«Совершенствование профессиональной компетентности педагога для реализации обновленных ФГОС по предмету изобразительное искусство»
статья по изобразительному искусству (изо)
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Совершенствование профессиональной компетентности педагога для реализации обновленных ФГОС по предмету изобразительное искусство»
Учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район»
Чернышева Е.С.
Профессиональная компетентность
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности
(Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить
основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская, экспериментальная деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях…
- Обобщение собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости повышения уровня профессионализма;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.
Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” (ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ)
А «компетенцию» “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. (ЗНАНИЯ)
Аспекты педагогической компетентности:
- управленческий аспект: как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс, взаимоотношения с учащимися;
- психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
Профессиональные компетенции учителя изобразительного искусства
- Ценностно-смысловая компетенция - (умение формулировать собственные учебные цели, принимать решение в нестандартных ситуациях, брать ответственность на себя, умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию…)
- Общекультурная компетенция - (владение элементами художественно-творческих навыков, восприятие семейных ценностей, восприятие ценности культуры родного края, страны…)
- Учебно-познавательная компетенция - (умение осуществлять планирование, анализ, самооценку своей деятельности, владение гигиеной учебного труда, умение оформить результаты своей деятельности, представление их на современном уровне…)
- Информационная компетенция - (владение способами поиска информации – справочники, каталоги; владение навыками работы с компьютером, критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности, применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности учителя изобразительного искусства.…)
- Коммуникативная компетенция - (владение основными видами публичных выступлений, владение навыками редактирования текста, владение навыками общения с людьми разных возрастов…)
- Общепредметная компетенция - (владение знаниями не только по своему предмету, но и по предметам смежным – музыка, мировая художественная культура, история, биология, география…)
- Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития - (самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие; социальная, личностная и деятельностная рефлексия; умение отстаивать свою гражданскую позицию, создавать комфортную здоровьесберегающую среду…)
Требования для овладения ключевыми компетенциями:
Дидактические
- Четкое формирование образовательных задач.
- Определение оптимального содержания урока.
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний.
- Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения и стимулирования.
- Реализация на уроке всех дидактических принципов.
Психологические
- Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения.
- Особенности самоорганизации учителя.
- Организация познавательной деятельности.
- Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.
- Организованность учащихся.
- Учёт возрастных особенностей.
Техника проведения урока
- Урок должен быть эмоциональный.
- Темп и ритм урока – оптимальный.
- Полный контакт учителя и учащихся.
- Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
- Смена видов деятельности.
- Обеспечение активного учения каждого ученика.
Правила для преподавателя изобразительного искусства
- Главное – не предмет, которому учите, а личность, которую вы формируете.
- На воспитание активности не жалейте времени и усилий. Активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Учите детей учиться…
- Чаще используйте слово «почему?» - развивающее обучение.
- Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте через творческие задания.
- Чаще показывайте ученикам перспективы их обучения.
- Обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности.
- Знайте последние данные по предмету искусство…
- Поощряйте творчество и эксперименты…
- В каждом поурочном плане образовательные цели направлены на учителя, а развивающие – на учащихся.
Для этого хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью:
- то есть быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики по предмету искусства, диагностики психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы преподавания предмета изобразительное искусство в целях реализации ФГОС
В данной презентации рассматриваются методы преподавания на уроках изобразительног искусства...
Применение современных компьютерных технологий в обучении предметам "Изобразительное искусство и Черчение" на уроках для средней школы. Внедрение, применение и реализация ФГОС.
Методика внедрения и реализация ФГОС с использованием ИКТ...
Контрольно-оценочная деятельность в обучении предмета «Изобразительное искусство» при реализации ФГОС
Описание материала: в данном материале раскрываются основополагающие аспекты реализации ФГОС ООО в контрольно-оценочной деятельности предмета "Изобразительное искусство". Назначение:...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......