«Совершенствование профессиональной компетентности педагога для реализации обновленных ФГОС по предмету изобразительное искусство»
статья по изобразительному искусству (изо)

Екатерина Сергеевна Чернышева

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совершенствование профессиональной компетентности  педагога для реализации обновленных ФГОС по предмету изобразительное искусство»

Учитель изобразительного искусства

 МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район»

Чернышева Е.С.

Профессиональная  компетентность

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности

(Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить

основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и  фестивалях…
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости повышения уровня профессионализма;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.

Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.”  (ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ)

А «компетенцию»  “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. (ЗНАНИЯ)

Аспекты  педагогической компетентности:

  • управленческий аспект:   как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс,  взаимоотношения с учащимися;
  • психологический аспект:   как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • педагогический аспект:   с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.

Профессиональные  компетенции  учителя изобразительного искусства

  1. Ценностно-смысловая компетенция  -  (умение формулировать собственные учебные цели, принимать решение в нестандартных ситуациях, брать ответственность на себя, умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию…)
  2. Общекультурная компетенция  -  (владение элементами художественно-творческих навыков, восприятие семейных ценностей, восприятие ценности культуры родного края, страны…)
  3. Учебно-познавательная компетенция  -  (умение осуществлять планирование, анализ, самооценку своей деятельности, владение гигиеной учебного труда, умение оформить результаты своей деятельности, представление их на современном уровне…)
  4. Информационная компетенция  -  (владение  способами поиска информации – справочники, каталоги; владение навыками работы с компьютером, критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности,  применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности  учителя изобразительного искусства.…)
  5. Коммуникативная компетенция -   (владение основными видами публичных выступлений, владение навыками редактирования текста, владение навыками общения с людьми разных возрастов…)
  6. Общепредметная  компетенция  -  (владение  знаниями не только по своему предмету, но и по предметам смежным – музыка, мировая художественная культура, история, биология, география…)
  7.  Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития - (самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие; социальная, личностная и деятельностная рефлексия; умение отстаивать свою гражданскую позицию, создавать комфортную здоровьесберегающую среду…)

Требования для овладения ключевыми  компетенциями:

Дидактические

  1. Четкое формирование образовательных задач.
  2. Определение оптимального содержания урока.
  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний.
  4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения и стимулирования.
  5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

Психологические

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения.
  2. Особенности самоорганизации учителя.
  3. Организация познавательной деятельности.
  4. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.
  5. Организованность учащихся.
  6. Учёт возрастных особенностей.

Техника проведения урока

  1. Урок должен быть эмоциональный.
  2. Темп и ритм урока – оптимальный.
  3. Полный контакт учителя и учащихся.
  4. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
  5. Смена видов деятельности.
  6. Обеспечение активного учения каждого ученика.

Правила для преподавателя изобразительного искусства

  1. Главное – не предмет, которому учите, а личность,  которую вы формируете.
  2. На воспитание активности не жалейте времени и усилий.  Активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Учите детей учиться…
  4. Чаще используйте слово «почему?» - развивающее обучение.
  5. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте через творческие задания.
  8. Чаще показывайте ученикам перспективы их обучения.
  9. Обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
  10. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности.
  11. Знайте последние данные по предмету искусство…
  12. Поощряйте творчество и эксперименты…
  13. В каждом поурочном плане образовательные цели направлены на учителя,  а развивающие – на учащихся.

Для этого хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью: 

- то есть быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики по предмету искусства, диагностики психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы преподавания предмета изобразительное искусство в целях реализации ФГОС

В данной презентации рассматриваются методы преподавания на уроках изобразительног искусства...

Контрольно-оценочная деятельность в обучении предмета «Изобразительное искусство» при реализации ФГОС

Описание материала: в данном материале раскрываются основополагающие аспекты реализации ФГОС ООО в контрольно-оценочной деятельности  предмета "Изобразительное искусство". Назначение:...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......