Выступление "Тьюторская компетентность современного классного руководителя"
статья

Кто такой "тьютор" и какова его роль в воспитании школьников?

Сущность тьюторского действия.

Кто может быть тьютором?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторская компетентность современного классного руководителя.

Подготовила:  Егерева.С.А,

учитель английского языка

МБОУ «ВОШ г.Тулы»

Тула 2017

    Современное общество предъявляет к обучающемуся новые требования, а переход на новые образовательные стандарты актуализирует проблемы, связанные с разработкой нового содержания, индивидуализированных стратегий развития ученика в качестве субъекта собственной деятельности, с подготовкой педагога-профессионала, способного проектировать пространство «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности».

1. Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника?

2. В чем специфика деятельности тьютора?

Тьютор в школе 

   Тьютор – преподаватель (в университетах Англии),  домашний учитель, репетитор, наставник.

      Феномен тьюторства сформировался в Англии в 12 веке. Вся система работы  Оксфорда и Кембриджа построена как тьюторская. У каждого студента в этих университетах, помимо профессора и преподавателя семинарских занятий, обязательно есть тьютор.

 В России тьюторство в школах появилось относительно недавно – в 2008 году.

        В  2008 году в реестр должностей официально была введена должность «тьютор». Что это значит? Каждый директор школы, если считал нужным, мог взять в штат специалиста на тьюторскую должность.  Но вообще первый опыт  тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском академгородке. В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально. Было  фактически ликвидирован институт классного руководства, переведя классного руководителя на параллель. 

     Не обязательно, чтобы в школах была  должность тьютора. В некоторых школах она называется: классный руководитель, классная дама, гувернер и т. д., важно, что сами специалисты понимают – они осуществляют именно тьюторскую деятельность.

3. В чем специфика тьюторской деятельности  в целом и в школе в частности?

Тьютор – это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности.

     

     Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности.  Наряду с этим существует такая фигура «тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные  познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу.

4. В чем состоит сущность тьюторского действия?

     Во-первых, это создание среды выбора. Например, если ребенку хочется рисовать или играть на музыкальном инструменте, важно создать так называемую «избыточную»  среду. Иначе как ребенок поймет, что ему нравится играть на скрипке, если он скрипки не видел никогда, а видел только баян, например. Ребенку нужно дать возможность познакомиться с разными видами музыкальных инструментов.

    Во-вторых, это навигация, когда ребенку уже  предложены различные варианты,  и тьюторанту (тому, с кем тьютор занимается) надо все их попробовать. И навигация заключается в том, что тьютор обсуждает преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с тьюторантом, к какой стратегии ведет тот или иной шаг.

    В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной  программы. Например, ребенку нравятся яркие цвета, он хочет ими рисовать. А потом в процессе тьюторской работы  выясняется, что с помощью ярких цветов не только рисовать можно, но использовать их в аппликации и т. д.

    Вот так последовательно и разворачивается тьюторское действие.

5. Где  готовят сегодня тьюторов?

     В нашей стране сейчас постепенно оформляется система  подготовки и переподготовки  в области тьюторства.  На сегодняшний день существуют пять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www. *****) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары), которые проводят курсы ПК. Подготовка тьюторов пока осуществляется  в единственном месте – Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в тьюторской магистратуре.

6.Чему именно учат будущих тьюторов, по каким программам их готовят?

      Большинство программ по подготовке тьюторов – это авторские курсы, включающие как философско-теоретические основания тьюторства, так и практические занятия по освоению тьюторских технологий. 

     Магистратура при МПГУ называется «Тьютор в сфере образования», поэтому здесь читают курсы по различным направлениям данной области: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство.

7. Кто обычно становится тьютором?

       

     В основном  это учителя, психологи, преподаватели высшей школы, которые хотят получить профессиональную переподготовку в области тьюторства. Создана тьюторская модель работы в системе повышения квалификации. Поэтому  с каждым человеком беседуют специалисты, выясняют, почему он хочет изучать именно  тьюторство и как встраивается тьюторство в рамки его дальнейшей профессиональной карьеры.

       И уже после этого под его конкретные запросы  выстраивается программа обучения. Таким образом, у каждого будущего тьютора практически оформляется своя индивидуальная программа обучения.  Поэтому учиться могут любые специалисты: завучи, психологи, учителя, директора.

8. Что дает тьюторская помощь самим педагогам, директорам школ?

      Интересно обсудить эффекты тьюторского сопровождения не только по отношению к детям, но и по отношению к самому педагогу. Для учителя и вообще любого специалиста в образовании это дает возможность оптимально выстраивать дальнейшую карьеру.  (Например, приходит в школу молодой специалист после вуза, хочет «двигаться», «расти», а какие у него  реальные возможности? В школе директор и два завуча, если молодой преподаватель будет слишком активен, у него появляются разного рода проблемы, так как он начинает мешать окружающим  «своим новаторством». Если же в школе есть тьютор или научный руководитель, который владеет тьюторской технологией, то он как раз поможет молодому педагогу оформить образовательную программу в соответствии с его приоритетами. Одному в педагогике, например, в первую очередь интересна психология  детей, и он хочет углубиться в эту профессиональную область, другого интересуют современные образовательные технологии, и ему  нужно предоставить возможность участия в такого рода конференциях и т. д. Для тьютора эта работа строится на тех же принципах, что и при работе с детьми, только при общении с  ребенком тьютор  работает с его познавательными интересами, а при работе со  взрослым –  с  его профессиональным развитием).

9. Методики, по которым учат тьюторов, разрабатываются в России?

10. Или есть и зарубежные методы?

11. Коррелируются (соотноситься, соответствовать) они с российскими реалиями?

       Сегодня в нашей стране владеют как зарубежными, так и отечественными (авторскими) методиками. Есть международные тьюторские программы, но они, конечно, же коррелируются.  Создаётся общий банк таких образовательных технологий, который так и называется «Технологии открытого образования».  В то же время в рамках Тьюторской ассоциации сейчас активно  идет оформление собственных авторских разработок.  

      На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях  24 регионов РФ, это примерно около 100 специалистов.  Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр. В таких центрах проводятся исследования по тьюторству,  специалисты участвуют в конференциях, делают доклады, публикуют статьи в  специализированных сборниках, кроме того, там организуются  центры повышения квалификации, которые обучают или осуществляют переподготовку специалистов-тьюторов. (Сейчас у нас в стране работают уже пять сертифицированных центров, которым дано право на повышение квалификации. Это Москва, Томск, Удмуртия, Чувашия и Волгоград. А в скором времени возможно оформление еще пяти региональных центров – в Новосибирске, Перми, Владивостоке, Архангельске и Ростове-на-Дону.  То есть сейчас у нас  наблюдается явная тенденция  к расширению Ассоциации.)

12. В любой школе необходим тьютор?

    Любая школа имеет право вводить должность тьютора в соответствии с квалификационным справочником. Но если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и  не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен.

    В принципе, если взять новый стандарт образования, то там написано, что нужно помогать ребенку в индивидуализации, сопровождать индивидуальные учебные планы, что дети должны уметь делать выбор... В реестре профессий, которые должны быть в школе, значится должность «тьютор».

13. Любой может стать тьютором или нужна какая-то предварительная подготовка еще до тьюторской специализации?

       

     Для того чтобы специалист прошел нашу магистратуру и стал тьютором, он должен сначала закончить хороший педагогический бакалавриат или иметь реальную педагогическую практику. Он обязательно должен знать, что такое учитель, воспитатель. Есть разные модели тьюторской работы. Могут быть конкрентные специалисты, которые осуществляют тьюторскую деятельность, и есть, например, классные руководители, психологи или социальные работники, которые обладают тьюторскими компетенциями.

Но прежде всего нужно хорошо разбираться в сущности педагогической работы как таковой, чтобы уже затем понимать специфику именно тьюторского сопровождения образовательной программы.

        Оказание помощи, поддержки учащемуся, создание условий для его саморазвития определяется термином «тьюторство». На сегодня в стране пока ещё мало дипломированных специалистов, подготовленных к работе в должности «тьютор». Поэтому так важно, чтобы классные руководители обладали тьюторскими компетентностями, владели технологиями тьюторского сопровождения.

 Среди многочисленных задач, которые решает классный руководитель, главная – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их развития и социализации. Главная задача тьютора заключается в расширении существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое.

Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определённый, известный учителю путь, по которому надо провести ученика. Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор пути.

 

Классный руководитель как тьютор должен обладать следующими компетенциями:

 

  • профессиональная педагогическая компетентность: владение современными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые для себя технологии, моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс;
  • психологическая компетентность;
  • владение техниками конструктивного общения;
  • компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.

 

Современный классный руководитель должен владеть психологической компетентностью, техниками конструктивного общения. В этом нашим педагогам помогает психолого-педагогическая поддержка. Психологами проводятся диагностики профессиональной компетентности педагогов, а также тренинги, направленные на формирование и развитие педагогических компетентностей, ценностного отношения к индивидуальному и профессиональному опыту, рефлексивной культуры педагога.

    Педагоги активно используют в своей практике элементы технологии тьюторского сопровождения.

    Технологии  тьюторского  сопровождения – это технологии, которые помогают организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в конкретную деятельность, которая  возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и т.д.).

         Опытный классный руководитель должен умело использовать технологии, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом классного руководителя как тьютора можно назвать вопрос и умение с ним работать. Вовремя и корректно поставленные вопросы способствуют углублению познавательного интереса, позволяют сузить или, наоборот, расширить тему предполагаемого проекта, помогают определить дальнейшее развитие и реализацию предпрофессионального самоопределения в дальнейшем.

         Современные педагоги должны понимать, что содержание тьюторской функции заключается в сопровождении каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. Здесь важно, с одной стороны, осуществление помощи ученику в осознанном выборе, а, с другой стороны, при необходимости обсуждение проблем и трудностей процесса самообразования, у него возникающих.

       Конечно, тьюторское сопровождение в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, но в самом общем виде оно представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, но на каждом из них реализуются технологии портфолио.

 

    На первом этапе, диагностико-мотивационном, происходит выявление познавательного интереса ученика. В данном случае классным руководителем могут использоваться такие методы, как анкетирование, беседа, наблюдение. Главное на этом этапе – развитие и стимулирование у учащегося мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

    Основным содержанием второго этапа, проектировочного, является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. В идеале классным руководителем, владеющим тьюторскими компетенциями, оказывается помощь ученику в определении путей реализации своего интереса, определение направления движения учащегося к цели. Классный руководитель направляет ученика к учителю-предметнику, рекомендует специалиста, который поможет ему реализовать свой познавательный интерес.

    На третьем этапе оформляется новый тип портфолио – презентационное. Оно создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной учащимся специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидетельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

     На четвёртом этапе, аналитическом (рефлексивном), осуществляется анализ итогов деятельности. Проводится рефлексия пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. На этом этапе актуально портфолио достижений. В портфолио достижений могут входить оригиналы или копии творческих работ учащегося; отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса; отзывы сверстников, одноклассников и т. п.; выписки из журнала успеваемости, экрана рейтингового оценивания и т. п.; оценка работы классным руководителем или учителем-предметником и описание перспектив возможного дальнейшего развития; резюме самого учащегося: краткое описание наиболее важных с его точки зрения результатов, достигнутых в этой работе.

         Таким образом, основная цель тьюторского сопровождения заключается в «расширении» существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое. Открытое образовательное пространство формируется благодаря созданию широкого поля творчества, проектной и исследовательской работы учащихся, развитию школьного самоуправления и соуправления.

 Учащиеся принимают участие в разного рода мероприятиях.

Обучение и участие учащихся в мероприятиях обеспечивают не только развитие способностей и компетентностей учащихся, но и, как следствие, успешную социализацию в обществе каждого школьника.

 

     По мнению ведущих современных педагогов, среди основных результатов, получаемых уже сегодня в различных тьюторских практиках, можно выделить:

 

 • раннее профессиональное самоопределение;

 • умение делать выбор;

 • оформление собственных интересов;

 • понимание и сознательное подчинение норме;

 • опыт работы с ресурсами различного типа;

 • опыт самопрезентации в различных сообществах;

 • опыт работы в команде;

 • умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

 • опыт самооценки;

 • опыт выстраивания собственной индивидуальной образовательной траектории;

 • проектные и исследовательские компетентности.

 

       Но добиться таких результатов классному руководителю без психолого-педагогической поддержки невозможно. Он должен обязательно работать с психологом: педагог-психолог осуществляет диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу. В гимназии сформирован банк данных по мониторинговым обследованиям учащихся (сфера интересов, интеллектуальные способности, коммуникативные умения, навыки созидательной деятельности), проводятся индивидуальные и групповые консультации, тренинги как для учащихся, так и для их родителей. Педагог-психолог помогает классным руководителям  овладевать методиками, которые способствуют формированию у них тьюторских компетенций.

 

      В завершение мы можем сделать следующие выводы:

  • цель деятельности тьютора состоит в сопровождении процесса становления обучающегося как субъекта собственной деятельности в ситуации неопределённости через работу с индивидуальной образовательной программой;

 

  • в условиях современной школы классный руководитель должен владеть тьюторскими компетенциями и тесно сотрудничать с коллегами, педагогами-психологами и родителями;

 

  • формирование у педагога тьюторской позиции (как одной из актуальных проблем педагогики профессионального образования) выступает показателем педагогического профессионализма и является условием становления субъектной позиции учащегося в рамках реализации требований ФГОС к качеству образовательных результатов.

 

Список литературы:

 

1. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1–4. – М.: Педагогический университет, ИД «Первое сентября», 2010.

2. Махов А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2012.

3. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Белгород, 2011.

4. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения. Материалы международной научно-практической конференции (28–30 марта 2012 г., г. Пермь). – Пермь: ПГГПУ, 2012.

Егерева Светлана Алексеевна,

учитель английского языка

 МБОУ  «ВОШ г. Тулы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный классный руководитель в воспитательном процессе образовательного учрежедния

Выступление Т.А. Корчагиной, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области, на городской конференции классных руководителей по теме: "Современный класс...

круглый стол "Современный классный руководитель"

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих –  ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются....

Современный классный руководитель

Каким должен быть классный руководитель, цель его работы, взаимоотношения со школьниками - этому посвящен данный материал....

Современный классный руководитель 2013

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук...

Условия эффективного сотрудничества современного классного руководителя с классным коллективом

В XXI веке  деятельность классного руководителя актуальна. Для эффективного сотрудничества классного руководителя  с классным коллективом необходимо  выполнение определенных условий....

Современный классный руководитель

в данной сатье я размышляю о том, кто же он такой, классный руководитель, поменялась ли его роль в 21 веке....

Круглый стол "Современный классный руководитель"

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих –  ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются....