащихся, подтверждает, что у ребят повышается интерес к фольклорному искусству, национальным традициям адыгов, к декоративно-прикладному творчеству.
Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания – сказкам, мифам, поверьям, легендам. Вместо акцента на всестороннее развитие личности обосновывается идея иерархичности воспитания – ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.
В процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными.
Учитель в первую очередь, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке "личное". Нет в мире ничего сложнее и богаче «человеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель - это человек, который не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино [5, c. 7].
Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками".
В заключении хочу еще раз заметить, что осуществление такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой его педагогической деятельности.
Мной были разработаны и составлены конспекты уроков соответствующие требованиям ФГОС, на основе которых подготовлена презентация (видео и фото материал) проведения урока ИЗО в 5- м классе, который будет мной представлен для общего обозрения.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова [Текст] /Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479с.
- Денисенко Виктор. Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах.
- Наумов Юрий Юрьевич, учитель ИЗО, http://festival.1september.ru/articles/310519/
- Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466428http://www.coolreferat.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Интеграция предметов искусств в начальной школе" (на примере изобразительного искусства и музыки)
На сегодняшний день проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна как для теории, так и для практики. Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин. кото...
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
ФГОС. Рабочая программа. Изобразительное искусство (предметная линия Б.М.Неменского). 5-8 класс.
Разработка соответствует требованиям ФГОС....
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства.
В дданном материале раскрываются основополагающие аспекты реализации ФГОС ООО в изучении курса "Изобразительное искусство ".Назначение: содержание статьи адресовано учителям изобразительного иску...
Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).
Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих место в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, техноло­...
«Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах»
Доклад на тему: «Здоровьесбережение в условиях ФГОС на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах» «Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельн...
«Совершенствование профессиональной компетентности педагога для реализации обновленных ФГОС по предмету изобразительное искусство»
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности....