Тьюторская компетентность в работе педагога-воспитателя:
статья по теме

Лущик Ольга Владимировна

В статье описана система, которая сложилась в итоге развития практики работы воспитателей с тьюторской компетенцией в МБОУ Гимназия №91 им.М.В.Ломоносова г.Железногорска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторская компетентность в работе педагога-воспитателя:

заделы и дефициты.

 Заместитель директора по ВР:  О.В.Лущик

Основной целью школы, как понимается это в российском образовании и особенно акцентируется сегодня, является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее. Школа – базовая ступень в решении задачи профессионального самоопределения школьника и его будущей профессиональной мобильности (это уже сегодняшнее требование), поэтому в ней важно создать условия для образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способности к самоопределению, самоорганизации. Способен ли сегодняшний - да и не только! - школьник самостоятельно пройти этот путь самосовершенствования? Кто должен пройти этот путь вместе с ребятами, деля с ними все радости и неудачи? На наш взгляд, ответ очевиден: это именно воспитатель с тьюторской компетентностью.

Кафедра классных воспитателей (сегодня мы называемся чуть иначе) была организована в Гимназии в 1992 году. Она стала ответом на вызовы первых гимназических параллелей, где собирались очень амбициозные (в хорошем смысле этого слова), интеллектуально сильные ребята, практически каждый из них был яркой личностью, каждый представлял собой ребёнка с видимым потенциалом одарённости в разных её видах, в том числе с одарённостями практической и социальной, с которыми мы в школах не вполне понимали, что делать, как этих ребят организовывать, куда направлять их энергию, порой не вполне нам понятную. не очень созидательную даже. Это первый вызов, пришедший после перехода школы от общеобразовательной к гимназическому типу. второй вызов, родившийся там же - это вызов профессионалов учителей, которые понимали необходимость значительного изменения привычных подходов к преподаванию в рамках гимназического образования, значительного изменения запроса на качество такого образования. Поэтому и появилась идея профессионализации двух составляющих традиционного процесса, развивающегося в каждом учреждении - школе, лицее, гимназии - идея профессионального изменения рамки учительского труда, становления учителя как исследователя, человека глубоко и грамотно работающего с интеллектом гимназистов. И вторая составляющая, воспитательная, тоже выделилась в самостоятельную профессию с целью обеспечения наблюдения развития каждого гимназиста, создания пространства, где сопровождение ребёнка есть отдельное нужное и важное дело, которым должен заниматься профессионал, знающий психологию, грамотный коммуникатор, человек, способный организовывать точки, где ребёнок будет становиться в позицию самостоятельного деятеля, созидателя собственной среды, отношений, собственного "Я", человек сопровождающий именно саморазвитие ребёнка.

Мы много времени уделяли изучению опыта подобных школ в стране, работали в рамках ежегодных конференций Педагогики развития. Наблюдали становление тьюторского опыта в Томске. И уже тогда всё-таки не взяли для себя курс на полный переход к  тьюторам как отдельной единице штата Гимназии. В чём мы увидели для себя риски: прежде всего сработала природная консервативность и желание "не навредить" людям, пришедшим работать на нашей новой кафедре. Дело в том, что как специальность в ЕТК тьюторство оформилось только недавно (в 2012 году). Как обеспечить социальные гарантии работникам общеобразовательного учреждения, каковыми являются наши воспитатели, тьюторам - мы не знали и не нашли тому никаких подсказок. Это первое опасение, которое повлияло на наше решение. Второе - мы на момент рассмотрения вопросов институализации новой практики в наших условиях понимали, что не готовы уходить к стремительной индивидуализации всего образовательного процесса, мы понимали, что представляем собой вполне академичное, консервативное в хорошем смысле этого слова учреждение, традиционное в принципе и создающее свои традиции (Гимназия тогда только начиналась) - и потому хотели сохранить заделы классической системы российского образования с институтом классных дам как старших наставников, стоящих при этом с ребёнком достаточно близко. Мы строили Гимназию как собственный дом, где есть несколько поколений, но все они живут вместе дружно - и в этом залог их удач и крепости в большой жизни.

На сегодня мы пришли к тому, что воспитатель должен находиться не "над" ребёнком, а рядом с ним, создавать пространство поддержки, которую ребёнок может и не ощущать буквально, но все его шаги всегда будут встречены воспитателем, учителем с тьюторской компетенцией. У вас в программах в самом начале, на 2-м листе есть рабочие толкования терминов, на которые мы опираемся. Они взяты из книг идеологов тьюторства, так как их позиция нам ближе многих.

Мы благодарны городу, что нашу инициативу поддержали, что благодаря именно этой поддержке воспитатели на сегодня работают, создавая каждый год всё больше точек для осмысления сущности собственной деятельности как профессиональной, а не "дополнительной нагрузки" к учебному процессу, который обеспечивает учитель. Мы считаем, что теперь пришли к тому, чтобы стать опорной базой для распространения этого опыта - опыта осмысленного в технологиях, формах, видах, жанрах - и условиях их использования, формах мониторинга в том числе. Именно поэтому сегодня вы сможете увидеть в качестве ведущих мероприятий, консультантов и докладчиков на секциях практически весь состав нашей кафедры. У каждого воспитателя Гимназии есть что сказать, чем поделиться, что передать коллегам из образовательных учреждений. Со всеми знаковыми элементами нашей системы вы сможете познакомиться на выставке в холле 2 этажа и в ходе предложенной программы семинарских встреч: открытые мероприятия, мастер-классы, секции.

Я бы хотела сосредоточиться на системе, которая сложилась в итоге развития практики работы воспитателей с тьюторской компетенцией у нас.

Воспитательная деятельность воспитателя с тьюторской компетенцией в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию форм, методов и средств организации педагогического диалога с учащимися.

Целью работы воспитателя с тьюторской позицией мы видим накопление именно социального капитала нашими воспитанниками, о чём уже говорил Андрей Валентинович Сперанский. Это является обязательным условием для выделения нашей деятельности как отдельной профессиональной, направленной на развитие образа «Я в мире» у гимназиста.

Соответственно, задачей воспитателя становится обустройство пространства для формирования социальной устойчивости воспитанника в контексте с развитием интеллектуального капитала.

Мы все с вами все без исключения анализируем успехи собственных учреждений согласно принятой системе наблюдения за качеством в том формате, о котором рассказывала Татьяна Владимировна. И ясно, что измеряют нас прежде всего относительно накопления интеллектуального капитала. Но мы обратили внимание. что в рейтингах образовательных учреждений Красноярского края по большинству своему первые места удерживают либо Гимназия, либо Кадетские корпуса. Что отличает эти учреждения? Можно ли объяснить всё только лишь высоким уровнем педагогического коллектива? Это, безусловно, важный фактор. Но нельзя и отринуть то, что в Гимназии и у кадетов есть освобожденные воспитатели классов. Именно потому мы уверены, что деятельность воспитателя с тьюторской компетенцией рождает дополнительный системный эффект также относительно интеллектуального капитала, развивающегося более эффективно в паре с социальным. (Под эффектом я подразумеваю большую продуктивность и качество деятельности. В том числе и качество работы воспитателя становится таким эффектом.)

Я хотела бы остановиться на принципах деятельности, которые позволяют достигать этого:

  1. Коммуникативный - мы выдвигаем его на первый план. Обращаю ваше внимание, что все перечни не являются собранными произвольно - это всё принципиально выстроенные иерархии. которые также позволяют удерживать логику профессионального действия воспитателя с тьюторской компетенцией.
  2. принцип - сопровождения
  3. Сохранение социальной целостности образовательного пространства (единство образовательной, развивающей и воспитательной функций).

Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

  1. Сенсорно-физический принцип также важен. Это вообще особенность публичных профессий - уметь владеть собой не только на уровне эмоций, но и своим телом, культура общения рождается и в этих категориях.
  2. Хронологический (один из самых сложных и важных для понимания. Без его учета никакая система не сложится как работающая, создающая свои эффекты. Работа воспитателя – самый пролонгированный процесс в образовании, не имеющий внутренних границ, поэтому он требует качественного, а не количественного анализа.). Здесь кроется ещё один дефицит - дефицит измерений. Мы привыкли отвечать на вопросы по типу "скажите, сколько" и "где потрогать" - но это не вполне воспитательные методики. Конечно, они присутствуют и у нас, но ими не может исчерпываться наблюдение результативности труда воспитателя. Разработка необходимого набора методик качественного анализа - также задача. решить которую можно только имея специально выделенные практики по типу имеющейся сегодня у нас. И это надо использовать в свою пользу не только Гимназии, но городу и краю в целом. как мне думается. Свою пробу организации системы мониторинга мы схематично представили вам в холле 2 этажа.

Итак, что же является содержанием деятельности воспитателя с тьюторской позицией? Мы уже понимаем, что это социализация обучающихся (внутри присутствует очень условное разделение на возрастные и коммуникативные периоды - и это тоже к вопросу о необходимости качественного анализа наблюдений воспитателей).

Социализация понимается нами как развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. О социализации человека в школьные годы можно сказать словами Белинского о Гамлете: это «переход от младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И очень важно, чтобы этот переход совершался во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей и девушек, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с окружающей жизнью, с обществом, с самими собой. В конечном счете не так важно то, кем становятся в мире выросшие дети (слесарем, парикмахером и т.д.), а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.

Поэтому мы предъявляем свои условия для воспитателя с тьюторской компетенцией, выделив цепочку характеристик (эмоционально-чувственных, поведенчески-деятельностных), которые позволяют нашим коллегам создавать собственный целостный образ, который мы предполагаем как "Я- успешный".

  • Сенсорно-физический образ - это самое начало. Это здоровье, это внимание к себе на уровне внешности.
  • Поведенческий образ - это уже уровень культуры. Причём мы понимаем, что здесь важно, чтобы воспитатель "совпадал" в своих моделях внешнего облика. поведения с детскими представлениями о норме, чтобы помогал эту норму осваивать. Потому есть определённые наработки представление своего рода стиля воспитателя Гимназии.
  • Индивидуально-коммуникативный образ. Только личность может интересовать другую личность.
  • Профессионально-успешный образ необходим сегодняшним подросткам. Тем более он важен в условиях частых депрессивных комментариев состояния дел в образовании.

Если посмотреть на профессиограмму нашей кафедры, то она покажет, что сейчас у нас работает 24 чел. – с высшим педагогическим образование; 5 чел. имеют высшее психолого – педагогическое образование. 2 чел. – средне-специальное.

По стажу работы: до 5 лет – 7 чел. 5 – 10 лет – 19 чел.,  более 10 лет – 7 чел.

По квалификационным категориям: высшая категория – 10 чел., I категория – 6 чел., II категория – 6 чел.).

Что кроме личности воспитателя и его принципов деятельности, принятых в Гимназии становится необходимым условием выделения устойчивого, тиражируемого результата. Наш ответ - это технологии. Мы пришли к выделению ряда основных, используемых в практике работы кафедры. С большинством из них вы сможете познакомиться на мастер-классах. Итак, технологии организации деятельности воспитателя с тьюторской позицией:

  1. Технология модерации
  2. Технология пед.поддержки и сопровождения (здесь я хотела бы прокомментировать, что объектом пед. поддержки становятся обучающиеся, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации, в первую очередь, это дети с нарушениями, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания. В то же время нельзя утверждать, что дети, которые не испытывают трудностей в учении, воспитывающиеся в благополучных семьях, не нуждаются в пристальном внимании воспитателя. Равнодушие к таким обучающимся, которые кажутся нам самодостаточными и успешными, подчас приводит к тому, что смещаются ценностные ориентиры личности, и ребенок, обладающий яркими способностями, вырастает в гениального преступника или человека, не умеющего распорядится своим даром.

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.  Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г/ ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Кроме 2-х озвученных в активе воспитателей Гимназии

  1. Технология проектирования
  2. Технология образовательной картографии
  3. Технология портфолио
  4. Технология пед.мастерской

Технология реализуется в действии, которое имеет свои формы и жанры. Это тоже слаженная система, когда воспитатель видит и понимает особенности каждого элемента и использует их осмысленно, подчиняясь запросам ситуации, класса, ребёнка.

Форм организации взаимодействия воспитателя с тьюторской позицией и учащихся мы выделяем для себя 3:

  • Диалоговые формы
  • Игровые формы
  • Тренинговые формы

Формы предполагают наличие различных жанров внутри каждой группы, с некоторыми из них вы встретитесь на открытых мероприятиях.

Что же становится итогом наших усилий? Мы сформулировали для себя образ воспитанника как результата деятельности именно воспитателя с тьюторской позицией (это не образ гимназиста вообще - это наш "продукт", простите мне это слово). Итак, наш выпускник:

  • Обладает положительной Я-концепцией
  • Умеет строить конструктивный образ собственного будущего
  • Владеет культурными нормами и культурой социального взаимодействия
  • Способен к выбору
  • Имеет навыки социальной рефлексии, контроля эмоциональных состояний.

Конечно, мы стараемся всё это наблюдать. И в наблюдаемых результатах деятельности воспитателя с тьюторской позицией выделяются 3 знаковых уровня:

Краткосрочные результаты – это оперативные навыки социального взаимодействия (измеряем через социометрию, диагностику уровня конструктивности)

  • Исследование социальный мониторинг.(5-11 классы, А.В.Сперанский)
  • Исследование уровня воспитанности (методика «Уровень воспитанности» (Шилова И.М.)
  • Исследование сформированности детских коллективов (методика «Уровень развития детского коллектива», Р.С. Немов, методика «Сформированность коллектива», Э.Фридман)
  • исследование уровня школьной тревожности.

Среднесрочные – уровень адаптации в социальной действительности (наблюдение послешкольного маршрута – обучение  в ВУЗе, ССУЗе)

  • интервью
  • ведение папки «Послешкольный маршрут»

Долгосрочные – это наблюдение профессионализации после ВУЗа, ССУЗа.

На сегодняшний момент профессия «тьютор» очень дорогая и эксклюзивная, на сегодня в стране, как мне известно, что-то около 100 сертифицированных специалистов. Выпускники ВУЗа - первые кафедры тьюторского сопровождения появились в университетах Москвы, Томска и Ижевска - так вот, эти выпускники смогут прийти в школы не раньше, чем через 3 года.

Что касается общепринятой системы воспитания,  то сюда мы могли бы сделать значимый вклад, делясь своими решениями, наработками, опытом. Мы считаем, что можно обойтись именно тиражированием отдельных элементов практики работы воспитателя с тьюторской компетенцией в другие учреждения - настолько, насколько сами их сотрудники готовы использовать этот опыт. Он есть, он описан и может быть описан шире, если сообщество края (или может быть города) примет для себя необходимость развития такой практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по эффективной работе педагогов-воспитателей в системе LMS «ШКОЛА»

В презентации описываются приемы эффективной работы воспитателей в системе LMS Школа....

Статья "Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками"

В статье рассматриваются наиболее эффективные формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками....

Планирование работы методического объединения педагогов-воспитателей на 2016-2017 учебный год.

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателей,  совершенствования воспитательного процесса...

Выступление "Тьюторская компетентность современного классного руководителя"

Кто такой "тьютор" и какова его роль в воспитании школьников?Сущность тьюторского действия.Кто может быть тьютором?...

Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками.

Формы и методы работы педагога-воспитателя, используемые в работе с трудными  подростками....

Тьюторское сопровождение для работы над ошибками при проведении контрольных работ по математике в форме ОГЭ для 7 класса

Все знают о нехватки времени у учителя на уроке, чтобы индивидуально с каждым учеником разобрать ошибки и переделать работу, т.е выполнить подобную, предварительно поняв как решается задание. Ть...

Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей

Организация мониторинга позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, обновить ее содержание. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентност...